Научная статья на тему 'Проблема разделенной нации'

Проблема разделенной нации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1096
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / KOREAN PENINSULA / КНДР / DPRK / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / РАЗДЕЛЕННАЯ НАЦИЯ / DIVIDED NATION / "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛИТИКА" / "SUNSHINE POLICY" / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР / NORTH KOREA'S NUCLEAR PROGRAM / МЕЖКОРЕЙСКИЙ САММИТ / INTER-KOREAN SUMMIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асмакова Аккербез Турагалиевна

В статье рассматриваются отношения между КНДР и Республикой Корея. Дается краткий исторический обзор, анализируется современная ситуация, предлагается несколько вариантов дальнейшего развития двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIVIDED NATION

This article considers relationship between the DPRK (Democratic People’s Republic of Korea) and the Republic of Korea. It provides a brief historical survey, analyses present situation and gives several variants of wider bilateral cooperation.

Текст научной работы на тему «Проблема разделенной нации»

А.Т. Асмакова

ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕННОЙ НАЦИИ THE PROBLEM OF DIVIDED NATION

В статье рассматриваются отношения между КНДР и Республикой Корея. Дается краткий исторический обзор, анализируется современная ситуация, предлагается несколько вариантов дальнейшего развития двусторонних отношений.

Ключевые слова: Корейский полуостров, КНДР, Республика Корея, разделенная нация, «солнечная политика», ядерная программа КНДР, межкорейский саммит.

This article considers relationship between the DPRK (Democratic People's Republic of Korea) and the Republic of Korea. It provides a brief historical survey, analyses present situation and gives several variants of wider bilateral cooperation.

Key words: Korean Peninsula, DPRK, Republic of Korea, divided nation, "sunshine policy", North Korea's nuclear program, Inter-Korean Summit.

На протяжении более шестидесяти лет на Корейском полуострове живет народ, разделенный на два. Эта история началась после Второй мировой войны, точнее после капитуляции Японии, когда Корея была разделена по 38-й параллели. Север, во главе с Ким Ир Сеном, был ориентирован на проведение «народно-демократической революции». А на юге образовывался прозападный режим во главе с Ли Сын Маном. В 1948 г. на юге была образована Республика Корея (РК), на севере - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Отношения между Северной и Южной Кореей обострились к 1950 г. Началась война, на стороне Южной Кореи выступили вооруженные силы США и ряда других стран под эгидой ООН, Северу оказывали поддержку КНР и СССР. В 1953 г. Корейская война закончилась подписанием Соглашения о прекращении огня, где говорилось о разделении КНДР и Республики Корея так называемой «демилитаризованной зоной» - демаркационной полосой шириной в 4 км. Поскольку было подписано лишь соглашение о прекращении огня, то формально война продолжается до сих пор. В этой связи возникает закономерный вопрос: когда же КНДР и РК подпишут мирный договор?

Цель данной работы состоит в анализе отношений Пхеньяна и Сеула. Задачи: рассмотреть историю взаимоотношений КНДР и РК; проанализировать возможности их примирения и перпективы объединения.

После Корейской войны обстановка на полуострове была очень сложной. Обе страны занимались поиском путей восстановления экономики. В 1970-е гг. ситуация стала меняться в связи с опубликованием Совместного заявления Севера и Юга по трем главным принципам: самостоятельность, на-

циональное единство и объединение мирным путем. В октябре 1980 г. Ким Ир Сен предложил объединить Север и Юг в Демократическую Конфедеративную Республику Корё по принципу «одно государство - две системы». Но РК во главе с Чон Ду Хваном отнеслась к этому предложению с подозрением, полагая, что Север преследует свои интересы, и предложила идею национального примирения, создания единой конституции, организации встречи руководителей РК и КНДР, вступления в ООН. Север, в свою очередь, отказался. И все же во время правления Чон Ду Хвана (1980 - 1988) отношения между Севером и Югом значительно улучшились: «в сентябре 1985 г. была организована, первая с момента раскола Кореи, встреча разделенных семей и родственников» [1]. Южнокорейский президент Ро Дэ У, после прихода к власти в 1988 г., предложил концепцию объединения «Национальное сообщество». Согласно ей, Север и Юг должны создать общие органы управления. Конечной задачей было образование единого государства при помощи выборов [2].

Рубеж 80-90-х гг. характеризуется важнейшими геополитическими изменениями, а именно: Республика Корея нормализовала отношения с СССР и КНР, провела Олимпийские игры; КНДР, напротив, лишилась политической и экономической поддержки СССР, ее положение в регионе ослабло. В 1991 г. КНДР и РК стали полноправными членами ООН; между Сеулом и Пхеньяном были заключены соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. В 1992 г. была подписана совместная Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова; данный документ зафиксировал общие подходы двух стран к решению ядерной проблемы.

В 1993 г. Ким Ир Сен выдвинул новую программу сближения, в ответ на которую президент РК Ким Ён Сам представил свою «трехэтапную версию объединения Кореи» (продолжает идею бывшего президента Ро Дэ У). Принципы объединения, предложенные южнокорейским лидером, в общих чертах совпадали с концепцией Ким Ир Сена: приоритет национального демократического консенсуса, сосуществование и сопроцветание по мере ослабления конфронтации между Югом и Севером, обеспечение всем корейцам равного жизненного уровня. Была достигнута договоренность: лидеры двух стран проведут личную встречу в 1994 г. Однако 8 июля 1994 г. Ким Ир Сен умер, встреча не состоялась, а двусторонние отношения вновь ухудшились.

Признаки налаживания отношений проявлялись к концу 1990-х гг. КНДР начала приспосабливаться к новым глобальным изменениям с целью «сохранения политического режима, в условиях нарастающего давления со стороны государств, требующих от Северной Кореи отказаться от обладания оружием массового уничтожения». Она также налаживает отношения с мировым сообществом, поддерживает борьбу против терроризма [3].

Ким Дэ Чжун, заняв в 1998 г. пост президента РК, провозгласил политику «солнечного тепла, главной задачей которой было не объединение, а нормализация двусторонних отношений. А в случае подстрекательства со стороны Севера Юг готов был дать «твердый адекватный отпор». Сначала Пхеньян с недоверием относился к политике Сеула, но после оказания гуманитарной и экономической помощи пошел на сближение с южнокорейским правительством.

Одним из результатов «солнечной политики» стало проведение Первого межкорейского саммита в Пхеньяне в июне 2000 г. Это ознаменовало новый этап в сближении Севера и Юга, которые продемонстрировали намерение работать для объединения. «С 2001 г. по 2006 г. был проведен 161 раунд переговоров (28 - по вопросам политических отношений, 34 - в военной сфере, 66 - в сфере экономики, 33 - в социально-культурной и гуманитарной сферах)» [4]. Начали осуществлять совместные проекты, увеличился объем взаимного торгового обмена. В августе 2000 г. организована вторая встреча разделенных семей. Однако, несмотря на очевидный прогресс, существовали и препятствия: периодические столкновения военных сил Севера и Юга в Желтом море, непризнание Севером «северной разграничительной линии» (демаркационной линии в Желтом море), ядерная программа КНДР и др.

Тем не менее отношения двух стран продолжали развиваться, чему способствовал Второй межкорейский саммит, прошедший в Пхеньяне в октябре 2007 г., в итоге была подписана Декларация во имя развития отношений между Югом и Севером, мира и процветания. КНДР и РК начали реализацию целого ряда проектов в сфере экономики, реконструкцию железнодорожных путей, организацию туристических поездок в горы Кымгансан.

Однако Ли Мён Бак, став в 2008 г. президентом РК, сменил «политику солнечного тепла» на концепцию «безъядерный статус, открытие дверей и 3000»: КНДР должна отказаться от ядерного оружия, вести политику открытости, и тогда РК начнет оказывать экономическую помощь так, чтобы в течении 10 лет доход на душу населения в КНДР достиг 3000 долларов. Это вызвало недовольство Севера [5], и уже к марту 2008 г. КНДР заявила об остановке межкорейского сближения, закрыв границы для официальных лиц РК, приостановив все совместные проекты, кроме Кэсонской промышленной зоны. Дело дошло даже до артиллерийской дуэли на острове Ёнпхёндо в 2010 г. [6]

Г. Толорая, директор корейских программ Института экономики РАН, отмечает, что «межкорейские отношения напоминают маятник: они раскачиваются от осторожного двустороннего прощупывания и разговора об уменьшении напряженности и даже практического сотрудничества к кризису и взаимным обвинениям, иногда переходящим в вооруженные столкновения. При этом стороной, осуществляющей выбор - сотрудничать или воевать - обычно

бывает Север. Однако чаще всего именно изменения в подходах Сеула к КНДР становятся тем "спусковым крючком", который провоцируют эти повороты в политике Севера» [7].

В феврале 2013 г. пост главы Южной Корее заняла Пак Кын Хе, первая в истории страны женщина-президент. Новая администрация начала осуществлять «политику доверия». Не случайно РК не столь резко, как можно было ожидать, отреагировала на ядерные испытания, проведенные КНДР, и предложила возобновить туры в горы Кымгансан, где разделенные семья могут увидеться друг с другом. Но «маятник» двусторонних отношений вновь качнулся в сторону кризиса, причиной стал Север. По непонятным причинам КНДР отменила намеченную на конец сентября 2013 г. встречу разделенных семей.

Пак Кын Хе старается наладить отношения с Севером, используя опыт ошибок и успехов своих предшественников. Но существует множество факторов, которые отрицательно влияют на межкорейский диалог: отношения РК и США, американские войска на территории Южной Кореи, ядерная программа КНДР, разные типы экономики (рыночная и плановая) и т.д. Необходимо учитывать и то, что проблема межкорейских отношений не является сугубо двусторонней, она затрагивает геополитические интересы многих стран.

В заключение хотелось бы представить несколько вариантов развития отношений Севера и Юга.

Первый вариант: подписывается договор о ненападении и мирное соглашение между КНДР и РК без участия третьей стороны. Две страны объединяются под Конфедеративную Республику Корё; образуется единое правительство, состоящее из представителей Севера и Юга; создается армия, которая находится под руководством конфедеративного правительства. Также подписывается мирное соглашение между КНДР и США, после чего американские войска выводятся с территории Южной Кореи. Однако очевидно, что перспективы реализации данного варианта ничтожно малы.

Второй вариант: усиление разногласий приводит к развязыванию полномасштабной войны. США, оказывая всестороннюю поддержку РК, размещают на ее территории свои противоракетные комплексы, в ответ Пхеньян применяет ядерное оружие. Но этот сценарий также маловероятен. Почти никто не верит, что Север осмелится напасть на Юг, поскольку военные, технические, экономические возможности Южной Кореи намного выше (Юг вполне может противостоять агрессии Севера и без помощи США). США также не заинтересованы в военном решении проблемы. Против этого будут возражать и Россия, и тем более Китай, который явно не хочет иметь в соседях союзное США государство. А без РФ и КНР США не смогут легитимизировать в Совбезе ООН свои действия против КНДР. Не стоит забывать, что многие корейцы по обе стороны демили-

таризованной зоны считают себя одним народом и не желают «братоубийственной войны». Кроме того, по мнению ряда экспертов, ядерная программа КНДР не представляет серьезной опасности, это, скорее, блеф.

Третий вариант: наиболее вероятный, когда «маятник» двусторонних отношений будет по-прежнему раскачиваться в разные стороны.

История конфликта двух Корей, которые образно называют странами утренней свежести, еще не закончилась. Неизвестно, будут ли завтра утром «свежие» изменения в их отношениях, и тем более неизвестен конец истории разделенной нации.

Литература

1. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

2. Межкорейский диалог // РУСКОР. - Режим доступа: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/mezhkoreyskiy_dialog/

3. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

4. Пак Чжу Ен. Современный этап решения проблемы и значение межкорейского саммита 2007 года // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 90. - С. 66 - 71.

5. Противоборство поведет южнокорейские власти к гибели // Информация от СМИ КНДР. - 01.04.2008. - Режим доступа: http://www.dprk.ru/nkmedia/0804/02.htm

6. Захарова Л.В. Межкорейские экономические отношения при президенте Ли Мен Баке // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 2. - С. 42 - 52.

7. Толорая Г. Межкорейский диалог и перспективы примирения // Российский совет по международным делам. - 16.07.2013. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2117&active_id_13=41#top

Коротко об авторе

Асмакова Аккербез Турагалиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: ackerbez@mail.ru

Briefly about author

Asmakova Akkerbez Turagalievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: ackerbez@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.