Научная статья на тему 'Проблема правовых ценностей в правообразовании'

Проблема правовых ценностей в правообразовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
570
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО / LEGAL VALUES / RIGHT FORMATION / PURPOSES / LAW-MAKING / MODERN RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Е. В.

Исследование правообразования с точки зрения ценностного аспекта актуализирует роль ценностей в процессе возникновения и создания права. Правовые ценности не только консолидируют интересы участников правового общения, обеспечивая направленность и границы правообразования, но и служат эффективным средством гармонизации между внешним воздействием и механизмами саморегуляции в праве, что в целом приводит к стабильному правопорядку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of legal values in right formation

Research of right education from the point of view of valuable aspect staticizes a role of values in the course of emergence and right creation. Legal values not only consolidate interests of participants of legal communication, providing an orientation and right education borders, but also serve as an effective remedy of harmonization between external influence and self-control mechanisms in the right that as a whole leads to a stable law and order.

Текст научной работы на тему «Проблема правовых ценностей в правообразовании»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРАВООБРАЗОВАНИИ

Е.В. СИДОРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: sidk77@yandex.ru

Аннотация. Исследование правообразования с точки зрения ценностного аспекта актуализирует роль ценностей в процессе возникновения и создания права. Правовые ценности не только консолидируют интересы участников правового общения, обеспечивая направленность и границы правообразования, но и служат эффективным средством гармонизации между внешним воздействием и механизмами саморегуляции в праве, что в целом приводит к стабильному правопорядку.

Ключевые слова: правовые ценности, правообразование, цели, правотворчество, современное право.

PROBLEM OF LEGAL VALUES IN RIGHT FORMATION

E.V. SIDOROVA,

candidate of jurisprudence, associate professor of the theory of the state and right

Annotation. Research of right education from the point of view of valuable aspect staticizes a role of values in the course of emergence and right creation. Legal values not only consolidate interests of participants of legal communication, providing an orientation and right education borders, but also serve as an effective remedy of harmonization between external influence and self-control mechanisms in the right that as a whole leads to a stable law and order.

Keywords: legal values, right formation, purposes, law-making, modern right.

Выделяя в качестве объекта исследования процесс правообразования, мы анализируем вопросы возникновения, создания права; и если, рассматривая генезис права, мы выходим на истоки появления данного социального института, то проблема правообразования связана, в большей степени, с процессами изменения существующих правил, появлением новых.

Аксиологический аспект возникновения права актуален, прежде всего, при выявлении содержательных особенностей правообразования. В связи с этим возникает вопрос об источниках, импульсах появления правовых правил. Что служит источником появления новых норм? Какие факторы непосредственно и опосредованно влияют на указанные процессы? Какова роль правовых ценностей и ценностей вообще? Что служит связкой между появлением норм и существующей действительностью, что способствует появлению необходимости в регулировании общественных отношений?

Возникновение правовых правил в том или ином обществе можно рассматривать как стихийный процесс, в котором не всегда уместно говорить о существовании каких либо строгих логических норм. Право, являясь социокультурным феноменом, подчиняется правилам существования культурных явле-

ний. Культурный отбор — не рациональный процесс; он не направляется разумом, а создает разум1. Оседая в действительности, правила, возникшие как результат сосуществования индивидов и являющиеся формой взаимного приспособления, становятся организующим началом выстраивания нового типа общественной практики.

Создаваемые или появляющиеся нормативы не рассчитаны на достижение какой-либо конкретно поставленной цели. У права одна общая цель, которая является результатом всего механизма правового регулирования — это упорядочивание общественных отношений, т.е. установление и поддержание порядка в обществе. В силу этого, появление того или иного правила не должно подчиняться какой либо частной цели, направленной на реализацию одномоментного акта. Данные правила должны в целом подразумевать поддержание существующего порядка и ограничиваться уже существующими моделями.

Следует согласиться с позицией Ф. фон Хайека, утверждающего: «Чем шире круг лиц, нуждающихся в некой договоренности для предотвращения конфликта, тем менее возможно согласие по поводу

1 Хайек Ф. фон. Право, законодательство и свобода. М., 2006. С. 488.

-ii.^'fe-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

конкретных целей; предметом согласия все в большей степени будут определенные абстрактные аспекты того типа общества, в котором эти бы лица хотели жить»2. Возможность консолидировать интересы в такой ситуации минимальна, но в силу принадлежности к одной культуре, возможно сходство во мнениях, т.е. согласие, относящееся не к отдельным событиям, а к определенным абстрактным чертам социальной жизни, которые могут преобладать в разных местах и в разное время. Такими абстрактными чертами, создающими смысловые границы существующему праву, являются ценности. Ценности выступают в качестве устойчивого отношения одного и более лиц к виду событий, в отличие от целей, понуждающих к определенному действию и результату. Соответственно, закон, безопасность или иная правовая ценность, служат не конкретной цели, а общему отношению к сохранению определенного вида порядка. Этот порядок определяется не правилами, направляющими поведение индивидуумов, а совпадением ожиданий, которое достигается благодаря соблюдению этих правил.

Цели, идущие вразрез общепринятым представлениям о правильном и должном, остаются по большей части нереализованными в силу преобладания ценностной основы, воспринимаемой как разумное, принятое и признанное. Навязанные с помощью внешнего принуждения временные решения и конкретные цели не только труднодостижимы, но и ставят под угрозу сохранение порядка как такового. Отечественный юрист Ю.А. Тихомиров считает актуальной потребность в определении системных механизмов правового регулирования, под которыми он подразумевает определенные юридические корреляции. В содержательном аспекте корреляции, которую он называет «Определение целей», существуют зависимости между общеполитическими, экономическими и иными целями, которые определяют содержание нормативной части закона, и, собственно, юридическими целями — законодательства в целом, отрасли, подотрасли, закона. «Поэтому, — указывает Ю.А. Тихомиров, — столь пагубна недооценка выбора целей и подмена их «ad hoc» текущими запросами»3.

Правовые ценности представляют собой те невидимые смыслообразующие границы, в рамках которых формируется нормативность. Ценности определяют нормативную основу, которая обеспечивает

возможность существования того или иного общества. Тип общества зависит в значительной степени от преобладающей в нем системы ценностей. Тип права зависит от наличия в нем преобладающих правовых ценностей. Нормы, основная функция которых — интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Наличность какой-либо ценности является безусловным предположением для правовых явлений, так как если бы ее не было, не существовало бы также и проявлений заинтересованности и небезразличия. Не существовало бы, таким образом, ни обнаружения дозволенного, ни понуждения к необходимому4. Ценность выступает способом рационализации нормы. Это тот мостик, который позволяет воспринимать норму как необходимую, соотнося нормативные установления с понятием о правильности, нормальности.

В ценностях воплощается сложившийся в обществе на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие. В правовых ценностях концентрируется знание о содержании права, о том, что оправдывает те или иные правовые средства и предоставляет возможность для их реализации. Так, правосудие как правовая ценность предопределяет доверие к судебной процедуре, обеспечивает признанность используемых средств и авторитетность решений. Как следствие, нормы, отражающие содержание данного процесса, лишь фиксируют конкретные правила, являющиеся отражением отношения общества к указанному правовому явлению.

Многие преобладающие ценности временами могут входить в конфликт, либо возможна ситуация, в которой принятая ценность может потребовать при-

2 Хайек Ф. фон. Указ. соч. С. 180.

3 Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 138.

4 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 72.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

нятия другой ценности не в силу логической необходимости, но благодаря фактам, которые, не будучи целью, являются непреднамеренным результатом того, что ими руководствуются на практике. Данный процесс происходит в ходе индивидуальной правовой активности, направляемой существующим ценностным строем. На массовом уровне итогом является появление структуры, о существовании которой члены данного общества не знали и которая заведомо не была целью их действий. Но сохранение этой возникающей структуры или порядка, к возникновению которой никто не стремился, но существование которых было признано как условие для успешного достижения многих других целей, в свою очередь, начинает рассматриваться как ценность5. Результатом данного явления является формирование новых правил, позволяющих сосуществовать субъектам правового общения в изменившихся условиях. В целом, изменения в праве — это своего рода реакция на изменения содержания основных социальных институтов. Такого рода изменения характеризуют процесс развития права и в основном имеют весьма длительный период осуществления.

Правообразование это не только стихийный процесс образования правил, но и рациональное создание норм права, осуществляемое в форме правотворчества. Какова же роль правовых ценностей в указанном процессе? Правовые ценности являются основой обязывающей силы позитивного права. Указание на данный факт можно найти у одного из основоположников социологии отечественного права Г.Д. Гурвича, который определял в качестве основы обязывающей силы позитивного права отношения единства и взаимного проникновения трех неразрывно связанных элементов: правотворящего авторитета, ценности и реальной действительности6. При наличии этих составляющих действительное право будет отражать объективную потребность в урегулировании определенных отношений и максимально полно обеспечивать нужды субъектов правового общения.

Правотворчество представляет рационально обоснованный процесс установления правовых предписаний или признания правил правовыми. Правотворческий процесс должен быть не только сориентирован на существующие ценности, но и учитывать их присутствие при создании тех или иных норм. В силу того, что принятие правотворческого акта под-

разумевает конкретные цели, необходимо, чтобы они не подменяли собой общей цели правового регулирования — поддержания существующего порядка. В любом случае, субъективное начало правотворческого процесса должно нивелироваться ценностным фоном правовой действительности. Законодатель должен представлять образ правопорядка раньше, чем он приступит к осуществлению правотворческих задач.

Одномоментные решения не являются позитивным аспектом правотворчества и в целом дестабилизируют действующее право. В силу этого, государственное право должно быть если не отражением, то способом фиксации необходимого правового материала и придания ему общеобязательного характера.

Процесс правообразования является составляющей частью происходящих в праве изменений. Тенденции развития современного права отражают тенденции развития самого общества. Жан Луи Бержель утверждал: «Нет ничего, что говорило бы против существования связи между юридическим правилом и социальным окружением, где оно рождается, живет и угасает»7. Данные связи раскрывают возможности права, являясь доминирующими при определении эффективности правового регулирования.

Современное общество характеризуется все большим усложнением внутренней структуры, что проявляется в поляризации интересов различных составляющих его групп. В силу этого, возрастает роль ценностей в определении ориентиров общественной регуляции, в консолидации интересов составляющих общество объединений. Дискретность правовых процессов возможно преодолеть усилением процессов саморегуляции. Но в современном мире не ценности опосредуют нормы, а нормы поведение человека, что приводит к большей рассогласованности и исчезновению человека как высшей правовой ценности. С другой стороны, перегруженность сферы саморегулирования так же не способствует гармонизации правовой действительности, поэтому, любому внешнему решению о перераспределении сфер регулирования между существующими формами права, должен предшествовать тщательный анализ сложившейся практики.

5 Хайек Ф. фон. Указ. соч. С. 129.

6 ГурвичГ.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения. СПб., 2004. С. 328.

7 Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 275.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Как отмечают Н.А. Придворов и В.В. Трофимов, при моделировании картины правообразова-тельного процесса важно опираться на комплексный подход, который учитывает и естественно-социальное начало в правообразовании, и роль законодателя (в широком смысле этого слова) в создании необходимых обществу правовых норм. При этом, нормы не должны формулироваться произвольно законодателем, а реально отражать социальные пра-вообразующие факторы, складывающиеся на их основе социальные правовые интересы и соответствующие этим интересам правовые идеи, которые и будут находить закрепление в нормах правовых актов8. Функциональная взаимосвязь спонтанного и планомерно-рационального начал в правообразова-нии обеспечивается действием механизмов восходящей и нисходящей легитимации (формализации и санкционирования спонтанного права в первом случае, и социализации позитивного права, во втором).

Определяя роль ценностей в правообразовании, необходимо остановиться и на концепции А.Ю. Калинина, который считает, что сущностью внутреннего источника права является способность общества к воспроизведению в своем нормативном поведении ценностной системы9. В целом, содержанием внутреннего источника права оказываются существующие ценности, на которые необходимо ориентироваться правотворческому органу при создании правовых актов.

В правовой жизни современного российского общества усиливается правотворческая составляющая, что в целом дестабилизирует правовую действительность, приводит к навязыванию правовых норм, обслуживающих разовые цели. Как следствие, это проявляется в формализации правовой действительности, в правовом отчуждении, в усилении влияния норм группового права. Другим ярким примером

правовой практики является усиление и расширение ответственности, проводимое как следствие, реакция на те или иные события. С одной стороны, создается впечатление эффективной и оперативной борьбы с правонарушениями, с другой, — общество не успевает реагировать на эти изменения, не может еще выработать единого мнения, которое бы содержало обобщенную оценку происходящего. Как следствие, происходит рост недоверия к правотворческим органам, человек теряет контакт с происходящим и пытается адаптироваться уже не к тому, что происходит в самой правовой жизни, а к практике выхода из зоны влияния права.

Правовые ценности выступают важнейшим элементом юридического воздействия в обществе и оказывают серьезное влияние на механизм правового регулирования. Правовые ценности являются инструментом гармонизации между внешним воздействием и механизмами саморегуляции в праве.

Понимание роли правовых ценностей в процессе правообразования имеет важное значение для правильной постановки и разрешения многих вопросов. Рассматривая процесс создания права как постоянно воспроизводимый процесс формирования, реализации, столкновения и защиты интересов, можно констатировать, что через правовые ценности: во-первых, осуществляется легитимация и консолидация интересов различных социальных групп; во-вторых, обеспечивается направленность правообразования; в-третьих, определяются границы правотворчества; в-четвертых, происходит гармонизация между внешним воздействием и механизмами саморегуляции в праве, что в целом приводит к стабильному правопорядку.

8 Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообразование и пра-вообразующие факторы в праве. М., 2012. С. 137.

9 Калинин А.Ю. Методологические основы изучения процессов формирования права в России. М., 2009. С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.