FROM THE EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF TRADING ACTIVITIES IN THE PERIOD OF THE PETRINE REFORMS
Abstract: This article reviewed and analyzed the trade laws of the Petrine era. The analysis of the sources allowed to identify the main directions of legal regulation of trade in the period of Peter's reforms. The article made conclusions about the nature and value of the trade legislation of the Petrine era, both for the development of trade and industry during the reign of Peter I and in the post-Petrine era, and for the development of the economy of modern Russia.
Key words: legal regulation, trading activity, Peter I, trade, trade laws.
УДК 347.7
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н,. доцент (e-mail: [email protected]) Бутырская Ксения Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Наумова Светлана Игоревна, студент (e-mail: [email protected])
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В данной статье раскрываются особенности правовой защиты персональных данных работников торговли, гарантии такой защиты, правила обработки персональных данных и основные виды ответственности за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту этих данных.
Ключевые слова: персональные данные, правовая защита, работник, обработка персональных данных, уголовная ответственность, административная ответственность.
Целью работы определено проведение изучения системы предоставления правовой защиты личной информации трудящихся, задействованных в современных торговых организациях РФ. Для реализации исследований, требуется:
- представить определение термина «персональные данные» и рассмотреть общие характеристики и особенности;
- проанализировать основы права, касательно вопросов обеспечения правовой охраны;
- изучить перечень норм ответственности, определенных законом за нарушение основных критериев защиты личной информации;
- определить проблематику защиты персональных данных трудящихся.
Объектом исследования являются персональные данные работника.
Любые персональные данные о личной жизни субъекта, отличаются
особой ценностью. Конституцией РФ, ст. 2, регламентируется порядок существующего демократического общественного взаимодействия: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1]. Так, данные за-
трагивающие персональные интересы гражданина, должны пользоваться особым уважением и защищаться государством. Проблематика правовой охраны индивидуальных данных приобрела особую значимость, что обусловлено стремительным внедрением электронных систем, ставших неотъемлемой частью в государственной, банковской, судебной, торговой, бытовой сферах. Такие технологии реализуются посредством применения личных данных клиентов, которые являются потребителями услуг, что в свою очередь требует осуществления контрольных операций. Согласно последней статистике из 4, 5 миллионов зарегистрированных на начало 2017 года компаний около 31,2% составляют компании розничной торговли. Поскольку прирост объёмов в процентах к общему объёму при общем падении объёмов обеспечивают как раз розничные предприятия, их роль в торговле возрастает. Следовательно, усугубляются и внутренние трудности взаимодействия с работниками торговли, включая и те, что сопряжены с правовой охраной их персональных данных.
Согласно ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 N0152 «О персональных данных», к персональным данным относят любые сведения, характеризующие либо-определяющие гражданина (носителя индивидуальных сведений). Так, вытекает следующая формулировка: персональные данные - это любые сведения, при помощи которых можно осуществить идентификацию того или иного гражданина [5].
Работодатель вправе запросить у своего подчиненного исключительно те сведения, которые не являются его индивидуальной информацией. Следовательно, он не имеет права запрашивать от своего сотрудника данных, которые не имеют прямого отношения к исполнению его прямых рабочих обязанностей. Перечень стандартных сведений, разрешенных для представления работодателю по требованию, отражен в Постановлении Госкомстата РФ от 5.01.2004 года N01 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты". Данный нормативно - правовой акт также представляет форму личной карточки работника.
Рассмотрим основные критерии представления и обработки личных сведений персонала. Согласно п. 3 ст. 86 Трудового Кодекса (ТК), какая-либо информация о подчинённом, которая требуется для учетных операций, должна запрашиваться напрямую у сотрудника [6]. Также разрешается привлечение данных от третьих лиц, если таковое разрешается сотрудником организации (носителем сведений), а также при условии заблаговременного оповещения его о таких намерениях. Запрещается требование о получении сведений, затрагивающих личную жизнь трудящегося, его политические и религиозные стремления, членство в общественных и в профсоюзных организациях и т.д. Данные нормы необходимы для защиты трудящихся, которых зачастую дискриминируют по особенным признакам его жизнедеятельности. Существуют исключения, позволяющие работодателям запрашивать сведения по основаниям, прописанным в ТК РФ или
прочими ФЗ. Основной задачей руководства компании, является обеспечение правовой охраны своих подчиненных от возможного посягательства с целью незаконного применения или утраты. Каждое передвижение персональных данных подлежит обязательной фиксации в особом нормативном документе. Трудящиеся также не должны снимать с себя права по сохранности и охране тайны; все ступени структур компании должны быть задействованы в совместной разработке и реализации мер, направленных на охрану личной информации работников.
Рассмотрим основные аспекты обеспечения правовой охраны индивидуальной информации работников торговли. В российском законодательстве существует несколько нормативно-правовых положений, которые защищают личные сведения работников, в том числе торговли, а именно:
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- ФЗ N0 152 от 03.07.2016 «О персональных данных».
Правила передачи (или соответствующего запрета) руководством торговых предприятий сведений своих подчиненных регламентируются статьёй 88 ТК РФ, где предусмотрен запрет на передачу личных сведений трудящегося без его письменного согласия:
- третьим лицам (за исключением сведений, представляющих угрозу жизни и здоровью подчиненного, к примеру, при ЧС, отравления на объекте и т. д.);
- в коммерческих целях [3].
Лица, имеющие доступ к индивидуальным сведениям таких сотрудников (к примеру, из отдела кадров), должны содержать в секрете все данные. Согласно законодательству РФ, сведения о состоянии здоровья гражданина составляют врачебную тайну. Так, в ст. 88 ТК РФ ограничивается право любого работодателя производить запрос на представление данных о состоянии здоровья трудящегося, кроме информации, относящейся к вопросу о возможности исполнения им своих трудовых функций. Также ст. 88 ТК РФ регулирует критерии распределения данной информации представителям работников, которая реализуется с ограничениями и нормами, указанными в данной статье. Представители трудящихся, включая работников сферы торговли, также имеют обязанность содержать в секрете все сведения, полученные ими о работнике. Согласно ч. 1 ст. 89 ТК РФ, трудящиеся вправе запрашивать полную информацию о своих личных данных и их обработке. Так, по соответствующему запросу, работодатель обязан ознакомить подчиненного в полном объёме с этой информацией [6].
Согласно ст. 7 ФЗ N0152 «О защите персональных данных», менеджеры и другие сотрудники, получившие доступ к личной информации, обязаны не предоставлять третьей стороне и не разглашать индивидуальные данные гражданина, без письменного согласия на такие действия [5]. Некоторые положения ФЗ могут предусматривать иные положения. Согласно ст. 90 ТК РФ при наличии вины лиц, которые нарушили нормы представления,
перемещения и правовой охраны личных сведений работника, подлежат привлечению к ответственности:
1. Дисциплинарное наказание - регламентируется ст. 192-195 ТК РФ. Так, если по вине лица произошло разглашение законодательно охраняемого секрета, ставшего известным работнику при выполнении собственных обязанностей, работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовое соглашение (по пп. «в» п 64.1 ст. 81 ТК РФ) [3].
Помимо дисциплинарных наказаний, законодательством предусмотрена и материальная ответственность, которая применяется к лицам, осуществляющим обработку полученных личных данных трудящегося. При этом ст. 90 ТК оговаривается наличие подтвержденного факта вины руководителя или иного лица, ответственного за такие действия. Размер материального возмещения ущерба оценивается по ст. 238 ТК, как «прямой» и «действительный» [6].
2. Гражданско - правовая ответственность - за нанесение морального ущерба, включая физический вред и нравственные мучения. Ст. 151 ГК РФ гласит, что такое наказание применяется к действиям, которые ограничивают не имущественные правовые возможности, а также меры посягательств на нематериальные блага. Законом РФ допускается принятие решения в судебной инстанции, в части возложения обязательства на виновника по компенсации нанесенного ущерба в денежном выражении, при условии поступления соответствующего запроса о выплате от пострадавшего гражданина.
Российским законодательством предусмотрены нормы, определяющие некую степень участия виновного лица (совершение или не совершение конкретных действий), исходя из чего устанавливается компенсация за нарушение материальных прав субъекта. Гражданским законодательством также предусмотрена возможность для гражданина, опровергнуть данные, направленные на ухудшение его репутации, способные опорочить его честь и т. д. Подобные мероприятия реализуются в суде, где рассматривается причастность обвиняемого, изучаются предоставленные доказательства и опровержения. По результатам судебных разбирательств принимается решение, где лицо, нарушившее правила сбора, обработки и хранения личной информации трудящегося, принимает на себя обязательства по выплате установленной судом компенсации за имущественный ущерб, либо оправдывается (при невозможности установления обратного).
3. Административное наказание - согласно действующему законодательству и положений КоАП (ст.13.11), за разглашение или незаконное распространение индивидуальных сведений о трудящемся, виновному в этом лицу может быть вынесено соответствующее предупреждение, либо его обязуют выплатить административный штраф, в следующих размерах:
- физические лица возмещают 300-500 руб.;
- юридические лица - 5000-10000 руб.;
- должностные лица - 500-1000 руб. [2]
Если установленное правонарушение не подлежит уголовному наказанию, то субъект, допустивший незаконное перемещение личной информации, которая была получена при выполнении трудовых функций, должно будет выплатить штраф в следующих размерах:
- физические лица возмещают 500-1000 руб.;
- должностные лица - 4000-5000 руб.
4. Уголовное наказание за установленное преступление - относится к более серьезным мерам воздействия. Так, лица, собирающие или представляющие сведения из частной жизни субъекта трудового отношения, не имеющие на то соответствующего разрешения, либо в противоречии с нормами закона, осуществленные в публичном выступлении, в средствах массовой информации или других общедоступных публикациях, подлежат наказанию в виде штрафа до 200 000 рублей, либо в размере оклада (или прочего источника дохода осужденного) за 1,5 года. Альтернативой выступает привлечение к общественным работам на период 120 - 180 часов, либо виновный приговаривается к исправительным работам в течение 12 месяцев, а если речь идет о принудительных работах - до 2 лет, при этом запрещается трудовая деятельность на конкретных должностях, накладывается запрет на предпринимательство до 3 лет. Если судом не применено ни одно из указанных видов наказаний, виновный подлежит аресту на срок до четырех месяцев, либо лишается свободы продолжительностью до 2 лет. При осуществлении правонарушений, где определяющим факторов выступает злоупотребление должностными обязанностями, с учетом важности занимаемого поста, подобное поведение штрафуется на сумму 100 000 - 300 000 рублей, или размера оклада, либо прочего дохода, полученного виновным за время 1-2 года, или запретом осуществления профессиональной деятельности в конкретной должности в течение 2-5 лет, или принудительно отработать до 4 лет с аналогичными ограничениями в части должностей до 5 лет (на усмотрение судьи), либо тюремное заключение до 4 лет с предыдущими ограничениями без альтернативы [4].
Изучив практическую реализацию данного вопроса, мы смогли сформулировать следующие выводы: доля хищения персональных данных среди общей части утери информации составила 64%, а это 621 зафиксированное дело Роскомнадзором за I полугодие 2016 года. За этот период было похищено свыше 294 млн. записей (53% от общего числа утерянных или украденных сведений). Сравнив показатели II полугодия 2015 г., с I полугодием 2016 г., мы установили увеличение случаев хищения индивидуальных сведений на 38% [7-9].
Итак, можно установить, что действующее законодательство Российской Федерации даёт достаточные гарантии по защите личной информации гражданина при исполнении им прямых обязанностей в той или иной организации, зарегистрированной в пределах РФ. При всей хорошо продуманной системе защиты персональных данных трудящихся в России име-
ются и определённые проблемы, связанные с необходимостью актуализации правовой охраны личных сведений трудящихся.
Так представляется необходимым, во-первых, ввести в КоАП РФ дополнительные составы административных правонарушений, связанных с ненадлежащими действиями должностных лиц по обеспечению защиты информации и ужесточить меры административной ответственности при повторном аналогичном правонарушении. Во-вторых, разработать меры по пресечению свободного перемещения персональных данных по сетевым ресурсам Интернет. В-третьих, необходимо усилить организационно -разъяснительную работу по более полному информированию трудящихся, включая и СМИ, о возможном возникновении последствий неправильного обращения с индивидуальными данными. В-четвёртых, строго соблюдать врачебную тайну при приёме на работу, в процессе прохождении медицинской комиссии, особенно если учесть, что работники торговли в обязательном порядке проходят медицинские осмотры, как при поступлении на работу, так и в дальнейшей трудовой деятельности, где становятся известны их истории болезней.
Таким образом, несмотря на хорошо продуманные законодательные нормы в области защиты персональных данных работников, остается достаточно высокий риск утраты этих данных в процессе трудовой деятельности работников торговли и потому требуется дальнейшая модернизация трудового, административного и уголовного законодательства в области обеспечения защиты персональных данных указанных сотрудников.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / СПС Консультант Плюс/ Дата обращения: 05.04.2017
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ш195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) / СПС Консультант Плюс/ Дата обращения: 08.04.2017
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Ко197-ФЗ (ред. от
03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / СПС Консультант Плюс/ Дата обращения: 05.04.2017
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Ко63-ФЗ (ред. от
07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) / СПС Консультант Плюс/ Дата обращения: 08.04.2017
5. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 Ко152-ФЗ/ СПС Консультант Плюс/ Дата обращения: 05.04.2017
6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской федерации [Электронный ресурс], - http:// tkodeksrf.ru/ ch-3/rzd-3/gl-14/st-90-tk-rf. Дата обращения: 08.04.2017
7. Отчет Роскомнадзора «Проведенные проверки в 2015 году» [Электронный ресурс], - http://rkn.gov.ru/docs/Otchet_ZPD_rus2015.pdf.
8. Виноградов Г.А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С. 12-13.
9. Саморуков Д.В., Иванова В.В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ
Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.
Makarevich Marina Leonidovna,
Cand.Hist.Sci., associate professor (e-mail: [email protected]) ButyrskayaKseniaEvgenevna, student (e-mail: [email protected]) Naumova Svetlana Igorevna, student (e-mail: [email protected])
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St.Petersburg, Russia THE PROBLEM OF THE LEGAL PROTECTION OF THE PERSONAL DATA OF THE EMPLOYER IN CONTEMPORARY RUSSIA
Abstract: This article discloses the features of the legal protection of employees' personal data, guarantees for such protection, rules for the processing of personal data and the main types of liability for violating the rules governing the processing and protection of this data and problems of legal protection ofpersonal data of employees.
Keywords: personal data, legal protection, employee, processing of personal data, criminal liability, administrative responsibility.
УДК 349.2: 331.5
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: [email protected]) Митрофанова Мария Игоревна, студент Митрофанов Антон Алексеевич, студент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В данной статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Проведен анализ динамики трудоустройства инвалидов и выявлены основные причины низких показателей. В качестве результата исследования были предложены меры по устранению проблем реализации права на труд инвалидов.
Ключевые слова: трудоустройство, инвалидность, трудовая дискриминация, квотирование рабочих мест.
В современных условиях российской экономики к трудовой активности и профессиональной умелости предъявляются более высокие требования, что во многом затрудняет трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
Минтруд России, считает, что первоочередной задачей субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, является достижение показателей трудоустройства инвалидов в трудоспособном возрасте не менее