Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (КОНЕЦ XV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)'

ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (КОНЕЦ XV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
РАСИЗМ / США / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / ИНДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ / ИНДЕЙСКАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ / "ДОРОГА СЛЁЗ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малоземов С.И., Лашманова И.Е.

Расизм является неотъемлемой составляющей истории США ещёсо времен европейской колонизации североамериканского континента. С момента его открытия коренное население подверглось различным притеснениям, в результате которых значительно сократилась численность аборигенов. В статье рассматривается проблема межрасовых отношений индейцев и белых американцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RACIAL DISCRIMINATION OF NORTH AMERICAN INDIANS (END OF THE XV - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES)

Racism has been an integral part of US history since the European colonization of the NorthAmerican continent. Since its opening, the indigenous population has undergone various harassment, as a result of which the number of aborigines has significantly decreased. The article deals with the problem of interracial relations between Indians and white Americans.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (КОНЕЦ XV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)»

ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (КОНЕЦ XV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

Малоземов С. И.*

кандидат исторических наук, доцент semalozemov@yandex.ru

Лашманова И. Е. *

Студент

irina.lashmanova@mail.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

Расизм является неотъемлемой составляющей истории США ещё со времен европейской колонизации североамериканского континента. С момента его открытия коренное население подверглось различным притеснениям, в результате которых значительно сократилась численность аборигенов. В статье рассматривается проблема межрасовых отношений индейцев и белых американцев.

Ключевые слова:

расизм, США, европейская колонизация, индейские войны, индейская демографическая катастрофа, переселение индейцев, «Дорога слёз».

УДК 94:316.647.82(7)

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Малоземов С. И., Лашманова И. Е. Проблема расовой дискриминации индейцев Северной Америки (конец XV - первая половина XIX В.) / С. И. Малоземов, И. Е. Лашманова // Кон-тентус. - 2021. - № 5. - С. 34 - 42.

Возникновение расизма в США напрямую связано с образованием самого американского государства. По большому счёту, первыми, на кого обрушилась расовая дискриминация, были коренные американцы. Согласно подсчётам современных учёных, количество проживающих на территории

Северной Америки аборигенов до открытия континента Христофором Колумбом в 1492 году сильно разнятся. Так, согласно статистике Е. А. Иванян, число индейцев Северной Америки до её официального открытия составляло менее 1 млн. человек, в то время как общая численность населения северного и южного континентов к концу XV века достигала 15 млн. жителей [3, с. 13]. В свою очередь, Э. Ф. Раменовски указывает совершенно иные данные - 100 млн. человек [15, р. 147-148]. Большой числовой диапазон связан с отсутствием прямых сведений, так как коренные жители не вели перепись населения, поэтому исследователи делают свои предположения исходя лишь из результатов археологических раскопок.

Прибывшие на восточное побережье недавно открытой земли европейцы стали активно её осваивать. Одних колонистов привлекали богатые природные ресурсы Америки и её неограниченные экономические возможности, для других американский континент служил религиозным и политическим убежищем [3, с. 18]. Различавшиеся по мотивам переселения, но схожие по потребительскому отношению к местному населению европейцы постепенно стали вытеснять племена индейцев с их родных территорий. Под флагами Англии, Франции и Испании они активно продвигались на Запад. Выходцы из Старого Света принимали коренных жителей Америки за дикарей и язычников, поэтому перед ними стояла задача цивилизовать краснокожее население посредством христианизации и вовлечения в европейскую культуру. В результате между народами стала назревать масса конфликтов [5, с. 111].

Европейская экспансия осуществлялась преимущественно насильственными методами: интервенцией, войнами, убийствами, обманом и уловками [4, с. 355]. В исторической науке применительно к реакции коренного американского населения на европейскую экспансию существует отдельный термин «индейские войны». Под ним понимается ряд вооружённых столкновений между коренными жителями Северной Америки и белым населением, которое впоследствии образовало США и Канаду. С самого начала колонизации обе воюющие стороны невзлюбили друг друга. Индейцы, живущие своей спокойной и размеренно жизнью, не гнались за богатством. У них не существовало понятия денег и частной собственности, тогда как для прибывших европейцев американский континент становится наживой. Примером тому может послужить открытие в 1612 году «вирджинского табака», выступавшего надежным доходом для колонистов. Фермер и землевладелец английского колонии Вирджиния Джон Рольф обнаружил, что при скрещивании индейского и бермудского табаков получаются хорошо приспособленные к местному климату гибриды. Более того, получен-

ный новый сорт табака стал пользоваться высоким спросом среди английского населения и впоследствии во всем мире. «Вирджинская смесь» превратилась в основу экономики колонии и прибыльным экспортным товаром. Спустя 5 лет после его открытия вывоз табака заграницу составил 20 фунтов (около 9 кг) [13], а к 1929 году уже превысил отметку в 500 тыс. фунтов, что равнялось приблизительно 227 кг.

Вирджинские колонисты старались поддерживать дружеские отношения с индейцами, чтобы не доставлять проблем своему, сулящему большую прибыль, производству. Так, в 1614 году между сторонами был подписан мирный договор, скреплённый браком Джона Рольфа и Покахонтас - дочери вождя нескольких алгонкиноговорящих индейских племён, которая в результате приняла христианство. Тем самым поселенцы получили возможность развивать и расширять свою колонию и навсегда обосноваться на новой земле. Однако в 1622 году индейцы вновь начали войну с англичанами, в истории известную как «Джеймстаунская резня», убив около 300 жителей. В ответ европейцы, добившись мирных переговоров, ядом отравили 200 коренных американцев [11].

Безусловно, между индейцами и поселенцами имели место мирные отношения, но это скорее было редкостью, чем обыденностью. В реальности коренные жители Америки крайне агрессивно реагировали на приход чужаков и потребительское отношение европейцев к их родной земле. Племена, желая изгнать иноземцев, специально нападали на поселенцев. Белые, в свою очередь, атаковали краснокожих с целью защиты колоний от набегов, тем самым расширяя площадь своих владений [14, с. 451-512]. Таким образом, между народами возникли вооружённые столкновения в совокупности длиною в несколько сотен лет. Наиболее крупными их них являются Пекотская война 1637 года, закончившаяся поражением индейцев; Бобровые войны 1640-1701 годов; англо-поухатанские войны, произошедшие в 1610-1614, 1622-1632 и 1644-1646 годах; война короля Филипа 1675-1676 годов; Тускарорская война 1711-1715 годов; Ямасийская война 1715-1717 годов, североамериканский театр Семилетней войны 1754-1763 годов, также известный как Война с французами и индейцами или Война завоевания и другие локальные сражения [1, с. 31-48].

Зачастую воинственные коренные американцы вступали в военные союзы с европейцами. Однако индейские племена не отличались единообразием в отношении к белым колонистам. Одни поддерживали английскую колониальную нацию, другие находились в альянсе с французской или испанской короной, что в конечном итоге привело к враждебным отношениям между самими индейцами. Примером тому могут послужить Война коро-

левы Анны 1702-1713 годов, Четвёртая англо-абенакская война 1722-1725 годов, Война короля Георга 1744-1748 годов. Согласно официальной государственной статистике, предоставленной Бюро переписи населения США, в период индейских войн только с 1775 по 1890 года умерло 45 тысяч коренных аборигенов. Так продолжалось до тех пор, пока новоиспечённая «американская» нация не заселила к концу XIX века весь континент [7, с. 224].

Европейцы даже пытались поработить коренных жителей Америки, однако их попытки не привели к успеху. Индейцы-рабы по своей натуре были воинами и охотниками, поэтому трудились они без особого усердия и зачастую совсем отказывались работать на земле. Мужчины североамериканских племён являлись добытчиками и не принимали никакого участия в бытовых делах, в отличие от женщин, у которых ведение хозяйства было обязанностью. Более того, гордые и свободолюбивые индейцы не могли себе позволить быть рабами. Многие из них принципиально отказывались от работы, после чего местные жители либо устраивали побег с плантаций, либо умирали от побоев. Однако те, кто оставался, зачастую погибали от привезенных белыми болезней, поэтому индейцы в качестве рабской силы были экономически неэффективными.

Численность коренного населения Северной Америки резко сократилась с приходом европейцев. Пагубную роль в индейской демографии сыграл биологический фактор: племена, не обладавшие иммунитетом, умирали от инфекций Старого света. Существует мнение, что эпидемиологические заболевания - это плата за освоение скотоводства, которое практически не было распространено среди индейцев, живших в доколумбовой Америке [2, с. 222]. Так, на новый континент были завезены натуральная оспа, корь, бубонная чума, брюшной тиф, грипп и другие инфекционные болезни. Согласно кембриджскому исследованию, смертность среди коренного американского населения составляла 80-90 % [9].

В 1775-1784 годах разыгралась Война за независимость, по итогу которой произошло провозглашение независимости Соединенных штатов Америки от Великобритании. В последующие годы британская корона в надежде, что индейцы нападут на 13 колоний, образовавших на их земле новое государство, поставляла аборигенам оружие. Более того, Британская империя намеривалась создать на современной территории штатов Висконсин и Огайо отдельную автономию для североамериканских племён, на которой экспансия европейцев была бы под запретом. Однако этим планам помешала американская революция. Впоследствии не так давно созданное правительство США начало преследовать коренное население, сотрудничавшее с англичанами, что привело к иммиграции индейцев. Оставшимся же племенам приходилось нападать на колонии с целью предотвращения

дальнейшей экспансии своих территорий, что в результате привело к росту недовольства в федеральном руководстве. Так, в 1825 году Верховный суд США провозгласил доктрину открытия, согласно которой право собственности на открытые земли принадлежало тем, кто их открыл, то есть колониальным правительствам, а аборигены, живущие на данных территориях, стали обладать лишь правом проживания на них [6, с. 12].

Большой отпечаток на судьбу племён и в целом на историю Соединённых Штатов Америки наложил Закон о переселении индейцев, подписанный 26 мая 1830 года. Согласно документу, составленному, на первый взгляд, достаточно благосклонно по отношению к коренным жителям, аборигенам на добровольной основе предлагалось произвести своеобразный «обмен землями». Индейцам предоставили выбор: либо оставить свои земли и переместиться к западу от реки Миссисипи, при этом государство даже обязывалось выделить ассигнования на помощь переселенцам и навечно закрепить за ними и за их потомками новые земли, либо коренным американцам предлагалось ассимилироваться и заняться сельским хозяйством как все колонисты [12, р. 2169]. Но в действительности правительственные чиновники США обманывали, подкупали и спаивали неискушенных вождей индейских племён, в надежде заключить с ними грабительские земельные договоры [4, с. 355].

Основными жертвами данного закона стали пять цивилизованных племён, под которыми понимаются индейские народы чокто, чероки, чикасо, крики и семинолы, которые уже в начале XIX века успешно освоили многие обычаи и достижения белого населения. Благодаря национальной политике первого президента США Джорджа Вашингтона у вышеназванных индейских племен началась так называемая культурная трансформация. Реформатор считал, что аборигены должны обладать одинаковыми наравне с белыми правами. При этом, по его мнению, они имели довольно примитивную общественную организацию, обращение же в цивилизацию помогло бы индейцам обрести признание и уважение со стороны бывших европейских колонистов. Таким образом, юго-восточные племена, приняв план Вашингтона, стали обращаться в христианство, строить дома и школы для детей, заниматься фермерством. Однако вскоре белые поселенцы стали претендовать на плодородные южные земли индейцев, что привело к насильственному переселению в специально созданные для них Индейские территории, располагавшиеся в районе современного штата Оклахома.

В 1831 году началась этническая чистка индейских племён, получившая в историографии название «Дорога слёз». Первым под раздачу попало племя чокто, которое в результате кампании по насильственному переселению индейцев терпело лишения, связанные с антисанитарией, отсутствием

еды, воспалением лёгких зимой и эпидемией холеры. Большие потери понесли чероки, численность которых за три года прохождения переселенческого пути снизилась на 3,5 тыс. соплеменников. Этот путь был целой демографической катастрофой для племени, насчитывающего в общей сложности 15 тыс. человек [3, с. 174]. Кроме того, у большинства индейцев отсутствовали средства и возможности передвижения к новым землям на транспорте, поэтому им приходилось проходить пешком тысячи километров. Невзирая на то, что американская армия, согласно договору, была обязана сопровождать и защищать индейцев, но из-за её дезорганизации нередко происходило разграбление имущества коренных переселенцев, особенно зверствовали протестантские поселенцы, что еще больше усилило страдания краснокожих.

Одним из важнейших документов в истории индейцев является прощальное письмо вождя племени чокто Джорджа Харкинса, обращенное к американскому народу. В нём осуждается репрессивная политика правительства США и объясняется, почему их народ больше не может оставаться на своей родной земле под властью белых. По его словам, племя чокто «лучше предпочтёт страдать, но быть свободным, чем жить под унизительным влиянием американских законов» [10]. Письмо, широко опубликованное в прессе, вызвало общественный резонанс, особенно среди публицистов, но, к сожалению, не изменило отношения белых поселенцев к коренному населению. Полностью были оправданы предположения Харкинса о том, что индейцы, оставшиеся на юго-восточных землях, столкнутся с дискриминацией и преследованиями. Таким образом, отказавшихся от переселения членов племени чокто избивали и заковывали в кандалы, их дома разрушали и сжигали, а скот, являвшийся их единственным источником пропитания и дохода, выпускали. Подобные гонения индейского племени чокто из Миссисипи продолжалось вплоть до начала XX века.

Многие аборигены отказывались покидать родные края, в этом случае правительство применяло силу. Так, в мае 1838 года американские войска согнали племя чероки в специально оборудованные лагеря, из которых их поголовно отправляли на дикие земли Великих равнин. От болезней, голода, тяжелых условий жизни в лагерях и в пути погибло не менее 20 % их численности. Более того, по словам Адольфа Гитлера, идею создания концентрационных лагерей он позаимствовал у американцев. Его восхищала эффективность американской техники физического истребления посредством голодания и ведения борьбы в условиях неравенства сил [8].

Некоторые племена, такие как семинолы, не желая подчинятся законам, оказывали вооружённое сопротивление армии США. В 1832 году обман-

ным путём был ратифицирован договор о перемещении племени семино-лов в западную резервацию, который венчал около полутора десятков подписей племенных вождей. Однако большинство из них утверждало, что либо ничего не подписывали, либо были вынуждены это сделать под давлением федерального правительства. Длительная партизанская война во Флориде, которая поначалу была успешной для семинолов, в конечном итоге закончилась их поражением. В октябре 1837 года американцы захватили в плен неформального лидера и военачальника семинолов Оцеола и 13 других племенных вождей, прибывших в тыл белого врага с целью проведения мирных переговоров. Флоридская война 1835-1843 годов принесла ущерб, как коренному населению, так и пришлому. За период вооруженного конфликта были разрушены селения семинолов, уничтожены посевы и убита значительная часть индейского племени. Выжившим пришлось подчиниться воле белых, и только немногим удалось сбежать и скрыться в непроходимых болотистых местностях. В свою очередь, американское правительство потерпело довольно большие финансовые убытки, размер которых за весь период войны составил 40 млн. долларов [4, с. 356].

Насильственной депортации подверглись и другие индейские племена - крики, чикасо, саук, фокс, омаха, айова, шауни, оттава, потаватоми и т.д. По данным американского исследователя М. П. Роджина за 20-е - 30-е годы XIX века из примерно 125-тысячного аборигенного населения юго-восточных земель Америки, около 75 % индейцев было переселено на выделенные им западные территории [4, с. 356-357].

Таким образом, в результате европейской колонизации был прерван естественный ход развития коренных жителей североамериканского континента. Европейцы, варварски прибывшие на чужие земли, описывали аборигенов как беспощадных дикарей, что впоследствии им «помогло» оправдать свою жестокость. С лица земли исчезли такие индейские племена, как беотуки, куэва, таино, тимукуа. Многие аборигены в результате переселения в XIX веке на Индейскую территорию подвергались грабежам и насилию со стороны белых американцев, некоторые из них погибали по пути или на новых местах. Национальная политика европейцев, а впоследствии и американского правительства привела к геноциду индейского населения, попыткам уничтожения традиций аборигенов, а также к принудительной ассимиляции.

Список использованных источников

1. Александров Г. В. Проблема интеграции индейцев в колониальное сообщество Новой Англии XVII в. / Г. В. Александров // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2015. - № 3. - С. 31-48.

2. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ / Д. Даймонд; пер. с англ. М. В. Колопотин. - М. : АСТ, 2010. - 604 с.

3. Иванян Э. А. История США / Э. А. Иванян. - М. : Дрофа, 2004. - 576 с.

4. История США: в 4 т. Т. 1 / под. ред. Н. Н. Болховитинова. - М. : Наука, 1983. - 676 с.

5. Новиков Е. Д. К вопросу об истоках расовой дискриминации в Америке: современные проблемы коренных американцев / Е. Д. Новиков // Система ценностей современного общества. - 2016. - № 46. - С. 109-114.

6. Стельмах В. Г. Тропою слёз и надежд. Книга о современных индейцах США и Канады / В. Г. Стельмах, В. А. Тишков, С. В. Чешко. - М. : Мысль, 1990. - 316 с.

7. Уайт Д. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Д. Уайт; пер. с англ. С. К. Меркулова. - М. : ЗАО Центрполиграф, 2006. - 251 с.

8. Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР / Н. Н.Яковлев. [Эл. ресурс]. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/yakowlewnn.txt (дата обращения: 19.04.2021).

9. Aufderheide A. The Cambridge encyclopedia of human paleopathology / A. Aufderheide. - New York : Cambridge University Press, 1998. - 478 p.

10. George W. Harkins to the American People. Historic Documents [Эл. ресурс]. URL: https://www.ushistory.org/documents/harkins.htm (дата обращения: 19.04.2021)

11. History of Jamestown. The Wayback Machine. [Эл. ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20120603171315/http://www.apva.org/rediscovery/page.php?page_id = 6 (дата обращения: 19.04.2021)

12. Indian Removal Act May 28, 1838 // The American Indian and the United States: A Documentary History. -New York : Random House, 1973. - Vol. 3. - P. 2169.

13. John Rolfe. The Wayback Machine. [Эл. ресурс]. URL: http://web.archive.Org/web/20090311075853/http://www.apva.org/history/jrolfe.html (дата обращения: 19.04.2021)

14. Merrell James H. Second Thoughts on Colonial Historians and American Indians / James H. Merrell // William &Mary Quarterly. - 2012. - Vol. 69. № 3. - P. 451-512.

15. Ramenofsky A. F. Vectors of Death: The Archaeology of European Contact / A. F. Ramenofsky. - Albuquerque : University of New Mexico Press, 1987. - 300 р.

THE PROBLEM OF RACIAL DISCRIMINATION OF NORTH AMERICAN INDIANS (END OF THE XV - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES)

Malozemov S. I.**

PhD of History, Associate Professor semalozemov@yandex.ru

Lashmanova I. E.**

Student

irina.lashmanova@mail.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

Racism has been an integral part of US history since the European colonization of the North American continent. Since its opening, the indigenous population has undergone various harassment, as a result of which the number of aborigines has significantly decreased. The article deals with the problem of interracial relations between Indians and white Americans.

Keywords:

racism, the USA, European colonization, Indian wars, Indian demographic catastrophe, Indian resettlement, «Road of tears».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.