Научная статья на тему 'Проблема распределения времени воспитателя в ДОУ'

Проблема распределения времени воспитателя в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Марина Викторовна, Валова Наталия Михайловна, Кудряшова Анна Сергеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

В статье анализируется вопрос о неэффективности использования рабочего времени воспитателями. Современному воспитателю необходимо уметь грамотно использовать технологию тайм-менеджмента, чтобы качественно распределять свой временной ресурс, который оказывает решающее влияние на усвоение знаний, успеваемость, трудоспособность. Представлены результаты анкетирования воспитателей, приведен примерный день воспитателя детского сада, предложены рекомендации по управлению временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Марина Викторовна, Валова Наталия Михайловна, Кудряшова Анна Сергеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ALLOCATION OF TIME IN EDUCATOR A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article analyzes the question of the inefficiency of the use of their planning by educators. A modern educator needs to learn how to use time management technology competently in order to efficiently allocate his time resource, which has a decisive influence on the assimilation of knowledge, academic performance, working capacity.

Текст научной работы на тему «Проблема распределения времени воспитателя в ДОУ»

Педагогика

УДК 331.103

ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ Анисимова Марина Викторовна, студент (e-mail:[email protected] ) Валова Наталия Михайловна, студент (e-mail:[email protected]) Кудряшова Анна Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье анализируется вопрос о неэффективности использования рабочего времени воспитателями. Современному воспитателю необходимо уметь грамотно использовать технологию тайм-менеджмента, чтобы качественно распределять свой временной ресурс, который оказывает решающее влияние на усвоение знаний, успеваемость, трудоспособность.

Представлены результаты анкетирования воспитателей, приведен примерный день воспитателя детского сада, предложены рекомендации по управлению временем.

Ключевые слова: планирование, воспитатель, организация учебной деятельности, тайм-менеджмент.

Д.И. Менделеев утверждал, что к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Профессия воспитателя довольно кропотливая, требующая терпения, внимательности, усидчивости. Помимо организации педагогического и воспитательного процессов, педагог также занимается и подготовкой методических пособий.

Наличие организационных способностей придутся как нельзя кстати, ведь руководить маленькими детьми порой гораздо сложнее, чем взрослыми. Быстро вывести детский коллектив на прогулку или убедить малышей организованно лечь спать - дело не из легких. Поэтому хорошие коммуникативные способности просто необходимы для любого педагога.

Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проведение диагностик, введение документации, проверки, родительские собрания и многое-многое другое.

И в этом ежедневном водовороте событий необходимо успеть уделить хоть несколько минут каждому ребенку.

Цель данной статьи: изучение проблем распределения времени воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

В процессе исследования были использованы следующие методы: метод системного анализа, статистические методы, метод опроса.

Рассмотрим примерный распорядок дня воспитателя.

Таблица 1

Примерный распорядок дня воспитателя_

Мероприятия Время проведения

Прием детей 7.00-7.55

Утренняя гимнастика 7.55-8.10

Подготовка к завтраку,завтрак 8.10-8.40

Подготовка к образовательной дея- 8.40-9.00

тельности

Непосредственна образовательная 9.00-10.00

деятельность (НОД)

Второй завтрак, подготовка к про- 10.00-12.30

гулке, прогулка

Приход детей, организация пользо- 12.30-12.55

вания туалетом, мытье рук

Подготовка к обеду, обед 12.55-13.15

Подготовка к дневному сну, сон 13.10-15.00

Работа с планом, педагогической 13.30-15.00

литературой, подготовка атрибутов для праздников/собраний

Подъем, бодрящая гимнастика, оде- 15.00-15.15

вание, водные процедуры

Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.35

Организация игр, досуга 15.35-17.30

Проведение индивидуальной беседы 16.00-17.30

с родителями, уход детей домой

Личный отдых 17.30-22.00

Вопрос планирования всегда интересовал педагогов-дошкольников. Планирование педагогического процесса в группе - непростое дело. Оно требует от воспитателя определенных знаний и подготовки. Это и закономерности психофизиологического развития детей, приемы общения с ними, методики и программы обучения и воспитания в детском саду и многое другое.

Тайм-менеджмент очень важен для планирования. Вследствие проведенного опроса среди воспитателей можно увидеть, что 80 % современных педагогов совсем не представляют, что из себя представляет тайм-

менеджмент, и всего лишь 20 % ответили на данный вопрос положительно. Чтобы улучшить данные показатель необходимо донести до воспитателей, что из себя представляет данная технология, как она развивалась в нашей стране и как с помощью тайм-менеджмента можно улучшить планирование своих дел.

«Тайм-менеджмент» - это технология распределения, организации, планирования времени, которая необходима для решения поставленных проблем и достижения целей.

Основатель научного подхода управления и родоначальник философии тайм-менеджмента - американский инженер Фредерик Тейлор. Также, к основателям можно отнести Генри Форда, который смог сократить время сборки автомобиля благодаря введению на производстве конвейера, тем самым сократил расход времени рабочих и сделал их деятельность более эффекивной.

На сегодняшний день существует много различных подходов, раскрывающих проблему управления временем. Человеку, не знающему о технологии тайм - менеджмента трудно определить, какой из подходов может быть полезен именно ему.

Создание методов борьбы с нерациональным использованием времени предполагает предварительный анализ причин, которые необходимо ликвидировать. Необходимо помнить, что каждая причина имеет личный характер и требует индивидуальный способ борьбы с ней.

С самого начала нашей эры научные работники учились рационально использовать свое время и экономить его. Первыми ценность времени поняли древние философы - они старались приручить время, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало людей своей быстротечностью [1].

да ■ нет

Рис.1. Знаете ли вы о технологии тайм менеджмента? (Составлено авторами)

Наработки в области тайм-менеджмента в СССР назывались НОТ, что расшифровывалось как Научная Организация Времени.

Советский государственный деятель, публицист П.М. Керженцев в своих работах уделял достаточно много внимание вопросам борьбы за время. Он рассматривает время как ресурс, который «может непроизводительно расходоваться в народном хозяйстве, который можно более или менее рационально распределять, которому можно вести правильный и точный учет, нормировать его расходы, установить своеобразную бухгалтерскую книгу для учета» [2,63].

Проблема нехватки времени одна из древних и насущных проблем человечества. Можно обратиться к таким учёным, как римскому философу Луции Сенеки, Бенджамину Франклину, которые разрабатывали свои концепции по этому вопросу [6].

Концепция управления временем - это способ понимания и восприятия эффективности использования своего времени, которая формируется вследствие индивидуального опыта.

Известный всему миру «философ бизнеса» Джим Рон утверждал, что если вы станете работать над своими целями - они также поработают над вами. Если вы поработаете над своим планом - он также поработает над вами. Точно так же и все те хорошие вещи, которые мы стремимся сделать, стремятся сделать вас самого лучше [10].

Современному воспитателю необходимо планировать свой день, чтобы быть более продуктивным. На основе вышеперечисленного авторы данной статьи провели опрос в государственном муниципальном детском саду. В данном опросе учувствовало 25 воспитателей разного возраста.

В диаграмме под названием «Сколько времени Вы тратите на дела?» показано, что 35 % воспитателей ответили, что затрачивают время на ведение документации, 35 % ответили, что затрачивают свободное время на разработку творческих занятий, различного рода мероприятий и праздников. У 12 % воспитателей время затрачивается на оформление информационных стендов, 10 % ответили, что в свободное время занимаются личным отдыхом и 8 %, что используют данное время, для взаимодействия с родителями детей. Анализ диаграммы позволяет прийти к выводу, что воспитатели детского сада в большинстве свободного времени проводят за введением документации и за планированием праздников и досугов.

Время, затраченное на ведение документации

Время, затраченное на взаимодействие с родителями

Оформление информационных стендов

Время, выделенное на личный отдых

Разработка творческих занятий/праздников/досугов

Рис.2.Сколько времени Вы тратите на дела? (Составлено авторами)

Да Нет

Рис.3. Все ли запланированные дела Вы успеваете сделать?

(Составлено авторами)

При анализе диаграммы (рис.3), 60 % воспитателей, ответили, что не успевают выполнить в течении дня все то, что они запланировали на день, а 40 % ответили, что не успевают сделать все дела, запланированные на день.

Хорошие привычки свойственны успешным людям. Одна из самых полезных - эффективное планирование времени. Каждому человеку известна ситуация, когда день проходит в напряженной работе, а результат не оправдывает ожиданий. Более того, возникает еще большая загруженность и напряжение.

Рассмотрим понятие планирование.

Планирование - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, форм, средств и методов.

Планирование - это вид управленческое деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. [8]

Как видно из определения, планирование- это процесс. Результатом же этого процесса являются плановые решения, служащие основой для последующей целенаправленной деятельности работников. Плановые решения оформляют в виде планов.

Планирование осуществляется в виде конкретизации целей развития организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, в определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [1].

При помощи планирования осуществляется внутренняя координация и адаптация к внешней среде, научное предвидение, оптимальное распределение и использование ресурсов, концентрация сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития [7].

С одной стороны, планирование связано с предупреждением ошибок, позволяет сосредоточить внимание на основных задачах и устранить неопределенность в действиях, с другой - связано с необходимостью использования всех возможностей [5].

Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей. С его помощью педагог осуществляет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие следует провести мероприятия; продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Анализ реализации плана работы позволяет выявить причинно-следственные связи своей деятельности с ее результатами, определить условия, обеспечивающие успех, и недостатки в работе [9].

От качества планирования зависит эффективность образовательного процесса в ДОУ.

В заключение необходимо сформулировать методы борьбы с недостатками осуществления планирования.

В первую очередь, воспитателю необходимо твердое знание программы, чтобы верно составить план работы с детьми. Главное в плане - это рабочая ценность, четкие ориентиры в использовании служебного времени, подбор форм и содержания работы с детьми, которая предстоит в будущем. План не является формальностью, а является необходимым условием успешной работы с воспитанниками.

Обеспечить единый подход к детям позволит совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Обмен мнениями по результатам работы с детьми, постоянный контакт в работе - все это обеспечит повышение ответственности каждого воспитателя за выполнение плана и программы.

Список литературы

1. Антонов В.Г., Коротков Э.М. под ред. и др. Менеджмент (для бакалавров). Учебник: учебник / В.Г. Антонов, Э.М. Коротков под ред. и др. — Москва: КноРус, 2019. — 306 с. — ISBN 978-5-406-06768-0.

2. Волков, Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М., 2000. - 450 с.

3. Бишов, А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. - М.: Омега-Л, 2005. - 125 с.

4. Климентьева З.А.Методическая работа в дошкольной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013 -87с.

5. Лукашевич В.В, Пронина Е.Н.Психология и педагогика (для бакалавров). Учебник: учебник / В. ЛукашевичВ, Е.Н. Пронина. — Москва :КноРус, 2019. — 294 с. — ISBN 978-5-406-07149-6.

6. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной компа-нии//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.

7. Масленников В.В., Калинина И.А., Ляндау Ю.В.Менеджмент: учебник / В.В. Масленников, И.А. Калинина, Ю.В. Ляндау. — Москва: КноРус, 2019. — 422 с. — Бакалавриат и магистратура. — ISBN 978-5-406-06297-5.

8. Фирсов М.В., Лельчицкий И. Д. Социальная педагогика : учебник / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. — Москва: КноРус, 2018. — 332 с. — Для бакалавров. — ISBN 9785-406-06440-5.

9. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера По управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект // Проблемы современного педагогического образования . 2016.No 52-7. С.502-508.

10. Ягер, Д. Творческое управление временем в новом веке. - М.: Альпина-паблишер, 2005. - 174 с.

Anisimova MarinaVictorovna, student (e-mail:[email protected] ) Valova Natalia Mikhailovna, student (e-mail:[email protected]) Kudryashova Anna Sergeevna, student (e-mail: [email protected])

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])

THE PROBLEM OF ALLOCATION OF TIME IN EDUCATOR A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. The article analyzes the question of the inefficiency of the use of their planning by educators. A modern educator needs to learn how to use time management technology competently in order to efficiently allocate his time resource, which has a decisive influence on the assimilation of knowledge, academic performance, working capacity.

The article presents the results of a survey of teachers, an approximate day of kindergarten teacher, developed by the author's recommendations on time management. Keywords: planning, future teachers, organization of educational activities, time management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.