Научная статья на тему 'Проблема распространения наркозависимости у школьников'

Проблема распространения наркозависимости у школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чадаева М. В.

Chadaeva M.V. Problem of spreading drug-addiction among the schoolchildren. The article concerns with the problem of drug-addiction among the schoolchildren. Corry to say, but number of persons addicted to drugs constantly grows, and the general prognosis of the situation with drugs for the nearest future is unfavourable for Russian Federation, considering the negative processes going on in the social, political and economical spheres. The author reveals the concept drug-addicted behaviour, kinds and objects of addiction, analyzes the reasons of addicted behaviour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of spreading drug-addiction among the schoolchildren

Chadaeva M.V. Problem of spreading drug-addiction among the schoolchildren. The article concerns with the problem of drug-addiction among the schoolchildren. Corry to say, but number of persons addicted to drugs constantly grows, and the general prognosis of the situation with drugs for the nearest future is unfavourable for Russian Federation, considering the negative processes going on in the social, political and economical spheres. The author reveals the concept drug-addicted behaviour, kinds and objects of addiction, analyzes the reasons of addicted behaviour.

Текст научной работы на тему «Проблема распространения наркозависимости у школьников»

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

М.В. Чадаева

Chadaeva M.V. Problem of spreading drug-addiction among the schoolchildren. The article concerns with the problem of drug-addiction among the schoolchildren. Corry to say, but number of persons addicted to drugs constantly grows, and the general prognosis of the situation with drugs for the nearest future is unfavourable for Russian Federation, considering the negative processes going on in the social, political and economical spheres. The author reveals the concept “drug-addicted behaviour” , kinds and objects of addiction, analyzes the reasons of addicted behaviour.

Наркозависимость среди негативных явлений современного общества занимает особое место, так как влечет за собой целый ряд серьезных социальных последствий. В последнее время в России резко возросло количество молодежи, употребляющей наркотические средства и психотропные вещества. По данным МВД и Минздрава России, число лиц, употребляющих наркотические вещества, превысило 4 миллиона человек. Причем темпы роста наркомании катастрофически возрастают - до 60 % в год, то есть принимают эпидемический характер.

Подростки представляют собой особо уязвимую для наркотизации группу населения, так как уровень заболевания наркоманией среди несовершеннолетних в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения. Как показывают последние научные исследования, наркотики стали частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга.

Исследуя состояние и направления деятельности по противодействию наркозависимости в России, многие ученые отмечают, что общий прогноз ситуации с наркотиками в течение ближайших лет для Российской Федерации неблагоприятен и усугубляется происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах [1-3].

Сложившееся положение является следствием комплекса причин социально-экономического, социокультурного и организационного характера. Значительная часть из них связана с несовершенством системы профилактики зависимости в детско-подростковой среде.

Зависимое поведение в специальной литературе может употребляться как аддиктив-ное поведение. В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням

данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктив-ную личность» [4].

Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

- гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, экс-биционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. В то же время некоторые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности. Так, на наш взгляд, гомосексуализм в современной социальной ситуации не следует относить к девиантности, хотя, несомненно, он остается в разряде маргинального поведения (занимающего крайнюю границу нормы и пока вызывающего непринятие людей). Нужно воздерживаться от соблазна причислять к зависимому поведению повседневные формы активности, не вызывающие реального ущерба, например, привычку пить кофе или есть сладкое.

Поскольку мы рассматриваем только формы отклоняющегося поведения, целесообразно внимательно следить за тем, чтобы поведение отвечало всем общим признакам девиантности.

Зависимое (аддиктивное) поведение -это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. В свою очередь, отдельные подвиды аддиктивного поведения представляют континуумы разнообразных проявлений.

Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Особая популярность алкоголя во многом обязана широкому спектру его действия - он может с одинаковым успехом использоваться для возбуждения, согревания, расслабления, лечения простудных заболеваний, повышения уверенности и раскованности [5].

Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще -как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктив-ное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным по-

следствиям аддиктивного поведения и ад-диктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы - хорошие люди»).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.

Таким образом, одним из наиболее важных является вопрос о мотивации наркозави-симого поведения. Среди мотивов первичного употребления можно выделить:

- атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации);

- субмиссивные (стремление к принадлежности и одобрению группы);

- гедонистические (получение специфического физического удовольствия);

- гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);

- псевдокультурные (демонстрация какого-то качества, например взрослого поведения);

- познавательно-исследовательские (любопытство, стремление к новым впечатлениям).

Следует иметь в виду, что молодые люди рассматривают наркотики как часть своей среды и нередко не умеют противостоять соблазну однократного употребления или давлению торговцев.

1. Беженар А.С. Система антинаркотического воспитания старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. С. 12-17.

2. Беркалиев Т.Н. Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.

3. Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

4. Вторичная профилактика аддиктивных форм поведения у детей и подростков: пособие для врачей / А. А. Баранов, В.Р. Кучма и др. М., 2004.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994. С. 57-66.

Поступила в редакцию 22.04.2006 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В ЗОНЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

А.А. Серповская

Serpovskaya A.A. Pedagogical modeling of a process of social-cultural rehabilitation for employees of law-enforcement bodies after a service in a zone of military actions. The article deals with pedagogical modeling of a process of social-cultural rehabilitation for employees of law-enforcement bodies after a service in a zone of military actions. The author considers the process of recovering from psychological stress and gives original model, which provide realization of complex measures for restoration, development and liberation of the individuals.

Современное российское общество характеризуется увеличением количества лиц, проходящих военную и гражданскую службу в так называемых «горячих точках»: Афга-

нистан, Чечня, Абхазия, Северная Осетия и др. В этих районах возникают проблемы с обеспечением национальной безопасности государства, растет количество преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.