ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Административное право; административный процесс
УДК 342.9 —
ББК 67. 401
DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10167
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Инесса Александровна ТРОФИМОВА, доцент кафедры административного права и процесса Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются особенности административной ответственности за нарушение правил обработки, хранения и использования персональных данных. Определены проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушение обработки и хранения персональных данных работников. Рассмотрены основы законодательного регулирования в данной сфере.
В статье проанализирована судебная практика по привлечению юридических лиц к административной ответственности за нарушение обработки и хранения персональных данных. Определен порядок обжалования в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работников.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, персональные данные, хранение и использование персональных данных, обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.
Annotation. The article deals with the features of administrative responsibility for the violation of processing and storage of personal data. The problems of legal regulation of administrative responsibility for violation of processing and storage of personal data of employees are defined, ft is considered on the basis of legislative regulation in this area.
The article also analyzes the judicial practice of bringing legal entities to administrative responsibility for the violation of processing and storage of personal data. The procedure for appealing to the court any unlawful actions or inaction of the employer in the processing and protection of personal data of employees is defined.
Keywords: administrative offences, administrative liability, personal data, storage and use of personal data, appeal decision to administrative liability.
В настоящее время одной из актуальных проблем является определение особенностей привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение действующего российского законодательства в области обработки, хранения и ис-
пользования персональных данных. Работодатели нередко считают, что на проблему использования персональных данных работника можно не обращать внимания.
В статье 86 Трудового кодекса РФ дан исчерпывающий перечень требований, предъявляв-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
160 -----------------------------------------------------------------------------------
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
мых к обработке персональных данных работника, которые в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина обязан соблюдать работодатель и его представители. Но часто при обработке и хранении персональных данных работников возникают спорные ситуации. Нарушения при обработке и хранении данных работников также могут быть выявлены при проверке деятельности организации прокуратурой, другими государственными органами по жалобам работников1.
Суды при вынесении решений по подобным делам руководствуются тем, что для идентификации личности при приеме на работу достаточно фамилии, имени и отчества при условии предъявления лицом документа, удостоверяющего личность.
Работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июня 2006 г. № 152 лица, виновные в нарушении требований к защите персональных данных, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации2.
Рассмотрим подробнее административную ответственность в данной сфере.
Сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера3.
И.В. Максимов отмечает, что в условиях правового государства юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, на защиту прав и свобод личности и, во-вторых, на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений. В зависимости от того, насколько полно и точно реализуются требования правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность, определяется степень прочности и незыблемости правопорядка в обществе и государстве. Отсюда вполне понятны первые глубокие преобразования в сферах преимущественно гражданско-правовой и уголовной охраны интересов личности, общества и государства4.
В качестве основных ее признаков некоторые авторы отмечают законодательное регулирование на федеральном и региональном уровнях, наличие специфических административных наказаний, особенности субъектов ответственности; применение мер наказания должностными лицами исполнительной власти, специальными коллегиальными органами, судьями; регулирование порядка привлечения к ответственности административно-процессуальными нормами5.
Следует также согласиться с выводом П.П. Сер-кова о межотраслевом характере административной ответственности, посредством которой осуществляется защита общественных отношений, регулируемых нормами большинства отраслей права (конституционного, финансового, налогового и др.), что, в свою очередь, требует ее четкого отграничения от других видов юридической ответственности6.
Следовательно, можно сделать вывод, что административные правонарушения в сфере обработки и хранения персональных данных имеют свою специфику, что наглядно показывает имеющаяся судебная практика.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные примеры привлечения судом к административной ответственности юридических лиц за нарушение правил обработки и хранения персональных данных.
В соответствии со ст. 6, п. 1 ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июня 2006 г. № 152 обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Вместе с тем в результате проверки установлено, что в ООО «Мираж» согласие работников на обработку их персональных данных не получено.
Таким образом, в действиях ООО «Мираж» был выявлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ7, т.е. нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Судом ООО «Мираж» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и было назначено административное наказание в виде предупреждения.
Приведем еще один пример из судебной практики.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
------------------------------------------------------------------------------ 161
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ООО АНО ДПО «Учебный Центр Газ-Нефть» было привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за отсутствие письменного согласия Н.Г. Тряскиной и Ю.С. Зотовой на передачу их персональных данных третьим лицам и их обработку. Таким образом, нарушен порядок сбора персональных данных Н.Г. Тряскиной и Ю.С. Зотовой, которые в обязательном порядке должны быть ознакомлены под роспись с Положением «О разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в АНО «Учебный центр Газ-Нефть», а также дать свое согласие на обработку своих персональных данных8.
В соответствии со ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных может осуществляться работодателем лишь с целью обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучения и продвижения по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
Вместе с тем государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В случае отказа от предоставления сведений должностным лицам государственных органов ответственные лица организации подлежат административной ответственности.
Так, в ООО «Дяппе» инструкции работников, журналы вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте производственного участка подлежали направлению в административный орган, поскольку касались безопасности труда и содержали сведения, подтверждающие полномочия руководителя Общества. Вместе с тем сведения, подтверждающие, что запрашиваемые должностным лицом инструкции содержат персональные сведения, суду не были представлены. Суд пришел к выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава инкриминируемого правонарушения9.
При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. В со-
ответствии с и. 4 ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без его письменного согласия, если это не связано с трудовыми отношениями.
Обязанность работодателя обеспечивать защиту персональных данных работника подтверждается судебной практикой.
Так, суд указал, что работодатель правомерно не представил акционерам общества копию трудового договора с генеральным директором, поскольку ст. 88 ТК РФ установлен запрет на передачу персональных данных работника третьей стороне, а в соответствии со ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении норм, регулирующих защиту персональных данных, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность10.
Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от организаций персональные данные работников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Данную правовую позицию поддерживают и суды высших инстанций.
Основным контролирующим ведомством по вопросам защиты персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (далее — Роском-надзор РФ). Эта служба отвечает за организацию надзора за обработкой и защиту персональных данных граждан.
С 1 июля 2017 г. право возбуждать дела по административным нарушениям возлагается на должностных лиц Роскомнадзора (ранее таким правом обладал только прокурор).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, являются предоставлением, а не распространением информации.
Рассмотрим следующий пример из судебной практики.
В апелляционном определении по делу № 33-7084 от 4 марта 2017 г. Московский городской суд правильно исходил из того, что обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодек-
_ ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
162 -----------------------------------------------------------------------------------
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
сом РФ, которые допускают включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся улица судимости. Данное правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию обо всех судимостях заявителя, включая погашенные11.
Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника. Запрашивать сведения о персональных данных работника могут также адвокаты, нотариусы, должностные лица государственных органов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что судебная практика по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обработки и хранения персональных данных подтверждает, что данные нарушения наиболее распространены в области трудовых отношений. В основном в судах рассматриваются нарушения правил обработки и хранения персональных данных различными организациями. Большинство споров удалось бы избежать, если бы работодатели соблюдали требования федерального законодательства об обработке и хранении персональных данных. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3 Чепурнова Н.М., Трофимова И.А. Правовые основы административной ответственности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 32.
4 Максимов И.В. Административные наказания: Монография. М., 2009. С. 129.
5 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2017.
6 Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс
8 Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского судебного района Кировской области от 08.04.2015 г. по делу № 5-199/15) //СПС «Консультант Плюс»
9 Постановление мирового судьи судебного участка № 8 судебного района г. Уфы Республики Башкортостан по делу № 5-203/2015 // СПС «Консультант Плюс»
10 Решение по делу № 12-538/2017 Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.07.2017 г. // https:// rospravosudie.com
11 Постановление ФАС Московского округа от 14.01.2010 г. по делу № А40-38438/09-17-269 // https: // rospravosudie.com/
Библиографический список
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 29.07. 2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского судебного района Кировской области от08.04.2015 г. по делу № 5-199/ 15) // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление мирового судьи судебного участка № 8 судебного района г. Уфы Республики Башкортостан по делу № 5-203/2015 // СПС «Консультант Плюс»
6. Постановление ФАС Московского округа от 14.01.2010 г. по делу № А40-38438/09-17-269/ /https: //rospravosudie.com/
7. Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского судебного района Кировской области от 08 апреля 2015 года по делу № 5-199/15) // СПС «Консультант Плюс»
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2017 г. делу № 33-7084 // СПС «Консультант Плюс»
9. Решение по делу № 12-538/2017 Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.07. 2017 г. // https://rospravosudie.com
10. БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2017.
11. Максимов И.В. Административные наказания: Монография. М., 2009.
12. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 480 с.
13. Чепурнова Н.М., Трофимова И.А. Правовые основы административной ответственности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
----------------------------------------------------------------------------------- 163