Научная статья на тему 'Проблема разработки методики комплексной оценки эффективности электронного предприятия'

Проблема разработки методики комплексной оценки эффективности электронного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КВАЛИМЕТРИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / E-BUSINESSES / EVALUATION THE EFFECTIVENESS / EVALUATION INDICATORS / QUALIMETRY / COMPREHENSIVE EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старков Александр Николаевич

В статье описывается проблема разработки методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия, применение которой позволит выявить проблемы и перспективы его развития, разработать обоснованные программы совершенствования его деятельности. Рассматривается разработка номенклатуры показателей эффективности, которая включает показатели, позволяющие охарактеризовать финансовое состояние, отношения с потребителем, организацию основных бизнес-процессов, рост и трудовые ресурсы электронного предприятия. Описана методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия, включающая в себя следующую последовательность действий: определение целей оценки; определение номенклатуры показателей эффективности, а также характеристик показателей (статусы и весомости); определение значений показателей эффективности; оценка показателей; свертка оценок показателей эффективности в единую комплексную оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT PROBLEM OF METHODOLOGY FOR INTEGRATED EVALUATION OF ACTIVITY OF AN E-BUSINESSES

The article discusses the features of the methodology for integrated evaluation the effectiveness of e-businesses. Using of this methodology will identify the problems and prospects of e-business's evolution, develop evidence-based programs to improve its performance. Discusses the development of the range of effectiveness indicators, which includes indicators that characterize financial conditions, customer relations, organization, core business processes, growth and labor e-businesses. The described technique of a complex estimation of efficiency of e-businesses, including the following: identifying purposes of evaluation; identification of effectiveness indicators and indicators's characteristics (status and weight); determination of values of effectiveness indicators; effectiveness evaluation; effectiveness indicators convolution estimates into a single comprehensive assessment.

Текст научной работы на тему «Проблема разработки методики комплексной оценки эффективности электронного предприятия»

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №4

УДК 330

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А.Н. Старков

THE DEVELOPMENT PROBLEM OF METHODOLOGY FOR INTEGRATED EVALUATION OF ACTIVITY OF AN E-BUSINESSES

A.N. Starkov

Аннотация. В статье описывается проблема разработки методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия, применение которой позволит выявить проблемы и перспективы его развития, разработать обоснованные программы совершенствования его деятельности. Рассматривается разработка номенклатуры показателей эффективности, которая включает показатели, позволяющие охарактеризовать финансовое состояние, отношения с потребителем, организацию основных бизнес-процессов, рост и трудовые ресурсы электронного предприятия. Описана методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия, включающая в себя следующую последовательность действий: определение целей оценки; определение номенклатуры показателей эффективности, а также характеристик показателей (статусы и весомости); определение значений показателей эффективности; оценка показателей; свертка оценок показателей эффективности в единую комплексную оценку.

Ключевые слова: электронное предприятие; оценка эффективности; показатели эффективности; квалиметрия; комплексная оценка.

Abstract. The article discusses the features of the methodology for integrated evaluation the effectiveness of e-businesses. Using of this methodology will identify the problems and prospects of e-business's evolution, develop evidence-based programs to improve its performance. Discusses the development of the range of effectiveness indicators, which includes indicators that characterize financial conditions, customer relations, organization, core business processes, growth and labor ebusinesses. The described technique of a complex estimation of efficiency of e-businesses, including the following: identifying purposes of evaluation; identification of effectiveness indicators and indicators's characteristics (status and weight); determination of values of effectiveness indicators; effectiveness evaluation; effectiveness indicators convolution estimates into a single comprehensive assessment.

Keywords: e-businesses; evaluation the effectiveness; evaluation indicators; qualimetry; comprehensive evaluation.

Введение

Задача повышения эффективности в настоящее время стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Значимость этой задачи в ближайшем будущем, без сомнения, еще больше возрастет.

Однако, для того чтобы повысить эффективность, нужно, прежде всего, уметь его количественно определять, так как применение численных методов - одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управляющих решений.

Оценка эффективности - первый и основной этап системы управления качеством. Для решения вопросов организации и внедрения системы управления качеством, включающей вопросы планирования, прогнозирования, оптимизации и другие, необходимо разработать объективные методы оценки эффективности. Причем в первую очередь - методы комплексной оценки.

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №4

Электронное предприятие - это децентрализованная бизнес-структура, в которой взаимосвязи с поставщиками и заказчиками и все внутренние процессы реализованы в электронной форме на основе современной сетевой инфраструктуры и Интернет-технологий, что позволяет данной организации с максимальной оперативностью реагировать на меняющиеся условия рынка.

Главной целью создания и функционирования любого, в том числе и электронного, предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Тенденции развития электронной коммерции в международной экономической системе дают возможность заключить, что задача оценки эффективности электронного бизнеса, а также определение оптимальной модели электронной коммерции является важной и актуальной в настоящее время.

По нашему мнению, несмотря на довольно серьезные разработки в области оценки эффективности предприятия, управления непрерывностью бизнеса, существующие методы оценки эффективности зачастую не могут в полной мере использоваться из-за ограниченности в формировании показателей и области их применения, сложности таких систем по своему содержанию и использованию, а также в связи с тем, что они не учитывают специфические особенности оценки эффективности электронного предприятия [1, 2].

Кроме того, часто оценка эффективности электронного предприятия проводится экспертным методом, что отражает субъективизм полученных данных. Часто эффективность электронного предприятия оценивается по разрозненным данным, по отдельным направлениям. Актуальность проблемы и темы исследования в этих условиях связана с объективной необходимостью в переходе к системе оценки эффективности электронного предприятия, ориентированной на всестороннюю, комплексную оценку, целью которой является определение соответствия уровня эффективности электронного предприятия определенным требованиям, выявление «проблемных» бизнес-процессов, что может помочь руководству предприятия в подготовке плана по обеспечению непрерывности бизнеса.

В современных условиях требуются надежные методы оценки эффективности деятельности электронных предприятий.

По нашему мнению, оценка эффективности деятельности электронных предприятий, должна использовать инструментарий квалиметрии - систему методов об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов (объектов реального мира как материальных, так и нематериальных).

Квалиметрия как инструмент оценки эффективности электронного предприятия

Квалиметрия - это научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества любых объектов: одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер; имеющих искусственное или естественное происхождение и т.д. [3, 4, 5]

Достоинствами квалиметрии являются возможность интегрирования оценок разнородных объектов (материальных и нематериальных), возможность любой нематериальный объект оценить количественно, прозрачность математического аппарата и большой опыт для оценивания объектов.

Как известно, математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных предметов или процессов и рассматривает только их идеальные математические модели и взаимосвязи между этими моделями. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную

степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой для самых различных объектов.

В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для объекта, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества вообще к определенной модели качества реально существующего объекта [6].

Методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия на основе квалиметрии позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности организации, и, соответственно, оценивать и сравнивать предприятия в целом по множеству показателей, а не по разрозненным критериям, а также получить единую комплексную оценку эффективности. Это позволит повысить достоверность оценки, избавившись от одного из главных недостатков экспертного метода оценивания - субъективизма при принятии соответствующих управленческих решений.

В квалиметрии, независимо от области ее применения, процесс оценивания эффективности представляет следующую последовательность действий [7]: определение целей оценки объекта; определение подхода к оценке эффективности объекта; раскрытие структурности эффективности объекта;

определение номенклатуры взаимосвязанных показателей эффективности объекта, а также статистических характеристик показателей (статусы и весомости); определение значений показателей эффективности объекта; оценка эффективности объекта;

свертка оценок показателей эффективности в единую комплексную оценку; анализ полученных результатов.

Целью оценки является определение уровня эффективности электронного предприятия определенным требованиям, выявление «проблемных» бизнес-процессов, что может помочь руководству предприятия в подготовке плана по непрерывности бизнеса.

Разработка номенклатуры показателей эффективности электронного предприятия

Одним из основных этапов оценки эффективности является разработка номенклатуры показателей эффективности.

По нашему мнению, основными направлениями оценки эффективности электронного предприятия являются: экономическое, организационное, маркетинговое. Указанные направления отражены в разработанной нами номенклатуре показателей, характеризующей финансовое состояние, отношения с потребителем, организацию основных бизнес-процессов, рост и трудовые ресурсы.

Для решения проблемы количественной оценки эффективности электронного предприятия была разработана номенклатура показателей эффективности, представляющая собой иерархическую структуру, в которой был определен перечень групп показателей эффективности и перечень конкретных показателей в каждой из групп.

Для более тонкого учета вклада каждого показателя разработанной номенклатуры в общей комплексной оценке мы исходим из положения, что все показатели не равнозначны между собой. Показатель качества объекта характеризуется одним из двух статусов: доминирующий или компенсируемый.

Статус показателя в группе - это степень влияния данного свойства на общий уровень группового свойства. Доминирующий показатель характеризует свойство, главное, определяющее в данной группе свойств. Компенсируемый показатель характеризует свойство, которое в той или иной степени повышает/понижает качество оцениваемого группового свойства показателя и выступает как дополнительное к доминирующему. Таким образом, низкая количественная оценка доминирующего показателя не может перекрываться сколь угодно высокой количественной оценкой компенсируемых показателей. Например, в

группе показателей «Организация основных бизнес-процессов» доминирующими являются показатели «Организация продаж» и «Организация маркетинговой кампании».

Компенсируемые показатели вносят свой вклад в групповую оценку таким образом, что при одинаковом уровне доминирующих показателей у двух электронных предприятий, в конечном счете, оценка будет выше у того, у которого выше уровень компенсируемых в данной группе.

Показатели одного статуса внутри группы отличаются друг от друга количественно (по весомости). При определении комплексного показателя эффективности каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости). Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы).

Статус и весомость показателя определяют вклад данного свойства в групповую оценку.

Методика комплексной количественной оценки эффективности электронного предприятия

Методика комплексной количественной оценки эффективности электронного предприятия основана на квалиметрии.

Можно кратко сформулировать следующие положения квалиметрии по оценке эффективности электронного предприятия:

- эффективность электронного предприятия оценивается единым числовым комплексным показателем;

- комплексная оценка получается интеграцией единичных показателей, входящих в иерархическую структуру показателей эффективности электронного предприятия;

- по статусам (содержательный аспект) показатели делятся на доминирующие, которые не могут быть перекрыты сколь угодно большим значением менее значимых, и компенсируемые (менее значимые), которые должны вносить свой количественный вклад в комплексный показатель. Статус показателей определяется с помощью метода экспертного опроса;

- внутри одного статуса показатели различаются количественно - по весовому коэффициенту, который определяется на основе метода экспертного опроса;

- значение каждого единичного показателя оценивается в интервале от 0 до 1. Для оценки показателя разрабатывается база сравнения;

- свертка оценок единичных показателей в комплексную оценку производится по группам соответствующих уровней по специальным расчетным формулам.

В качестве методики определения статуса и весовых коэффициентов показателей эффективности электронного предприятия нами был выбран экспертный опрос среди руководящих работников сферы электронного бизнеса, специалистов по электронной коммерции, экономистов. В организованном опросе приняли участие 29 экспертов.

Экспертам было предложено заполнить анкету, представляющую собой список показателей, разделенных на группы.

В каждой группе показателей эксперты должны были выбрать минимум один доминирующий (доминирующие) показатель (показатели), который является самым важным в группе, и не подлежит количественной оценке, и против него (них) поставить букву «Д». При определении доминирующего показателя эксперты исходили из того, что без него вообще не возможна оценка эффективности электронного предприятия.

Значимость показателей, не являющихся доминирующими, эксперты должны были оценить по шкале от 0 до 10. Для этого выбрать из оставшихся показателей самый значимый и оценить его 10-ю баллами, а далее выбирать показатели по убыванию значимости.

Результаты экспертного опроса были использованы для решения сразу нескольких задач: определение статуса показателей качества в группах; определение весомостей доминирующих и компенсируемых показателей в группах; исключение наименее значимых показателей в группах [8].

На основе разработанных алгоритмов были определены статусы показателей эффективности в группах и весомости доминирующих и компенсируемых показателей в группах.

Организация сбора информации для оценки эффективности связана, в первую очередь, с выбором источника данных. Для выбора и расчета единичных показателей эффективности были использованы отчетные данные электронного предприятия.

Разработка показателей эффективности изначально осуществлялась в соответствии с материалами официальных данных, собираемых на предприятии, включая данные, собираемые в автоматизированном режиме аппаратно-программными средствами на сервере электронного предприятия.

Особенности и возможности сбора информации по показателям эффективности привели к необходимости дифференциации показателей по типу собираемых данных на две группы:

- Абсолютно измеряемые показатели (возможность получения абсолютных количественных данных). Например, «Средняя сумма чека».

- Показатели «по набору элементов» (качество показателей выражается степенью представленности составляющих его элементов). Например, «Обеспеченность различными способами доставки заказов».

От конкретного типа данных зависит способ вычисления значения единичного показателя.

Абсолютно измеряемые единичные показатели рассчитываются по формулам относительных статистических величин.

Для каждого показателя с типом данных по набору элементов («Организация приема платежей» и «Обеспеченность различными способами доставки заказов») был выделен свой набор. Значимость каждого элемента в пределах набора была определена с использованием экспертного метода. В качестве экспертов выступили специалисты в сфере электронной коммерции.

В результате элементам показателей было присвоено числовое значение (ранг) в промежутке от 0 (наименьшая значимость) до 10 (наибольшая значимость).

Из отчетных данных электронного предприятия известно о наличии каждого элемента из набора.

Числовым значением показателя с типом данных по набору элементов является доля наличия элементов показателя на электронном предприятии, с учетом того, что элементы не равнозначны. Каждому элементу из набора присваивается оценка в промежутке от 0 до 1, в зависимости от ранга элемента.

Если на электронном предприятии нет в наличии элемента набора, то оценка данного элемента примет значение 0, в противном случае, оценка элемента принимает максимальное значение, в зависимости от ранга элемента, т.е. если элементу присвоен ранг 10, то оценка будет равна 1, при ранге 9, оценка примет значение 0,9 и т.д. Значение единичного показателя с типом данных по набору элементов будет равно среднему арифметическому оценок элементов данного показателя. Т.е. при расчете значений показателей по набору элементов в качестве значений получают оценки показателей.

Для абсолютно измеряемых показателей оценки рассчитываются на основе полученных значений.

Исходные данные по абсолютно измеряемым единичным показателям представлены в различных системах измерения (человеках, штуках, часах, рублях и т.д.).

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т. 1, №4

Эффективность измеряется в определенной системе измерения, включающую в себя базу сравнения (реперные точки), поэтому все единичные оценки функционально преобразуются (шкалируются) в интервале от 0 до 1. Для оценки абсолютно измеряемых показателей была разработана база сравнения, в соответствии с которой все оценки делятся на 2 категории: возрастающие и убывающие.

Оценки данных категорий возрастают или убывают соответственно с ростом показателя.

Независимо от категории оценки, все единичные показатели получают численные оценки из интервала от 0 до 1. Для определения конкретных значений оценок абсолютно измеряемых единичных показателей принята следующая модель зависимостей оценки от значения показателя (на примере возрастающих оценок).

Оценка минимального (наихудшего) значения показателя Рт;п равна 0. При изменении показателя от Рш;п до некоторого значения Р1 его оценка растет с небольшой скоростью до уровня 0,2. То есть изменение показателя в интервале от Рш;п до Р1 не дает существенного повышения качества.

Изменение показателя от Р1 до Р2 (Р2 определяется по тому же принципу, что и Р1) влечет активный рост качества. При этом оценка показателя изменяется от 0,2 до 0,8 со скоростью, большей, чем в интервале от Рш;п до Р1. Дальнейшее увеличение показателя до уровня Ртах влечет повышение оценки до 1, но с меньшей скоростью, чем на предыдущем интервале.

Для убывающих показателей график изменения оценки строится зеркально по тому же принципу, что и для возрастающих.

Таким образом, на основе описанной выше модели для каждого показателя должны быть рассчитаны свои реперные точки (Рт;п, Р1, Р2, Ртах) методом среднего квадратичного отклонения [9].

Интеграция единичных показателей в комплексную оценку производится по уровням номенклатуры показателей эффективности электронного предприятия, начиная с самого низшего уровня, на котором расположены единичные показатели.

При этом доминирующие и компенсируемые показатели в пределах одной группы сворачиваются по разным формулам с учетом весовых коэффициентов.

Свертка доминирующего и компенсируемого показателей в комплексную оценку производится с помощью формулы свертки группового показателя [10].

Заключение

Таким образом, методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия позволяет количественно оценить эффективность деятельности по множеству параметров. При этом количественная комплексная оценка отражает все многообразие функционирования электронного предприятия. Эффективность деятельности электронного предприятия будет оцениваться единым числовым комплексным показателем, который, при необходимости, может быть развернут по уровням иерархии для получения информации о конкретных оценках групповых показателей, а также отдельных единичных показателей, для отслеживания вклада конкретных показателей в общую оценку. Это дает возможность получить общую картину по эффективности отдельных направлений деятельности электронного предприятия, организации основных бизнес-процессов.

Это может быть использовано для выявления «проблемных» бизнес-процессов, что позволяет руководству электронного предприятия, рассмотрев результаты оценки, обратить внимание на показатели, получившие низкую оценку, провести анализ по соответствующим направлениям деятельности компании, и разработать план мероприятий по повышению эффективности работы по данным направлениям [11].

При использовании методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия контроль эффективности должен приобрести характер

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №4

мониторинга, постоянного отслеживания результатов деятельности, необходимого для постоянной корректировки целей предприятия и путей их реализации.

Одним из главных преимуществ методики является возможность получить детерминированную информацию, в отличие от рассеянной, которой зачастую пользовались эксперты предприятия до настоящего момента.

Методика комплексной оценки позволяет получить формализованную информацию об эффективности электронного предприятия.

Также методика комплексной количественной оценки эффективности позволяет избавиться от субъективизма экспертного метода оценивания.

Можно сделать вывод, что методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия позволит выявить проблемы функционирования и перспективы его развития, разработать обоснованные программы совершенствования деятельности электронного предприятия.

1. Сторожева Е.В., Хамутских Е.Ю. К вопросу об актуальности оценки эффективности внедрения информационных систем в предприятия малого и среднего бизнеса // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сб. науч. тр. II Междунар. конф. Томск, 2015. С. 299-301.

2. Чусавитина Г.Н. Формирование компетентности в области менеджмента непрерывности бизнеса // Инновационные информационные технологии. М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, 2012. С. 573-575.

3. Кириллов, В.И. Квалиметрия и системный анализ. М.: ИНФРА-М, 2012. 440 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Квалиметрия для всех / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. М.: Информ Знание, 2012. 165 с.

5. Lobanov A.S. The present and future of qualimetry as a scientific discipline / Scientific and Technical Information Processing, 2014. V. 41. No 1. P. 57-65.

6. Калейчик М.М. Квалиметрия. М.: МГИУ, 2007. 200 с.

7. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии: монография / С.Ф. Багаутдинова, Н.Г. Корнещук, Г.Ш. Рубин, АН. Старков. М.: Флинта, 2015. 148 с.

8. Багаутдинова С.Ф., Корнещук Н.Г., Рубин Г.Ш., Старков А.Н. Возможности и результаты применения метода экспертных оценок для определения значимости показателей качества деятельности ДОУ // Стандарты и мониторинг в образовании, 2007. №2. С. 35-38.

9. Багаутдинова С.Ф., Дорогина Н.В., Рубин Г.Ш., Старков А.Н. Методика определения базы сравнения для расчета комплексной оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова: серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Кострома, 2009. №4. Т. 15. С. 52-55

10. Старков А.Н. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 -Общая педагогика, история педагогики и образования; МаГУ. Магнитогорск, 2007. 198 с.

11. Старков А.Н. Оценка эффективности деятельности электронного предприятия как инструмент управления непрерывностью бизнес-процессов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд : сб. мат. ХХХ1 междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2015. C. 88-93.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Старков Александр Николаевич ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий, E-mail: alstarkov@yandex.ru.

Starkov Aleksandr Nikolaevich FSEI HPE «Nosov Magnitogorsk state technical university», Magnitogorsk, Russia, Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies Department, E-mail: alstarkov@yandex.ru.

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 455038, Магнитогорск, пр. Ленина, 114, МГТУ, каб. 325, Старков А.Н.,

8-(3519)-38-09-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.