Научная статья на тему 'Проблема профессионализации высшего образования в республике Беларусь'

Проблема профессионализации высшего образования в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хвесеня Наталья

В статье обосновывается взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики страны, ее инновационностью и уровнем развития высшего образования в стране. Для этого используются международные сравнения. Проблемы высшейшколы исследуются по трем аспектам: качество персонала и учебных программ, качество подготовки специалистов, качество рамочных условий учебного процесса. Аргументируется необходимость сбалансированного развития вузовских компетенцийи высокотехнологичных секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of higher education professionalism in the Republic of Belarus

The article considers the relationship between the national economy competitiveness, its innovativeness and the level of higher education of the country.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионализации высшего образования в республике Беларусь»

Проблема

профессионализации высшего образования

в Республике Беларусь

Резюме. В статье обосновывается взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики страны, ее инновационностью и уровнем развития высшего образования в стране. Для этого используются международные сравнения. Проблемы высшей школы исследуются по трем аспектам: качество персонала и учебных программ, качество подготовки специалистов, качество рамочных условий учебного процесса. Аргументируется необходимость сбалансированного развития вузовских компетенций и высокотехнологичных секторов экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновации, компетенции, качество высшего образования, научно-образовательно-производственные комплексы.

Наталья Хвесеня,

доцент кафедры теоретической и институциональной экономики БГУ, кандидат экономических наук, доцент

Развивающийся рынок, прорывные инновации, постоянное обновление производства и управления требуют соответствующих специалистов и технологий. Умение оценить плюсы и минусы своего предприятия и потенциал конкурентов позволяет представить продукт наиболее выигрышно. Соперничество толкает экономические субъекты к научно-технологическому развитию. Инновации представляют собой высокоэффективные виды деятельности. Социальный заказ поступает на знания, навыки и умения, необходимые для успешной работы. Конкурентоспособность

страны начинается в образовательных заведениях, которые формируют и развивают ключевые компетенции, определяющие новые идеи и технологии.

В соответствии с требованием времени учебный процесс подвергается изменениям: пассивно-созерцательное отношение к миру, ориентированное преимущественно на воспроизводство законов о природе, обществе и сознании, сменяется активной позицией, способностью решать глобальные проблемы. На Западе высшее образование формирует ключевые компетенции и коллективный творческий характер профессиональной деятельности. Студент учится навыкам взаимодействия в команде, этической компетентности, анализирует ситуации, учится принимать самостоятельные решения, работать в ситуации неопределенности, взаимодействует с другими субъектами образовательного процесса, управляя собственной работой и работой коллег.

Сопоставим конкурентоспособность экономики и высшего образования Республики Беларусь, используя международные сравнения. Индекс глобальной конкурентоспособности GCI (The Global Competitiveness Index), рассчитанный по методике Всемирного экономического форума, включает общедоступные статистические данные и результаты опроса руководителей компаний. В 2017 г. среди 137 стран первыми в рейтинге являлись Швейцария, США, Сингапур, Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция;

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

АРХИТЕКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Россия занимала 38-ю позицию, Польша - 39-ю. Беларусь в представленном рейтинге не участвует, как и во втором - The IMD World Competitiveness Ranking, отражающем экономическую конкурентоспособность. WCY рассчитывается по методике ведущего европейского Института менеджмента, базирующегося в Швейцарии. Учитываются состояние экономики, эффективность правительства, деловая среда, инфраструктура, включающая базовую, технологическую, научную инфраструктуру, здоровье, окружающую среду, образование. В 2017 г. исследованием было охвачено 63 страны. Гонконг, Швейцария, США, Сингапур -в числе первых; Россия занимала 46-ю позицию [1].

Эффективность национальной экономической системы оценивается по параметру инновационного развития, потому что в условиях жесткой конкуренции мобильной считается компания, в которой оперативнее, чем у конкурентов, создаются и реализуются новые идеи, принимаются и исполняются решения [2]. Среди инновационных выделяют экономики Швейцарии, Швеции, Нидерландов, США, Великобритании, Дании, Сингапура, Финляндии, Германии. В 2017 г. по уровню глобального инновационного развития, который составляется по 7 группам показателей (институты, включающие политическую стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, качество законодательной базы, уровень развития бизнеса; человеческий капитал и исследования, инфраструктура, уровень развития рынка, уровень развития бизнеса, результаты в области знаний и технологий, результаты творческой деятельности), среди 127 стран Беларусь занимала 88-е место. По-прежнему прослеживается тенденция к ухудшению позиций (53-е место в 2015 г.).

К сильным сторонам нашей страны составители рейтинга относят охват высшим образованием, ожидаемую продолжительность обучения, процент выпускников естественнонаучного профиля, а также количество патентов и сертификатов, квалифицированных работников и компаний, предлагающих обучение сотрудникам. Слабые места - это институты, особенно некачественная законодательная база, а также уровень развития бизнеса, в котором отмечаются

Сектор деятельности

Показатель государственный коммерческий высшего образования Всего

2011 г. 2016 г. 2011 г. 2016 г. 2011 г. 2016 г. 2011 г. 2016 г.

Число организаций,

выполнявших научные 96 90 331 277 70 61 497 428

исследования и разработки

Численность персонала по секторам деятельности 8150 6802 19 995 16 326 3046 2810 31 191 25 938

Таблица 1. Количество организаций и численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Беларуси (2011 и 2016 гг.). Источник: [4]

непрочные инновационные связи, недостаточно эффективная НИОКР, незначительные венчурные сделки и др. [3]. Данные, размещенные в табл. 1 и 2, подтверждают недостаточное инновационное развитие отечественной экономики.

В стране сокращается количество организаций и персонала, занятых научными исследованиями и разработками. Отечественное высшее образование слабо задействовано в инновационной деятельности. В 2016 г. в ней была занята 61 организация, что составило 14% от общего количества по стране и 11% - от численности исследователей.

Показатель наукоемкости ВВП уменьшается, и в 2016 г. он достиг 0,5%, хотя пороговое значение экономической безопасности составляет 1%. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции немного выросла и составила 16,3%, хотя следует иметь в виду, что показатель включает усовершенствованную и новую продукцию. О работе и услугах, не имеющих аналогов на территории Республики Беларусь и за ее пределами, информирует показатель удельного веса отгруженной инновационной продукции, новой для мирового рынка.

Конкурентоспособность любой страны начинается с образовательного процесса. Высокий уровень человеческого капитала способствует росту производительности труда, что обусловливает более низкую цену продукции по сравнению с конкурентной и, как апогей, создание уникальной продукции.

Государства, имеющие инновационную экономику, занимают передовые позиции в рейтинге национальных систем высшего образования U 21 Rankingof National Higher Education Systems. Он рассчитывается по 24 основным показателям, объединенным в четыре группы:

Показатель 1 2011 г. I I 2016 г.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП 0,68 0,5

Подано заявок на патентование изобретений 1871 521

Выдано патентов на изобретения 1474 941

Действует патентов 4842 2735

Объем отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, % 14,4 16,3

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций промышленности, % 22,7 20,4

Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), новой для мирового рынка, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) промышленности, % 1,1 0,6

Таблица 2. Динамика основных показателей инновационной деятельности Беларуси. Источник: [5]

■ ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов) - 25%;

■ научные результаты (исследования, публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений) - 40%;

■ связи (уровень международного сотрудничества, демонстрирующий степень открытости или замкнутости системы высшего образования) - 10%;

■ среда (государственная политика и регулирование, возможности получения образования) - 25%. Глобальное исследование по предложенной классификации сопровождает рейтинг по версии международной сети университетов Universitas 21, рассчитанный по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна, Австралия.

В числе стран с конкурентоспособным высшим образованием в 2017 г. были США, Швейцария, Великобритания, Дания, Швеция, Сингапур, Канада, Нидерланды, Финляндия [6]. Беларусь в представленном рейтинге не учитывается. Россия среди 50 государств занимает 33-ю позицию.

В состав 200 лучших университетов мира, по версии британского издания Times Higher Education, входят вузы стран, имеющих высокоразвитую экономику. В данном списке Беларусь также отсутствует, у России -34-я позиция [7].

Общее состояние отечественного образования можно проследить через Индекс уровня образования (Education Index). Среди 188 стран мира в 2016 г. наша республика заняла 26-ю позицию - 0,834. Первое место у Австралии - 0,939. Учитываются индексы грамотности взрослого населения (2/3 веса) и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса). Эти измерения уровня образования

составляют итоговый индекс, максимальное значение равно 1. Развитые страны по результатам исследования должны иметь показатель больше 0,8 [8]. Беларусь выдерживает рамки мирового норматива по доле государственных расходов на образование к ВВП - 5%. Уровень грамотности людей в возрасте 15 лет и старше приблизился к 100%. Общий коэффициент охвата всеми уровнями образования, кроме дошкольного, по отношению к численности населения в возрасте от 6 до 21 года составляет 99%. В 2016 г. доля обучающихся в вузах и получающих послевузовское образование составила 1/6 от общей численности по всем уровням образования [9].

Индекс человеческого развития включает 3 вида показателей: образование, ожидаемая продолжительность жизни и валовой национальный доход. По уровню ИЧР мы входим в категорию стран с высоким уровнем развития - 50-е место в 2016 г. [10]. Однако при подсчете ключевого показателя - ВВП на душу населения (5237 долл.) - среди 187 стран Беларусь занимает 95-е место [11].

Ежегодный выпуск лиц с высшим образованием привел к тому, что в экономике страны их доля составила 32%, однако производительность труда по ВВП за последние годы снижается: 2015 г. к 2014 г. - 97,4%, 2016 г. к 2015 г.- 99,4% [5]. Существует несоответствие между уровнем образования и развитием экономики, ее ин-новационностью, о переходе к которой в 2006 г. было заявлено Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

Проанализируем показатели, отражающие качество отечественного высшего образования, по которым можно оценить возможности приобретения компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а значит, максимального удовлетворения личных и общественных потребностей (табл. 3).

Согласно данным таблицы, имеет место тенденция к снижению соотношения количества студентов и преподавателей. Уменьшается численность бюджетников, в связи с чем падают расходы консолидированного бюджета на высшее и послевузовское образование.

Качество образования отражает показатель отношения количества иностранных студентов к общему количеству студентов в стране пребывания. За послед-

АРХИТЕКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ние годы он увеличился. Учиться в Беларусь приезжают из Туркменистана (50%), России (10%) и Китая (8%). Привлекательность нашей страны объясняется межгосударственной договоренностью, невысокой стоимостью обучения, лояльностью требований к знаниям и умениям, стабильной политической ситуацией. Абитуриента-иностранца также интересуют язык преподавания, рамочные условия обучения, дальнейшее трудоустройство.

Качество инфраструктуры и учебной среды вузов характеризует ряд показателей: компьютерная база, библиотеки, аудиторный фонд, наличие лабораторных помещений, общежитий, пунктов общественного питания и торговых точек. В Беларуси численность студентов и магистрантов, нуждающихся в общежитии, составляет около 55-60% на протяжении семи последних лет [9]. Его получают бюджетники и студенты из малообеспеченных семей.

Важнейшая составляющая учебного процесса - новые технологии, соответствующее лабораторное оснащение. Ахиллесова пята белорусского образовательного процесса - устаревшая материально-техническая база. Положительной тенденцией является рост информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих более эффективный поиск и обработку данных, быструю и качественную связь. Данные табл. 4 отражают этот процесс в динамике.

Инфраструктура и учебная среда в лидирующих мировых университетах включает отдельные кабинеты для профессорско-преподавательского состава -с компьютером, множительной техникой, личной библиотекой. В Беларуси такие условия имеют в лучшем случае деканаты факультетов.

В нашей стране за счет средств бюджета готовят 35-40% специалистов. Численность выпускников-бюджетников, трудоустроенных по специальности, составляет около 90% - это более трети трудоустроенных по специальности. Официальная статистика не ведет учет трудоустройства выпускников, обучавшихся на платной основе, а также выпускников-бюджетников, отработавших обязательный срок после обу-

Показатель 2012/2013 г. 2013/2014 г. 2014/2015 г. 2015/2016 г. 2016/2017 г .

Количество штатных преподавателей, чел. 24 612 23 856 23 296 21 993 21623

из них имеют ученую степень:

доктор наук 1346 1348 1341 1333 1337

кандидат наук 9043 8932 8825 8584 8505

Количество студентов, тыс. чел. 428,4 395,3 362,9 336,4 313,2

Количество иностранных студентов и магистрантов 12 512 13 863 14 796 15 356 15 971

Количество иностранных граждан, обучающихся в вузах, к общей численности студентов,% 2,9 3,5 4,1 4,6 5,1

Количество студентов на одного преподавателя,% 17,4 16,7 15,6 15,3 14,5

Численность выпускников, трудоустроенных 88,8 89,9 89,9 88,2 88,7

в соответствии со специальностью,%

Выпущено специалистов

из учреждений высшего образования, 183 181 178 173 169

на 10 тыс. специалистов,

занятых в экономике

Расходы консолидированного бюджета

на высшее и послевузовское образование в общих расходах на образование,% 13 12,6 12 11,8 11,3

Таблица3. Оценка эффективности высшего образования в Республике Беларусь. Источник:[5,9]

чения [9]. Данные табл. 5 отражают уровень безработицы среди людей с высшим образованием. За пять последних лет имеет место тенденция к возрастанию удельного веса лиц с высшим образованием по отношению к общему количеству безработных.

В 2015 г. Беларусь присоединилась к Болонскому процессу. В практику введены образовательные стандарты третьего поколения, предусматривающие уменьшение аудиторной нагрузки на студента, увеличение дисциплин по выбору и объема самостоятельной работы. В XXI в. создается новая культура обучения - устаревшие, апробированные десятилетиями подходы не соответствуют скорейшему решению современных задач. Необходимы методы, использование которых мотивирует деятельность обучающихся. Актуальны способы раскрытия инновационного потенциала, формирование знаний и навыков, необходимых в трудовой жизни и дающих основу для развития инновационных компетенций, проявления творчества, инициативы, применения и объединения знаний и методов в различных областях, работе в команде на принципах этики и социальной ответственности [12]. В европейских университетах проект по разработке и оценке инновационных компетенций финансируется Программой обучения ЕС. Предложенные компетенции соответствуют

Показатель 2012/ 2013 г. 2013/ 2014 г. 2014/ 2015 г. 2015/ 2016 г. 2016/ 2017 г.

Число персональных компьюте-

ров, используемых в образова- 26 855 29 416 29 781 28 505 29 940

тельном процессе, шт.

из них имеют доступ к сети Интернет 19 945 22 261 22 276 21 845 23 940

Число персональных компьюте-

ров, используемых в образова-

тельном процессе, шт.:

в расчете на одно учреждение 497 545 552 548 587

в расчете на 1000 учащихся 128 148 161 161 173

Число персональных компью-

теров, имеющих доступ к сети Интернет: % к общему числу 74,3 75,7 74,8 76,6 80,0

персональных компьютеров

в расчете на 1000 учащихся 95 112 120 124 139

Таблица 4. Использование ИКТ в учреждениях высшего образования. Источник: [5]

Европейской системе квалификации, включая индивидуальный, межличностный и сетевой уровни. Последний заключается в возможности работать в сетях в междисциплинарной и многонациональной средах, способности взаимодействовать на международном уровне [13]. Самостоятельная работа студента должна быть направлена на приобретение знаний и навыков, необходимых для успешной работы.

Высшее образование все активнее включается в глобальные интеграционные процессы. В учебных заведениях на основании международных программ, договоров между вузами с целью овладения профессиональными и инновационными компетенциями предусматривается временное пребывание преподавателей, студентов, аспирантов в зарубежных университетах с последующим возвращением в страну проживания.

Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь для цикла социально-гуманитарных дисциплин требует формирования у студентов компетенций с учетом практико-ориентирован-ного характера профессиональной подготовки, увеличения самостоятельной составляющей, имитирую-

Год Всего Высшее образование Удельный вес (%)

2012 24 944 2873 11,5

2013 20 959 2331 11,1

2014 24 192 2680 11,1

2015 43 332 6240 14,4

2016 35 329 5041 14,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Численность безработных с высшим образованием, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

Источник: [9]

щей социально-профессиональные проблемы. В данном документе содержатся образовательные стандарты с учетом специфики дисциплины. Например, для специальности 1-25 01 01 - «Экономическая теория» предусмотрено формирование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций для получения диплома с квалификацией «Экономист. Преподаватель экономических дисциплин». Требования включают проектно-экономическую, организационно-управленческую, инновационную и педагогическую деятельность [14]. Учебная программа подготовки данной специальности предусматривает ознакомительную практику на первом курсе обучения, языковую - на втором, организационно-экономическую деятельность - на третьем, преддипломную и педагогическую практику - на четвертом. Тем не менее студенты отмечают неполное соответствие получаемых знаний современной практике хозяйствования. Выпускниками бакалавриата акцентируется внимание на необходимости в большей мере использовать задачи, ситуации, имитирующие профессиональную деятельность, формировать способность действовать в изменяющихся жизненных условиях. Хозяйственная практика требует эффективного сотрудничества представителей разных видов деятельности, поэтому обучение в команде и сетевые навыки являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Актуально создание экономических лабораторий, где исследования проводят студенты разных специальностей с участием представителей зарубежных стран с учетом международной составляющей и под руководством профессионалов. Современные обучающие методы объединяют междисциплинарность, интернациональность и предпринимательские способности.

Существует два пространства обучения - национальное и наднациональное. Действуя в многообразной учебной среде, студент развивает и приобретает инновационные навыки для будущей работы: критическое мышление, аналитические способности для решения профессиональных задач, оцениваемые соответствующим инструментарием. Актуален для учебного процесса вопрос разработки и оценки приобретения компетенций в области инноваций. Магистратура как

АРХИТЕКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

вторая ступень вузовского образования представляет собой творческий этап работы, в период которого студенты генерируют новые идеи в избранной области знания, выходят на уровень научных исследований и рекомендаций.

Для эффективной системы высшего образования необходимы программы с соответствующим балансом между теоретическими и практическими компонентами. Важен диалог института высшего образования с работодателями, когда те формируют требования к компетенциям выпускника в соответствии с новыми технологиями, менеджментом на основе экономической эффективности. Взаимовыгодное сотрудничество состоит в подготовке адекватных требованиям отечественного рынка специалистов, приобретению навыков и умений, необходимых для дальнейшей успешной работы сегодняшних студентов. Прочную связь высшего образования и трудоустройства демонстрируют лучшие зарубежные вузы, тесно связанные с бизнесом. Их преподаватели являются консультантами ведущих на мировом рынке компаний. В США многие достижения в области технологий обеспечивают высшие учебные заведения [15].

Каковы стимулы для преподавателей по развитию творчества, инноваций и предпринимательства? Уровень среднемесячной заработной платы работников образования в республике остается низким. В сентябре 2017 г. он составил 61% от уровня заработной платы промышленников [16]. Рамочные условия, технические средства обучения, аудиторный фонд и его состояние, наличие лабораторных помещений, общежитий, пунктов общественного питания в вузах не в полной мере соответствуют требованиям времени. Рынок рабочей силы неэффективен, и следствием этого является отсутствие у выпускников возможности трудоустроиться по специальности.

По результатам рейтинга QS World University Rankings, из 51 белорусского учебного заведения БГУ три года подряд входит в топ-500 лучших университетов мира (в 2016 г.- 354-е место), а также БНТУ -в группу 701+ [17].

Система менеджмента качества БГУ ориентирована на качество персонала, учебной среды, программ и подготовки студентов. Университет превратился в учебно-научно-производственный комплекс. Научные знания используются в учебном процессе: за последнее время около 300 технологий апробировано преподавателями и студентами. Творческое сотруд-

ничество преподавателей и студентов реализуется в 42 научно-студенческих лабораториях. В БГУ входят 4 НИИ, 3 национальных научных центра, 7 унитарных предприятий, в которых работает около тысячи человек. БГУ - ведущий вуз на рынке научно-технических разработок, его новые материалы и технологии, аппаратные, программно-аппаратные средства в 2008-2016 гг. поставлялись в 39 стран [18].

БГУ интегрирован в мировое образовательное пространство. Ежегодно около 500 его студентов, магистрантов и аспирантов направляются в командировки за рубеж для овладения компетенциями международного уровня. В целях повышения квалификации, совершенствования педагогической деятельности осуществляется обмен обучающимися педагогическими работниками БГУ и иностранных государств. Академической мобильностью охвачены ученые, преподаватели и администрация. На базе университета функционируют представительства зарубежных и международных организаций - Информационный центр Европейского союза, Информационный пункт Совета Европы, Центр по изучению ООН. Последние продвигают и развивают исследования при поддержке данных международных структур. Конкурентоспособность БГУ подтверждается статистикой конкурса абитуриентов 2017 г.

Несбалансированность институциональной структуры, слабая инновационная составляющая общественного производства оказывают отрицательное влияние на общий результат. Наряду с превращением университетов в предпринимательские, учебно-научно-производственные комплексы следует создавать высокотехнологичные производственные секторы. Вузовские компетенции следует развивать в профессиональной деятельности, для чего необходимо создавать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала в организациях различных форм собственности. ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Индексы глобальной конкурентоспособности С СI и Ш // http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-сотреШепезз-уеагЬоокЛпй.

2. Дженнингс Д., Хоутон Л. Без тормозов! В бизнесе уже не крупные съедают мелких, а быстрые съедают медлительных.- Минск, 2009.

3. Индекс глобального инновационного развития //https://thinktanks.by/publication/2017/06/16/belarus-vnov-opustilas-v-globalnom-reytinge-innovatsiy.html.

4. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2016 году / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.scienceportal.org.by/upload/2017/Stat%20 bul%20S-T%202017.pdf

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-tatistika/publications/izdania/public_ compilation/index_8024/.

Полный список литературы размещен на сайте http://innosfera.by/2018/04/higher_education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.