Научная статья на тему 'Проблема правовой неэффективности института копирайта в глобальной сети интернет'

Проблема правовой неэффективности института копирайта в глобальной сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИРАЙТ / COPYRIGHT / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРОТОКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROTOCOL ORGANIZATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC RELATIONS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА ДАРЕНИЯ / INFORMATION GIFT ECONOMY / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTE / ПИРАТСТВО / PIRACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуркан Евгений Геннадьевич

В статье анализируется проблема копирайта как устаревшего правового института, несоответствующего современным экономическим и технологическим реалиям. На конкретном историческом материале устанавливается связь между протокольной организацией интернета и организацией социально-экономических отношений, установившихся вокруг передачи информации в глобальной сети. Эксплицируется заложенный в интернет-протоколах потенциал осуществления информационной экономики дарения, которую невозможно регулировать с помощью института копирайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема правовой неэффективности института копирайта в глобальной сети интернет»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА КОПИРАЙТА В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Цуркан Е. Г.

Цуркан Евгений Геннадьевич — магистрант; направление: философия, кафедра социальной философии и философии истории, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется проблема копирайта как устаревшего правового института, несоответствующего современным экономическим и технологическим реалиям. На конкретном историческом материале устанавливается связь между протокольной организацией интернета и организацией социально-экономических отношений, установившихся вокруг передачи информации в глобальной сети. Эксплицируется заложенный в интернет-протоколах потенциал осуществления информационной экономики дарения, которую невозможно регулировать с помощью института копирайта.

Ключевые слова: копирайт, интернет, протокольная организация, социально-экономические отношения, информационная экономика дарения, правовой институт, пиратство.

THE PROBLEM OF LEGAL INEFFECTIVENESS OF COPYRIGHT INSTITUTE IN THE GLOBAL INTERNET Tsurkan E.

Tsurkan Evgeniy — undergraduate, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the problem of copyright, as an outdated legal institution, that does not meet modern economic and technological realities. With the help of specific historical material, we establish a correlation between the Internet protocol organization and the organization of socioeconomic relations, which are associated with information transfer in the global network. The article explicate the internet protocol's potential of information gift economy, which cannot be adjusted by copyright institute.

Keywords: copyright, internet, protocol organization, socio-economic relations, information gift economy, legal institute, piracy.

УДК 008

Рабочей гипотезой данной работы стало предположение о том, что протокольная организация интернета является базисом, над которым надстраивается общественная организация, установившаяся в интернете. Соответственно понимание протоколов, фундирующих интернет, и прояснение исторического контекста, в который были вписаны люди, которые эти протоколы создавали, даст ключ к пониманию имплицитных основ способа организации социально-экономических отношений, установившихся вокруг передачи информации в интернете.

Основной исследовательской задачей является освещение проблемы копирайта как устаревшего правового догмата, несоответствующего современным экономическим реалиям. Основным критерием адекватности копирайта, как чисто экономического явления, мы будем считать экономическую эффективность, что подразумевает, что институт копирайта должен динамически изменяться, вслед за развитием информационных экономических сил.

Исторический контекст становления интернета.

Историю становления современного интернета можно вести с создания агентства по перспективным исследовательским проектам ARPA (Advanced Research Projects Agency) в 1958 году, финансируемого Министерством обороны США. В сентябре 1969 года появился ARPANET - первая сеть. Эта сеть была создана из-за необходимости распределения вычислительных ресурсов в режиме онлайн, что, кроме того, позволило бы ускорить работу над совершенствованием технологий, привлекая все исследовательские группы, подключённые к

ней. В основе ARPANET была положена новейшая технология коммутации пакетов. Революционность данной технологии заключалась в том, что сеть была децентрализована, что позволяло построить систему коммуникаций военного назначения, способную выдержать ядерный удар, так как уничтожение одного из узлов системы не выводило из строя всю сеть.

Первыми узлами ARPANET стали два университета Калифорнии и университет в Юте. К 1971 году количество узлов выросло до пятнадцати, большинство из которых являлись научными центрами. Для объединения различных не связанных друг с другом сетей потребовалась стандартизация протоколов, в 1973 году эта задача была частично решена с помощью появления протокола TCP (transmission control protocol). В 1978 году Винтон Серф, Джон Постел и Дэни Кохэн решили разбить TCP на две части, добавив к нему протокол интернета (Internet Protocol, IP), в результате появился известный нам протокол TCP/IP, на основе которого и работает современный интернет. 1 января 1983 года ARPANET окончательно перешла на новый протокол, это событие стало официальной датой рождения интернета.

В феврале 1990 года ARPANET был выведен из эксплуатации, как технологически устаревшая модель, с этого события начинается эпоха коммерциализации и широкого распространения интернета. Интернет выходит из военного окружения и уже «в начале 1990-х годов несколько интернет-провайдеров построили свои собственные сети и создали свои собственные шлюзы на коммерческой основе» [2, c. 26]. Результатом этого стало широкое и повсеместное распространение интернета.

Однако, появление интернета не является заслугой исключительно научных центров, финансируемых из военного бюджета США, а молниеносное распространение интернета не является исключительно заслугой коммерческих корпораций, как принято считать. В создании и распространении интернета был задействован труд многих тысяч пользователей, работавших не на коммерческой основе. Интернет, каким мы его знаем, не мог бы существовать без DIY (аббревиатура «Do it yourself») культуры и культуры «открытых исходников».

«В 1984 году программист из Artificial Intelligence Laboratory Ричард Столлмен в знак протеста против решения корпорации АТТ заявить права собственности на UNIX основал Free Software Foundation, предложив заменить авторское право (copyright) на «copyleft». Условия «copyleft» подразумевали, что любой пользователь программного обеспечения, сделанного общедоступным, должен был, в свою очередь, распространить через интернет улучшенный программный код» [2, c. 28]. Плоды такого подхода не заставили себя долго ждать. В 1991 году 22-летний студент Хельсинкского университета Линус Торнвальдс разработал новую операционную систему LINUX на основе открытого программного кода UNIX. Эта операционная система была выложена в общий доступ с предложением попытаться её улучшить, выкладывая результаты в сеть. Продуктом такого коллективного творчества стала разработка одной из надежнейших операционных систем современности, уступающей Mac OS или Windows разве что в удобстве эксплуатации.

Какие выводы мы можем сделать из описанного выше генезиса интернета? Какие последствия этого бурного развития мы можем наблюдать в современности, как они отразились на социальных отношениях, установившихся в сети?

Уроки истории.

Одной из отличительных особенностей интернета является свободное распространение информации, являющееся следствием того, что интернет разрабатывался учёными для совместной работы. Труд учёного экономически не отчуждён, так как передаётся в академической среде не по правилам экономического обмена эквивалентов, то есть сделки, а по правилам информационной экономики дарения [5], то есть дара. Эта важная особенность совместной работы учёных отразилась на архитектуре интернета. Конечно, такая работа учёных возможна только при внешнем датировании, осуществляемом из средств государственного бюджета или частных инвесторов.

Второй исток свободы распространения информации, которую мы сейчас можем наблюдать в интернете, скрывается в культуре «открытых исходников», распространённой в среде программистов. Работа учёных, так же как работа программистов, является коллективной по своей природе, поэтому копирайт, как институт права, представляющий собой форму частной собственности в сфере информации, оказывается в этой сфере неработоспособным и, более того, рудиментарным, замедляющим развитие мысли/кода. Для увеличения производительности совместной работы над кодом или научным проектом, информация освобождается и выкладывается в общий доступ. То, что называется «свободными исходниками» в сфере программистов, в академической сфере представлено свободным доступом к образованию. Программисты трудятся над усовершенствованием

кода и различных программ, а учёные над совершенствованием методологии и увеличения различных сфер знаний. Отсюда хакерский лозунг, который с таким же успехом мог бы применяться в академической среде: «Информация хочет быть свободной». Имя автора сохраняется, как дань уважения к разработчику или автору научной статьи, кроме того, имя работает как фактор контроля над качеством работы, человек несёт личную ответственность за созданное им. То есть экономика дарения, распространённая с среде учёных, работает и в сфере программирования.

В интернете, каким мы его имеем сейчас, эта тенденция вылилась в свободный файлообмен, в том числе, представленный явлением, которое в современной правовой системе получило название «Пиратство».

Компьютерные пираты - это группа людей, копирующих и/или продающих информационный продукт, защищённый авторским правом, без разрешения правообладателей. Пираты лоббируют свои политические интересы в ряде стран, создавая «Пиратские партии». В России тоже существует непарламентская пиратская партия, насчитывающая 15 тысяч членов. А в странах «северного социализма»: Исландии, Швеции и Финляндии, пиратские партии входят в парламент.

Сторонники неолиберальной точки зрения на интернет, ярким представителем которой является американский журнал «Wired», убеждены в том, что интернет является продуктом рыночной экономики, а значит, само существование интернета доказывает эффективность института частной собственности. Следовательно, информация в сети должна находится в частной собственности и охраняться принудительной силой права. Для этого информацию предлагают заточить в рамки копирайта с помощью процедур шифрования и верификации. Естественно, исследования сторонников данной точки зрения активно финансируются крупными медиакорпорациями, которым такой подход более чем выгоден. Пока в интернете не заработает рыночный институт частной собственности, большие медиахолдинги будут терпеть издержки и терять деньги. «...Высшие руководители бизнеса и влиятельные публичные эксперты убеждены, что ... информация должна покупаться и продаваться как товар» [1, c. 87].

Однако, как показывает история становления интернета, это не совсем так. Протокольная архитектура, выстроенная в среде учёных и, позднее, хакеров, не учитывала необходимость будущей коммерциализации, поэтому в сфере интернета, каким мы его имеем сейчас, контроль за соблюдением авторского права оказывается неэффективным.

Информация в интернете как рыночный продукт.

Информация в интернете - это очень специфический продукт, в котором затраты и усилия по производству уходят только на создание первого экземпляра. В эпоху распространения печатной продукции издержки были связаны и с распространением готового текста, поскольку нужны были специфические и редкие средства производства - печатные станки. Правовой институт копирайта в эту эпоху был полностью оправдан, поскольку каждое издательство хотело получить монополию на распространение какого-то текста. Без этого института все издательства не искали бы новых, пока не популярных, но подающих надежды авторов, а распространяли бы проверенные временем бестселлеры. Зачем печатать новое и финансово рискованное, если можно ещё раз выпустить старое, рентабельное? Копирайт, таким образом, стимулировал поиск новых авторов, творчество которых ещё не монополизировал конкурирующий издательский дом.

Появление интернета явилось революцией в производстве и распространении информации. «Как только информация размещена в Сети, стоимость ее дальнейшего копирования стремится к нулю ... Хотя большинство нынешних пользователей не принадлежат к академической среде, техническая конструкция сети по-прежнему подразумевает, что информация - это подарок» [1, c. 86-87]. То есть информационная экономика дарения, распространённая в сети, не является произвольным выбором большинства пользователей, а детерминируется протокольной структурой интернета.

В прошлом, когда крупные музыкальные лейблы имели монополию на выпуск пластинок, а кино можно было посмотреть только в кинотеатре, работала определённая бизнес-модель, которая в современных реалиях открытого интернета теряет смысл. Фильмы, стоит им выйти в прокат, тут же копируются и выкладываются в открытый доступ, то же происходит и с музыкальными альбомами.

Естественно, такое положение вещей, не устраивает крупных медиамагнатов, которые пытаются политически лоббировать свои интересы, изменяя существующую систему в соответствии со своими нуждами. Показательным является американские законопроекты 2011-2012 годов, целью которых была борьба с пиратством, так называемые SOPA (Stop Online Piracy Act) и PIPA (Protect

Intellectual Property Act). Они так и не были приняты из-за яростного сопротивления пользователей и интернет-компаний по всему миру. Около 6000 организаций, в число которых входили Google, Facebook, Wikipedia, Mozilla Corporation, Twitter, LiveJoumal et cetera, в разные дни демонстративно вывешивали на своих главных страницах петиции против данных законопроектов, что привело к тому, что Барак Обама лично высказал свой протест против данных законопроектов.

В России в последнее время появляется всё больше прецедентов правового ограничения пиратства. Так 9 ноября 2015 года Московский городской суд принял решение о блокировке Rutracker.org. Однако, несмотря на запрет, этот трекер остаётся доступным.

Неэффективность попыток правового лоббирования интересов крупных медиакорпораций наводит на мысль о том, что способ производства, базирующейся на проприетарном владении информацией устарел и не соответствует современным реалиям. Всё новые законы, направленные на защиту прав собственника, есть явление реакционное и часто бесполезное, так как не выполняют поставленную перед ними задачу. Это позволяет нам говорить о заложенном в интернет-протоколах потенциале осуществления информационной экономики дарения, которую невозможно регулировать с помощью института копирайта. Анализ сложившегося в интернете статус-кво позволил Ричарду Барбруку небезосновательно заявить: «Единственная в истории человечества работающая модель коммунизма была создана на пике холодной войны и на деньги американских военных. Это - интернет!» [1, c. 19]. Мы, однако, не разделяем его оптимизма, поскольку история капиталистического общества знает немало примеров внедрения революционных технических инноваций в производственный процесс, прошедших без значимых изменений социального устройства. Иными словами, революционный и эмансипационный потенциал, заложенный в протоколы интернета, может быть не актуализирован в полной мере. С развитием интернета появляются всё новые и новые способы коммерциализации, или, пользуясь более распространённым в интернете термином -монетизации контента. Самыми коммерчески успешными проектами гибридизации сетевой экономики информационного дарения и капиталистической экономики являются интернет-приложения Apple Store, Google Play et cetera.

Как мы показали выше, институт частной собственности, представленный в области информации институтом копирайта, плохо работает в интернете. Поэтому крупным медиакорпорациям очень невыгоден сложившейся в интернете статус-кво, они теряют деньги. В интересах медиакорпораций - огораживание интернета, прекращение свободного обмена информацией. Рядовому пользователю, напротив, выгодно сложившееся положение вещей, он может не платить за контент, и не платит. Пользователь может участвовать в ничем не ограниченном коллективном творчестве и участвует. Таким образом, в интернете мы имеем несколько заинтересованных сторон, с разными, часто антагонистическими, интересами. Их взаимодействие и определит дальнейшую судьбу интернета.

Список литературы / References

1. Барбрук Р. Интернет-революция. М. : Ад Маргинем Пресс, 2015.

2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышление об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3. Кастельс М. Наша жизнь - гибрид виртуального и физического пространства // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. науч. пр. М.: ИНИОН РАН, 2013.

4. Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

5. Hagstrom W. Gift giving as an organizing principle in science // Science in Context: Readings in the Sociology of Science. Cambridge: MIT Press, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.