Б.Н. Жунусова • Проблема правовой охраны названия, части и персонажей произведения
УДК 347.1
Б.Н. Жунусова
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЗВАНИЯ, ЧАСТИ И ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Введение: в гражданском праве России действует принцип автономии воли, из содержания которого выводится специальное средство правового регулирования — принцип-метод автоматической охраны произведения. Автоматическая охрана произведения как правовой механизм, закрепленный в законодательстве, обеспечивает наиболее благоприятные условия возникновения авторских прав, в тоже время применение данного принципа-метода усложняется вследствие наличия современных проблем правоприменения, в частности, установление охраноспособности в отношении названия произведения, его части и персонажей. Цель: обозначить подход, влияющий на понимание содержания принципа-метода автоматической охраны произведения, применительно к объектам авторского права, в контексте регулирования отношений, возникающих в связи с охраной названия, части и персонажей произведения. Методологическая основа: использованы диалектический метод научного познания, анализ и синтез, а также формально-юридический метод исследования. Результаты: принцип-метод автоматической охраны произведения в полной мере распространяется на отношения, возникающие в связи с защитой авторских прав на название произведения, его части и персонажей. Выводы: сформулированный в судебной практике критерий «узнаваемости» для определения охраноспособности части произведения, его названия и персонажей, противоречит содержанию принципа-метода автоматической охраны произведения, нивелирует его значение, что может привести к дисбалансу прав участников авторских правоотношений.
Ключевые слова: механизм осуществления гражданских и исполнения обязанностей, авторское право, принципы авторского права, принципы-методы, охраноспособность произведения, персонаж произведения, название произведения, часть произведения.
B.N. Zhunusova
THE PROBLEM OF LEGAL PROTECTION OF THE TITLE, PART AND CHARACTERS OF THE WORK
Background: in the civil law of Russia the principle of autonomy of the will operates, from the content of which a special means of legal regulation is derived-theprinciple-method of automatic protection of the work. Automatic protection of the work as a legal mechanism enshrined in the legislation, provides the most favorable conditions for the emergence of copyright, at the same time, the application of this principle-method is complicated due to the presence of modern problems of law enforcement, in particular, the establishment of protection capacity in respect of the title of the work, its parts and characters. Objective: to identify the approach that affects the understanding of the content of the principle-method of automatic protection of the work, in relation to the objects of copyright, in the context of regulation of relations arising in connection with the protection of the title, part and characters of the work. Methodology: the author used the dialectical method of scientific knowledge, analysis and synthesis, as well as the formal legal method of research. Results: the principle-method of automatic protection of the work fully applies to relations arising in connection with the protection of copyright on the title of the work, its parts and characters.
© Жунусова Бибигуль Нигметуллаевна, 2019
Аспирант кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Zhunusova Bibigul Nigmetullaevna, 2019
Postgraduate student, Civil law department (Saratov State Law Academy) 153
К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА
Conclusions: formulated in the jurisprudence, the criterion of "recognition" for determining the patentability of the product, its title and characters, contradicts the principle of a method for automatic protection of the work, negates its value, so it can lead to the imbalance of rights of copyright relations participants.
Key-words: mechanism of civil and performance of duties, copyright law, principles of copyright law, principle-methods, protection capacity of the work, the character of the work, the title of the work, part of the work.
В отечественном гражданском законодательстве закреплено, что авторские права возникают автоматически в силу факта создания произведения, вне зависимости от соблюдения специальных процедур, направленных на оформление, регистрацию, депонирование и т.д., и принадлежат лицу, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано иное. Сказанное является основополагающим положением авторского права, его специальным принципом, а именно принципом-методом автоматической охраны произведения, содержание которого, по нашему мнению, следует использовать при обосновании вопроса, посвященного правовой охране названия произведения, его части и персонажей.
Усложнение гражданско-правовых отношений в связи с развитием современных информационных технологий [1, с. 104], формируют необходимость установление дополнительных гарантий защиты авторских прав. Одним из аспектов указанной тенденции можно считать необходимость правового регулирования в отношении таких объектов авторского права как часть произведения, его название и персонажей, которые по своему содержанию могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора и имеющие выражение в какой-либо объективной форме1.
На сегодняшний момент, в судебной практике сформирован важный правовой подход, который корректирует содержание принципа автоматической охраны произведения. Так, в одном из своих решений Арбитражный суд представил вывод, согласно которому «в отношении названия произведений право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности (курсив наш. — Б.Ж.) под этим названием»2. В последствии указанный вывод нашел поддержку при формировании универсального (для области авторского права) правового подхода, который был реализован в правовой позиции Верховного Суда РФ, указавший, что действие авторского права распространяется на такие части произведения, которые «сохраняют свою узнаваемость (курсив наш. — Б.Ж) как часть конкретного произведения при их использовании отдельно от всего произведения в целом ... сами по себе, отдельно от всего произведения в целом, могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в объективной форме»3.
В том же Постановлении ВС РФ говорится, что персонажем признается «конкретное действующее лицо произведения» обладающее «достаточными индивидуализирующими его характеристиками . в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым (курсив наш. — Б.Ж) даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом»4.
1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (в ред. от 18 июля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52.
2 См.: Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2017 г. по делу № А40-207329/ А40-207329/15-129-1183. Доступ из интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/nhNXgyI9l1Y5/ (дата обращения: 20.10.2019).
3 См. п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. № 96.
154 4 См.: Там же.
Н.Ф. Клюстер • Признаки некоммерческих корпоративных организаций
В связи с изложенным усматривается, что ВС РФ, осуществляя толкование правового положения названия, части и персонажа произведения, фактически подменил «самостоятельность результата творческого труда автора» критерием «узнаваемости», при этом презюмируя отсутствие самостоятельности результатов творческого труда автора в отношении названия, части и персонажей малоизвестных произведений.
Предметно исследуя вопрос принципологии авторского права, и изучив доводы высшей судебной инстанции по гражданским делам, мы не можем согласиться с подходом сформулированным в акте ВС РФ, т.к. обозначенный подход противоречит содержанию механизма автоматической охраны произведения и нивелирует его значение. Считаем, что в результате применения обозначенного подхода будет наблюдаться дисбаланс прав участников авторских правоотношений.
Библиографический список
1. Козик А.Л. Проблемы эволюции правовых норм в области авторского права в свете развития информационных технологий // Актуальные проблемы гражданского права. 2013. №. 1. С. 110-111.
References
1. Kozik A.L. Problème of Evolution of Legal Norms in the Field of Copyright in the Light of Development of Information Technologies // Actual Problems of Civil Law. 2013. No. 1. P. 110-111.
УДК 347.19
Н.Ф. Клюстер
ПРИЗНАКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Введение: понятие некоммерческой корпоративной организации закрепилось в российском праве совсем недавно и при его рассмотрении необходимо определить некоторые основополагающие, исходные моменты, в т.ч. признаки таких организаций. Цель: выявить признаки, которые характеризуют некоммерческие корпоративные организации и исходя из них, сформулировать понятие. Методологическая основа: применялись общенаучные методы исследования (систематического анализа, сравнительно-правовой, толкования норм и др.) и специально-юридические. Результаты: изучены и проанализированы теоретические взгляды на признаки отдельных категорий (корпорация и некоммерческая организация) и выявлены признаки, относящиеся к рассматриваемым некоммерческим корпорациям. Выводы: российское законодательство предусматривает единые подходы к регулированию отношений, которые складываются в корпорациях, не учитывая особенности, присущие некоммерческим организациям и, как следствие, некоммерческим корпорациям.
Ключевые слова: некоммерческая корпоративная организация, признаки некоммерческих корпоративных организаций, признаки некоммерческих организаций, признаки корпораций.
© Клюстер Наталья Францевна, 2019
Аспирант кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: [email protected]
© Klyuster Natalia Frantsevna, 2019
Postgraduate student, Civil law department (Saratov State Law Academy) 155