Научная статья на тему 'Проблема «Принципал-агент» и ее роль в экономике'

Проблема «Принципал-агент» и ее роль в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципал / агент / агентские отношения / асимметричность информации / организация. / principal / agent / agent relations / information asymmetry / organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. И. Китиева, Л. М. Баркинхоева

На сегодняшний день в условиях формирования современных теорий фирмы и экономики общественного сектора проблема, касающаяся взаимоотношений принципала и агента, становится одной из наиболее сложных и актуальных. Проблема «принципала-агента» в значительной степени влияет практически на все аспекты рыночной экономики. В данной статье рассматривается проблема взаимоотношений принципала и агента, ее роль в функционировании фирмы и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. И. Китиева, Л. М. Баркинхоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM "PRINCIPAL AGENT" AND ITS ROLE IN THE ECONOMY

Today, in the context of the formation of modern theories of the company and the economy of the public sector, the problem of the relationship between the principal and the agent is becoming one of the most complex and relevant. The problem of the “principal agent” significantly affects almost all aspects of a market economy. This article discusses the problem of the relationship between the principal and the agent, its role in the functioning of the company and the state.

Текст научной работы на тему «Проблема «Принципал-агент» и ее роль в экономике»

ПРОБЛЕМА «ПРИНЦИПАЛ-АГЕНТ» И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

М.И. Китиева, канд. экон. наук, доцент Л.М. Баркинхоева, студент Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10105

Аннотация. На сегодняшний день в условиях формирования современных теорий фирмы и экономики общественного сектора проблема, касающаяся взаимоотношений принципала и агента, становится одной из наиболее сложных и актуальных. Проблема «принципала-агента» в значительной степени влияет практически на все аспекты рыночной экономики. В данной статье рассматривается проблема взаимоотношений принципала и агента, ее роль в функционировании фирмы и государства.

Ключевые слова: принципал, агент, агентские отношения, асимметричность информации, организация.

Актуальность и важность проблемы взаимоотношений принципала и агента в последнее время возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что постепенно по мере планомерного развития организаций появляются и проблемы управления ими. Данный факт свидетельствует о том, что образуется некое противоречие интересов между принципалом и агентом, то есть зарождается конфликт, который в свою очередь отрицательно отражается на функционировании и работе всей организации (в первую очередь, на таких ее показателях, как рентабельность, ликвидность и производительность).

Частыми являются случаи, когда выявляется недобросовестное отношение персонала к своей работе. Именно это явление в теории институциональной экономики называют проблемой «принципал-агента», или агентской проблемой. Для того чтобы понять содержание данной проблемы, необходимо дать определения понятиям «принципал» и «агент».

Принципал - это собственник, то есть акционер компании, непосредственно заинтересованный в результатах ее деятельности, так как именно от них зависит размер его непосредственного дохода.

Агент - это действующее лицо, менеджер фирмы. Он подобно принципалу также заинтересован в том, чтобы результаты работы нанявшей его компании были высокими. Однако нужно отметить, что дос-

тижение этих результатов зачастую сопровождается ущемлением интересов акционеров. Иными словами, принципал - это тот, кто отдает поручение, а агент - это тот, кто выполняет это поручение.

В качестве принципала и агента могут выступать как отдельно взятый человек, так и целая фирма, компания или государственное учреждение. Агентские отношения - это отношения двух участников, один из которых (собственник или принципал) передает другому (менеджеру или агенту) свои полномочия. В этой ситуации можно отметить основные цели сторон и выявить такое явление, как конфликт интересов. Конфликт наступает по той причине, что собственник (принципал) стремится к максимизации, увеличению прибыли, а цель менеджера (агента) заключается в спокойном и достойном существовании [2, с. 268].

По сути, проблема принципала-агента является теоретической моделью экономики, созданной для того чтобы понять ситуацию управления между нетождественными факторами, обладающими разной степенью информированности (ввиду неравномерности информации). Обычно принципал находится на высшей иерархической ступени в компании и ждет решения поставленной задачи в своих интересах. В то же время агент - лицо, выполняющее поручение - находится на нижней иерархической ступени, однако имеет в

распоряжении больший объем информации, чем принципал. Агент может использовать эту информацию либо в интересах принципала, либо в своих личных интересах.

Экономисты предлагают различные способы решения данной проблемы, основной из которых - это установление доверительных отношений между сторонами.

Ещё одним эффективным способом решения этой проблемы является формиро-

Теорию принципала-агента разработали и развивали американские экономисты М. Дженсен и У. Меклинг. Наибольшее распространение эта теория получила в области экономики. Суть теории заключена в том, что принципал и агент зависимы друг от друга в коммерческих отношениях. Принципал дает поручение и желает, чтобы оно было правильно выполнено со стороны агента. Как уже было сказано, важным аспектом в данной теории является асимметричность (неравномерность) информации. Чаще всего бывает так, что у агента есть превосходство во владении информацией, которую он использует для себя. Теория строится на предположении о том, что любой человек по своей сути оп-

вание договора о найме между принципалом и агентом. Важно, чтобы данный договор учитывал систему поощрений для агентов, причем размер вознаграждений должен зависеть от результатов работы [3, с. 178].

Проблема принципала и агента актуальна как во внутренней среде организации (внутрифирменные отношения), так и во внешней, включающей поставщиков, подрядчиков и посредников (рис. 1).

портунист, поэтому он действует, в первую очередь, из соображений личной выгоды.

Примером ситуации, в которой появляется проблема принципала-агента, может служить типичный рынок недвижимости. Как правило, при покупке недвижимости заинтересованное лицо обращается к риел-тору - специалисту, разбирающемуся в особенностях этой сферы. Безусловно, покупатель хочет приобрести недвижимость, затратив на это минимальную сумму денежных средств. У агента (риэлтора) в запасе имеется несколько подходящих вариантов, различающихся ценой. В этом случае у него есть стимул выяснить финансовые возможности потенциального покупа-

теля и не предлагать ему сразу все имеющиеся в наличии объекты недвижимости.

При этом наблюдается асимметричность информации: скрывая необходимые сведения, агент явно стремится к заключению договора на выгодных для себя условиях, так как в случае отказа клиента, у него будет возможность предложить еще один более дешевый вариант. У принципала в данном случае отсутствует возможность проверить информацию, так как он не имеет данных относительно его особенностей.

В той или иной степени с проблемой принципала-агента компании сталкиваются в процессе реализации инвестиционного проекта. Основу проблемы принципала-агента в институциональной экономике составляет угроза манипулирования аген-

том принципала в процессе выполнения его предписаний и распоряжений.

Проблема принципала-агента зарождается при передаче права пользования и распоряжения имуществом принципала юридическому или физическому лицу -агенту.

Б. Флайвберг выделял такие источники проблемы принципала-агента, как корысть, эгоизм, личная заинтересованность, скрытость и недостаток информации. На появление проблемы «принципала-агента» влияет также и разница в отношении к рискам, разница в масштабах планирования [3, с. 397].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема принципала-агента является важной, так как в значительной степени влияет на функционирование лю-

бой организации.

Библиографический список

1. Китиева М.И., Евлоева Д.М. Институциональные изменения: сущность, типы и факторы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №12-1 (58). - С. 168-170.

2. Кремлев Т.С. Проблема принципала-агента в рамках анализа инвестиционных проектов // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 396-400.

3. Лялин А.М. Теория менеджмента: учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. - М., 2009. - 464 с.

4. МалкинаМ.Ю., Логинова Т.П., Лядова Е.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. - 258 с.

5. Полонкоева Ф.Я., Китиева М.И., Орцханова М.А. влияние институтов и институциональной среды на эффективность экономической системы // Colloquium-journal. - 2018. -№13-10 (24). - С. 45-47.

6. Полонкоева Ф.Я., Китиева М.И., Орцханова М.А. институциональная структура экономики // Colloquium-journal. - 2018. - №5-6 (16). - С. 41-43.

PROBLEM "PRINCIPAL AGENT" AND ITS ROLE IN THE ECONOMY

M.I. Kitieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor L.M. Barkinhoeva, Student Ingush State University (Russia, Magas)

Abstract. Today, in the context of the formation of modern theories of the company and the economy of the public sector, the problem of the relationship between the principal and the agent is becoming one of the most complex and relevant. The problem of the "principal agent" significantly affects almost all aspects of a market economy. This article discusses the problem of the relationship between the principal and the agent, its role in the functioning of the company and the state.

Keywords: principal, agent, agent relations, information asymmetry, organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.