Научная статья на тему 'Интернет-пиратство: вчера и сегодня'

Интернет-пиратство: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6562
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / КОПИРАЙТ / ДОСТУП / ИНТЕРНЕТ / PIRACY / COPYRIGHT / ACCESS / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чевтаева Л. Н.

Статья посвящена рассмотрению причин появления и распространения компьютерного пиратства как культурологического феномена, его разновидностей и различных точек зрения по вопросу о копирайте. Описаны основные продукты интеллектуальной собственности и источники потребления Интернет-контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET PIRACY: TODAY AND YESTERDAY

The article considers the reasons for emergence and distribution of the Internet-piracy as a phenomenon of culture, its varieties and different points of view relating the copyright. The basic products of intellectual property and sources of the Internet content are also described in the article.

Текст научной работы на тему «Интернет-пиратство: вчера и сегодня»

УДК 008:004.738

Л.Н. Чевтаева

ИНТЕРНЕТ-ПИРАТСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Статья посвящена рассмотрению причин появления и распространения компьютерного пиратства как культурологического феномена, его разновидностей и различных точек зрения по вопросу о копирайте. Описаны основные про-

дукты интеллектуальной собственности и источники потребления Интернет-контента.

Пиратство, копирайт, доступ, Интернет

L.N. Chevtaeva

INTERNET PIRACY: TODAY AND YESTERDAY

The article considers the reasons for emergence and distribution of the Internet-piracy as a phenomenon of culture, its varieties and different points of view relating the copyright. The basic products of intellectual property and sources of the Internet content are also described in the article.

Piracy, copyright, access, Internet

Проблема защиты авторских прав в России стоит весьма остро. Авторское право очень часто нарушалось и продолжает нарушаться до настоящего времени. На текущий день Россия, к сожалению, остается в числе стран - лидеров по производству и потреблению пиратской продукции. Причины этого феномена следует искать, как нам представляется, в уникальной специфике социокультурного и экономического быта россиян.

Согласно Интернет-энциклопедии Википедии, «компьютерное пиратство (copyright

infringement) - жаргонный термин, означающий копирование и распространение произведений защищенных копирайтом, без ведома правообладателя. Это есть нарушение копирайтного законодательства по отношению к продуктам интеллектуального труда»1.

«Применительно к копирайту термин «пираты» используется с середины XIX века для обозначения издателей, перепечатывающих книги (ноты, гравюры и т.д.) без выплаты авторских отчислений - роялти. Иными словами, оно указывает на контрафакцию, совершаемую в промышленных масштабах». 1

В настоящее время пиратство в области интеллектуальной собственности распространяется, главным образом, на книги, музыку, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение. Все это можно свободно найти в Интернете. Именно поэтому процесс получения данных видов интеллектуальной собственности этим путем мы называем Интернет-пиратством. Пиратство вообще может касаться многих областей производства, таких как подделка фирменной одежды, аксессуаров, автомобилей, запчастей и прочего. Но именно вышеперечисленные виды пиратства в Интернете приобрели такие масштабы.

Компьютерное пиратство может принимать различные формы, однако можно выделить 5 наиболее распространенных его разновидностей:

1) незаконное копирование конечными пользователями;

2) незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров;

3) изготовление подделок;

4) нарушение ограничений лицензии;

5) Интернет-пиратство2.

Все эти разновидности нарушений авторских прав, так или иначе, связаны между собой и могут иметь место одновременно или отдельно друг от друга.

Для детального исследования феномена компьютерного пиратства нам представляется необходимым обозначить основные причины появления и распространения этого явления:

1. Экономический аспект, на наш взгляд, является одной из главных первопричин. Он подразумевает финансовую неспособность покупки в связи с низким материальным уровнем жизни основной массы населения. Это приводит к необходимости прибегать к нелицензированным методам получения информационных продуктов. Страны третьего мир и Россия могут являться наглядным примером проявления этого аспекта.

2. Государственная цензура и ограниченность рынка (например, ограничение продажи определенных видов медиапродуктов в некоторых странах способствует незаконным методам их распространения).

3. Психологический аспект значительно повлиял на изначальное формирование компьютерного пиратства как культурологического феномена. Можно говорить о специфичной ментальности

1Интернет энциклопедия Википедия http://anticopyright.ru/wiki/

2Сайт «Адобе Системе» http://adobereal.ru/legal/5_kinds_of_piracy.php

русских людей, обусловленной особенностями русского характера, обычаями и традициями, но факты указывают на то, что психологические причины появления компьютерного пиратства, как такового, свойственны не только России. «Я готов доказать, что в текущем положении дел виноваты первые усилия по охране цифрового копирайта путем защиты от копирования, и теперь большинство вполне порядочных пользователей, похоже, не испытывают угрызений совести от того, что владеют пиратскими копиями. ...Люди не склонны смиряться с тем, что усложняет их работу с компьютером, да еще и безо всякой для них выгоды», пишет канадский журналист и блогер Джон Перри Барлоу»1 [3]. Запретный плод, как известно, сладок и еще больше привлекает. Кроме того, появление ограничений на использование чужой интеллектуальной собственности привело к подмене психологических понятий. «Вместо того, чтобы культивировать среди компьютерных новичков чувство уважения к работе своих товарищей, преждевременный расчет на защиту от копирования привел к подсознательному представлению, будто, взломав программный пакет, человек «заработал» право им пользоваться. Видя ограничения не в совести, а в технических навыках, многие вскоре почувствовали, что свободны делать все, что им заблагорассудится» [3].

4. Технический аспект или достаточная техническая и технологическая оснащенность современными средствами также способствовали развитию компьютерного пиратства. Как пишет в своей статье «Почему я борюсь с копирайтом?» известный писатель-фантаст и публицист Кори Доктороу, «компьютерная революция и массовое распространение интернета превратили копирование и передачу информации из технически сложного процесса, доступного только большим компаниям, в обыденное действие, которое каждый день осуществляют все пользователи компьютеров и интернета. Если раньше изготовление, тиражирование и распространение книги, музыкального альбома или фильма предполагало сложный процесс создания физической копии, то теперь расходы на тиражирование и распространение не только стремятся к нулю, но и легко доступны всем желающим без всяких ограничений, кроме юридических»2 [4].

5. Историко-культурологический аспект связан с политикой государства. Например, в Советском Союзе нарушали авторские права на издание книг иностранных писателей. Стоимость книг была низкой, и основная масса людей могла себе позволить приобретать как художественную, так и научно-методическую литературу. Основополагающим фактором развития Советского книгоиздательства были государственные субсидии. С преобразованием Советского Союза в Российскую Федерацию произошла резкая перемена в политике государства, и прекратилось субсидирование издательского дела. Этот бизнес стал частным, что вызвало резкое повышение цен на книжные издания.

Культурологическая аналогия прослеживалась и в сфере звукозаписи. В Советском Союзе была одна государственная звукозаписывающая фирма «Мелодия». После развала Советского Союза звукозаписывающая индустрия стала частной. Культурологической особенностью России является то, что со времен перестройки российские артисты основной свой доход получают от сборов с концертов, а не с продажи дисков, как это бывает в других странах.

В сфере киноиндустрии наблюдалась подобная же ситуация. Все киностудии являлись государственными, и бюджет каждого фильма оплачивался государством. После перестройки производство фильмов отошло в частные руки.

С компьютерным программным обеспечением положение дел в нашей стране было по-своему уникальным. В то время когда в Америке уже в 1970-х годах программное обеспечение защищалось как интеллектуальная собственность, в Советском Союзе об этом никто не думал. Единственный известный случай упоминания об авторских правах связан с именем Алексея Пажитнова - создателя игры «Тетрис». Права на нее были выкуплены у Пажитнова одной американской компанией.

Проведенный краткий анализ показывает, какова была социокультурная обстановка в области авторских прав на территории России. За время существования Советского Союза выросло несколько поколений людей, которые плохо представляют себе, что такое авторские права, и считали, что копии интеллектуальной собственности - это легкий, дешевый и доступный способ получения различных видов информации.

В начале 1990-х годов правовое обеспечение интеллектуальной собственности было на очень низком уровне, что позволило развиваться первым российским пиратским компаниям. Ввиду массового распространения аудио- и видеомагнитофонов появилось множество частных предприятий, выпускающих аудио и видеокассеты без соблюдения авторских прав. Надо заметить, что во времена перестройки это явление тоже существовало, но оно не имело такого массового, масштабного харак-

1 Барлоу Д. П. Продажа вина без бутылок. Экономика сознания в глобальной Сети. http://www.aquarun.ru/aquarius/neteconomy.html

2 Доктороу К. «Почему я борюсь с копирайтом» http://www.chaskor.ru/article/kori_doktorou_pochemu_ya_boryus_s_kopirajtom_1237 286

тера в силу технической ограниченности самих пиратов. Лицензионных аудио- и видеокассет практически не было. Это тоже повлияло на социокультурное восприятие понятия «авторское право». Что касается программного обеспечения, следует отметить, что крупных производителей, так же как и издателей, не было. Таким образом, программы для компьютеров были исключительно пиратскими.

На ранних этапах развития Интернета и компьютерных технологий ситуация мало менялась с той лишь разницей, что для книгоиздателей это было отрицательным явлением, так как появились электронные книги и программы электронных читалок. Книгоиздатели потерпели колоссальные убытки и держались только за счет издания учебной и научной литературы. С появлением первых электронных сетевых библиотек ситуация с издательским бизнесом еще более усугубилась. Таким примером может являться библиотека Максима Мошкова, которая была открыта в 1994 году. От некоторых авторов создатель сам получал письменные разрешения на размещение произведений в своей библиотеке. Стивен Кинг, например, сам бесплатно выкладывает свои книги в сети. Но основная масса текстов поступала от читателей, которые самостоятельно набирали или сканировали понравившиеся произведения и отправляли их, не спрашивая на это разрешения у авторов. Затем, когда фонды библиотеки стали значительными, многие люди уже предпочитали не покупать, а скачивать книги. Сам Максим Мошков пишет: «Если в недалеком прошлом автор мог технологически контролировать распространение произведений, сейчас он просто не в состоянии отследить движение битов по проводам. И обществу предстоит сдвинуть устоявшиеся законы, которые бы соответствовали его текущему представлению. Закон должен фиксировать некоторое состояние общественных взглядов на нормальность совершаемых действий. Например, давая почитать книгу знакомым или соседям, мы, с точки зрения автора, наносим удар по его карману. Однако подобное действие современное общество не воспринимает как «беззаконное» или «аморальное»1 [5].

Нельзя не согласиться с автором этих слов и не признать тот факт, что «авторское право в той форме, в которой оно существует, никоим образом не соответствует реалиям Интернет. Оно работает только для материальных предметов - бумажных книг, грампластинок, компакт-дисков и т.п. Старые законы не в состоянии охватить все нынешние объекты права в Интернет, и они нуждаются в переформулировке. Предстоит создание полностью новых концепций авторского права специально для Интернет» [5].

Несмотря на предъявляемые иски о нарушении авторских прав, библиотека Максима Мошкова является самой известной в Рунете и удостоена нескольких премий, в том числе Национальной Интернет-премии и гранта на 1 миллион рублей от Роспечати на развитие библиотеки. «Она была собрана для читателя и с помощью читателей», - пишет о ней сам Мошков. «Отсюда и вытекают ее достоинства. Ее создатель получает десятки писем каждый день с благодарностями. «За время моей деятельности я познакомился с десятками писателей, произведения которых теперь размещены в моей библиотеке с их ведома и дозволения», пишет Максим Мошков [5]. Он скромно замечает: «Мне просто хочется, чтоб книжки находили своего читателя, потому что мне страшно было бы жить в мире, где никто не читает книг, а ведь к этому потихоньку идёт дело, в Америке уже давно пришло, а у нас движется с большим ускорением. Мне с этим движением не по пути, более того, мне - в сторону строго противоположную, и я буду делать все возможное, чтоб в этой противоположной стороне мне не было одиноко» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что культурологический вклад подобных библиотек Интернета неоспорим. Они в значительной степени способствуют повышению уровня информационного обмена, интерактивному общению между читателями и писателями, между авторами и издателями. Это порождает новые взаимовыгодные контакты и предоставляет своего рода возможность бесплатной рекламы новых книг в сети, что в конечном итоге дает популярность писателям и их произведениям, а также способствует увеличению численности читателей. Все эти факторы, несомненно, повышают общий интеллектуальный и культурный уровень населения.

С появлением аудиоформата МР 3 люди начали бесплатно скачивать музыку из Интернета. В то время как в России Интернет еще только распространялся, в Америке уже в полной мере работал первый прообраз пиринговой сети. Это был Napster - файлообменная пиринговая сеть. Эта сеть позволяла легко обмениваться музыкальными файлами с другими людьми, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной индустрии. Несмотря на то, что сервис был остановлен по решению суда, он привел к появлению других децентрализованных сетей такого же типа, контролировать которые гораздо сложнее. Многие пользователи были благодарны за возможность скачать несколько песен без необходимости платить за весь альбом, за возможность обмениваться песнями, которые сложно найти - старыми записями и песнями с концертов. Также у пользо-

1 Мошков М. «Что вы все о копирайте. Лучше бы книжку почитали (Библиотеке копирайт не враг)». Статья для 300-го номера «Компьютерры» от 2-го июня 1999 г. http://lib.ru/COPYRtGHT/computera.txt_with-big-pictures.html

вателей появилась возможность скачать музыку, которую они приобрели до популяризации компакт-дисков, например, на виниловых пластинках и кассетах, в оцифрованном виде»1.

Современные файлообменные сети другого типа - торрент-трекеры - дают пользователям возможность обмениваться файлами, содержащими не только музыку, но и фильмы, клипы, игры и т.д. Сейчас крупнейшие заинтересованные компании борются с торрент-трекерами, оказывая правовое давление на их хозяев. Торрентов много и они очень популярны. Например, по состоянию на 19 апреля 2011 года торрент-трекер The Pirate Bay (Пиратская Бухта) имел более 5 миллионов зарегистрированных пользователей. Он имеет стабильный доход от рекламы, который, однако, полностью уходит на поддержание сайта. С 2010 года Пиратская партия Швеции взяла этот торрент-трекер под свое начало. Представитель Swedish Pirate Party Рик Фальквинге (Rick Falkvinge) добавил, что такое «родство по духу» демонстрирует стремление прекратить противостояние между Голливудом и The Pirate Bay и защитить сайт, работа которого, по мнению Пиратской партии Швеции, является закон-ной2. С этой точки зрения некоммерческий обмен имеет право на существование и он может быть бесплатным и доступным для всех желающих.

Следует заметить, что пиратские партии начинают появляться с начала XXI века во многих странах. К настоящему времени к этим странам присоединились Аргентина, Болгария, Германия, США, Финляндия, Россия, Украина, Казахстан и другие, всего около 33 стран, которые входят в Пиратский Интернационал. Это международное объединение пиратских партий организует форумы и координирует деятельность пиратских партий всего мира, направленную на реформирование устаревшей системы авторских прав и патентов. Масштабность распространения пиратских партий говорит о глобальности назревшей проблемы и о необходимости ее разрешения всеми странами.

Возвращаясь к теме об источниках медиаконтента, нужно отдать должное торрент-трекерам, которые являются самыми крупными и универсальными источниками бесплатного контента на сегодняшний день. С их помощью желающие могут закачивать фильмы, клипы, телепередачи, музыку, игры и программное обеспечение для компьютеров для некоммерческого использования. Многие люди просто не представляют сейчас свою жизнь без такой возможности, которой они могут пользоваться бесплатно. Нужно отметить, что в настоящее время во всем мире происходит культурологический сдвиг в сторону того, что Интернет сам по себе становится всеобъемлющим источником контента, отвечающим разным потребностям и вкусам людей.

В связи с этим становятся понятными популярность и позитивное оценивание компьютерного пиратства среди российских пользователей. Например, по данным еженедельной бесплатной газеты «Наша Газета» города Екатеринбурга, «53% читателей, принявших участие в опросе по этой теме, признались, что скачивают пиратский контент из Интернета и вообще компьютерное пиратство не осуждают. По поводу музыки, фильмов и книг большинство горожан единодушны и считают, что все это должно быть доступным и бесплатным - по крайней мере, для первого ознакомления. Всего в опросе приняли участие 529 екатеринбуржцев»3.

Но не только в России наблюдается такое положение дел. «Большинство пользователей интернета в США вовлечены в незаконный обмен файлами. Если бы завтра такой обмен был уничтожен, они бы делали то же самое, торгуя жесткими дисками, флешками, картами памяти (еще больше информации переходило бы из рук в руки, просто медленнее). Если копирование в интернете завтра закончится, это станет и концом культуры в глобальной сети. YouTube бы не существовал без своего хранилища незаконных роликов. «Живой журнал» умер бы без всех этих интересных картинок-аватаров, замечательных и шокирующих цитат из книг, новостей и блогов. Flickr просто исчез бы без фотографий всех этих защищенных авторским правом, торговыми марками и другими способами объектов, работ и событий»4 [9]. Распространение копий фильмов, тем не менее, не вредит киноиндустрии, так как основной доход приносит кинопрокат в кинотеатрах. А пиратские копии музыкальных альбомов, появляющиеся в сети раньше официального срока выхода, не делают их менее популярными, скорее, наоборот, являются в какой-то степени их анонсом и способствуют рекламе.

Аналогичное мнение, но по поводу программного обеспечения, высказал известный американский программист и писатель Ричард Мэтью Столлман: «Свободное программирование дает программы, которые весьма надежны и эффективны, и я счастлив, что это придает ему привлекательности. Но я, скорее, выбрал бы едва работающую, неэффективную, ненадежную, но свободную про-

1 По материалам Интернет-энциклопедии Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Napster

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Pirate_Bay

3 Компьютерное пиратство: на чьей вы стороне? - еженедельная бесплатная городская газета «Наша Газета» г. Екатеринбург №1 2 от 31 марта 2011 года, http://www.ngzt.ru/magazines/ng/2011/n12/kompjutemoe_piratstvo_na_chejj_vy_storone

4 http://www.chaskor.ru/article/kori_doktorou_pochemu_ya_boryus_s_kopirajtom_1237 288

грамму, чем удобную и надежную, но проприетарную программу, которая не уважает мою свободу»1 [10] Мы видим, что большинство людей прибегают к пиратским методам получения медиапродуктов и одобряют отмену копирайта. По сути дела некоммерческий обмен не является пиратством, хотя есть и другие мнения. Можно понять авторов, которые бы хотели получить гонорар за свои произведения, и то, что теперь, когда существует Интернет, сделать это становится труднее. Зачастую правообладатели становятся посредниками между авторами и потребителями, выкупая произведения, они диктуют свои условия. Но в пространстве Интернета законы материального мира не всегда применимы. Необходимо коренным образом изменить сущность копирайта, учитывая особенности информационного общества.

С точки зрения культуры это должно быть пространство, где отношения между людьми строятся на этике и уважении личности и ее авторских прав, а не только на жестких законах и правилах. Возможно, что обществу еще предстоит «дорасти» до такого уровня развития культуры человеческих отношений и мы пока еще в начале этого пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет энциклопедия Википедия http://anticopyright.ru/wiki/

2. Сайт «Адобе Системс» http://adobereal.ru/legal/5_kinds_of_piracy.php)

3. Барлоу Д.П. «Продажа вина без бутылок» Экономика сознания в глобальной Сети. http: //www. aquarun. ru/aquarius/nete conomy .html,

4. Доктороу К. «Почему я борюсь с копирайтом» http://www.chaskor.ru/ article/

kori_doktorou_pochemu_ya_boryus_s_kopirajtom_1237

5. Мошков М. « Что вы все о копирайте. Лучше бы книжку почитали (Библиотеке копирайт не враг)». Статья для 300 номера «Компьютерры» от 2о июня 1999 г. http://lib.ru/COPYRIGHT/ computera.txt_with-big-pictures.html

6. По материалам Интернет-энциклопедии Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Napster

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Pirate_Bay

8. Компьютерное пиратство: на чьей вы стороне? - еженедельная бесплатная городская газета «Наша Газета» г. Екатеринбург №12 от 31 марта 2011 г. http://www.ngzt.ru/magazines/ng/ 2011/n12/kompj uternoe_piratstvo_na_chejj _vy_storone

9. http://www.chaskor.ru/article/kori_doktorou_pochemu_ya_boryus_s_kopirajtom_1237

10. Столлман Р.М. Интернет и пиратство как неотъемлемый феномен сети /интервью сайту Слэшдот http://anticopyright.ru/wiki/

Чевтаева Лариса Николаевна - Larisa N. Chevtaeva -

тоискатель кафедры «Культурология» Degree Canidate

Саратовского государственного технического Department of Culturology

университета имени Гагарина Ю.А. Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 11.09.13, принята к опубликованию 15.12.13

1 Столлман Р.М. Интернет и пиратство, как неотъемлемый феномен сети /интервью сайту Слэшдот http://anticopyright.ru/wiki/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.