Научная статья на тему 'Проблема психологического насилия в образовательной среде'

Проблема психологического насилия в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1883
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ИНГИБИЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печеркина А. А.

В статье представлена постановка проблемы психологического насилия в образовательной среде и его влиянии на ее безопасность. Дано авторское определение понятия ингибиции как ключевой угрозы психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема психологического насилия в образовательной среде»

лучении самих результатов, основанных на самоотчетах испытуемых, которые могут давать социально желательные ответы. И если методики, направленные на познавательные процессы, дают более или менее точные результаты, которые показывает испытуемый на измеряемый отрезок времени, то подобного рода тесты дают иллюзорное представление о личности в целом. Безусловно, что часть испытуемых дает реальные ответы, одна такая категория людей имеет определенные личностные характеристики, проявляющиеся в желании познать себя, увидеть себя в реальной интерпретации, в существующем интересе и повышенной мотивации изучения собственного «Я». Однако не следует забывать о другой категории людей, заинтересованных в демонстрации себя с наилучших позиций и презентабельных ответов, характеризующих их как успешных личностей.

Таким образом, приведенные выше данные методики стоит использовать для исследования самопознания, саморефлексии и самоотношения личности с практической точки зрения, основываясь на теоретическом аспекте изучаемого вопроса. В будущих исследованиях есть смысл заострить внимание на подобных методиках, продиагностировать испытуемых с их помощью. А для решения возникшей и указанной проблемы, можно провести исследование не только на респондентах, выражающих собственное отношение к самим себе, но и выделить возможные варианты методик для измерения подобных характеристик личности глазами «Другого», выявляющих их отношение к личности, используя социометрический аспект диагностики.

Список литературы:

1. Александрова Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека (25-35 лет): дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.В. Александрова. - М., 1999. - 196 с.

2. Титкова М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.С. Титкова. -СПб., 2007. - 224 с.

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1

© Печеркина А.А.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье представлена постановка проблемы психологического насилия в образовательной среде и его влиянии на ее безопасность. Дано

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-16-66016.

* Доцент кафедры Акмеологии и психологии управления, кандидат психологических наук, доцент.

авторское определение понятия ингибиции как ключевой угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова образовательная среда, безопасность образовательной среды, психологическое насилие, ингибиция.

Происходящие в российском обществе изменения (новые социально-экономические отношения, модернизация системы образования, общая криминализация российского общества) приводят к значительным изменениям в жизни человека и играют двойственную роль: с одной стороны, создают новые возможности, с другой - оказывают дезориентирующее воздействие, негативно отражающееся на целях и качестве жизни, повышающее психическую напряженность и ухудшающее социальное здоровье общества (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Г.В. Грачев, В.И. Пантин, Л.И. Шершнев и др.). Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики как безопасность. Применительно к системе образования речь идет о психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая безопасность определяется как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лично-стно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

Баевой И.А. разработаны основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды. В качестве основополагающих, автор выделяет следующие:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации) должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности.

2. Образовательная среда есть часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначен-ность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Последнее положение приобретает особую значимость в современных условиях, в которых наблюдаются непрекращающиеся проявления актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ.

В общем смысле насилие определяется как физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный) и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Отсюда, психологическое насилие - это совершенное по отношению к учащемуся деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

По мнению Н.К. Асановой, психологическое насилие - это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку [1].

О психологическом насилии, к сожалению, известно не очень много. Анализ работ по проблемам психологического насилия позволяет выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; требование делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное и недоброжелательное отношение.

При рассмотрении данной проблемы чаще всего обращают внимание на ситуации открытого противоборства, агрессии, жесткого столкновения сторон, не обращая внимание на ту сфера, где насилие выражено не так ярко и его последствия не выглядят очевидными, но в реальности имеющие серьезные разрушительные последствия для личности. Речь идет о сфере взаимоотношений педагога и учителя.

Любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее, когда нарушаются общепринятые нормы и совершается то, что учителя называют нарушением дисциплины. Внутреннее, когда происходит уклонение от контактов, самообвинение, проявляется аутоагрессия и отрицательное отношение к самому себе. И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняют систему взаимоотношений педагога и учащегося и разрушают личность каждого из них.

Вышесказанное приводит к осознанию необходимости определения факторов, приводящих к психологическому насилию в образовательной среде. Здесь, на наш взгляд, ключевым фактором является феномен ингибиции.

Ингибиция определяется как сложное интегративное образование, развитие которого обусловлено негативными индивидуально-психологическими особенностями педагогов, сопровождающееся ухудшением педагогического взаимодействия в процессе педагогического общения с детьми и негативно влияющее на психологическую безопасность образовательной среды.

Ингибиция проявляется в жестком управлении и тотальном контроле педагога: резкие замечания, приказной тон, нетактичные высказывания в адрес одних учеников и неаргументированное восхваление других, единоличное определение общих целей работы, способов выполнения задания, кто с кем будет работать, без учета индивидуальности учащихся и их познавательных интересов. Все это приводит к снижению учебной мотивации, так как ученики не знают и не понимают, какова цель выполняемой ими работы в целом, какова функция данного этапа и что их ждет впереди.

Следует также отметить, что поэтапная регламентация деятельности учеников и ее строгий контроль свидетельствует о неверии учителя в позитивные возможности учащихся, так как они, по его мнению, обладают низким уровнем ответственности и заслуживают самого жестокого обращения. При этом любая инициатива рассматривается как проявление нежелательного самоволия.

Опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов можно предположить, что основным фактором, оказывающим влияние на ингиби-цию, является возбуждение. Так, Р. Зайонц экспериментально установил, что присутствие других людей усиливает возбуждение, т.е. присутствие посторонних улучшает выполнение простых и привычных задач и ухудшает выполнение сложных и новых задач [4].

Этот, наиболее важный, момент в его концепции позволяет сделать вывод, что простое присутствие посторонних людей ухудшает обучение, так как возрастает возбуждение и человек чаще неправильно реагирует, однако такое присутствие и облегчает выполнение хорошо освоенного задания.

Коттрел К., Хенчи В., Гласс Р., Клингер Н. и др. показали, что присутствие наблюдателей, которые не могли оценить деятельность испытуемых, не давало эффекта улучшения. Мешающий или положительный эффект возникал только в тех случаях, когда зрители могли оценить деятельность испытуемых. Значит, простое присутствие посторонних - недостаточное условие для ингибиции.

Наблюдатели или участники совместного действия должны восприниматься как люди, способные оценить деятельность испытуемых. Способность к оценке является важным компонентом эффекта присутствия, потому что, основываясь на предыдущем опыте, каждый из нас связывает положительный или отрицательный результат своей деятельности с оценочными ситуациями. Если мы выполняем работу хорошо, мы получаем благоприятную оценку и положительный результат. Если плохо, оценка неблагоприятна и результат отрицателен [3].

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению данной угрозы в образовательной среде. Психологически безопасными можно считать такие взаимоотношения, которые вызывают у участников образовательного процесса чувство принадлежности, убеждают учащегося, что он пребывает вне опасности.

В итоге возникает социальная потребность в педагогах-профессионалах, обеспечивающих благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, создающих почву для эмоционального благополучия детей, их успешного и гармоничного личностного развития. Поэтому учитель должен обладать целым комплексом качеств, без которых реализация конструктивных отношений с учеником в условиях педагогического общения становится практически невозможной.

Полученные в ходе проведенного нами исследования результаты позволили сделать вывод о том, что к развитию феномена ингибиции склонны педагоги с такими качествами, как низкий уровень коммуникативной толерантности, высокой негативной коммуникативной установкой, высоким уровнем агрессии и низким уровнем эмпатии.

Также установлено, что уровень выраженности феномена ингибиции взаимосвязан со стажем педагогической деятельности, причем его максимальный рост наблюдается в период от 5 до 10 лет работы в школе.

Таким образом, повышение психологической безопасности образовательной среды возможно за счет целенаправленной работы по снижению сформи-рованности феномена ингибиции в педагогическом общении. Это является необходимым условием успешной деятельности каждого педагога и образовательного учреждения, а также способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

1. Асанова Н.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты / Под ред. Н.К. Асановой // Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 16-45.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002. - 271 с.

3. Митрахович О.А. Особенности оценочной деятельности учителя: вчера, сегодня, завтра // Психология. - Минск, 2002. - № 3. - С. 20-28.

4. Zajonc R., Sales S. Social facilitation of dominant and subordinate responses // J. of Experimental Social Psychology. - 1966. - № 2. - С. 160-168.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ

© Поливода О.В.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В данной статье рассматривается проблема ценностно-мотиваци-онной сферы личности работающих студентов. Изучение особенностей

* Магистрант кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.