Научная статья на тему 'Минимизация издержек как одна из стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия'

Минимизация издержек как одна из стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / стратегия / минимизация издержек / конкуренция / предприятие / competitiveness / strategy / cost minimization / competition / enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китиева Малика Ибрагимовна, Орцханова Марьям Аллаудиновна, Полонкоева Фердоувс Яхьяевна, Кодзоева Заида Уматгиреевна

Конкурентоспособность отечественных предприятий является актуальной проблемой национальной экономики в условиях нестабильности внешней конъюнктуры. Немаловажную роль в процессе роста конкурентоспособности играет снижение издержек производства. В статье исследованы теоретические аспекты взаимосвязи конкурентоспособности и издержек производства и выявлены способы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы путем снижения издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Китиева Малика Ибрагимовна, Орцханова Марьям Аллаудиновна, Полонкоева Фердоувс Яхьяевна, Кодзоева Заида Уматгиреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZATION OF COSTS AS ONE OF THE STRATEGIES FOR ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

The competitiveness of domestic enterprises is an urgent problem of the national economy in the conditions of instability of the external conjuncture. An important role in the process of growth of competitiveness is played by the reduction of production costs. The article examines the theoretical aspects of the relationship of competitiveness and production costs and identifies ways to ensure the competitive advantages of the company by reducing costs.

Текст научной работы на тему «Минимизация издержек как одна из стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия»

Ештамш / «c@yL®qyiym-j®yrMaL^»#3i27),2©i9

40

• Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 2527) - 2,09% от всего объема импорта России (в 2017 году - 1,95%);

• Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) - 1,64% от всего объема импорта России (в 2017 году - 1,59%).

Развитые страны, в первую очередь, хотят получать от России продукцию добывающей отрасли. Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие, что означает закрепление сырьевой специализации и деградацию продукции промышленности, которую придётся закупать у других стран.

Для быстрого и масштабного включения страны в мировую торговлю необходимо технологическое перевооружение, вовлечение в мировые финансовые ресурсы, используя при этом мощную сырьевую базу, относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу, передовой опыт и уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

внешнеэкономическая деятельность - это быстро развивающийся механизм международных связей. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности является одним из направлений ускорения интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Но чтобы соответствовать представительству на мировом рынке, необходимо качественное изменение внешнеэкономической политики в части обозначения национальных интересов и приоритетов в экспортной стратегии.

Список использованной литературы

1. Китиева М.И., Долова А.М. Методы государственного регулирования международной торговли. Colloquium-journal. 2018. № 13-10 (24). С. 48-50.

2. Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонко-ева Ф.Я. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности в регионе. Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 229-231

3. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2012.-198с.

4. http://www.rusimpex.ru - Российский центр внешней торговли.

Китиева Малика Ибрагимовна

к.э.н., доцент каф. экономики, Ингушский государственный университет Орцханова Марьям Аллаудиновна к.э.н., доцент, зав. каф. экономики, Ингушский государственный университет Полонкоева Фердоувс Яхьяевна к.э.н., доцент каф. экономики, Ингушский государственный университет Кодзоева Заида Уматгиреевна к.г.н., доцент каф. экономики, Ингушский государственный университет

МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Kitieva Malika Ibragimovna

Ph.D., associate professor economy, Ingush State University Ortskhanova Maryam Allaudinovna Ph.D., associate professor, head. kaf economy, Ingush State University

Polonkoeva Ferdouvs Yahyaevna

Ph.D., associate professor economy, Ingush State University

Kodzoeva Zaida Umatgireevna

Ph.D., Associate Professor Department. economy,

MINIMIZATION OF COSTS AS ONE OF THE STRATEGIES FOR ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Аннотация

Конкурентоспособность отечественных предприятий является актуальной проблемой национальной экономики в условиях нестабильности внешней конъюнктуры. Немаловажную роль в процессе роста конкурентоспособности играет снижение издержек производства. В статье исследованы теоретические аспекты взаимосвязи конкурентоспособности и издержек производства и выявлены способы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы путем снижения издержек.

<<ШУ1©ЗДим-ШиГМ&1>>,#3(Ш7)),2(Ж / ECONOMICS_4__

Abstract :

The competitiveness of domestic enterprises is an urgent problem of the national economy in the conditions of instability of the external conjuncture. An important role in the process of growth of competitiveness is played by the reduction of production costs. The article examines the theoretical aspects of the relationship of competitiveness and production costs and identifies ways to ensure the competitive advantages of the company by reducing costs.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегия, минимизация издержек, конкуренция, предприятие

Keywords: competitiveness, strategy, cost minimization, competition, enterprise

Как известно, конкуренция является одним из основных элементов рыночной экономики, с помощью которого хозяйствующие субъекты борются за доходы, за свое место в системе производства и потребления. В условиях экономической интеграции и глобализации мирового хозяйства конкуренция захватывает целые страны и региональные блоки. В современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:

- на индивидуальном уровне (на рынке труда);

- на микроуровне (уровень предприятий);

- на мезоуровне (уровень отраслей и секторов);

- на макроуровне (уровень всей экономики в целом).[4]

Конкурентоспособность предприятия-это относительная характеристика, выражающая степень развития данного предприятия в сравнении с конкурентами по уровню удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации показывает потенциал и динамику ее адаптации к обстоятельствам рыночной конкуренции. В стремлении выгодно и продолжительно функционировать в своей отрасли, предприятия разрабатывают конкурентную стратегию. Конкурентоспособность предприятия зависит от множества факторов, характеризующих деятельность фирмы в полном объеме. Этими факторами являются применяемые технологии, система производства и сбыта, система управления организацией и т.д. Они определяют конкурентные преимущества предприятия, способствующие максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности.

Для повышения своей конкурентоспособности любое предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию в зависимости от различных внешних и внутренних условий. Конкурентную стратегию можно разрабатывать в форме плана или программы, которые направлены на достижение стратегических целей. Учеными-экономистами сформулировано три основных типа стратегий:

- стратегия концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта;

- стратегия интегрированного роста, т. е. стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение новой собственности, усиление контроля над

поставщиками, создание дочерних организаций);

- стратегия диверсификационного роста, т. е. стратегия горизонтальной диверсификации (реализуется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках конкретной отрасли). [1] Среди множества стратегий повышения конкурентоспособности фирмы большое внимание уделяется стратегии минимизации издержек, как одной из наиболее эффективных. Снижение издержек производства продукции во многом зависит от рационального использования имеющихся ресурсов, применение которых позволяет производить продукции больше и лучшего качества с минимальными затратами, обеспечивая тем самым высокий уровень эффективности производства. Предприятию, выбравшему стратегию минимизации затрат, предстоит тщательно отслеживать изменения в отраслевых технологиях, предпочтениях потребителей, вовремя вносить коррективы в ассортимент продукции. Кроме того, руководству предприятий необходимо в приемлемые сроки осуществлять необходимую модернизацию, вплоть до полной замены производственных мощностей.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на повышение конкурентоспособности предприятия, руководству фирмы необходимо добиваться более низкого, чем у конкурентов уровня средних производственных издержек. Для этого следует своевременно проводить анализ уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Анализ затрат необходимо начинать с изучения свойств и основных характеристик издержек производства. Для этого следует построить классификацию издержек, которая создает необходимые условия для последующего анализа издержек и их реструктуризации. Кроме этого фирме необходимо создание производственных мощностей экономически эффективного масштаба, снижение издержек по мере накопления опыта, жесткий контроль за производственными издержками и накладными расходами, минимизация затрат в области обслуживания, системы сбыта, рекламы и т.п. Применение этих мер, с одной стороны, требует от компании четкой организационной структуры, больших

Ештамш / «€®yL®qyiym-j®yrMaL^»#3i27),2©i9

42_

первоначальных капиталовложений, а также готовности нести стартовые убытки, с другой - обеспечит компании завоевание большой доли рынка. Высокая доля рынка, в свою очередь, позволяет использовать эффект экономии на масштабах, что приводит к значительному увеличению чистой прибыли.

Факторами, благоприятствующими эффективному применению стратегии минимизации издержек, являются факторы, характерные для рынка совершенной конкуренции:

• доминирование ценовой конкуренции в отрасли;

• высокая эластичность спроса по цене;

• производство достаточно стандартизированного товара и ограниченные возможности его дифференциации;

• равная возможность потребителей товара приобретать его у различных производителей.

Вместе с тем, приоритет в минимизации издержек для предприятия несет некоторые отраслевые угрозы: убытки, неудобства и риски. Хотя увеличение объемов производства нередко ведет к снижению издержек, экономия на масштабе не происходит автоматически, и руководители компаний с низкими издержками должны быть постоянно настороже, чтобы обеспечить реальную прибыль от потенциально сэкономленных средств. Кроме того, методы по снижению затрат, использованные предприятием, могут скопировать фирмы-конкуренты, на внедрение которых фирма-«лидер» затратила значительные средства или же на рынке могут внезапно появиться производители с более низкими издержками (например, из Юго-Восточной Азии), и т.

Стратегия лидерства по издержкам и стратегия сфокусированных низких издержек могут быть успешно реализованы благодаря постоянному управлению затратами. Для этого необходимо:

• создать на предприятии системы плановых затрат с жестко допустимыми резервами на расходы;

• ввести системы гибкого бюджетирования для управления издержками производства;

• разработать системы контроля выполнения бюджета.

Необходимые условия для реализации стратегии минимизации издержек: -специализация и разделение труда;

-повышение производительности труда; -улучшение организации производства; -механизация и автоматизация производства; -эффективное использование сырья, в том числе сокращение отходов производства;

-уменьшение материалоемкости изделий; -управленческая культура. Поддержкой стратегии оптимальных издержек является индивидуальное управление снижением издержек и повышением качества продукта одновременно. Следовательно, для того чтобы система управления затратами была эффективной, она должна ориентироваться на реализуемую стратегию.

Преимущество низких издержек создает относительно эффективную защиту против пяти конкурентных сил М. Портера (соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли; конкуренция со стороны услуг, производимых предприятиями других отраслей, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены; угроза входа в отрасль новых конкурентов; экономические возможности и способности предприятий; экономические возможности и способности потребителей). Практика показывает, что данная стратегия часто выбирается на практике как российскими, так и зарубежными фирмами, но в нашей стране трудно достичь максимального эффекта в связи с высокими темпами инфляции и рядом существенных проблем внутреннего характера деятельности фирм.

Литература

1.Ермакова И. А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 256-259. — URL https://moluch.ru/archive/150/42409//

2.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. — М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998. -195 с.

З.Котлер Ф., Армстронг Г., и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. -2-е европ. изд. -К.; М; СПб.: Издат. Дом "Вильямс", 1998. -1056 с. 4.Полонкоева Ф.Я., Китиева М.И., Орцханова М.А. Государственная политика обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Colloquium-journal. 2018. № 11-9 (22). С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.