Проблемы государства и права за рубежом
ПРОБЛЕМА ПРАВОПРЕЕМСТВА ЙЕМЕНА И НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ ОТНОШЕНИЙ С СОСЕДНИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Аль-Олаки Мохамед Яхья
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 1J7198, Москва, Россия
Статья посвящена проблеме правопреемства Йемена в отношении государственных границ.
Рассмотрим более детально, какое договорное наследие в отношении границ в порядке правопреемства получила Йеменская Республика, какие проблемы существовали у двух Йеменских государств-предшественников с соседними государствами (Оманом, Саудовской Аравией и Эфиопией) по территориальным вопросам, чем они были вызваны, с какого времени и по чьей вине начались. Такая постановка вопроса делает необходимым исторический экскурс.
В древних рукописях упоминается, что государство Оман было образовано выходцами из Йемена. В истории Аль-Кальби говорится о переходе через Хадрамаут Малика бин Фалима с 6 ООО последователями, которые, разбив недалеко от Низва персидскую армию, основали новое независимое государство Оман1.
В 6 веке между Йеменом и Оманом были установлены торговые отношения. С появлением ислама Йемен первым на полуострове принял новую религию, которая через миссионеров проникла в Оман. Два исламских государства, тем не менее, развивались отдельно и почти не взаимодействовали. Их история вплоть до 17 века остается достаточно туманной, но одно ясно: границы между Йеменом и Оманом зафиксированы не были, что порождало многочисленные конфликты. В 9 веке йеменский географ Абу Джазират Аль-Араб указывал, что граница Йемена проходила недалеко от города Маскат (сегодня столица Омана), в то время как арабский историк и географ Ибн Батута указывал, что пограничная территория Йемена включала территорию современного города Дофар (сегодня принадлежит Оману по договору от 1992 года).
С установлением британского господства над Йеменом и Оманом там были образованы английские протектораты. Естественно, что никакого международного договора, который четко делимитировал границу между ними, не было. Граница проходила по линии административного размежевания двух британских владений и была весьма условной, поскольку не была международной.
Границы двух Йеменских государств с Саудовской Аравией были еще более неопределенными. Неудивительно поэтому, что как у Северного Йемена, так и у Южного, после завоевания независимости возникли споры как с Саудовской Аравией, так и с Оманом, который также стал независимым государством. Пограничные конфликты с Оманом носили затяжной и весьма ожесточенный характер, с участием восточных воинских подразделений Йемена -характерно, что колониальные державы оставили также очаги напряженности и во многих других ставших самостоятельными странах Азии и Африки2. Бывшие метрополии произвольно устанавливали границы своих владений, не учитывая ни этнических, ни географических, ни исторических условий. В результате, разделенные народы и племена оказались в трех, четырех и более странах.
Еще в бытность НДРЙ все же удалось достичь договоренностей с Оманом о примирении в пограничной зоне, и признании существующей de facto границы. Однако специального договора по этому вопросу заключено не было.
Весьма примечателен в этом отношении исходный принцип такого урегулирования, сформулированный в преамбуле соглашения. В ней сказано, что Йеменская Республика и Султанат
1 Halliday F. Oman and Yemen: an historic re-encounter //British-Yemeni Society Journal, July 2000. - p. 2.
2 Аваков M.M. Правопреемство при возникновении новых независимых государств Африки и Азии //Советское государство и право, 1966 г., № 1. - с. 82; Блищенко И.П., Читембо Ч. Африканская дипломатия и вопрос правопреемства //Международно-правовые проблемы стран Африки. - М.: Наука, 1989 г. - с. 266
Оман, исходя из братских уз и общих интересов, побуждаемые стремлением укреплять отношения добрососедства, существующие между двумя странами, желают окончательно демаркировать между собой границы.
Такое соглашение о международных границах между Йеменской Республикой и Султанатом Оман было заключено в Сане 1 октября 1992 г1. Поскольку данное соглашение заложило прочную международно-правовую основу для урегулирования пограничных вопросов, представляется необходимым остановиться на некоторых его особенностях.
Весьма примечателен комментарий этого положения в йеменской печати, которая особо подчеркивала, что данное соглашение представляет собой прочную основу для решения пограничных проблем братскими путями, посредством мирного диалога и взаимопонимания на основе принципа - нет вреда и нет ущерба в отношениях между братьями.
Ст.1 соглашения устанавливает, что обозначенная далее линия (в ст.2) является пограничной линией, которая разделяет территорию Йеменской Республики и территорию Султаната Оман.
Далее дается довольно подробная делимитация границы, которая начинается от главного пункта - скалы Раас Дарба Али, обозначенного пунктом номер 1 (с указанием его точных географических координат - 16 градусов 39 минут 3,83 секунд северной широты и 53 градуса 6 минут 30,88 секунд восточной долготы) и заканчивается другим главным пунктом номер 8 (тоже с точным обозначением координат - 19 градусов северной широты и 52 градуса восточной долготы). Пограничная линия между двумя главными пунктами проходит через точки с промежуточными номерами и с уточнением их координат (ст.2).
Ст.З определяет размежевание территориальных вод и оговаривает, что морская граница определяется нормами международного права и положениями морского права, содержащимися в конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Следует отметить, что определение сухопутной и морской пограничной линии, разделяющей два государства, является окончательным.
Принципиально важные положения зафиксированы в ст.5 соглашения: все вопросы, связанные с проведением пограничной линии, и любые другие вопросы, которые могут возникнуть после этого, решаются дружественным путем посредством прямых контактов между двумя сторонами на основе принципа равноправия, взаимной выгоды и ненанесения ущерба интересам одной из них.
Далее предусматривается, что в случае открытия общих природных богатств достигается соглашение о способе их эксплуатации и разделе в соответствии с установленными международными обычаями и нормами, с принципами справедливости и беспристрастности (ст.6).
Предусматривается кроме того выработка специального приложения, которое явится неотъемлемой частью данного соглашения и которым будет регулироваться организация пограничных властей, право на выпас скота, передвижение через границу и использование водных ресурсов в приграничной зоне (ст. 7). Такое приложение также было выработано и подписано в г. Сана 1 октября 1992 года.
В этом первом приложении стороны согласились с тем, что любого рода конфликты, нарушения и инциденты, которые происходят в пограничной зоне, будут регулироваться содержащимися в нем положениями. Такая пограничная зона простирается от общей пограничной линии на пять километров вглубь территории каждой из общих сторон. В пределах этой зоны запрещается создавать или сохранять какие бы то ни было военные укрепления, военные сооружения или лагеря и т.п., за исключением сооружения официальных пропускных пунктов и объектов пограничных войск (ст.2). Определяются пограничные власти, ответственные за выполнение данного приложения к основному соглашению, которые с Йеменской стороны возглавляются министром внутренних дел и безопасности, а также губернатором соответствующей провинции, а со стороны Омана - министром внутренних дел и генеральным инспектором полиции и таможни (ст.З).
Последующая специальная статья определяет компетенцию пограничных властей каждой из сторон и порядок сотрудничества между ними в случае нарушения пограничного режима. Стороны
' Соглашение о международных границах между Йеменской Республикой и Султанатом Оман (на арабском языке). - газета «26 сентября» от 9 апреля 1992 г., № 521. - с. 5-7.
также должны обмениваться информацией в случае стихийных бедствий и катастроф в пограничной зоне и сотрудничать в целях их ликвидации (ст.4-7).
По представительному соглашению пограничные власти могут провести совместное расследование на месте пограничного инцидента с целью установления фактов, привлекая в случае необходимости экспертов и свидетелей. Следствием руководит сторона, на территории которой оно проводится. Затем составляется протокол, подписываемый компетентными властями обеих сторон, с выводами, к которым привело следствие (ст.9).
Предусматриваются также периодические встречи (раз в 6 месяцев или по мере надобности) представителей пограничных властей обеих сторон поочередно на территории каждой из них для решения неотложных вопросов. Если им не удается это сделать, они передают их на рассмотрение пограничным властям самых высоких инстанций.
Нетрудно видеть, что подобная процедура аналогична той, которая применяется во многих странах, в том числе и в России, где издавна существует институт пограничных комиссаров, сотрудничающих с пограничными властями сопредельных стран.
К Соглашению также прилагается Дополнительный протокол об организации перехода скота через общую границу и использовании водных ресурсов приграничной зоны.
Рассмотренное нами Соглашение о международных границах между Йеменской Республикой и Султанатом Оман представляет собой договорное оформление территориального размежевания между двумя государствами и кладет конец многолетним спорам, доставшимся в наследство от эпохи колониализма.
Не менее остро выступает проблема правопреемства в отношении границы Объединенной Йеменской Республики с другим сопредельным государством - Саудовской Аравией. Оба государства-предшественника - и НДРЙ и ЙАР - имели с Саудовской Аравией крайне сложные отношения в связи с посягательством последней на исконно йеменские земли, принадлежавшие йеменцам на протяжении веков.
Известно, что помимо договоров, существуют так называемые исторические границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре с сопредельными государствами, но которые длительное время соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств1. Именно такого рода граница и была всегда между Йеменом и Саудовской Аравией.
Наследовав по правопреемству границы двух бывших йеменских государств с Саудовской Аравией, Йеменская Республика получила в наследство и территориальные проблемы.
Самая серьезная проблема была связана с Таифским договором от 20 марта 1934 г.2, заключенным саудовским королем Ибн-Саудом и имамом Йемена Яхьей, который положил конец военным действиям между этими странами. По этому договору Йемен вынужден был согласиться передать Асир, Наджран и Джизан под временный контроль Саудовской Аравии. Договор был заключен сроком на 20 лет и предусматривал возможность его пролонгации, если ни одна из сторон не заявит о своем желании изменить или прекратить его действие.
В ст.1 Соглашения стороны заявили о своем желании «прекратить состояние войны между ними, вследствие чего между их странами и народами немедленно устанавливается состояние вечного мира, крепкой дружбы и прочного исламского братства»3.
В ст.2 стороны отказывались от взаимных территориальных претензий. Соглашение заключалось сроком на 20 лет с возможностью его изменения или продления в течение 6 месяцев до окончания его срока4.
По договору линия границы между двумя Королевствами начинается в точке посреди Майди и Аль-Маусим на побережье Красного моря и идет в восточном направлении к горе Тихама. Затем
1 Лазарев М.И. Международное право о международных долгах. - М.: Институт Латинской Америки. Советская ассоциация международного права, 1988 г. - с 34
2 Мохаммед Аль-Шахари. Саудовские интересы в Йемене (на арабском языке). - Бейрут, 1989 г. - с. 27 Treaty of Taif between Yemen and Saudi Arabia (1934). The Memorandum of Understanding between Yemen and
Saudi Arabia (1995). - A Quarterly Journal of Culture, Development and Politics (Athawabit Word), Sana’a, 15 April, 1995.-p. 2
4 Там же, p. 3
она поворачивает на север, достигая северо-западных границ, находящихся между Накаа и Ваар, принадлежащих роду Ваила, и границ Йама. Затем она поворачивает до теснин Марван и перевала Рифада. Затем она поворачивает на восток, достигая восточной окраины границы между Иамом (с одной стороны) и Ваила и других (племен) Хамдана бин Зайда, исключая Йам.
Все находящееся с правой стороны от вышеупомянутой линии, проходящей от вышеупомянутой точки на морском берегу к концу границ во всех направлениях от вышеупомянутых гор принадлежит Королевству Йемен. Все находящееся с левой стороны от вышеупомянутой линии принадлежит Королевству Саудовская Аравия.
Эта линия образует оконечность упомянутых границ между краями родов Королевства Саудовская Аравия и краями Хамдана бин Зайда и всех других родов Йемена, не говоря о Йаме. Йеменское Королевство обладает всеми йеменскими городами и прилежащими местностями до йеменских границ во всех направлениях, и Королевство Саудовская Аравия обладает всеми городами и прилежащими местностями до своих границ во всех направлениях (ст.4)1.
В Договоре также регулировались основные вопросы размещения вооруженных сил на границе, обеспечения безопасности, мирного решения споров, выдачи преступников (ст. 5-II)2. Стороны принимали обязательство не вступать в военные союзы с третьими сторонами с целью нанесения ущерба интересам другой стороны (ст.15), в случае внешней агрессии или внутригосударственного мятежа занимать позицию полного нейтралитета (ст. 17-18)3.
В 1953 году срок действия договора был продлен еще на 20 лет. В 1973 году во время визита в Саудовскую Аравию премьер-министра ЙАР Абдуллы Аль-Хагри, им было сделано несанкционированное заявление, что Саудовская Аравия и Йемен якобы не имеют друг к другу территориальных претензий.
На наш взгляд, подобная уступка Саудовской Аравии была незаконна, поскольку противоречит правам и интересам йеменского народа и его воле. Об этом свидетельствуют массовые демонстрации протеста, прошедшие как в Южном, так и в Северном Йемене, во время которых выдвигались требования возврата йеменских земель. Сам премьер-министр сразу же после этого был снят с поста, что равнозначно дезавуированию, т.е. отказу в доверии в связи с превышением полномочий. Очевидно, что перспективы развития йеменско-саудовских отношений зависели от правильного и справедливого урегулирования территориального спора в соответствии с общепризнанными нормами и принципами современного международного права
Л.В. Валькова правильно отмечает, что пограничные споры - одна из весомых причин того, что йеменско-саудовские отношения развивались сложно. Нередко эти споры принимали характер вооруженных конфликтов4.
Несомненно, заслуживает внимания мнение о Таифском договоре доцента политических наук Университета имени Жоржа Майсона Катеза, который в своей книге «Йеменское единство и безопасность Саудовской Аравии» пишет, что йеменско-саудовский договор 1934 г., был ратифицирован вскоре после включения Асира и Ниджрана в состав Саудовской Аравии. Вместе с тем, этот договор, имеющий необычный вид, действителен на 20 лет и может возобновляться5.
Это возобновление никак не связано с перемещением йеменских граждан из этой области, о чем и говорится в договоре: «...договаривающиеся стороны признают, что население всех местностей, отходящих другой стороне в силу данного Договора, являются подданными этой стороны. Они обязуются принимать в качестве своих подданных лицо или лиц, являющихся подданными другой стороны, только с ее согласия. Подданные обеих сторон в период нахождения в другой стране находятся под юрисдикцией местных законов» (ст. 12)6.
1 Treaty of Taif between Yemen and Saudi Arabia (1934). The Memorandum of Understanding between Yemen and Saudi Arabia (1995). - A Quarterly Journal of Culture, Development and Politics (Athawabit Word), Sana’a, 15 April, 1995.-p. 5
2 Там же, p. 8-12
3 Там же, p. 14-15
4 Валькова Л.В. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. - М.: Наука, 1987 г. - с. 234
5 Katez. Unity of Yemen and Security of Saudi Arabia. - Wash., 1988. - p.l 12
6 Treaty of Taif between Yemen and Saudi Arabia (1934). The Memorandum of Understanding between Yemen and Saudi Arabia (1995). - A Quarterly Journal of Culture, Development and Politics (Athawabit Word), Sana’a, 15 April, 1995.-p. 12
Продление касается всего договора, так как в нем не говорится, что оно распространяется на какие-то его определенные статьи. Саудовская Аравия нарушила эти статьи, полностью изолировав область с целью ее окончательного присоединения к своей территории и представления этого свершившимся фактом1.
На наш взгляд, территориальный спор такого рода должен был решаться с учетом следующих соображений:
1. Исторические права на принадлежность этих земель йеменскому народу очевидны и бесспорны.
2. Йеменская сторона также вправе претендовать на возвращение йеменских земель, исходя из принципа территориальной целостности, являющегося одним из основополагающих принципов современного международного права. То есть в данном случае имеет место очевидное нарушение территориальных прав Йемена.
3. Таифский договор не имеет бессрочный характер, он был заключен на 20 лет (с возможностью продления при отсутствии возражений), т.е. его действие ограничено во времени и продление фактически поставлено в зависимость от согласия самой йеменской стороны.
4. Договор был заключен в трудных условиях вооруженного конфликта, когда йеменской стороне приходилось с трудом обороняться, его территориальные положения были, по существу, навязаны йеменской стороне силой. По своему характеру такой договор является кабальным и с точки зрения современного международного права юридически ничтожным, причем с самого начала.
5. Саудовская Аравия сама нарушила этот договор, приступив сразу же после его подписания к перемещению йеменских граждан из этой области, полностью игнорируя тем самым его временный характер. Все это делалось с целью окончательного присоединения этой йеменской области к своей территории и представления этого, как уже отмечалось выше, свершившимся фактом.
Однако достижение полного соглашения государств может быть только результатом их взаимных уступок, что достигается только при условии равенства, добровольности и взаимности. Принуждение, которому подвергается договаривающееся государство, особенно если оно связано с применением силы или угрозы силой, приводят к искажению его волеизъявления и, следовательно, к юридической ничтожности заключенного акта2.
Для того чтобы избежать такого положения, Йемен и Саудовская Аравия пришли к соглашению о подписании 26 февраля 1995 года в Мекке Меморандума о понимании между правительствами обеих стран3.
В ст.1 Меморандума стороны подтверждают свою приверженность и обязательный характер Таифского соглашения и приложений к нему.
Был создан совместный комитет, задачей которого явилось восстановление пограничных столбов в соответствии с описанием границы в приложении к Договору. Они включали существующие и разрушенные столбы, начиная от границы (а именно, от морского берега в Рас Аль-Мавадж к северу от перевала Радиф Курад) между Меди и Аль-Маусим до последней ранее отмеченной точки на горе Тар (ст.2).
Комитет определял необходимые процедуры и действия по демаркации оставшегося участка границы от горы Тар до конечной точки границы, а также метод разрешения споров в случае разногласия между двумя странами (ст.З).
Также был создан объединенный комитет для переговоров по определению морской границы согласно международному праву, начиная от окончания границы на побережье Красного моря, указанной выше в ст.2 (ст.4).
В Меморандуме также оговаривались процедуры урегулирования споров, обязательство не проводить военную, политическую или информационную деятельность против другой стороны (с.7-9).
Наконец 12 июня 2000 года в Джидде было подписано решающее Соглашение по окончательной делимитации границ между Республикой Йемен и Королевством Саудовская Аравия1.
1 Валькова JI.B. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. - М.: Наука, 1987 г. - с. 234
2 Левин Д.Б. Принцип мирного решения международных споров. - М., 1977 г. - 112 с.
3 Saudi-Yemeni Memorandum of Understanding (26 February 1995). - 2 p. - www.al-bab.com/vemen/pol/intemational
В ст. 1 стороны подтвердили законную силу Таифского договора от 1934 года и обязательность Меморандума 1995 года.
В ст. 2 описывается прохождение границы и приводятся точные координаты:
♦ Первая часть границы начинается от береговой отметки на Красном море (у пристани Раас Аль-Мавадж Шами, выхода к морю Радиф Карад) со следующими координатами: 16 градусов 24 минуты 14,8 секунд северной широты и 42 градуса 46 минут 19,7 секунд восточной долготы; и заканчивается у горы Ат-Тар с координатами: 44 градуса 21 минута 58 секунд восточной долготы и 17 градусов 26 минут северной широты. Принадлежность деревень, лежащих на пути следования границы будет определяться в соответствии с Таифским договором и его приложениями, включая принадлежность деревни определенному племени. В случае, если одна из координат придется на позицию или позиции деревень другой стороны, то будет делаться соответствующая ссылка о принадлежности этой деревни или деревень одной из сторон, а линия границы соответственно будет исправлена при установлении пограничного знака.
♦ Вторая часть границы еще не была определена, но две стороны договорились определить ее дружески. Линия границы начинается от горы Ат-Тар (координаты указаны выше) и заканчивается в географическом пункте пересечения 19 градусов северной широты и 52 градусов восточной долготы.
♦ Морская часть границы начинается от береговой отметки Красного моря (у пристани Раас Аль-Мавадж Шами, выхода к морю Радиф Карад) - координаты указаны выше - идет строго параллельно линии широты до пересечения с точкой 42 градуса 9 минут восточной долготы. Затем линия изгибается и идет в юго-западном направлении до пункта с координатами 16 градусов 24 минуты 14,8 секунды северной широты и 42 градуса 9 минут восточной долготы. Из этой точки прямая линия идет в западном направлении до конца морской границы между двумя странами в пункте с координатами 16 градусов 17 минут 24 секунды северной широты и 41 градус 47 минут восточной долготы (приложение 3 к Договору).
В ст. 3 указывается, что для проведения размежевания наземной и морской границы между странами от пристани Раас Аль-Мавадж Шами, выхода к морю Радиф Карад (с координатами, обозначенными выше) до пересечения с границей Султаната Оман будет назначена иностранная компания. Специализированная компания, выбранная для этих целей, и объединенная команда двух стран будут в установлении границы точно следовать указаниям приложений к Таифскому договору.
Специализированная иностранная компания займется разработкой детальных карт наземной границы между Республикой Йемен и Королевством Саудовская Аравия. Эти карты, подписанные представителями Республики Йемен и Королевства Саудовская Аравия, будут считаться официальными картами демаркации границы между двумя странами и станут неотъемлемой частью Договора Джидда.
В ст. 4 договаривающиеся стороны подтвердили свою приверженность ст. 5 Таифского договора, по которой запрещалось присутствие военных частей в 5-километровой зоне с обеих сторон границы. Также здесь оговаривается, что до полной демаркации неопределенного участка границы будут соблюдаться следующие принципы (приложение 4 к Договору):
♦ Пасторальная зона по обе стороны границы - не более 20 км. Пастухи обеих стран могут использовать данную зону и ее водные ресурсы в соответствии с традициями. На ежегодных собраниях две страны будут уточнять для пасторальных земель пункты перехода границы пастухами.
♦ При этом к пастухам не будет применяться существующая паспортная система, властями своего региона они будут снабжаться специальными транзитными пропусками. Пастухи не будут облагаться таможенными пошлинами и прочими налоговыми сборами, если они переходят границу не с целью торговли животными.
♦ Также запрещается размещение вооруженных сил в 20-километровой зоне по обе стороны границы.
' Текст международного договора Джидда от 12 июня 2000 г между Йеменской республикой и Королевством Саудовская Аравия и его приложения (на арабском языке). - газета «26 сентября», 22 июня 2000 г., № 912. - с. 7-8.
♦ Что же касается добычи природных ресурсов и инвестиций в данную зону, то
стороны проводят соответствующие переговоры по совместной эксплуатации природных богатств.
При этом необходимо отметить, что не оговаривается ни количество населенных пунктов по обе стороны границы, ни площадь земель, им принадлежащих. Будет ли в этом случае граница проходить по указанным (по Таифскому договору) координатам, или данные пункты разделят деревни и земли одного племени?
Так же неясно, по какому принципу будет определяться принадлежность деревень, т.к. в 1934 году не произведено такого определения. Принцип самоопределения здесь не слишком подходит, поскольку во время войны Саудовская Аравия переселяла на спорные территории своих граждан.
Как неясно и почему установлена 20-километровая пасторальная зона (в Таифском договоре устанавливалось 5 км.), куда могут кочевать племена (пастухи) другого государства
Вопрос окончательной делимитации границ займет многие годы, и за это время в 20-километровой зоне Йемена могут возникнуть новые поселения выходцев из Саудовской Аравии, что по принципу «родовой принадлежности» заставит отдать эти земли Саудовской Аравии.
Возможно, лучше было решить вопрос по тому же принципу, что и с Султанатом Оман, где сперва оговаривалась линия границы, а затем решался вопрос по поводу граждан, оказавшихся на территории другого государства, - им было разрешено сохранить свое гражданство и всю собственность.
Также неопределенной после объединения Йемена оставалась и морская граница с Эфиопией (а с 1993 г. - с Эритреей).
Предметом территориального спора между Республикой Йемен и Эритреей стали острова, расположенные в Южной части Красного моря.
В свое время эти острова принадлежали Османской империи, владевшей западной и восточной частями Красного моря, которые, соответственно, представляли собой африканское и аравийское побережье. Основанная турками провинция Хабаштан простиралась от Судана до Сомали. В 16 веке Хабаштан был разделен на две части: провинцию Хиджаз и провинцию Йемен (которая контролировалась со стороны моря, и расположенные в этом районе острова принадлежали османской провинции Йемен).
В соответствии с документами, обнаруженными йеменскими исследователями в архивах Анкары и Стамбула, а также с приложенными к ним картам, явствовало, что спорные острова управлялись из провинции Йемен, а местность Асаб носила название Йеменский Асаб1.
В 1870 году Италия вступила в борьбу за колониальные владения в этом регионе. Между османской империей и Италией было заключено Соглашение о демаркации границ, ст. 1 которого говорила о принадлежности Италии островов в заливе Асаб. Затем в 1890 году итальянскими властями была основана колония Эритрея.
Англия, которая с 1839 года заняла территорию Южного Йемена, во время Первой мировой войны оккупировала спорные острова в Красном море. 16 апреля 1938 года было заключено англоитальянское соглашение, ст. 4 которого указывала на существование комплекса оборонительных сооружений на островах Хонейш, Закр, Малый Хонейш, но отмечалось отсутствие права Англии строить такие сооружения на острове Камран. Одновременно с подписанием соглашения министр иностранных дел Италии в своем послании в адрес имама Йемена Яхья подчеркнул, что «Италия не обладает суверенитетом на Хонейшем Закром и Малым Хонейшем, а Англия - над Камраном».
Это заявление от 1939 года подтверждает, что Эритрея не могла стать правопреемницей суверенных прав Италии, а затем Эфиопии.
Кроме того, согласно исследованиям йеменской стороны на эфиопской карте от 1922 года спорные острова отмечены как принадлежащие Йемену. Затем в соответствии с Лозаннским мирным договором они обозначены как ничьи, а с 50-х годов - вновь как йеменские2.
По мирному договору с Италией, заключенному после Второй мировой войны, она лишалась всех прав на спорные острова и, следовательно, не могла передать их кому-либо. По данным йеменской стороны, Эфиопия не вела хозяйственной деятельности на островах в Красном море. Во время борьбы Эритреи за независимость острова служили лишь перевалочной базой для поставок оружия Эритрее.
1 Абдулла Аль-Сайди. Позиция Йемена по вопросу принадлежности островов в красном море (на арабском языке) //Дипломат. - Сана, 1998 г., № 22. - с. 30-32.
2 Там же
После провозглашения независимости Эритреи 25 мая 1993 года вопрос о государственном суверенитете над островом Хонейш сомнению не подвергался и Йемен продолжал осуществлять над ним свои суверенные права (на острове был размещен небольшой гарнизон, останавливались йеменские рыбаки). Таким образом, в течение определенного времени после образования государства Эритрея существовало, предусмотренное в международно-правовой практике состояние молчаливого признания границы.
Острова были оккупированы Эритреей 11 декабря 1995 года1. Йеменское правительство, желая урегулировать конфликт мирным путем, обратилось к переговорам. Состоялись совещания в Сане и Асмаре, которые, тем не менее, не привели к достижению соглашения.
Президент Франции Жак Ширак направил в адрес президента Йемена послание, в котором была выражена готовность французского правительства выступить с посреднической миссией с целью урегулирования разногласий по территориальному вопросу. Сторонам конфликта было выдвинуто предложение о создании арбитражного суда2.
3 октября 1996 года было достигнуто Арбитражное соглашение между правительствами Йеменской Республики и Эритреи, перед которым состоялась ратификация Соглашения о принципах (21 мая 1996 года), где стороны оговаривали решение всех вопросов мирным путем3.
После изучения имеющихся материалов суд 9 октября 1998 года вынес окончательное решение по принадлежности островов4. На первом этапе был восстановлен суверенитет Йемена над островом и архипелагом Хонейш.
На втором этапе (17 декабря 1999 года) была определена морская граница между двумя государствами - единая морская пограничная линия, опирающаяся на основные пункты на восточном побережье Йеменской Республики и западном побережье Эритреи, а также на ряд островов, близко расположенных у йеменского побережья (остров Камран и находящиеся вокруг него острова) и группу островов Дахляк, расположенных у эритрейского побережья5.
Постановление арбитражного суда предоставляет йеменским островам, расположенным в центре Красного моря, право устанавливать пояс территориальных вод (исходя из положения ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). Пространство между противолежащими островами на расстоянии менее 24 морских миль суд разделил поровну между двумя государствами по срединной линии.
Ст. 103, 109 и 110 также поясняют, что право прибрежной ловли гарантировано в равной мере гражданам Йемена и Эритреи. Они вправе сбывать свою продукцию в эритрейских и йеменских портах без дискриминации или ущемления прав, останавливаться на островах для экстренного ремонта своих лодок или сушки рыбы.
Проявлением доброй воли сторон стал вывод с островов эритрейских войск до истечения установленного арбитражным решением срока договоренности, достигнутых между главами двух государств.
1 д. Салех Абдураббу Абу Нахар. Захват острова Хонейш и масштабы эритрейской агрессии (на арабском языке). - 2-е изд., Сана: Изд-во «Дар Аль-Маарифа», сентябрь 1997 г. - с. 61
2 д. Абд Аль-Уахед Аль-Зендани, д. Ахмед Аль-Самави. Йеменско-эритрейский спор: от конфликта до арбитражного решения (на арабском языке). - Сана: Изд-во «Школьная книга» Министерства образования, 1998г.-с. 12-13
3 Agreement of Principles (21 May 1996). - Eritrea and the Dispute over Hunaish: Documents on the International Arbitration. - 7 p. - www.al-bab.com/vemen/pol/international: Arbitration Agreement (3 October 1996). - Eritrea and the Dispute over Hunaish: Documents on the International Arbitration. - 12 p. - www.al-bab.com/vemen/Dol/intemational
4 Award of the Arbitral Tribunal: First Stage (Territorial Sovereignty and Scope of Dispute), 9 October 1998. - Eritrea
and the Dispute over Hunaish: Documents on the International Arbitration. - 6 p. - wwvv.al-
bab.com/vemen/pol/intemational
5 Подробности судебного процесса о делимитации морской границы между Республикой Йемен и Эритреей и его результаты (на арабском языке). - газета «26 сентября», 23 декабря 1999 г., № 886. - с. 9.
THE PROBLEM OF SUCCESSION OF YEMEN AND UNSETTLED QUESTIONS OF RELATIONS WITH THE NEIGHBORING STATES
Al-Oluki Mohamed Yhia
The Department of Internationl Law Russian University of Peoples ’ Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article is devoted to the problem of succession of Yemen with regard to the state borders.