Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1633
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Д. А., Баширина Е. Н.

Президент России Владимир Путин подписал федеральные конституционные законы о вхождении в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей. Однако данное событие породило множество споров среди юристов относительно их правовых статусов. В данной статье анализируются юридические и правовые аспекты вхождения новых территорий в состав Российской Федерации с точки зрения российского и международного законодательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL STATUSES OF NEW TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Russian President Vladimir Putin has signed federal constitutional laws on the entry into Russia of the Donetsk and Lugansk People's Republics (DPR and LPR), as well as the Kherson and Zaporozhye regions. However, this event has generated a lot of controversy among lawyers regarding their legal status. This article analyzes the legal aspects of the entry of new territories into the Russian Federation from the point of view of Russian and international legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Д.А. Лапшина, студент Е.Н. Баширина, канд. полит. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-166-170

Аннотация. Президент России Владимир Путин подписал федеральные конституционные законы о вхождении в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей. Однако данное событие породило множество споров среди юристов относительно их правовых статусов. В данной статье анализируются юридические и правовые аспекты вхождения новых территорий в состав Российской Федерации с точки зрения российского и международного законодательств.

Ключевые слова: территория, Конституционный суд, суверенитет государства, международное право, российское законодательство, территориальные споры.

Президент России Владимир Путин подписал федеральные конституционные законы о вхождении в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей. 3 октября 2022 года за ратификацию договоров о включении регионов в состав России проголосовала Госдума, 4 октября документы одобрил Совет Федерации. Таким образом число регионов России вырастет с 85 до 89, а границы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей станут государственными границами Российской Федерации. При этом ДНР, ЛНР и Запорожская область вошли в состав России в своих административных границах, а Херсонская область - с двумя районами Николаевской области, в которых проходил референдум. Однако данное событие породило множество споров среди юристов относительно их правовых статусов [1, с. 136]. В данной статье анализируются юридические и правовые аспекты вхождения новых территорий в состав Российской Федерации с точки зрения российского и международного законодательств.

Кратко, сам процесс вхождения новых территорий выглядел примерно следующим образом: после продолжительных боевых действий со стороны России на территории Украины власти республик и об-

ластей объявили свою независимость, далее был организован референдум, по результатам которого население поддержало вхождение в состав России.

Процедура принятия нового субъекта в состав РФ закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 65) [2] и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в главе II «Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта» [3]. В результате принятия нового субъекта в состав России принимается Федеральный конституционный закон о принятии соответствующего субъекта, а также международный договор о принятии соответствующего субъекта, заключенный между Российской Федерацией и данным иностранным государством [4, с. 170].

Соответственно, в отношении новопри-соединенных территорий были приняты следующие законы: Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» [5]; Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую

Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» [6]; и аналогичные ФКЗ о принятии Херсонской и Запорожской областей. Также, были заключены международные договоры, например, Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта от 30 сентября 2022 года (ратифицирован Федеральным законом от 4 октября 2022 года № 374-Ф3, вступил в силу 5 октября 2022 года, письмо МИД России от 05.10.2022 № 19696/дп) [7] и аналогичные договоры по другим территориям.

Рассматривая правовой статус и юридическое обоснование со стороны российских властей обратимся к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2022 года по делу о проверке конституционности международного Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой [8].

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и, следовательно, не оценивает собственно политическую целесообразность заключения международного договора Российской Федерации [9]. Однако, в вышеназванных постановлениях основным подтверждением легитимности этих договоров является обращения к «фактическим обстоятельствам» и «конституционно защищаемым ценностям»: «Вследствие произвольных решений советских органов власти территория Украинской ССР была в значительной степени сформирована из земель с преобладающим русским населением, без волеизъявления самих граждан. Если в едином государстве, каковым, по сути, был СССР, это само по себе практически не влекло нарушения прав граждан, проживающих на соответствующих территориях, то в связи с распадом Союза их фактическое и правовое положение стало изменяться к худшему [10, с. 17]. Ситуация особенно усугубилась после вооруженного антиконституционного переворо-

та в Киеве в 2014 году. В условиях острого социально-экономического и политического кризиса, а также установления фактически внешнего управления со стороны коллективного Запада власти Украины проводили и продолжают проводить целенаправленную политику, препятствующую тем гражданам, которые идентифицируют себя как принадлежащих к русскому народу, сохранять свою национальную, языковую, религиозную и культурную идентичности. Это проявилось в дискриминационных нормативных актах и соответствующей правоприменительной практике государственных органов Украины, которые поощряли деятельность структур (нередко до степени фактического сращивания с ними), насаждавших идеологию и практику агрессивного национализма и антирусского неонацизма».

Также Конституционный суд обращается к международным договорам: «В указанных обстоятельствах население соответствующих территорий получило правомерное основание следовать принципу равноправия и самоопределения народов (пункт 2 статьи 1 Устава ООН) и реализовать право на самоопределение (пункт 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах). Формами осуществления данного права - согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 года), - являются создание независимого суверенного государства, свободное присоединение к другому независимому государству или объединение с ним либо установление другого политического статуса, свободно определенного народом.». Таким образом, с точки зрения российского законодательства процесс вхождения новых территорий однозначно трактуется как легитимный и соответствующий всем международным договорам.

С точки зрения международного права все процедуры по принятию украинских территорий в состав России трактуется как юридически ничтожные, так как присоединение является результатом примене-

ния вооруженной силы со стороны России - Генеральная Ассамблея ООН в марте этого 2022 года квалифицировала действия России на территории Украины как агрессию [11; 12]. В свою очередь, международное право однозначно указывает, что никакие территориальные приобретения в результате агрессии не имеет юридического значения.

Далее, в соответствии с Федеральным конституционным закон от 17.12.2001 N6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», который регулирует принятие в состав Российской Федерации новых субъектов, территории иностранных государств или частей территорий иностранных государств, которые до сих пор не были частью России, принимаются в состав Российской Федерации по взаимному согласию России и этого государства. То есть в данной ситуации по букве закона принять в состав России Запорожской области, Херсонской области, Донецкой или Луганской республики можно только с взаимного согласия России и Украины. Однако, эти части украинской территории провозгласили свою независимость и потом уже будучи самостоятельными иностранными государствами обратились к России с предложением принять их в состав.

С точки зрения международного права существуют сложности в признании этих образований самостоятельными государствами, так как они не имеют базовых

признаков государственности. Также, независимость и присоединение Херсонской и Запорожской области к России не были признано никакими государствами, кроме КНДР, которая официально признала присоединение новых регионов к России. Независимость ДНР и ЛНР помимо КНДР признала Сирия. Ни одно из остальных государств мира, в том числе из дружественных России, публично не высказывалось о признании результатов референдумов и не признавало в качестве самостоятельных государств.

Более того, существуют проблемы с юридическими границами новоприсоеди-ненных территорий. Сами образования стали возможны в результате применения вооруженной силы со стороны России, поэтому границы в данный момент подвижны и никем четко не обговариваются. Соответственно, неопределенность границ и их неконтролируемость показывает несамостоятельность этих территорий, показывает отсутствие у них государственности. Таким образом, с юридической точки зрения происходит беспрецедентная ситуация, в которой в состав Российской Федерации приняты регионы как субъекты РФ с неопределёнными юридическими границами.

Вывод. Таким образом, правовые статусы и сама процедура присоединения новых территорий как субъектов Российской Федерации вызывает множество дискуссионных вопросов, которые будут предметом исследования юридической науки в будущем.

Библиографический список

1. Баширина Е.Н., Редников Д.В. Правовой институт конституционно-правовой ответственности президента РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

- 2021. - № 4-3 (55). - С. 136-139.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34452/.

4. Баширина Е.Н., Фирсова Н.В. Современная классификация источников гражданского права // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 9-1 (72).

- С. 170-174.

5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/.

6. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428184/.

7. Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта от 30 сентября 2022 года (ратифицирован Федеральным законом от 4 октября 2022 года № 374-Ф3, вступил в силу 5 октября 2022 года, письмо МИД России от 05.10.2022 № 19696/дп). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210030004.

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2022 № 37-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427960/.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2012 N 17-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132320/.

10. Баширина Е.Н. Правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции в РФ // Региональные аспекты экономической безопасности. Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. - Уфа, 2021. Издательство: Башкирский государственный университет. - С. 17-19.

11. «Генассамблея ООН потребовала от России «немедленно» вывести свои войска из Украины» // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092

12. Баширина Е.Н., Казамиров А.И., Фирсова Н.В. Некоторые теоретические и практические проблемы источников гражданского права // Аграрное и земельное право. - 2022. -№10 (214). - С. 56-58.

THE PROBLEM OF LEGAL STATUSES OF NEW TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

D.A. Lapshina, Student

E.N. Bashirina, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Bashkir State University

(Russia, Ufa)

Abstract. Russian President Vladimir Putin has signed federal constitutional laws on the entry into Russia of the Donetsk and Lugansk People's Republics (DPR and LPR), as well as the Kherson and Zaporozhye regions. However, this event has generated a lot of controversy among lawyers regarding their legal status. This article analyzes the legal aspects of the entry of new territories into the Russian Federation from the point of view of Russian and international legislation.

Keywords: territory, Constitutional Court, State sovereignty, international law, Russian legislation, territorial disputes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.