III» по краткосрочной ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR). Согласно требованиям «Базеля III» к ликвидности, коэффициент LCR оценивает готовность банка к ситуации временной ограниченности обычных источников фондирования. Этот коэффициент вместе с коэффициентом чистого стабильного фондирования (NSFR, Net stable funding ratio) характеризуют корректность соотношения по срокам структуры активов и пассивов. Требования по данному нормативу будут касаться только крупнейших банков.
Использованные источники:
1. Базель III: вопросы внедрения. http://www.kpmg.com/RU/ru/topics/Russian -Banking-Club/Documents/Basel%20III_rus.pdf.
2. Воловник А. Д., Зиядуллаев Н. С., Кибардина Ю. С. Базель-III: испытание надёжности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции // Экономика мегаполисов и регионов. 2011. №3 (39). С. 40-49.
3. Гринь С.В. Влияние Базеля III на банковскую систему Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3.
Фищенко Р.Р. магистрант 1 курса Закирова С.И. магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
аграрный университет» РБ, г. Уфа
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Одним из источников системы регулирующей труд медицинских работников, являются подзаконные нормативно-правовые акты, которым отводится особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренный ТК РФ, носит исчерпывающий характер. Одним из явлений такой политики являются федеральные целевые программы, которые определяют основные направления решения задач занятости граждан, условий труда, социальной защиты граждан, государственные органы и общественные объединения, призванные выполнять эти задачи, объемы и источники финансирования программ.
В качестве общей проблемы правового регулирования труда медицинских работников стоит отметить проблему медленного реформирования нормативной базы, регулирующей здравоохранение вообще и труд медицинских работников в частности [6].
В статье 350 Трудового кодекса Российской Федерации (с
изменениями на 30 декабря 2015 года) указано, что для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить медицинскому работнику, как и любому другому, нормальные условия труда в соответствии с требованиями правил охраны труда. Однако в силу недостатка финансирования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и нежелания обеспечивать охрану труда в некоторых частных учреждениях здравоохранения в угоду скорейшему получению прибыли состояние рабочих мест медицинских работников оставляет желать лучшего.
Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда»[5].
Предоставляемый вид компенсаций - доплаты за вредные или опасные условия труда. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).
Чтобы претендовать на надбавку к зарплате за вредность, на рабочем месте медика по итогам специальной оценки условий труда должен быть установлен класс условий труда не ниже 3.1.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (класс вредности 3.2, 3.3, 3.4) либо опасным условиям труда (класс вредности 4) (ст. 117 ТК РФ). Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней. Эти правила стали действовать с 1 января 2014 года.
Медработникам, которые имеют контакт с химическими или биологическими факторами, перечисленными в Приложении № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, положено молоко. Его можно заменять равноценными продуктами: кисломолочными продуктами, соками, желе, консервами.
В то же время нельзя заменять молоко сметаной, сливочным маслом.
Молоко или другие равноценные пищевые продукты можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению работника, если это предусмотрено в коллективном или трудовом договоре. Размер компенсации
должен быть эквивалентен стоимости заменяемых продуктов питания (ст. 222 ТК РФ).
Компенсации, которые были установлены медицинскому персоналу по результатам аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, работодатель должен предоставлять в неизменном виде, пока не закончится срок ее действия.
Новые требования, установленные в Трудовом кодексе, касающиеся сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска за вредные условия труда и других компенсаций, можно применять только после того, как будет проведена специальная оценка условий труда.
В Российской Федерации в настоящее время сформирована законодательная база для реализации программ добровольного страхования профессиональной ответственности медицинских работников. 1. Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" в ст. 63 "Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников" определяет, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ошибки (имеется ввиду профессиональная ответственность), в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей [4]. 2. Гражданский кодекс РФ в ст. 931 "Страхование ответственности за причинение вреда" определяет, что по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена [2]. 3. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", положения ст. 4 которого указывают на то, что объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) [3]. Однако сложившиеся в сфере страхования профессиональной ответственности медицинских работников положение свидетельствует о незначительном распространении данного вида страхования в Российской Федерации.
Страхование профессиональной ответственности является одним из факторов, позволяющих не только решить проблему правового регламентирования профессиональной деятельности медицинских работников, но и внедрить в практику достаточно эффективный легитимный способ защиты законных интересов пациентов в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи
Данные проблемы нашли свое отражение в последующих научно-исследовательских трудах [7-16].
Использованные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2015 года)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 // Справочная правовая система "Гарант".
3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ // Справочная правовая система "Гарант".
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Закон РФ // Справочная правовая система "Гарант"
5. Исаев А. Эффективное управление в здравоохранении// Рос. газета. -2015. - 22 апреля. - С. 5.
6. Кадыров Ф.Н. Реформы в сфере здравоохранения: проблемы реализации // Менеджер здравоохранения. - 2015. - №1. - С.9-17.
7. Развитие правового обеспечения муниципального управления Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р.Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
8. Пути совершенствования информационных технологий на государственной службе Ханнанова Т.Р., Копылова Т.В. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 127-128.
9. Проблемы использования бюджетных средств муниципальных образований Загидуллина Л.В., Габидуллина Е.В., Газизуллина А.М., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1352-1353.
10. Государственнын целевые программы в области развития государственных услуг в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан Ханнанова Т.Р., Сагидуллина К.Т. Экономика и социум. 2014. № 2-4 (11). С. 957-959.
11. Проблема текучести кадров в органах местного самоуправления и пути ее решения Ахметзянов И.М., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 13-14.
12. Состояние рынка труда Башкирии Ханнанова Е.С., Ханнанов Р.А. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Тамбов, 2013. С. 151-153.
13. Государственное регулирование экономики: обоснование нового понимания и содержания Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 6. С. 918-933.
14. Производственная деятельность - основа правовой организации современной экономики Ханнанов Р.А. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2007. № 9. С. 33-39.
15. Равноправие женщин в Российской Федерации Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 181-184.
16. Совершенствование информационной деятельности органов
государственного управления Республики Башкортостан Гарифуллина А.Ф., Юнусов А.З. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1159-1163.
Ханнанова Т.Р., к.юр.н. профессор, заведующий кафедрой ГМУ и права
Зиозетдинова А.Б. магистрант 1 курса факультет информационных технологий и управления
ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ
Под контролем населения за государственным управлением понимается непосредственный контроль граждан за соблюдением их прав и законных интересов в деятельности органов государственной власти [1].
Актуальность данной темы обусловлена комплексом следующих факторов:
1. Наличием заинтересованности государства в повышении эффективности контроля населения за государственным управлением.
2. Проблемой коррупции в системе государственного управления.
3. Необходимостью наличия обратной связи общества с властью, которая помогает гражданам вести честный и открытый диалог с властью о целях и приоритетах развития страны [12].
4. Несовершенством правового обеспечения в области контроля населения за государственным управлением.
Одной из главных задач государственной власти Российской Федерации является активное взаимодействие с институтами гражданского общества. В этом процессе важным является контроль со стороны граждан за соблюдением выполнения государственными органами своих обязанностей перед населением, исключение злоупотребления властью, защита прав и свобод человека и гражданина, согласование общественно значимых интересов общества, его индивидов и государства [11].
В настоящее время в Российской Федерации результативность общественного контроля за деятельностью государственных органов находится сейчас на крайне низком уровне, так как существует ряд проблем, приведенные в таблице 1.