Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ШТРАФЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адеева Е. А.

В данной статье рассматривается проблема налоговых правонарушений и неуплаты налогов, исследуются причины этой проблемы и предлагаются пути ее решения. В статье подчеркивается сложность проблемы, которая включает в себя такие факторы, как сложность налоговой системы, коррупция и неадекватное налоговое администрирование. В статье предполагается, что для решения проблемы необходим многоаспектный подход, включающий политику и стратегии, такие как упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования и правоприменения, предоставление финансового образования и поддержки налогоплательщикам, а также сотрудничество с другими заинтересованными сторонами. В целом, статья дает ценную информацию о проблеме неуплаты налогов и предлагает полезные советы для политиков и налоговых органов по решению этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BRINGING TO RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH TAX LAWS

This article discusses the issue of tax violations and non-payment of taxes, exploring the reasons behind this problem and suggesting solutions to address it. The article highlights the complexity of the issue, which includes factors such as the complexity of the tax system, corruption, and inadequate tax administration. The article suggests that a multi-dimensional approach is necessary to address the problem, including policies and strategies such as simplifying the tax system, improving tax administration and enforcement, providing financial education and support to taxpayers, and collaborating with other stakeholders. Overall, the article provides valuable insights into the issue of non-payment of taxes, and offers useful suggestions for policymakers and tax authorities to address this challenge.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Проблема привлечения к ответственности за несоблюдение налогового

законодательства

The problem of bringing to responsibility for non-compliance with tax laws

Адеева Е. А.

Студент 3 курса Юридический Институт Вятский Государственный Университет Российская Федерация, Киров Email: katerinaadeeva@mail.ru

Adeeva E. A.

3rd year student

Law Institute Vyatka State University Russian Federation, Kirov Email: katerinaadeeva@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема налоговых правонарушений и неуплаты налогов, исследуются причины этой проблемы и предлагаются пути ее решения. В статье подчеркивается сложность проблемы, которая включает в себя такие факторы, как сложность налоговой системы, коррупция и неадекватное налоговое администрирование. В статье предполагается, что для решения проблемы необходим многоаспектный подход, включающий политику и стратегии, такие как упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования и правоприменения, предоставление финансового образования и поддержки налогоплательщикам, а также сотрудничество с другими заинтересованными сторонами. В целом, статья дает ценную информацию о проблеме неуплаты налогов и предлагает полезные советы для политиков и налоговых органов по решению этой проблемы.

Annotation.

This article discusses the issue of tax violations and non-payment of taxes, exploring the reasons behind this problem and suggesting solutions to address it. The article highlights the complexity of the issue, which includes factors such as the complexity of the tax system, corruption, and inadequate tax administration. The article suggests that a multidimensional approach is necessary to address the problem, including policies and strategies such as simplifying the tax system, improving tax administration and enforcement, providing financial education and support to taxpayers, and collaborating with other stakeholders. Overall, the article provides valuable insights into the issue of non-payment of taxes, and offers useful suggestions for policymakers and tax authorities to address this challenge.

Ключевые слова: налоговая задолженность, неплательщики, налоговое администрирование, правоприменение, налоговая система, финансовое образование, сотрудничество, государственная политика, штрафы.

Key words: tax debts, non-payers, tax administration, enforcement, tax system, financial education, collaboration, government policies, penalties.

Привлечение к ответственности за несоблюдение налогового законодательства является актуальной проблемой, поскольку недостаточное внимание к соблюдению налоговых правил может привести к серьезным последствиям для экономики и социальной сферы государства. Неуплата налогов снижает доходы бюджета и ограничивает возможности государства для финансирования социальных программ, развития инфраструктуры и других приоритетных направлений. Кроме того, несоблюдение налоговых правил может привести к неравенству в обществе и негативно сказаться на конкурентоспособности предприятий и бизнеса в целом. В связи с этим, проблема привлечения к ответственности за несоблюдение налогового законодательства является важной и необходима для обеспечения стабильности экономики и социальной сферы государства.

Несоблюдение налогового законодательства приводит к потере доходов государства, что влияет на социально-экономическое развитие. Это также создает несправедливое преимущество для несоблюдающих

требования налогоплательщиков, ставя добросовестных налогоплательщиков в невыгодное положение. Кроме того, неспособность привлечь к ответственности физических и юридических лиц, не соблюдающих требования, может подорвать доверие к налоговой системе, что приведет к ослаблению доверия населения к государственным институтам. Несоблюдение налогового законодательства также может подпитывать коррупцию, поскольку предприятия и частные лица, не соблюдающие требования, могут попытаться подкупить чиновников, чтобы избежать наказания [2]. В конечном счете, привлечение несоблюдающих налогоплательщиков к ответственности необходимо для обеспечения того, чтобы каждый платил свою справедливую долю, содействия соблюдению требований, поддержания стабильной и процветающей экономики, а также справедливости и честности в налоговой системе.

Одна из проблем в этой сфере заключается в привлечении к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства - это отказ в возбуждении уголовного дела следственными органами по различным причинам.

Так, в 2019 г. было возбуждено 2888 уголовных дел по налоговым преступлениям, в 2020 г. - 1501 уголовное дело, в 2021 г. - 1731 уголовное дело, а в 2022 г. - 1586 уголовных дел. Несмотря на то, что количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям в 2020 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом, в 2021 году количество дел снова возросло, а в 2022 году осталось на высоком уровне.

Рассмотрим данные причины подробнее:

1) Первой причиной данной проблемы является истечение сроков давности для привлечения к уголовной ответственности. Проблема заключается в том, что период проведения самой налоговой проверки отличается от сроков давности привлечения к уголовной ответственности виновного лица.

Так как срок давности привлечения к уголовной ответственности, как правило, больше, чем срок проведения налоговой проверки. Это означает, что в некоторых случаях следователи могут быть не в состоянии привлечь виновного к ответственности за налоговые правонарушения, даже если доказательства ясны, просто потому, что срок давности истек [4].

По нашему мнению, при этом необходимо учитывать длительность проведения самой налоговой проверки, а также следует принимать во внимание промежуток времени, чтобы налогоплательщик мог подать возражения на выписанный акт налогового органа, до принятия и вступления в силу окончательного решения по налоговым проверкам.

Таким образом, представляется, что необходимо на законодательном уровне синхронизировать сроки проведения налоговых проверок в Налоговом кодексе Российской Федерации со сроками давности привлечения виновного лица к уголовной ответственности, предусмотренной УК РФ, например, сделать единый срок 3 года для обоих. Это позволит исключить ситуацию, когда срок давности привлечения к уголовной ответственности истекает до завершения налоговой проверки, а также обеспечит наличие у налогоплательщиков достаточного времени для подачи возражений на решения налогового органа до того, как они станут окончательными и обязательными для исполнения.

2) Второй причиной этой проблемы является отсутствие эффективных механизмов правоприменения в отношении налоговых правонарушений. Проще говоря, даже при выявлении налоговых нарушений в ходе проверки налоговые органы не всегда имеют возможность взыскать с налогоплательщика причитающиеся суммы налогов, штрафов и пеней. Некоторые налогоплательщики могут скрывать свои активы, передавать их третьим лицам или объявлять себя банкротами, чтобы не платить налоговые долги.

Для решения этой проблемы правительству необходимо укрепить механизмы правоприменения, предоставив налоговым органам больше полномочий по сбору просроченных налогов, штрафов и пени всеми

доступными способами. Например, возможность налагать арест и замораживать активы налогоплательщика, налагать административные взыскания и возбуждать уголовные дела против рецидивистов.

3) Третьей причиной отказа в возбуждении уголовного дела является отсутствие достаточных доказательств. Это может быть связано со сложностью финансовых транзакций, использованием поддельной документации или тем фактом, что деньги были спрятаны на оффшорных счетах или в других труднодоступных местах.

Кроме того, отсутствие международного сотрудничества и координации между странами также может затруднить получение необходимых доказательств для судебного преследования правонарушителей.

4) Наконец, также могут быть случаи, когда сотрудники правоохранительных органов коррумпированы или не имеют ресурсов или мотивации для преследования налоговых преступников. Это может способствовать культуре безнаказанности, когда отдельные лица и предприятия считают, что они могут уклоняться от уплаты налогов без каких-либо последствий.

Для решения этих проблем требуется большая политическая воля для судебного преследования налоговых преступников, более строгие меры по борьбе с коррупцией, а также лучшая координация и сотрудничество между странами в расследовании и судебном преследовании налоговых преступлений. Кроме того, необходимо иметь больше ресурсов и обучать сотрудников правоохранительных органов для эффективного расследования и судебного преследования налоговых преступников.

Однако можно сказать, что отказ следственных органов от возбуждения уголовных дел в некоторых случаях может быть обоснованным и связан с тем, что уголовное преследование не является наиболее эффективным инструментом в конкретной ситуации.

Основным направлением профилактики налоговых правонарушений является устранение пробелов в налоговом законодательстве. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы нормы НК РФ трактовались достаточно упрощенно, а также были понятны как руководителям крупных организаций, юристам, так и индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, крайне важно улучшить практику налогового администрирования и сбора налогов. Это предполагает создание эффективных систем сбора и контроля налогов, проведение регулярных налоговых проверок и обеспечение выполнения всеми налогоплательщиками своих обязательств. Кроме того, необходимо регулярно проводить обучение и обучение налогоплательщиков и налоговых служащих налоговому законодательству, положениям и процедурам, чтобы улучшить их понимание налоговых требований.

Предотвращение налоговых правонарушений требует комплексного подхода, включающего устранение пробелов в налоговом законодательстве, совершенствование практики налогового администрирования и сбора, разработку прозрачной и справедливой налоговой системы, а также повышение осведомленности населения о важности уплаты налогов.

Алгоритм решения проблемы отказа в возбуждении уголовного дела за нарушение налогового законодательства может быть следующим:

1. Проведение анализа причин отказа в возбуждении уголовного дела. Для этого нужно изучить законодательство, правоприменительную практику исследовать судебную практику и определить, какие виды нарушений налогового законодательства наиболее часто отклоняются следственными органами.

2. Разработка мер по преодолению препятствий в возбуждении уголовного дела. Сюда входят меры по повышению квалификации сотрудников следственных органов, усиление межведомственного взаимодействия и внедрение новых технологий, способных сократить время и упростить процедуры возбуждения дел.

3. Развитие гражданского общества и укрепление гражданской культуры. При этом важно формировать понимание обществом о значимости соблюдения налогового законодательства и серьезности нарушения данного законодательства. Это позволит увеличить эффективность мер по борьбе с неуплатой налогов и пресекать нарушения налогового законодательства.

4. Внедрение программ социальной поддержки налогоплательщиков. Зачастую причиной нарушения налогового законодательства являются экономические трудности у предприятий и физических лиц. В этом контексте имеет смысл сформировать более широкий спектр программ государственной поддержки, направленных на сохранение рабочих мест и развитие экономики.

5. Совершенствование налогового законодательства. Это включает в себя упрощение процедуры уплаты налогов, пересмотр порядка возложения ответственности за нарушения налогового законодательства на различные стороны и т.д. Совершенствование налогового законодательства снизит уровень нарушений и упростит работу следственных органов.

Изменение законодательства является ответом на проблему недостаточного привлечения к ответственности за несоблюдение налогового законодательства. Ниже приведены несколько возможных изменений, которые могут помочь решить эту проблему:

Для решения проблем привлечения к ответственности за несоблюдение налогового законодательства необходимо внести изменения в следующие статьи налогового кодекса РФ:

1. Поскольку в НК РФ нет четкого определения понятия «ответственность за налоговые правонарушения», предлагается в отдельной статье главы 16 НК РФ определить налоговую ответственность, а также закрепить в НК РФ малозначительность противоправного деяния.

2. Глава 15 НК РФ - "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений". В данной главе следует уточнить порядок привлечения к ответственности за несоблюдение налоговых обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, а также ужесточить санкции для нарушителей.

2. Статью 114 налогового кодекса - "Налоговые санкции". В данной статье следует уточнить порядок наложения налоговых штрафов и ужесточить их размеры для нарушителей налогового законодательства.

3. Статью 119 налогового кодекса - "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)". В данной статье следует ужесточить наказания для юридических и физических лиц, не представляющих своевременно налоговую отчетность, а именно поднять до 8%.

4. В целях решения проблемы невозможности привлечения к уголовной ответственности лиц, которыми были совершены налоговые преступления, предусмотренные ст. 198-199 УК РФ (связанные с истечением сроков давности уголовного преступления в налоговых отношениях), в виде уклонения от уплаты налогов целесообразны следующие меры:

- внести изменения в Уголовный кодекс РФ, позволяющие применять расширенную конфискацию средств совершения преступления в сфере налогов и сборов;

- учитывая международную практику, утвердить такие виды налоговых правонарушений как: совершение преступления организованной группой, а также с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.

Важно, чтобы любое изменение законодательства было договорным и регулировалось с учетом мнений представителей бизнес-сообщества, государственных структур, иных заинтересованных сторон и общественности в целом.

Таким образом, проблема безнаказанности налоговых правонарушений является сложной проблемой, требующей комплексного подхода. Хотя синхронизация сроков исковой давности и укрепление механизмов правоприменения будут необходимы, необходимо также устранить коренные причины уклонения от уплаты налогов, такие как сложность налоговой системы, коррупция и неадекватное налоговое администрирование. Только тогда мы можем надеяться создать справедливую и эффективную систему сбора налогов, которая будет выгодна всем.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,

2. Власюк Е.И, Жадобина Н.Н. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов // Вестник СурГУ. 2016. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-oblasti-nalogov-i-sborov (дата обращения: 17.03.2023).

3. Мошкович А. А. Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. Краснодар. 2018. С. 28-33

4. Ходасевич, О. Н. Проблемы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и пути совершенствования налогового законодательства / О. Н. Ходасевич, М. В. Пермяков // Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 марта 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. - С. 226-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.