Научная статья на тему 'Международная деятельность в вузе - приоритетный научно-образовательный проект'

Международная деятельность в вузе - приоритетный научно-образовательный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / UNIVERSITY INTERNATIONAL ACTIVITY / PRIORITY ORIENTATIONS OF INTERNATIONAL ACTIVITY / ACADEMIC MOBILITY / QUALITY OF EDUCATION / EXPORT OF EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степченко Т.А.

В статье представлен опыт организации и перспективы развития международной деятельности в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского. Раскрываются основные направления международной деятельности, формы академической мобильности преподавателей и студентов. Анализируются пути повышения качества и привлекательности образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACTIVITY IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AS A PRIORITY-ORIENTED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT

The article presents the experience and perspectives of development of international activity in Bryansk State University named after academician I.G.Petrovsky. The main directions of international activity are revealed, the forms of teaching staff and students’ academic mobility are described. The ways of increasing education services quality and appeal are analyzed.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность в вузе - приоритетный научно-образовательный проект»

УДК 378

Степченко Т.А., доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ -ПРИОРИТЕТНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В статье представлен опыт организации и перспективы развития международной деятельности в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского. Раскрываются основные направления международной деятельности, формы академической мобильности преподавателей и студентов. Анализируются пути повышения качества и привлекательности образовательных услуг.

Ключевые слова: международная деятельность вуза, приоритетные направления международной деятельности, академическая мобильность, образовательные услуги, качество образования, экспорт образовательных услуг.

Международную деятельность вуза можно определить как процесс международного сотрудничества в области образовательной, научно-технической и внешнеэкономической деятельности между субъектами образовательного пространства разных государств на основе взаимовыгодного стратегического партнерства и новых эффективных форматов взаимодействия [1, с. 10].

Международная деятельность - сложная, многогранная категория, включающая в себя различные направления работ. Свое сотрудничество с зарубежными партнерами Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского осуществляет по следующим основным направлениям:

- обмен студентами, аспирантами, научно-педагогическими кадрами;

- проведение совместных научных исследований;

- обмен научными публикациями;

- проведение совместных научных конференций, семинаров, форумов. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского является самым крупным образовательным и научно-исследовательским комплексом региона, осуществляющим сотрудничество с 37 зарубежными вузами и научными организациями из 12 государств. Наиболее обширные и плодотворные связи сложились с научными и образовательными субъектами из Беларуси, Польши, Болгарии и Германии. БГУ является активным участником Ассоциации вузов приграничных регионов России и Белоруссии.

Для эффективного развития международной деятельности в вузе должна быть создана соответствующая инфраструктура, включающая в себя международные службы, отделы, центры, базу данных международных образовательных программ, грантов, конкурсов, конференций, нормативно-правовую базу и др. В

БГУ эти задачи (функции) выполняют: Отдел международных связей и сотрудничества, НИИ фундаментальных и прикладных исследований, Отдел организации научных исследований, НОЦ «Иностранных языков и переводо-ведения»; Центр славяноведения.

Университет обладает необходимыми ресурсами: кадровыми, информационными, техническими, материальными, финансовыми, интеллектуальными, инновационными и др., обеспечивающими международный процесс в вузе. Введена система отслеживания и оперативного распространения информации о конкурсах грантов, сформированы базы данных о международных организациях, фондах и программах.

При осуществлении международной деятельности Университет руководствуется Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании», иными федеральными законами, постановлениями правительства РФ, а также ведомственными, специальными и локальными нормативными актами, регулирующими международную деятельность в области высшего образования и науки, Положением о международной деятельности БГУ, приказами и распоряжениями руководства Университета; и иными внутренними нормативно-правовыми актами. Все практики, стажировки и другие мероприятия проводятся в рамках заключённых договоров с зарубежными партнёрами, которые выступают в качестве правовой основы международной деятельности.

Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях является наличие иностранных студентов. В настоящее время в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского обучаются 169 иностранных студентов и аспирантов.

Доминирующей формой обучения иностранных граждан является очная (80% от общего количества / 132 человека), в связи с тем (или это связано с тем), что только очное («full-time») высшее образование по международным стандартам считается полноценным и учитывается в международных показателях численности иностранного студенческого контингента («international mobile students»).

Иностранные студенты, обучающиеся в БГУ, являются представителями различных национальностей, но преобладающее большинство - это граждане стран бывшего СССР. Лидирующие позиции по количеству граждан занимают Украина - 94, Беларусь - 35 и Молдова - 16 человек. 19 иностранных граждан приняты на обучение из стран Прикаспийского региона: Таджикистан - 2, Туркменистан - 2; Казахстан -8; Азербайджан - 9 человек; в университете проходят обучение так же по одному представителю из Армении, Южной Осетии и Конго.

За последние 5 лет контингент иностранных студентов вырос в 2,2 раза. Росту количества иностранных обучающихся способствует работа по совершенствованию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с "включением международных компонент", обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики.

Организация и функционирование внутренней системы оценки качества управления образованием в Брянском государственном университете основывается на международных принципах менеджмента качества по ISO 9001:2015. Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в университете, имеют общественно-профессиональную аккредитацию Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и соответствуют системе гарантии качества образования, установленной на основании рекомендаций Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Для оценки эффективности результатов международной деятельности вуза Министерством образования и науки РФ определены пороговые значения соответствующих показателей. По результатам мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года показатели, характеризующие международную деятельности

Брянского государственного университета, выглядят следующим образом: международная деятельность» - 2,69% при пороговом значении равном единице; удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ)), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) -0,07%; удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) - 2,62%; удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) -2,96%; объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом от иностранных граждан и иностранных юридических лиц в 2016 году составил 10,60 тыс. руб.

В качестве целевых ориентиров развития (модернизации) системы образования Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждены следующие показатели: к 2020 году доля иностранных граждан должна достигнуть 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составить не менее 10% от объема финансирования системы образования [2]. Создание условий для привлечения в Россию иностранных студентов отмечено как-одна из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

Возрастают и требования работодателей к выходным знаниям, умениям и навыкам выпускников как по профессиональному содержанию в целом, так и по международной составляющей, а также по характеру и видам профессиональных задач, требующих решения.

Сегодня в большинстве университетов европейских стран, в том числе и в России, академическая мобильность в системе образования стала широко распространённым инструментом повышения его качества. Академическая мобильность рассматривается в рамках Болонского процесса как обязательное условие формирования Европейского пространства высшего образования.

Основными субъектами академической мобильности в «болонском» понимании являются: студенты всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

выпускники первого и второго циклов высшего образования; преподаватели; администраторы и сотрудники вузов; исследователи.

Основными формами академической мобильности преподавателей в БГУ являются: стажировки для повышения квалификации; разработка новых курсов, программ, учебных и дидактических материалов, учебников и пособий; сбор материалов для исследования или подготовки новых учебных программ; проведение подготовительных работ для открытия совместных программ; участие в семинарах, конференциях; чтение лекций и проведение семинаров в течение семестра.

Для обеспечения качества образовательной деятельности, соответствующего международному уровню и реализации Болонского процесса, БГУ активно ведет работу по привлечению к образовательной и научно-исследовательской деятельности преподавателей из зарубежных вузов. Ежегодно с открытыми лекциями и официальными визитами в университет приезжают дипломатические работники и сотрудники посольств Франции, Германии, США, преподаватели зарубежных вузов - партнеров Беларуси, Болгарии, Польши, Венгрии, Швеции. На протяжении последних 10 лет болгарский, белорусский и польский языки студентам, обучающимся по направлению подготовки «Международные отношения», преподают на штатной основе иностранные специалисты - носители языка. Ученый из США, научный сотрудник Лаборатории Эймса факультета физики и астрономии университета штата Айова на протяжении четырех лет руководит научными проектами, выполняемыми Научно-образовательным центром «Брянская физическая лаборатория». Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках грантов Российского научного фонда.

Важной составляющей международной деятельности, непосредственно влияющей на качество научно-образовательного процесса, является осуществление совместной научно-исследовательской работы с зарубежными научными и образовательными организациями. За последние годы коллективом Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского выполнено 10 международных проектов в рамках совместных грантов РГНФ, РФФИ и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) по направлениям исследования: история, археология, этнология, филология, педагогика, биология, экология. Из них 7 совместных

проектов научных исследований выполнены БГУ совместно с Гомельским государственным университетом имени Франциска Скорины и по одному проекту с Институтом истории Национальной Академии наук Республики Беларусь, с Могилевским государственным университетом им. А.А. Кулешова; с Белорусским государственным университетом (г. Минск).

Среднее значение академической мобильности НПР вуза за последнее пятилетие составляет 30 человек в год (10% от НИР вуза). В структуре академической мобильности преобладают такие цели командирования как участие с докладами в различных научных форумах и конференциях, повышение квалификации, чтение лекций, научно-исследовательская работа. Ежегодно в рамках договоров о сотрудничестве преподаватели БГУ выезжают с лекциями в вузы-партнеры Беларуси, Сербии, Польши, Болгарии, что в целом способствует не только повышению уровня и качества преподавания, но и продвижению русского языка и культуры за рубежом.

Наиболее распространенной формой академической мобильности преподавателей являются научные стажировки и участие в международных научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах и т.п.). Так за последние 5 лет преподаватели вуза проходили краткосрочные стажировки на базе: дома переводчиков «Лорен» г. Вернетсхаузен (Швейцария), Берлинского литературного коллоквиума г. Берлин (Германия), Европейской коллегии переводчиков в г. Штрален (Германия), Института политических исследований в Белграде (Сербия), Международной лингвистической школе г. Ницца (Франция), Могилёвского государственного университета имени А.А. Кулешова; приняли очное участие в международных научных конференциях и симпозиумах, проводимых в Германии, США, Италии, Великобритании, Болгарии, Румынии, Польше, Чехии, Южной Корее, Дании, Греции, Беларуси -58, заочное - 492 преподавателя и научных сотрудника университета.

Основными формами академической мобильности студентов Брянского государственного университета являются: обучение в течение семестра или года с условием перезачёта изучаемых периодов и дисциплин в направляющем университете; участие в летних школах; участие в конференциях и семинарах; научно-образовательные стажировки, в научных экспедициях; сбор данных для исследовательской работы.

Университет совместно с зарубежными вузами - партнерами регулярно осуществляет студенческие обмены в форме научно-образовательных долгосрочных и краткосрочных стажировок. В последние годы БГУ принимает студентов вузов-партнеров из Люблинского университета им. Марии-Склодовской-Кюри (Польша) на долгосрочные (до полугода) научно-образовательные стажировки по русскому языку, так называемое, включенное обучение. Важной составляющей данного вида обучения является материальная поддержка зарубежных граждан, которую берет на себя университет (это организация бесплатного питания, проживания и выплата стипендий).

Ежегодно в Брянском государственном университете участвуют в академических обменах более 140 студентов. Студенты факультетов филологического, истории и международных отношений, иностранных языков отрабатывают практические умения и навыки, способствующие формированию универсальных и профессиональных компетенций в вузах Польши, Болгарии, Словении, Германии, Шотландии, Франции. Программы стажировок включают: образовательные лекции, совместные встречи, брифинги, круглые столы, а так же культурные мероприятия.

Студенты БГУ проходят стажировки на базе: Высшей Государственной Профессиональной Школы в г. Конин (Польша), молодежного палаточного лагеря Тёнебёнкэмп в г. Ха-мельн (Германия); Университета им. Гумбольдта (г. Берлин, Германия), Технического университета Дрездена (Германия), Вроцлавского университета Школы польского языка и культуры для иностранцев (г. Вроцлав, Польша); Центра польского языка и культуры для поляков из-за рубежа и иностранцев «Ро1опш» Жешувского университета (г.Жешув, Польша); Школы языка и культуры польской Силезского университета в Катовице (Польша); Академии гуманитарных наук имени Александра Гейштора г. Пултуск (Польша), Эдинбургского колледжа (Шотландия).

Мощный импульс для развития научно-исследовательской работы студентов дала Программа развития деятельности студенческих объединений (далее - программа РДСО) Министерства образования и науки РФ, которая реализуется в университете на протяжении 6 лет (с 2012г.). Значительно возросла мобильность студентов, расширилась география научных публикаций. Результаты студенческих

НИР были доложены на международных конференциях в Люблине, Конине (Польша), Минске, Бресте, Мозыре, Могилеве (Беларусь), Берлине (Германия), Пловдиве (Болгария).

Традиционным мероприятием, реализуемым в рамках программы, стал «Международный студенческий экспедиционный корпус», который представляет собой серию совместных международных проектов с вузами партнерами: Католическим университетом Иоанна Павла II в г. Люблин (Польша), Университетом имени Марии Кюри-Склодовской (г. Люблин, Польша), Университетом им. Гумбольдта г. Берлин (Германия), Техническим университетом Дрездена (Германия) и др. Направления работы экспедиционного корпуса: экология, рациональное природопользование, охрана окружающей среды; биология и биотехнология, филология, СМИ, социальная работа, культура и искусство.

В рамках трехстороннего сотрудничества между БГУ, Международной школой молодежной дипломатии МГИМО и Венской Дипломатической академией, при финансовой поддержке средств программы РДСО (мероприятие «Международная школа молодежной дипломатии «Диалог и взаимопонимание»») студенты факультета истории и международных отношений и факультета иностранных языков нашего университета ежегодно проходят стажировку на базе основных международных институтов: Организации Объединенных Наций и Штаб-квартиры ОБСЕ в Вене, штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Европейского суда по правам человека, Европарламента и Совета Европы в г. Страсбурге. Программа стажировки затрагивает важные проблемы в области европейской интеграции и международных отношений, политические проблемы международных отношений и глобального развития (геополитики), специфику работы международных институтов.

Студенты, обучающиеся по направлению «История», закрепляют на практике теоретические знания по основам археологии, вырабатывают навыки полевых археологических исследований в ходе археологических экспедиций, которые ежегодно проходят на базе Межславянской студенческой археологической экспедиции «Лисец Великий-2014» (Конинский окружной музей, Польша) и Российско-болгарской археологической экспедиции «Сравнительное изучение процессов государство- и этногенеза в Болгарии и Древней Руси» (Болгария).

Большую роль в качественном усвоении учебной программы играет участие студентов в

археологических экспедициях, имеющих собственную историю и глубокие научные традиции. К таким можно отнести международную археологическую российско-болгарскую экспедицию, которая функционирует на основе договора о сотрудничестве между Брянским государственным университетом им. И.Г. Петровского и Пловдивским университетом Паисий Хилиндарский на протяжении 12 лет (с 2004 года). С целью осуществления научных археологических изысканий на территории Болгарии и России ежегодно формируется международная команда студентов и ведущих археологов Брянского и Пловдивского вузов. В ходе экспедиции исследованы языческие и христианские захоронения в округах города Пловдива, поселка Искра Пловдивской области Болгарии и села Елисеевичи Брянской области. Разработана методика совмещения данных археологии, этнологии, письменных источников для реконструкции исторических процессов в России и Болгарии. Студенты также знакомятся с археологическими экспозициями, музейными и этнографическими комплексами России и Болгарии. Научные результаты представлены в докладах на международных студенческих научных международных археологических конференциях: «Средневековые древности Центрально-Восточной Европы» (Чернигов), «Древности Средне-Западной России и сопредельных территорий» (Брянск), а также в совместных сборниках научных трудов экспедиции на русском и болгарском языках.

Наряду с международными студенческими обменами, стажировками, экспедициями, важную роль университет отводит организации на своей базе международных научных мероприятий: конференций, форумов, семинаров, круглых столов и т.д., в том числе и студенческих. За период с 2012 по 2016 годы на базе БГУ было проведено 58 международных конференций, в которых выступали с докладами 738 участников из 15 зарубежных стран: Украины, Беларуси, Польши, Казахстана, Азербайджана, Сербии, Франции, Германии, Болгарии, Израиля, Италии, Великобритании, США. Наиболее масштабными и значимыми стали мероприятия, поддержанные Фондом «Русский мир», Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований:

«Западный регион России в международных отношениях Х - XX вв.»;

«Симпозиум по аграрной истории Восточной Европы»;

«Древности Средне-Западной России и сопредельных территорий» (статус конференции - молодежная археолого-этнологическая);

«Российско-Белорусско-Украинское по-граничье: проблемы взаимодействия в контексте единого социокультурного пространства - история и перспективы». Данное мероприятие проходит под эгидой Брянского государственного университета и Белградского института политических исследований (Сербия). Работа секций проводится поочерёдно на базе вузов организаторов. В резолюциях акцентируется внимание на сохранении идентичности славянского мира в эпоху глобализации, продвижении русского языка как средства межнационального общения.

Активизация академической мобильности неразрывно связана с углублением знания иностранных языков. В свою очередь, это ставит вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, не только языковых или гуманитарных. БГУ успешно решает эту задачу, для чего на базе факультета иностранных языков в 2013 г. создан Центр иностранных языков и переводо-ведения. К настоящему времени более 250 студентов университета получили специальную лингвистическую и переводческую подготовку. В своей деятельности Центр использует профессионально - ориентированный подход в изучении иностранных языков и создании иноязычной среды, что способствует эффективному развитию межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей.

Содержание международной деятельности в университете обусловлено также регионально-географической спецификой, сложившимися традициями и наполнено не только научно-образовательной, но социально-культурной и воспитательной составляющей. Непосредственная близость Беларуси и Украины способствовали бурному развитию научных исследований по белорусско-украинской проблематике, включая филиал БГУ в г. Новозыб-кове, расположенный в непосредственной близости от границ РФ с Белоруссией и Украиной. Филиал в г. Новозыбкове стал центром обучения студентов из Белоруссии. На его базе в 2006 году было образовано Землячество славянских народов, которое инициирует сплочение студенческой молодежи, распространение славянских традиций и культуры.

Традиционным и многолетним является сотрудничество с вузами Польши. Университет поддерживает тесные контакты с Посольством

Польши в России. В течении 4-х лет БГУ организует польский экзамен на базе Центра языка и культуры польской при факультете истории и международных отношений, в работе которого принимают участие сотрудники Посольства. Также в университете проходят недели российско-польской культуры, в рамках которых представители Ассоциации сотрудничества «Польша-Восток» читают курс лекций студентам отделения «Международные отношения».

БГУ активно поддерживает общественные инициативы, направленные на поддержку русского языка, его популяризации среди молодежи. В университете ежегодно проводятся крупномасштабные комплексные акции и мероприятия: день русского языка (6 июня), который отмечается во многих странах мира, активно участвует в празднике-фестивале - «Тотальный диктант», который проводится в 80 странах мира, «День славянской письменности».

Университет активно включился в программу продвижения высшего российского образования и укрепление позиций русского языка через активное развитие сотрудничества в образовательной и научной сферах с зарубежными вузами-партнерами, реализацию программ мобильности студентов, исследователей и преподавателей, через осуществление совместных международных научно-исследовательских проектов, проведение научно-образовательных форумов, конференций и т.д.

С 2012г. на базе Брянского госуниверситета им. И.Г. Петровского функционирует Центр тестирования иностранных граждан. В рамках центра также осуществляется подготовка иностранных граждан к сдаче экзаменов. Ежегодно государственный сертификат о владении русским

языком, знаний истории России и основ законодательства РФ получают около 4 тысяч человек.

Ежегодно вузом подаются заявки на конкурс проектов Фонда «Русский мир», направленных на развитие и поддержку русского языка и культуры. Наиболее масштабными и значимыми стали мероприятия, поддержанные Фондом: «Круглый стол «Нормативность в условиях смешения восточнославянских языков на территории Российско-Белорусско-Украинского погра-ничья», приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры» и «Русское наследие в странах Восточной и Центральной Европы».

Подводя итог, можно сказать, что значение международной составляющей в деятельности Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского неуклонно возрастает, растет качество и эффективность научно-образовательного процесса.

Государственная политика нацеливает вузы не останавливаться на достигнутом и постоянно наращивать долю образовательных услуг на международном рынке. Для этого необходимо развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования [3]. С этой целью Министерством образования и науки Российской Федерации в мае 2017 г. запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», призванный повысить её привлекательность и конкурентоспособность на международном образовательном пространстве.

Список литературы

1. Бугрова С.М., Григашкина С.И. Международная деятельность в вузе. Отраслевая экономика // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Кисловодск. 2013. № 9 (57). С.10.

2. «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662-р) [Электронный ресурс]. URL http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 02.09.2017).

3. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. N6). [Электронный ресурс]. URL http://минобрнауки.рф/ проекты/экспорт-российского-образования /pasport_-_opublikovannyi.pdf (data obrashheniya 02.09.2017).

INTERNATIONAL ACTIVITY IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AS A PRIORITY-ORIENTED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT

The article presents the experience and perspectives of development of international activity in Bryansk State University named after academician I.G.Petrovsky. The main directions of international activity are revealed, the forms of teaching staff and students' academic mobility are described. The ways of increasing education services quality and appeal are analyzed. Keywords: university international activity, priority orientations of international activity, academic mobility, quality of education, export of education services.

References

1. Bugrova, S.M., Grigashkina, S.I. (2013). Mezhdunarodnaya-deyatelnost-v-vuze. Otraslevaya-ehkonomika [International Activity of the Educational Institution of Higher Education] // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami. Kislovodsk. 9 (57), 10.

2. «Koncepciya dolgosrochnogo socialno ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» Utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. Retrieved 02 September, 2017 from http://base.garant.ru/194365/.

3. Pasport prioritetnogo proekta razvitie ehksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente-Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i pri-oritetnym proektam (Protokol ot 30-maya 2017g. №6. Retrieved 02 September, 2017 from http://минобрнауки.рф/ проекты/экспорт-российского-образования /pasport_-_opublikovannyi.pdf.

Об авторе

Степченко Татьяна Александровна - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе и международным связям, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: ta-step@yandex.ru

Stepchenko Tatyana Aleksandrovna - Doctor of Pedagogics, Professor, Vice-Rector for Scientific and Research Work and International Communication, Bryansk State Academician I.G.Petrovsky University, E-mail: ta-step@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.