Научная статья на тему 'Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в трудовом праве'

Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в трудовом праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2126
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА / ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абаев Феликс Артурович

Предметом настоящей статьи являются общественные отношения в сфере формирования института персональных данных в трудовом праве. Автор анализирует категории персональных данных, доказывает, что перечень специальных категорий персональных данных, запрещенных к сбору и обработке, нуждается в расширении. В заключении приходит к выводу, что персональные данные работника это информация, которая имеет отношение к профессиональной квалификации работника, его деловым, профессиональным качествам и к требованиям, которые могут быть к ним предъявлены в связи с характером работы. Поэтому в ТК РФ должен быть установлен развернутый перечень сведений, которые не могут быть истребованы от работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT THE INSTITUTE OF PERSONAL DATA IN LABOUR LAW

The subject of this article is the social relations in the formation of the institution of personal data in the employment law. The author analyzes the categories of personal data that proves that the list of special categories of personal data that are prohibited for collection and treatment needs to be expanded. Finally came to the conclusion that the personal data of the employee is information that is relevant to the professional qualifications of the employee, his business, professional qualities and requirements that may be brought against them in connection with the nature of the work. Therefore, in the Labor Code should be set detailed list of information that cannot be claimed by the employee.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в трудовом праве»

4.2. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Абаев Феликс Артурович, аспирант. Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются общественные отношения в сфере формирования института персональных данных в трудовом праве. Автор анализирует категории персональных данных, доказывает, что перечень специальных категорий персональных данных, запрещенных к сбору и обработке, нуждается в расширении. В заключении приходит к выводу, что персональные данные работника - это информация, которая имеет отношение к профессиональной квалификации работника, его деловым, профессиональным качествам и к требованиям, которые могут быть к ним предъявлены в связи с характером работы. Поэтому в ТК РФ должен быть установлен развернутый перечень сведений, которые не могут быть истребованы от работника.

Ключевые слова: персональные данные работника, перечень специальных категорий персональных данных, историко-правовые предпосылки формирования института персональных данных.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF FORMATION AND

DEVELOPMENT THE INSTITUTE OF PERSONAL DA TA IN LABOUR LAW

Abaev Felix Arturovich, postgraduate student. Palce of study: Moscow State Law University named after O.E.Kutafin (MSLA).

Annotation: The subject of this article is the social relations in the formation of the institution of personal data in the employment law. The author analyzes the categories of personal data that proves that the list of special categories of personal data that are prohibited for collection and treatment needs to be expanded. Finally came to the conclusion that the personal data of the employee is information that is relevant to the professional qualifications of the employee, his business, professional qualities and requirements that may be brought against them in connection with the nature of the work. Therefore, in the Labor Code should be set detailed list of information that cannot be claimed by the employee.

Keywords: personal data of the employee, a list of special categories of personal data, historical and legal prerequisites for the formation of the Institute of personal data.

О неприкосновенности частной сферы как юридической категории впервые заговорили в США. В английском языке все грани частной жизни отмечаются одним словом «рг^асу», который не имеет аналогичного эквивалента в русском языке. Первым, кто попытался сформулировать суть значения «рг^асу» в 1890г. был известные американские юристы Сэмюэлем Уоррен и Луис Брандейс, которые определили его как «Ше right

Ь Ье а1опе» - право быть оставленным в покое или право быть предоставленным самому себе.1 В их общей статье «Право на приватность» в правовом журнале университета Гарварда они установили, что приватность подвергается многим опасностям со стороны различных нововведений и методов ведения производства, и обосновывали потребность создания специального «права приватности». Со становлением научного и технического прогресса мы все более удостоверяемся в справедливости и объективности указанных теорий.

Большую роль в формировании и формулировании права на частную сферу жизни сыграла функционирование американских судов. Таким образом, в 1965г. в деле Griswоld vs Соппесйс^ судья Верховного суда США Дуглас вывел право на неприкосновенность из первых пяти поправок к Конституции США, и признал, что данные поправки «защищают различные аспекты неприкосновенности частной жизни». Весьма распространена фраза, которую он произнес, вынося решение суда: «Мы имеем дело с правом на неприкосновенность частной жизни, которое старше, чем Билль о правах»2

Рожденная в США концепция о неприкосновенности оказала большое влияние на формирование сегодняшней системы прав и свобод человека. 10 декабря 1948 года на Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую Декларацию прав человека. В 12 статье данной декларации говорится о том, что никто не может подвергаться неосновательному вмешательству в его частную жизнь, право на неприкосновенность жилища, тайну его переписки или на его честь и репутацию; каждый человек имеет право на охрану законом такого рода вмешательств.3

В 1950 году Европейской конвенцией аналогичная норма была закреплена в 8 статье о защите прав и свобод человека: «каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции». Во многом благодаря данным актам право на «прайваси» частной жизни получило признание в качестве неотъемлемого права каждого человека4.

Принципы, которые первоначально были заложены в Европейской конвенции о защите прав и свобод, получили свое развитие в специальных нормах 108 Конвенции Совета Европы о защите прав физических лиц в отношении персональных данных 1981 года. В данной конвенции устанавливалось, что защита данных рассматривается как защита основных прав и свобод человека, в частности, их права на неприкосновенность частной жизни в отношении автоматической обработки персональных данных.

Позднее, в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. №95/46ЕС о защите прав частных лиц согласно обработке персональных данных и о свободном движении таких сведений5 была заложена основа общеевропей-

1 Балашкина И.В. Особенности конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации // Право и политика. 2007. №7. С. 92-105.

2 en.wikipedia.org/wiki/Griswold_v._C оппесйси

3 Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.

4 Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правовая система Европейского союза: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012.

5 Директива N 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Ев-

ропейского Союза "О защите физических лиц при обработке пер-

сональных данных и о свободном обращении таких данных"

(Принята в г. Люксембурге 24.10.1995) // КонсультантПлюс

ской системы защиты персональных данных. В 2000 году в Хартии ЕС право на защиту персональных данных было отделено в качестве самостоятельного фундаментального права6.

Такими являются основные этапы становления нормативной системы о защите персональных данных в Европе. Последний этап его формирования пришелся на становление Евросоюза и принятии национальных законов стран - участниц ЕС, которые направлены на регулирование вопросов защиты персональных данных.

Первым в мире специальным Законом о защите персональных данных был принят в Германии в 1970 г.7 До этого случая нигде в мире ничего подобного не случалось. За последние три десятилетия в более чем 20 странах Европы были разработаны правовые акты по защите персональных данных. Они устанавливали реальные способы правового регулирования оборота персональных данных. Следует отметить, что формирование правовых актов в данной сфере шло самостоятельно наряду с развитием законодательства о защите права на неприкосновенность частной сферы.

В Германии в 1977 г. принят конституционный акт -Закон "О защите персональных данных", в Великобритании с июля 1998 г. действует Закон "О защите информации", в Швеции - Закон "Об охране информации" (1973 г.), во Франции - Закон от 6 января 1978 г. "Об информатике, картотеках и свободах", в Венгрии -Закон 1992 г. "О персональных данных и о публикации данных, представляющих общественный интерес", в Испании в 1999 г. вступил в силу Органический закон "О защите персональных данных". В структуре специальных актов, регулирующих общественные отношения в трудовой сфере, также содержатся отдельные положения, регламентирующие защиту персональных данных. Так, Статут трудящихся 1970 г., принятый в Италии, устанавливает правило, согласно которому работодателю запрещается как при приеме на работу, так и в процессе трудовых отношений собирать сведения, в том числе и через третьих лиц, о политических и религиозных взглядах и профсоюзной ориентации работников, а также об обстоятельствах, несущественных для оценки профессиональной пригодности работников. Наконец, в рамках СНГ на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 16 октября 1999 г.) был принят Модельный закон "О персональных данных"8.

В России единичные элементы права на неприкосновенность на законодательном уровне утверждались и закреплялись еще в дореволюционный период. Так, Почтовым уставом в 1857г. и Телеграфным уставом в 1876г. была закреплена тайна корреспонденции, уголовно-правовая охрана указанной тайны выполнялась на основании прав Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., Уголовного Уложения 1903г. Так, в Уголовном Уложении 1903г. (ст. 162-170) устанавливался запрет на вмешательство должностных

6 Лушников А.М. Защита персональных данных работника: сравнительно-правовой комментарий гл.14 Трудового кодекса РФ // Трудовое право. 2009. № 9. С.93-101

7 Лушников А.М. Защита персональных данных работника: сравнительно-правовой комментарий гл.14 Трудового кодекса РФ // Трудовое право. 2009. № 9. С. 95

8 Курникова И.А. Понятие «персональные данные» в российском и зарубежном законодательстве / И.А. Курникова // Отечественные архивы. -2004. № 6. - С. 34-39.

лиц при отправлении ими правосудия в личную и се-

~ а

мейную жизнь человека9.

После революции в 1917г. подход к проблеме прав человека существенно изменился. Таким образом, Конституция РСФСР 1918г, содержала раздел о правах человека, который носил название «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»10. Существенным недостатком данной декларации явилось то, что она не закрепляла даже элементарных прав, минимума личных, политических, экономических, культурных прав человека и гражданина. В нее вошли лишь эмбарго на эксплуатацию, право уравнивающее землепользование, освобождение трудящегося народа из-под ига капитала, право трудящихся в хозяйствовании.

В 1924г. была принята Конституция СССР. Она уже не содержала Декларации прав. Из прав человека в ней были установлены лишь право на национальную свободу, равенство, единое союзное гражданство. Помимо этого в Конституции СССР отдельная глава была отдана организации по борьбе с политическими и экономическими контрреволюционерами, шпионами и бандитизмом Объединенного государственного политического управления, которое управляло репрессиями, нарушающими все человеческие права.

Впервые о правах и обязанностях граждан заговорили накануне массовых репрессий 1937-1938гг. Так появилась отдельная глава в Конституции СССР которая была принята 5 декабря 1936г. Конституцией закреплялся широкий перечень личных прав и свобод. К ним относились такие как: свобода совести (ст. 124), неприкосновенность личности (ст. 127), неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции (ст. 128). В теории это было большим достижением советского права, а на практике - всего лишь формальность.11

Впервые в Российской Федерации право на неприкосновенность частной жизни как самостоятельное право было дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина,12 которая была принята в канун распада СССР Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. В данной декларации предусматривался запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни субъекта без его согласия. Позже данная правовая норма была закреплена в Конституции Российской Федерации принятой в 1993г.

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. № 24-ФЗ в нем на законодательном уровне утверждалось понятие о персональных данных13. Согласно статье 2 указанного Федерального закона персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие отождествлять его личность. Помимо этого,

9 Балашкина И.В. Особенности конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации // Право и политика. 2007. №7. С. 95.

10 Воробьев С.М. Дискриминационные нарушения прав человека в России и за рубежом: состояние и перспективы их предупреждения // Lex russica. 2013. N 2. С. 135 - 142.

11 Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика: учеб. Пособие. Екатеринбург. 2002. . 225

12 Постановление Верховного совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991. - № 52. - Ст. 1865.

13 Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. -

1995.-№ 8. -Ст.609.

указанным законом утверждались общие принципы сбора и использования информации о гражданах, согласно данному закону персональные данные были отнесены к информации, которая носит конфиденциальный характер.

Отмечая бесспорную ценность предложенного законодателем определения персональных данных, необходимо тем не менее обратить внимание на следующие обстоятельства.

Первое. Не вся информация имеет одинаковое значение для идентификации того или иного лица. Если, например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения в своей совокупности, как правило, позволяют идентифицировать лицо, то такие данные, как семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия и др., не позволяют, как правило, сами по себе этого сделать. Для того чтобы с их помощью идентифицировать лицо, нужно их "привязать" к номинативной, т.е. знаковой в этом смысле информации, а именно к фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения.

Второе. Свободный оборот номинативной информации (иногда в литературе ее называют первичными идентификационными данными), как правило, не может причинить какого-либо ущерба индивиду. В то же время оборот номинативной информации вкупе, например, с информацией о доходах, судимости, перенесенных заболеваниях и т.п., безусловно, такой ущерб может нанести. Из этого следует, что далеко не всякая информация о лице и ее свободный оборот представляют для него угрозу, а только ее определенный набор. Именно такой набор данных о конкретном лице не должен находиться в свободном обороте.

Изложенные соображения имеют большое значение для правоприменительной практики. В каждом конкретном случае привлечения к ответственности за нарушения требований Закона о персональных данных правоприменитель должен учитывать эти обстоятельства, т.е., образно говоря, определять для каждого конкретного случая "недопустимо опасную" для оборота совокупность персональных данных. Коль скоро это так, то, безусловно, данное обстоятельство должно найти соответствующее отражение в законодательстве.

Так же следует учесть, что составление специального закона о защите личной информации, началась в России еще до принятия Директивы Европейского Парламента и Совета Европы 95/46/ЕС 24 октября 1995 г. «О защите личности в отношениях обработки персональных данных и свободном обращении этих данных». Первоначальная законодательная инициатива с рабочим названием «Об информации персонального характера» разрабатывалась в 1998 г. в Комитете по информационной политике и связи Государственной Думы РФ с участием рабочей группы специалистов в сфере информационного законодательства.14 Однако в Государственной Думой РФ так и не была рассмотрена данная инициатива. Впоследствии через 2 года в Совете Безопасности РФ была организована другая группа экспертов, которая и подготовила проект принятого впоследствии Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006г. №152-ФЗ ( с изменениями на 05.04.2013 № 43-ФЗ).

14 Савинцева М. Правовая защита персональной информации граждан в России // Законодательство и практика масс-медиа. -2006. - № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.medialaw.ru/ publications/zip/145/2.htm (дата обращения: 06.03.2011)

19 мая 2013 г. вступил в силу федеральный закон от 07.05.2013 N 99-ФЗ15. Согласно указанному закону утратила силу ст. 85 ТК РФ, внесены изменения в ст. 86 и 90 ТК РФ.

Принятие Закона связано с исполнением Российской Федерацией обязательств в рамках Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, предусматривающей, что каждая Сторона принимает необходимые меры в рамках своего национального законодательства с целью ввести в действие основополагающие принципы защиты данных не позднее момента вступления Конвенции в отношении нее в силу.

Согласно новому закону из Трудового кодекса полностью исключена статья 85, в которой описано понятие персональных данных работника как «информации, необходимой работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника». Отныне работодателям предстоит руководствоваться определением, содержащимся в законе «О персональных данных». Под понятие «персональные данные» попадает любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Изменения также предусматривают усиление охраны и защиты персональных данных ограниченного доступа. К ним отнесены сведения о политических, религиозных и других убеждениях работника, его членстве в общественных объединениях и о его профсоюзной деятельности. Без согласия субъекта эти персональные данные обрабатываться не могут.

Нельзя не заметить, что данная статья порождает больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, в статье нет определения специальных категорий персональных данных, а просто приведен их перечень.

Во-вторых, из анализа статьи не ясно, является ли этот перечень закрытым, так как далее говорится об обработке персональных данных о судимости лица, в связи с чем остается непонятным, относится ли информация о судимости к специальным категориям персональных данных или нет.

В-третьих, нам представляется, что сам перечень специальных категорий персональных данных нуждается в расширении. Разглашение сведений об усыновлении (удочерении), погашенной судимости, участии в уголовном судопроизводстве в качестве подозреваемого, оказанной или принятой финансовой помощи или услугах действительно может привести к серьезным негативным последствиям для чести и доброго имени индивида, его репутации и самооценки

Именно поэтому очевидно, что перечень специальных категорий персональных данных, запрещенных к сбору и обработке, нуждается в расширении.

Кроме того, проблема защиты персональных данных в трудовых отношениях имеет два аспекта.

Первый аспект связан с комплексом мер по защите персональных данных работников в организации. Во-первых, он включает в себя обязательства работодателя - оператора по организации и реализации соот-

15 Федеральный закон от 07.05.2013 N 99-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных" // СЗ РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2326

ветствующего порядка работы с персональными данными сотрудников и их защите. Во-вторых, в него входят и обязательства самих работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных в организации. Этот аспект урегулирован правом в достаточной степени.

Второй аспект данной проблемы связан с обработкой персональных данных соискателей, т.е. лиц, устраивающихся на работу. Специальная правовая регламентация этих процедур на данный момент отсутствует.

Дополнительные документы у соискателей могут быть истребованы при соблюдении двух условий. Во-первых, объем и характер обрабатываемых персональных данных должны соответствовать целям обработки и недопустимости сбора избыточных данных (п. п. 3, 4 ст. 5 Закона о персональных данных). Это значит, что организации не вправе требовать от соискателей предоставления сведений о близких родственниках и местах их работы, о личных привычках соискателя, его личной жизни и т.п., что делается довольно часто. Эти сведения чаще всего никак не связаны с будущими трудовыми функциями соискателя, не отвечают целям сбора персональных данных и избыточны по отношению к ним. Согласно п. 5 ст. 86 ТК РФ работодатель вправе в исключительных случаях обрабатывать сведения о частной жизни лица, но только при условии, что они непосредственно связаны с трудовыми отношениями. Во-вторых, собирать дополнительную информацию работодатель вправе только при наличии письменного согласия соискателя на предоставление сведений, касающихся его частной жизни (п. 4 ст. 86 ТК РФ).

На наш взгляд, персональные данные работника должны позволить идентифицировать его не только и не столько как человека, а прежде всего как работника. Это означает, что персональные данные работника - это в первую очередь информация, которая имеет отношение к профессиональной квалификации работника, его деловым, профессиональным качествам и к требованиям, которые могут быть к ним предъявлены в связи с характером работы.

Поэтому в ТК РФ должен быть установлен развернутый перечень сведений, которые не могут быть истребованы от работника.

Рецензия

на статью аспиранта кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА) Абаева Феликса Артуровича на тему: «Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в трудовом праве»

Статья Абаева Ф.А. посвящена исследованию проблем, связанных с формированием института персональных данных в трудовом праве. В ней последовательно анализируются категории персональных данных, доказывается, что перечень специальных категорий персональных данных, запрещенных к сбору и обработке, нуждается в расширении.

Изучив исторический и зарубежный опыт становления института персональных данных, автор справедливо отмечает, что Россия восприняла обозначенные тенденции весьма успешно, учтя не только накопленный иностранными государствами правовой опыт, но и произошедшие в российском обществе политические преобразования, общественные реалии, а также со-

временные тенденции развития права. В частности, особенно важным является тот факт, что Россия использовала возможности трансформации основополагающего акта международного уровня в рассматриваемой сфере - 108 Конвенции Совета Европы о защите прав физических лиц в отношении персональных данных 1981 года, с учетом национальных условий реализации правовых норм, что, безусловно, говорит о готовности государства развивать институт персональных данных и обеспечивать его эффективное функционирование.

В заключении автор приходит к выводу, что персональные данные работника - это информация, которая имеет отношение к профессиональной квалификации работника, его деловым, профессиональным качествам и к требованиям, которые могут быть к ним предъявлены в связи с характером работы.

Заслуживает предложение Абаева Ф.А. дополнить Трудовой кодекс РФ развернутым перечнем сведений, которые не могут быть истребованы от работника.

Данная работа носит самостоятельный, творческий характер и демонстрирует достаточный научный уровень. Статья правильно оформлена, автором соблюдены требования к написанию текста и библиографии, имеется аннотация на русском и английском языках, ключевые слова.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Абаева Ф.А. на тему: «Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в трудовом праве» к публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал».

Доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина, к.ю.н., доцент О.А. Шевченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.