Психолог
Правильная ссылка на статью:
Савинков С.Н., Коваль Н.А — Проблема разработки психологической модели профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России // Психолог. - 2021. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.3.34821 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34821
Проблема разработки психологической модели профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России
Савинков Станислав Николаевич
Ведущий психолог ФКУ ЦЭПП МЧС России; доцент кафедры психологии Московского гуманитарно-
экономического университета
127055, Россия, Москвская область, г. Москва, ул. Угловой Переулок, 27а, каб. 2-5
Коваль НЬша Александровна
доктор психологических наук
профессор, кафедра социальной и возрастной психологии, Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина
392036, Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, 181И
Статья из рубрики "Психология развития"
DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.34821
Дата направления статьи в редакцию:
10-01-2021
Аннотация: Современный период развития общества характеризуется активным становлением новых психологических, философских и социально-экономических знаний, когда значительно повышается значимость не только высокой продуктивности специалиста, но и его надежности. Особенно в условиях неопределенности и многозадачности. В связи с этим особое значение приобретает проблема не только профессиональных, но и личностных качеств сотрудников МЧС России. Поскольку сотрудникам МЧС России, в ходе выполнения своей профессиональной деятельности приходится достаточно часто сталкиваться с проблемами личной ответственности, нравственности, морали и этики, они обладают особенными представлениями о профессионально-личностной надежности. В статье представлены результаты теоретического анализа, целью которого является определение оснований для создания психологической модели развития профессионально-личностной надежности
сотрудников МЧС России. Авторами проанализированы психологические, педагогические, инженерные, социологические и юридические исследования, посвященные изучению надежности. Раскрыты основные структурные компоненты психологической модели развития надежности у сотрудников МЧС России. Намечены перспективы дальнейших исследований.Развитие личностно-профессиональной надежности - является актуальной проблемой современной психологии и требует всестороннего научного изучения. А проблема создания психологической модели развития личностно-профессиональной надежности сотрудников МЧС России имеет острую необходимость и не теряет своей актуальности.
Ключевые слова: сотрудники МЧС России, надежность, психологическая модель, развитие, психология, исследования, теоретический анализ, детерминанты, структурные компоненты, нравственность
Современный период развития общества характеризуется активным становлением новых психологических, философских и социально-экономических знаний, когда значительно повышается значимость не только высокой продуктивности специалиста, но и его надежности. Особенно в условиях неопределенности и многозадачности. В связи с этим особое значение приобретает проблема профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России. Поскольку сотрудникам МЧС России, в ходе выполнения своей профессиональной деятельности приходится достаточно часто сталкиваться с проблемами нравственности, морали и этики, они обладают особенными представлениями о профессионально-личностной надежности.
Надежность занимает особое место среди профессиональных качеств сотрудников МЧС России, ведь именно от эффективности сотрудника зависит судьба других людей. Психология развития и акмеология имеют значительный научно-практический ресурс в раскрытии закономерности и механизма развития потенциала профессионально-личностных качеств, поэтому актуальность проблемы надежности сотрудников МЧС России приобретает важное, как научное, так и социально-управленческое значение.
Методологической основой нашего исследования являются концепции, раскрывающие основные положения психологического подхода:
- изучение профессионализма и проблем его развития (В.А. Бодров, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, О.В. Москаленко, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, Ю.В Синягин и др.);
- генетического, в котором изучается развитие психической структуры из ее исходного прообраза (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);
- субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.К. Шабельников и др.);
- психолого-акмеологические концепции профессиональной компетентности субъектов деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.);
- труды, посвященные разработке путей профессионального становления и оптимизации деятельности специалистов (Л.Г. Лаптев, Е.А. Яблокова и др.);
- концепции осознанной саморегуляции человека (О.А. Конопкин, С.А. Корнеева, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий);
- исследования в области психологического отбора и сопровождения сотрудников МЧС России (Ю.Р. Ахватова, Ю.А. Дежкина, В.Ю. Рыбников, А.А. Тарасова, Ю.С. Шойгу и др.);
- синергетический, объединяющей профессионально значимые компетенции с важными для успеха личностными качествами (М.Т. Громкова, С.В. Кульневич, Е.В. Селезнева, Э.Э. Сыманюк. А.С. Огнев, И. Пригожин, Н.М. Таланчук, Г. Хакен и др.);
- деятельностный, в котором, надежность представлена в форме качественной характеристики субъекта трудовой (профессиональной) деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский и др.);
- гуманистический, раскрывающий профессиональное развитие как процесс самореализации личности и появление новых профессионально важных личностных образований (А.Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Ш. Бюллер, С.В. Кульневич, А. Маслоу, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, И.А. Якиманская и др.);
- социально-психологический, раскрывающий проблемы надежности как качества различных групп, а также проблемы социального обучения представителей экстремальных видов профессиональной деятельности (Т.А. Антопольская, А.И. Дука, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.);
- акмеологический, описывающий деятельность в динамике роста личности специалиста
и профессиональных отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Е. Варфаломеева, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, М.В. Ермолаева, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, В.Н. Максимова, Л.А Рудкевич и др.).
Основные постулаты рассматриваемых подходов определи своеобразие, несводимость надежности ни к одному из них, обнаружив ее многомерный характер, проявляющийся в многогранности, многоуровневости, многообусловленности, который отражает не статичный, а динамичный характер этого явления, проявляющийся в постоянном движении, изменении, преобразовании компонентов, составляющих его целостность и порождающих каждый раз новый, качественно иной уровень организации основания надежности - уровень владения профессиональной деятельностью.
Можно отметить, что последние исследования в психологии все чаще обращены на личностную надежность исполнителя, поскольку в обществе формируется запрос на квалифицированного специалиста, обладающего высокоморальными качествами, устойчивого к неблагоприятному воздействию жизненных трудностей (даже экстремальных). Между тем, работ, посвященных анализу надежности в структуре профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России, нам обнаружить не удалось.
В научной психологической литературе не нашли своего отражения проблемы, связанные с разработкой и научным обоснованием психологической модели развития надежности в структуре профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России в процессе их профессиональной деятельности. На сегодняшний день перед научным и профессиональным сообществом остро стоит задача по разработке методического инструментария по развитию надежности сотрудников МЧС России, который недостаточно представлен или отсутствует в распоряжении специалистов обеспечивающих деятельность сотрудников силовых структур. Таким образом, развитие профессионально-личностной надежности - является актуальной проблемой современной психологии и требует всестороннего научного изучения. А проблема создания психологической
модели развития профессионально-личностной надежности сотрудников МЧС России имеет острую необходимость и не теряет своей актуальности.
Анализ психологической литературы позволяет нам сделать вывод, что развитие надежности сотрудников МЧС России, является важным этапом на пути их становления как профессионалов, активных специалистов, способных эффективно применять свои знания в профессии, однако разработка психологической модели надежности сотрудника МЧС России, поможет .
Профессиональная надежность сотрудников МЧС России, анализирующая в разнообразных направлениях психологии, находится в зависимости от индивидуальных особенностей сотрудников, личностных факторов, качества профессиональной подготовки.
Ведущими критериями надежности сотрудников МЧС России являются самоконтроль, который проявляется в умении регулировать эмоционально-волевые качества; профессиональная ответственность, которая нацелена на своевременное устранение или предотвращение профессиональных ошибок, социальная активность -характеризующаяся отношением к обществу, умением проявлять себя в общественных отношениях; морально-психологическая устойчивость обеспечивающая поддержку личности в трудных условиях профессиональной деятельности.
В науке, проблема надежности приобрела значение в середине прошлого века и рассматривалась применительно к технической надежности аппаратов. А.И. Берг в 1960 г. одним из первых определил надежность как «вероятность сохранения качественных
показателей в течение заданного времени» Однако, при этом, относил надежность к проблеме психологии человека, выполняющего определенную работу и отвечающего за ее качество.
В конце прошлого столетия понятие надежности все чаще стало использоваться и при анализе явлений в гуманитарных науках. Впервые проблема надежности была поставлена в инженерной психологии как вопрос о надежности профессиональной деятельности.
Надежность в профессиональной деятельности предполагает такое выполнение специалистом своих обязанностей, при котором он выполняет их в заданных условиях без ошибок и укладывается в необходимый временной промежуток. Получение таких результатов возможно, только если все системы организма человека (физические и психические) работают слажено.
Б.Ф. Ломов [19; 20] одним из первых затронул проблему надежности человека-оператора. Он определял ее как возможность той или иной системы работать в течение заданного времени с заданной точностью. При этом отмечал, что надежность изменчива, не стабильна, а также подвержена существенным индивидуальным колебаниям и многофакторным зависимостям.
В своих исследованиях К.В. Фирсов, дает определение психической надёжности как одной из основных составляющих профессиональной надёжности человека. Она определяется как «системное качество психики специалиста, позволяющее ему эффективно и безотказно выполнять задание в течение заданного времени и в заданных условиях»
С точки зрения Е.С. Протанской: «надежность - это важное условие становления
профессиональной этики в новейших условиях, совокупностью понимания долга, где смысл работы - это не выгода, успех, карьерный рост, а служение обществу и людям»
Согласно данным исследований В.И. Моросановой и ее коллег-43!, которое было посвящено изучению личностных и регуляторных предикторов надежности профессионального действия было отмечено, что для спасателей, наиболее важны их действия в ЧС, так как они требуют мобилизации психологических ресурсов.
В отечественной психологии —6—15—18—22—23], надежность рассматривается как составляющая профессиональной деятельности, а также в зависимости от степени подготовленности специалиста; как способность индивида сохранять требуемые качества в условиях возможного усложнения обстановки, как поведенческое умение, соответствующее этическому кодексу профессии, раскрывающееся в затруднительных обстоятельствах. Однако, несмотря на все разнообразие оценок и мнений, в современной психологической науке мы можем наблюдать два основных направления к изучению надежности: в профессиональной деятельности (как профессиональное качество), в межличностном взаимодействии (как личностное качество).
В рамках деятельностного подхода —4—19—22—29—30—36—надежность тесно связывается с трудовой деятельностью человека. По мнению Б.Г. Ананьева-1!, при взаимодействии труда, общения и познания происходят качественные сдвиги в развитии психики человека, формируются его профессиональные качества и интересы.
М.А. Котик l-14! исследовал влияние преднамеренных и непреднамеренных ошибок на
надежность специалиста. А.А. Благинин I5 анализировал роль личностного фактора в
психофизиологическом обеспечении надежности. В.Ю. Рыбников-30! определил симптомокомплекс личностных свойств в прогнозировании надежности деятельности
специалистов. С.В. Сарычев [35] изучал групповое сознание и мотивация среди социально-психологических компонентов надежности малых групп. Г.С. Никифоров[23] отмечает важность личностного подхода к обеспечению надежности профессиональной деятельности, а также ее связь с психическим здоровьем специалиста.
В работах Б.Ф. Ломова, М.А. Котика надежность представлена в виде следующих определений:
- свойства людей, которые характеризуют их возможность безотказно выполнять деятельность в конкретных условиях за отведенное время;
- умения оптимально выполнять профессиональные обязанности за отдельный промежуток времени и в заданных условиях;
- способности к сохранению необходимого качества в конкретное время в определенных условиях.
Что касается реализации устойчивости в рабочем процессе, то данная характеристика также много значит в процессе рассмотрения надежности сотрудника. Чем выше уровень развития личностных и профессионально значимых качеств, тем эффективнее и успешнее профессиональная деятельности человека.
В исследовании Фирсова К.В. дается определение психической надёжности как одной из основных составляющих профессиональной надёжности человека. Она определяется как
«системное качество психики специалиста, позволяющее ему эффективно и безотказно выполнять задание в течение заданного времени и в заданных условиях»
Е.Ю. Стрижов [37; 38], в своих работах отмечает, что осознание нравственных ценностей, таких как вера, надежда, любовь, мудрость, справедливость, мужество, умеренность и их принятие в качестве принципов своего поведения предопределяют развитие надежности специалиста.
Таким образом, надежность - это важнейшая личностная характеристика субъекта профессиональной деятельности, необходимая для определения качества его функционирования. Также, для развития личностно-профессиональной надежности сотрудника необходимо определить степень развития его морально-нравственных качеств, оказывающих влияние на личностно-профессиональное становление и развитие.
Надежность сотрудников МЧС России, способных на практике эффективно решать все более усложняющиеся компетенции, изучается и развивается как важная составляющая их профессиональной деятельности.
В работах В.М. Крук, личностная надежность специалиста определяется как «интегральное психологическое образование, которое детерминирует динамическое
соответствие его поведения, установленное нормами и требованиями профессии» Таким образом, обеспечение личностной надежности специалиста возможно за счет проведения целостной системы мероприятий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального поведения, в соответствии с требованиями и нормами данной профессии.
На основе многолетнего изучения проблемы развития профессионально-личностной надежности сотрудников МЧС России, нами была построена психологическая модель развития надежности сотрудников МЧС России (см. рис. 1).
Чтобы раскрыть психологическую модель надежности работника как психологического феномена необходимо обратить внимание в первую очередь на такое качество, как самоконтроль. Самоконтроль можно считать фундаментальным психологическим механизмом, обеспечивающим надежность или ненадежность работника любой из профессий.
Сутью самоконтроля, проявляющегося при выполнении своих трудовых обязанностей у сотрудников МЧС России, является обнаружение и своевременное предотвращение результатов неправомерных действий людей или устранение последствий стихийных явлений.
На эффективность самоконтроля оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. Внешние факторы определяются условиями, в которых нужно совершать профессиональную деятельность, а к внутренним факторам относятся особенности личности конкретного человека.
В понятие саморегуляция следует включить следующие показатели: умение сотрудником управлять собственными чувствами и эмоциями; умение прогнозировать результат своих действий; умение осуществлять внутреннюю регуляцию, выражающуюся в степени активности сотрудника МЧС России в той или иной ситуации.
Также необходимо отметить, что у сотрудников, обладающих повышенной тревожностью,
отмечается чрезмерно высокий уровень самоконтроля. Данные сотрудники испытывают постоянную неуверенность в том, правильное ли решение они вынесли, правильное ли действие сделали. В таком случае сложно говорить высоком профессионализме сотрудников, а если работа связана с риском, то высокая тревожность и чрезмерный самоконтроль могут привести к невозможности принятия нетривиального решения в критической ситуации.
Ответственность сотрудника заключается в умении понимать, каким будет результат исполнения трудовой задачи, выполнять ее в оптимальные сроки и в необходимом качестве, а также понимать, каким образом могут быть использованы результаты его деятельности другими людьми. Результаты выполнения одних трудовых действий несут пользу обществу, а результаты других - вред. Из этого следует, что работник ответственен не только за саму работу, но и за то, как его деятельность и результат отразиться на других людях. Чем выше человек занимает место в обществе, тем выше у него должно быть развито чувство ответственности.
Выделяют разные формы ответственности: правовая, нравственная, политическая, профессиональная и др. Каждая из них проявляется в рамках своей специфики. Например, правовая ответственность заключается в правах, которые закреплены за каждым гражданином страны, а также, вступая в трудовые отношения, у сотрудника появляются профессиональные права, которые регулируются трудовым законодательством и нормативными актами в организации.
Надежность для сотрудника МЧС России имеет первоочередную важность, ведь данная профессия сопряжена с огромным риском и ответственностью, как за себя и свою деятельность, так и за жизни других людей —28—З9-. Ответственность также проявляется в добросовестном исполнении служебных обязанностей и следованию рабочим инструкциям, которые помогают человеку решать сложные профессиональные задачи. Ответственный сотрудник не станет выполнять свою работу «спустя рукава».
Ежегодно выпускается все больше разных устройств, помогающих облегчить обычную жизнь и профессиональную деятельность, поэтому увеличиваются запросы на нравственно надежных сотрудников. Чтобы обеспечить безопасность трудовой деятельности сотруднику МЧС России необходимо не только быть профессионалом в своем деле, но и обладать определенными моральными характеристиками.
Морально-нравственная надежность сотрудника заключается в проявлении профессиональной честности, несении юридической и моральной ответственности за жизнь и здоровье людей, а также чувство удовлетворения от качественно выполненной трудовой задачи. Особое место в системе надежности отводится нравственному контролю, ключевым инструментом которого является совесть. Также не следует забывать о честности. Данное качество высоко ценится, и такого сотрудника очень уважают коллеги. Также считается, что честность является неотъемлемым компонентом надежности профессиональной деятельности. А честность вместе с добростовестностью
являются основой для формирования устойчивых професиональных отношений I32!. В подтверждении необходимости такого качества как честность для профессиональной надежности, можно отметить, что большое количество работодателей среди различных моральных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, выделяют особое место честности сотрудника.
Отказ является очень значимым фактором, оказывающим влияние на надежность сотрудника. Под отказом понимают развитие негативных функциональных или
органических процессов в психике, которые приводят нарушению или прекращение работы. Существует два вида отказов: временные и неустойчивые. Временные отказы могут иметь устойчивый или неустойчивый характер. Неустойчивые отказы выражаются в сбоях, которые иногда происходят, а вот если происходит устойчивый отказ, то следует отсутствие работоспособности на довольно продолжительный срок.
Если в профессиональной деятельности человека накопились отказы любого вида, значит, их наличие определяется наличием разных ошибок. Ошибкой является отклонение в деятельности и в ее итоге, а так же выполнение действий или бездействие, которые приводят к колебаниям, нарушающим допустимые пределы управляемых характеристик [26; 35; 36].
По мнению Г.С. Никифорова^^З!, проблемы надежности в психологии появились в связи с возникновением проблем с ошибками. В психологии ошибкой является неадекватность отражения в сознании человека реальной деятельности. Понятие ошибки изучается с помощью разных подходов: функционального, временного, результативного. К признакам ошибок относят нарушения, которые проявляются с позиции точности, быстроты, правильности и результата выполнения поставленной трудовой задачи.
Также нужно помнить о том, что на профессиональную надежность большое влияние оказывают внутренние психологические условия, к которым можно отнести психологические механизмы, психологические функции и индивидуально-психологические свойства личности. Все эти характеристики обязательно нужно учитывать при формировании профессиональной надежности сотрудника.
Профессиональная подготовка сотрудников должна включать формирование и развитие у них саморегуляции как психологического механизма, благодаря которому обеспечивается надежность профессиональной деятельности. Поэтому, еще на этапе профессиональной подготовки в образовательном учреждении высшего профессионального образования необходимо реализовывать эффективное психологическое сопровождение по развитию профессиональной надежности будущих сотрудников МЧС России [43!.
Критерии с формирование ста надежности: уверенность в профессиональной деятельности;
- морально-психологическая устойчивость;
- самоконтроль и саморегуляция;
- профессиональное прогнозирование;
- социальная активность
Рисунок 1. Психологическая модель развития надежности в структуре профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России
В ходе профессиональной адаптация сотруднику необходимо не только проявить свои знания и физические возможности, а также научиться быть эффективным звеном в рабочем коллективе, но и развивать в себе такие качества как стрессоустойчивость и склонность к риску.
Работа сотрудников МЧС России является очень опасной, поэтому сотруднику нужно обладать стрессоустойчивостью. В процессе выполнения своей профессиональной
деятельности часто возникают ситуации повышенного риска Поэтому важным
направлением работы с новыми кадрами является их психологическое обеспечение, которое помогает сотруднику быстрее и успешнее пройти процесс адаптации и приступить к профессиональной деятельности. В процессе повышения уровня квалификации сотрудник овладевает профессиональным мастерством.
Ведущими критериями надежности сотрудников МЧС России являются самоконтроль, который проявляется в умении регулировать эмоционально-волевые качества, профессиональная ответственность, которая нацелена на своевременное устранение или предотвращение профессиональных ошибок, социальная активность -
характеризующаяся отношением к обществу, умением проявлять себя в общественных отношениях, и, конечно, морально-психологическая устойчивость - обеспечивающая поддержку в трудных условиях профессиональной деятельности.
Психологическая модель развития профессионально-личностной надежности сотрудников МЧС России будет постоянно изменяться т.к. зависит от множества компонентов, входящих в ее состав и структуру.
Также не следует забывать о том, что психологические характеристики людей различны, причем различия могут быть настолько критичны, что одни работники МЧС России, обладая всеми необходимыми физическими показателями, а также имея сильную мотивацию, могут только достигнуть необходимого минимума в профессии и даже спустя большое количество лет, не достигнуть профессионального мастерства. Поэтому необходимо учитывать и специфические качества сотрудников, например, устойчивость к эмоциональным изменениям, низкую тревожность и умение рисковать.
Под социальным заказом общества понимается отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности государственного учреждения или общественного института. Социальный заказ во многом определяет существующее отношение к проблеме надежности сотрудников силовых структур.
Среди условий и факторов, препятствующих развитию профессионально-личностной надежности можно определить:
- низкий уровень социальной активности и морально-нравственного развития;
- недостаток внимания руководства к потребностям и нуждам подчиненных;
- формальный подход в оценке ошибок сотрудников;
- субъективные обвинения, без желания разбираться в сути возникшей ситуации;
- как следствие, конфликтные ситуации внутри коллектива и негативные переживания сотрудника.
Таким образом, критериями сформированности профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России являются:
- уверенность в своей профессиональной деятельности и точное выполнение;
- морально-психологическая устойчивость;
- самоконтроль и саморегуляция;
- профессиональное прогнозирование;
- социальная активность.
Плотное переплетение проблем надежности профессиональной деятельности и психического здоровья человека формирует интересную область исследований, которыми можно заниматься разным специалистам и с различных ракурсов. Естественно, что при этом важно учитывать значимость психического здоровья и для повседневной жизни человека. Сотрудник, у которого есть необходимая профессиональная подготовка и, нет нарушений функциональных систем организма, все равно считается потенциально проблемным в плане профессиональной надежности, если с точки зрения психического состояния существуют проблемы, даже на первый взгляд незначительные.
Перспективами дальнейшего изучения проблемы развития личностно-профессиональной надежности сотрудников МЧС России может стать разработка системы сопровождения в процессе их профессиональной деятельности и подготовка методических рекомендаций
по сопровождению сотрудников силовых структур работающих в экстремальных условиях.
Библиография
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 282 с.
2. Берг А.И. Проблема номер один - надежность // Техника молодежи. 1960, № 10. С. 7-10.
3. Бобнева М.И. К проблеме надежности человека (о закономерных и случайных отказах в работе оператора) // Проблемы инженерной психологии. Материалы конференции. Выпуск 2. Под ред. Б.Ф. Ломова и В.П. Зинченко. Л., 1965. С. 7-13.
4. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надёжность: Человек в системах управления техникой. М.: ИП РАН, 1998. 288 с.
5. Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. 139 с.
6. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: дис. докт. психол. наук. СПб.: СПГУ, 2003. 403 с.
7. Головей Л.А. Психология профессионального развития. СПб.: СПбГУ, 2009. 116 с.
8. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: диссер. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. 175 с.
9. Деккерт Д.В. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России // Вестник ЧГПУ. 2012. С. 48-56.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2006. 428 с.
11. Ипатова Л.Ф. Социально-психологическое обеспечение надежности деятельности оперативного персонала на энергопредприятиях: автореф... дис. кандид. психол. наук. Ярославль, 2006. 26 с.
12. Коваль H.A. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. 152 с.
13. Коваль H.A. Специфика нравственных ценностей в профессиональном становлении специалиста // Учитель социальный педагог-социальный работник и их практическая деятельность: Сб. науч. ст. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. С. 12-19.
14. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1989. 447 с.
15. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: автореф. дис. док. психол. наук. М.: Институт мировых цивилизаций, 2012. 45 с.
16. Крылов А.А. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1п^р:// www.e-reading.club/ (дата обращения: 30.10.2020).
17. Лаухина И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №8(54). С. 75-79.
18. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
19. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 3-22.
20- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. 444 с.
21. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России: пособие М.: Центр экстренной психологической помощи МЧС России, 2006. 384 с.
22. Небылицин В.Д. К надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9-18.
23. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1996. 172 с.
24. Осадчук О.Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 86-88.
25. Осипов А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: дис... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 197 с.
26. Поярков С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России: дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. 140 с.
27. Протанская Е.С. Моральная надежность - категория профессиональной этики // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя / Материалы науч. конференции 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: СПб. философское общество, 2000. С. 130-132.
28. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. М.: ВНИИПО, 2003. 148 с.
29. Пугачева Е.В. Теоретические аспекты профессиональной надежности работника в организации // Современная психология, 2013. № 1. С. 2-8.
30. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. СПб.: СПб ун-т МВД, 2000. 205 с.
31. Савинков С.Н., Коваль Н.А. Представления о личностной надежности у сотрудников МЧС России // Психолог. 2019. № 2. С. 37-45.
32. Савинков С.Н., Коваль Н.А., Комаров В.В. Психология надежности сотрудника МЧС России: духовно-нравственный подход: монография. Казань: Бук, 2020. 214 с.
33. Савинков С.Н. Проблема изучения надежности как личностно-профессионального качества специалиста в психологической науке // Мир науки. Психология и педагогика. 2019. Т. 7. № 2. С. 60-69.
34. Савинков С.Н. Профессиональные качества сотрудников МЧС России как проблема современной психологии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2. С. 344-347.
35. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности : автореф... дис. канд. психол.наук. М., 1993. 30 с.
36. Стрельникова Ю.Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля: дисс.док. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2016. 582 с.
37. Стрижов Е.Ю. Нравственная надежность личности как психологическая проблема // Вестник ТГУ. Серия: Психологические науки. 2007. № 9 (53). С. 41-47.
38. Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ.2009. № 1. С. 38-46.
39. Тарасова А.А. Психодиагностическое сопровождение как часть обеспечения
профессиональной надежности специалистов МЧС России// Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. М., 2019. С. 59-64.
40. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков // Вестник СПб ГПС МЧС России. 2010. № 3. С.84-88.
41. Тихомирова О.В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы) // Общество и право. 2008. № 1(19). С. 286-289.
42. Фирсов К.В. Психическая надежность летного состава: автореф... дис. канд. психол. наук. Москва, 1996. 26 с.
43. Шойгу Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов ВУЗов МЧС России - будущих спасателей (обоснование психодиагностического инструментария): дисс.. канд. психол. наук. Москва, 2013. 168 с.
44. Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.V., Kondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. V.10. № 4. P. 195-207.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью
«Проблема разработки психологической надежности сотрудника МЧС России»
модели профессионально-личностной
Предмет исследования - в статье не заявлен. По тексту статьи также непонятно, что является предметом. Возможно, это связно с отсутствием проблемы, которая так и не заявлена в статье.
Название статьи не отражает сути работы. После ее прочтения остаётся непонятно -какую проблему всё-таки позиционирует и изучает автор? Речь идёт о проблемах, связанных со сложностью получения эмпирического материала? О проблемах многообразия подходов к определению феномена профессионально-личностной на дё ж нос ти?
Методология исследования в целом соответствует заявленной теме.
Так, в ней применены методы обобщения литературных данных (материалы и исследования отечественных ученых), методы анализа наработанных в науке подходов к вопросам профессиональной надёжности сотрудников.
Представленный материал скорее относится к виду обзорных исследований, но в этом случае требуется обобщение и сравнении исследовательских позиций и научных подходов на более системном уровне. Просто описание подходов - это не уровень серьёзного исследования.
Эмпирическая часть исследования отсутствует. В отсутствие эмпирического исследования можно было бы представить её в виде сравнительного анализа подходов, структурировать в виде схем и алгоритмов.
Таким образом, с методологической точки зрения статья недостаточно соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с повышенным вниманием к изучению личности сотрудников. Особо остро эта проблема стоит в системе МЧС, где вопросу отбора по профессионально-личностным характеристикам сотрудников уделяется большое внимание. Автор подкрепляет актуальность заявленной темы обзором литературы в области психологии личности, профессионально-личностной надёжности. Актуальность работы была бы более убедительной, если бы автор подкрепил свою позицию статистическими данными о динамике увольнений сотрудников, которые не соответствуют по параметрам надёжности, или о фактах потерь из-за личностных особенностей. Таким образом, авторская позиция о важности изучаемой темы требует подкрепления фактическими данными.
Новизна представленной статьи прослеживается в заявленной теме. Но, к сожалению, в самом тексте статьи новизна отсутствует. По сути автор просто описывает наработанные исследования, не предлагая авторской решение вопроса с научным обоснованием. Стиль, структура, содержание.
Статья структурирована. В ней представлены введение, основная и заключительная части.
Во введении коротко обоснована актуальность заявленной темы. Но требуется объяснение терминологической канвы исследования. Например, что автор понимает под личностной и профессионально-личностной надёжностью, какие структурные компоненты их образуют. По этому поводу существуют разные походы отечественных и зарубежных а в торов . В а ж но ра с шить это т в о про с .
В основной части результаты исследования представлены описательно. Рекомендуется представить результаты исследования в таблицах, графиках, диаграммах, т.е. наглядно. Выводы о критериях сформированности личностно-профессиональной надёжности сотрудника МЧС не подтверждены фактическими данными.
В заключении автор делает выводы, которые недостаточно подкреплены материалами исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Ссылки на литературу в статье присутствуют.
В статье есть некоторые терминологические особенности. Например, автор излишне свободно использует то термин «профессионально-личностная надёжность», то «личностно-профессиональная надёжность». Речь идёт об одном и том же феномене? Тогда есть смысл использовать один термин.
Библиография обширная, она содержит 44 источника. Есть монографии, статьи в периодических изданиях, а также диссертационные исследования. Литературные источники представляют материалы исследований разных лет. Но желательно проанализировать самые свежие исследования, например, за последние 3 года. Апелляция к оппонентам:
Название статьи в целом отражает ее содержания. Но методология статьи не соответствует научному исследованию. Требуется структурировать терминологический аппарат статьи, описать проблему, которая заявлена в названии статьи, а также представить обобщающие результаты сравнения подходов. Статья может быть рекомендована к публикации после доработки.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории к статье может быть высоким после ее доработки. Интерес будет у НЯ-специалистов, рекрутёров, психологов и преподавателей соответствующих дисциплин.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование были предоставлены материалы статьи «Проблема разработки психологической модели профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России».
Область развития профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России представляется крайне актуальной проблемой. Как отмечают авторы, именно в условиях неопределенности и многозадачности особое значение приобретает проблема профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России. Поскольку сотрудникам МЧС России в ходе выполнения своей профессиональной деятельности приходится достаточно часто сталкиваться с проблемами нравственности, морали и этики, они обладают особенными представлениями о профессионально-личностной надежности. В работе авторы опираются на различные научные течения в области исследования проблемы надежности. Среди них выделяются, например: изучение профессионализма и проблем его развития (В.А. Бодров, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, О.В. Москаленко, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, Ю.В. Синягин и др.); генетического, в котором изучается развитие психической структуры из ее исходного прообраза (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже); субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, Е.А Сергиенко, В.К. Шабельников и др.); психолого-акмеологические концепции профессиональной компетентности субъектов деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) и др.
В качестве основного предмета исследования выступает разработка и научное обоснование психологической модели развития надежности в структуре профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России в процессе их профессиональной деятельности.
В работе отмечаются теоретические подходы в различных научных направлениях к определению надежности как определенному феномену в рамках профессиональной деятельности человека. В области теоретического исследования надежности, авторы отмечают такое важное качество как самоконтроль работника. Вместе с тем, авторы вводят и понятие «саморегуляции» личности. Они отмечают, что в понятие саморегуляция следует включить следующие показатели: умение сотрудником управлять собственными чувствами и эмоциями; умение прогнозировать результат своих действий; умение осуществлять внутреннюю регуляцию, выражающуюся в степени активности сотрудника МЧС России в той или иной ситуации. Таким образом, за скобками остается вопрос соотношения понятий «самоконтроля» и «саморегуляции». Авторы указывают, что «у сотрудников, обладающих повышенной тревожностью, отмечается чрезмерно высокий уровень самоконтроля». Вместе с тем, данное утверждение не отмечено ссылкой на какие-либо экспериментальные исследования, не подтверждено научными доказательствами. Создается впечатление, что данное суждение очень субъективное и умозрительное.
В своей работе авторы глубоко изучают морально-нравственную надежность как умение соблюдать моральные предписания. При рассмотрении вопросов профессионально-личностной надежности, авторы указывают на некоторые условия и факторы, которые препятствуют ее развитию. Среди них они отмечают: низкий уровень социальной активности и морально-нравственного развития; недостаток внимания руководства к потребностям и нуждам подчиненных; формальный подход в оценке ошибок сотрудников; субъективные обвинения, без желания разбираться в сути возникшей ситуации; конфликтные ситуации внутри коллектива и негативные переживания сотрудника.
В качестве критериев сформированности профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России авторы отмечают: уверенность в своей профессиональной деятельности и точное выполнение; морально-психологическую устойчивость; самоконтроль и саморегуляцию; профессиональное прогнозирование; социальная активность. В завершении работы, авторы предлагают развивать данное научное направление. Статья выдержана в научном стиле изложения материала. Библиографический список содержит как отечественные, так и зарубежные источники. Хотелось бы отметить, что основным замечанием является недостаточная системность в изложении научного материала, а также отсутствие конкретного разведения понятий «самоконтроля» и «саморегуляции». Если бы статья содержала эмпирические данные, хотя бы опроса сотрудников МЧС, несомненно, это бы усилило ее практическое содержание.