Научная статья на тему 'Проблема прародины финно-угорских народов'

Проблема прародины финно-угорских народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
540
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / FINNO-UGRIAN PEOPLES / ЯЗЫК / LANGUAGE / УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / URAL GROUP / ТЮРКСКАЯ СЕМЬЯ / TURKIC GROUP / ЭТНОС / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Логинова Нина Николаевна

В статье анализируются проблемы этнической истории территорий, расположенных между Волгой, Уралом и Алтаем. Высказывается мнение, что существовали единые ареалы тесного взаимодействия, а возможно, и формирования прауральских и пратюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Parent Home of Finno-Ugrian Peoples

This article regards with ethnic history of the territories located between the Volga, the Urals and Altai. The author believes that there were common areas of close interaction and possible development of Finno-Ugrian peoples.

Текст научной работы на тему «Проблема прародины финно-угорских народов»

УДК 911.3:39(=5011.1)

ПРОБЛЕМА ПРАРОДИНЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Н. Н. Логинова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева

В статье анализируются проблемы этнической истории территорий, расположенных между Волгой, Уралом и Алтаем. Высказывается мнение, что существовали единые ареалы тесного взаимодействия, а возможно, и формирования прауральских и пратюркских народов.

Ключевые слова: финно-угорские народы, язык, уральская семья, тюркская семья, этнос, религия, территория.

Финно-угорские народы - это совокупность народов уральской семьи, объединённых в единую общность по языковому признаку. Финны, эстонцы, венгры, карелы, саамы, мордва, удмурты, марийцы, а также коми, ханты и манси образовались в результате разделения и исторической эволюции единого уральского праязыка, на котором говорил единый уральский пранарод [1, с. 13]. Примерно 6-7 тыс. лет назад предки этих народов не только говорили на общем языке, но и концентрированно занимали обширную территорию Урала и окрестных ареалов (уральская прародина) [2, с. 327-334].

Идея о том, что финно-угры являются потомками одного древнего народа и у них была общая прародина, была обоснована через языковое сравнение ещё в XVIII веке (1770 г.) венгерским учёным Яношем Шайновичем (1733-1785 гг.). Этот венгерский католический священник одним из первых выдвинул идею языкового родства финно-угорских народов.

Ареал расселения уральцев в первой половине XIX века пытался определить русский учёный-этнограф Пётр Иванович Кеппен (1793-1864 гг.). Он собрал данные о численности и национальном составе населения России и в 1851 году составил первую этнографическую карту Европейской России. Во второй половине XIX века удачное исследование провёл другой русский учёный - Ф. П. Кеппен (1833-1908 гг.). Он является автором книги «Географическое распространение хвойных деревьев в Европейской России и на Кавказе». На основании собранного статистического материала и метода лингвистической палеонтологии он предположил, что прародина финно-угров находилась в районе слияния рек Волги и Камы. Но в гипотезе Ф. П. Кеппена были весьма уязвимые места [3, с. 3-5]. Несмотря на это, считается, что Ф. П. Кеппен заложил основы гипотезы, которая стала «классической». В начале XX века финские археологи, используя гипотезу Ф. П. Кеппена, в качестве прародины финно-угров выделили территорию восточнее Уральских гор с последующим их расселением в Среднем Поволжье.

Таким образом, согласно исследованиям русских учёных, прародина финно-угров находилась в районе слияния рек Волги и Камы, по мнению финских исследователей, - в бассейнах рек Волги и Оки, а в соответствии с взглядами венгерских учёных, - бассейнах рек Камы, Вятки и Белой [4, с. 65-88].

Интерес к идее языкового родства и поиску прародины уральцев сохранился и в XX веке. В 1961 году была опубликована работа венгерского профессора археологии Д. Ласло (1939-1999 гг.) «Самые ранние периоды нашей древней истории». На основании проведённых исследований учёный предположил, что уральскую прародину следует искать ближе к центру Европы, чем предполагали прежде. Согласно его теории, прародина уральских народов занимала обширную территорию Европы от современной Польши и стран Балтии до реки Оки [5, с. 7-10].

Однако венгерский языковед Петер Хайду (1923-2002 гг.) подверг критике теорию Д. Ласло, отметив в ней серьёзные ошибки лингвистического характера, и предложил свою версию определения прародины финно -угров. П. Хайду создал одно из самых фундаментальных сочинений об эволюции уральских языков. Он описал происхождение единой праязыковой общности, её распад и пути дальнейшего развития. В 1985 году его работа «Уральские языки и народы» была переведена на русский язык. П. Хайду получил известность своим вкладом в определение прародины уральских народов с помощью метода «лингвистической палеонтологии». Он проанализировал слова, относящиеся к общеуральскому языковому пласту, и отобрал десять названий растений, принадлежащих к общеуральскому лексическому фонду: семь из них он отнёс к эпохе прауральского языкового единства, а три - к эпохе финно-угорской общности. Все слова представляли названия деревьев, которые были характерны и для сибирской тайги, и для европейской зоны смешанных лесов. Особую роль имел вяз. Его название использовалось всеми финно-угорскими народами. Ареал произрастания вяза простирался по территории Европы в восточном направлении до северных границ Уральского хребта и верховьев Печоры. П. Хайду считал, что уральскую прародину нужно искать на территории Западной Сибири и на северо-западных склонах Уральских гор [6, с. 5-8].

Долгое время взгляды П. Хайду не подвергались сомнению, но в последние годы возникли новые теории, согласно которым заселение Скандинавии состоялось много раньше, чем полагали прежде, а в культурном развитии финнов и саамов большую роль сыграли группы людей, мигрировавших с территории современной Германии и Дании.

Проблема определения прародины носителей прафинно-угорского языка остаётся открытой, до сих пор она не решена, хотя имеются серьёзные наработки по данной проблематике как в Российской Федерации, так и в

зарубежных странах. В XX веке учёные-уралисты пришли к единому мнению, что уральская прародина находилась в зоне сибирской темнохвойной тайги. Это определяло ареал расселения, расположенный восточнее Уральского хребта: между бассейном нижней и средней Оби и верхним течением Печоры. Уральский пранарод имел относительно компактный ареал проживания, общий язык, культуру и обладал единым комплексом антропологических признаков [7, с. 327-334]. Следует заметить, что в настоящее время расовый облик уральских народов очень разнообразен: от классических северных европеоидов до континентальных монголоидов. Например, для современных исследователей неясно происхождение саамов. Саамские и прибалтийско-финские языки имеют общую основу, но антропологически саамы относятся к уральскому типу в отличие от прибалтийско-финских народов. В настоящее время в науке всё ещё нет достаточно обоснованных выводов о характере этнической эволюции финно-угорских народов.

Ещё в первой половине и в середине XIX века много сторонников имела теория прародины уральцев, расположенной во внутренних (континентальных) областях Азии. Во всех финно-угорских языках отсутствовало понятие «море», «большая вода». Следовательно, финно-угорские племена обитали в континентальных ареалах суши, удалённых от моря. Но присутствовало понятие «вода», «ручей». Это давало основание предположить, что территория прародины уральских народов могла располагаться в бассейнах крупных и малых рек и их притоков в лесной полосе от Прибалтики до Урала и Зауралья.

Видный российский учёный Фердинанд Иванович Видеман (1805-1887 гг.), языковед, академик Петербургской АН (1857 г.), специалист по финно-угорским языкам, предположил, что прародиной финно-угров могут быть районы Средней Азии, на территориях которой проживали угро-финские, самодийские, монгольские, тюркские и тунгусо-маньчжурские народы. Близкой точки зрения придерживался и финский языковед и этнограф Матиас Александр Кастрен (1813-1852 гг.).

Ф. И. Видеман и М. А. Кастрен предложили теорию родства угро-финских и тюркских народов. Независимо друг от друга они обосновали гипотезу о том, что народы уральской и алтайской языковых семей имеют общее происхождение и в прошлом проживали на соседствующих территориях в центре Азии. Колыбелью финно -угорских и тюркских (алтайских) народов они считали Среднюю Азию, Саянские горы, Западный Алтай, район истоков рек Оби, Иртыша и Енисея. М. А. Кастрен на основании своих научных предположений надеялся найти топонимы финно-угорского происхождения во внутренней Азии, между горными хребтами Алтая и Саян. Для подтверждения своих этимологических разысканий М. А. Кастрен ссылался на так называемый «камасинский язык», 300 слов которого он якобы записал во время своей сибирской экспедиции. Эти 300 слов имели сходство с самодийскими языками, на основании чего М. А. Кастрен сделал вывод, что прародину уральцев следует искать именно там, где он указывал, - между горными хребтами Алтая и Саян [7, с. 523-528]. Ф. И. Видеман и М. А. Кастрен предположили, что уральские и алтайские народы - потомки «единого племени».

В настоящее время также существует точка зрения, что происхождение или формирование прауральских народов протекало в ареалах расселения пратюркских народов, то есть между Волгой и Алтаем. Тюрко-язычные народы появились в степи в составе скифских племён и обитали от южнорусских степей до Монголии, вступая в тесные контакты с другими народами, проживающими в этом ареале, в том числе и с уральскими. Ещё на рубеже нашей эры на территориях Евразийских степей проживало древнее население, представленное прауральскими, пратюркскими и другими племенами и народами. Они не только соседствовали, но и находились в тесном контакте. И лишь в начале I тыс. н. э. началось обособление и постепенное изменение этнического облика и языкового состава народов Евразийских степей и формирование единого тюркского этноса.

Следует сказать, что записи М. А. Кастрена о генетическом родстве уральцев и тюрков, вызывают серьёзные сомнения у современных российских и зарубежных учёных, ибо никто после него не мог найти убедительных подтверждений связи между уральцами и тюркским населением Алтая и Саян. Также не было обнаружено даже остатков того словарного фонда, который был зафиксирован исследователем. Урало-алтайское родство не было подтверждено последующими исследованиями.

Тем не менее, среди тюркских народов можно найти европеоидов, монголоидов и уралоидов (переходный расовый тип). Большая часть тюрков исповедует ислам суннитского толка, есть шииты, но среди них есть немало и христиан, например, чуваши, гагаузы, якуты, кряшены. Среди тюркских языков особо выделяются чувашский и якутский языки. Их можно считать остатками пратюркского языка, который подвергся сильному воздействию уральских языков. Однако их урало-алтайское родство, на наш взгляд, является недоказанной гипотезой.

На Всемирных конгрессах финно-угорских народов, международных симпозиумах и региональных конференциях всё ещё актуальна проблема прародины финно-угров. Мнения учёных разделяются. Венгерские и финские исследователи её находят на территориях стран Балтии и Финляндии, а российские, немецкие и американские - на территориях Западной Сибири и Урала.

По мнению многих отечественных исследователей, есть основание предполагать, что мы имеем дело с одной из исторических мистификаций, ибо сам этноним «камасинцы» является одним из многих этнонимов, связанных с этническими группами, которых в Советском Союзе объединили под общим названием «хакасы». Но важно не столько то, куда исчезла уральская лексика из словарного фонда населения Алтая и Саян, сколько то, что мифологизация и научная мистификация тесно связаны с финно-угорскими исследованиями и урали-стикой изначально [8, с. 62-72].

Сложным является и понятие «прародина». Вряд ли когда-то существовала изолированная территория обитания единого племени, владеющего единым языком. По мнению русского археолога и историка, академика Б.

А. Рыбакова, крупнейшего специалиста по археологии, истории и культуре славян и Древней Руси «единое этническое пространство - это исключительное и маловероятное явление» [9, с. 3-5].

Несмотря на различные взгляды по вопросам происхождения и становления уральских народов России, представители этих народов ощущают тесную личную связь между собой и российским государством. Их интеграция в общероссийское политическое пространство имеет многовековую историю, а «политика согражданст-ва», стала краеугольным камнем «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой указом Президента РФ в 2012 году. Эта политика имеет не только официальное доктринальное оформление, но и находит отражение в личных культурных стратегиях россиян.

Библиографический список

1. Логинова, Н. Н. Социально-экономическая география Республики Мордовия: учеб. пособие / Н. Н. Логинова; науч. ред. А. М. Носонов. - Изд. 4-е, испр. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та 2013. - 152 с.

2. Логинова, Н. Н. Расселение уральских народов / Н. Н. Логинова // Уральская языковая семья: народы, регионы и страны: этнополитиче-ский справочник; под ред. Ю. П. Шабаева, А. П. Садохина, В. Э. Шарапова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 327-334.

3. Загребин, А. Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII - первая половина XIX в.) / А. Е. Загребин. - Ижевск: Изд-во Ижев. ун-та, 2006. - 324 с.

4. Финно-угорские народы России: генезис и развитие: учеб.пособие / под ред. В. А. Юрчёнкова. - Саранск, Морд. кн. из-во, 2012. - 212 с.

5. Ласло, Д. К вопросу о формировании финно-угров / Д. Ласло // Проблемы археологии и древней истории угров. - М.: Б.и., 1972. -С. 7-10.

6. Хайду, П. Уральские языки и народы / П. Хайду. - М.: Прогресс, 1985. - 432 с.

7. 7.Уральская языковая семья: народы, регионы и страны: этнополитический справочник / под ред. Ю. П. Шабаева, А. П. Садохина, В. Э. Шарапова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 692 с.

8. Шабаев, Ю. П. Уральская языковая семья - её роль в становлении и развитии российской цивилизации / Ю. П. Шабаев, Н. Н. Логинова // Финно-угорский мир - 2016. - № 2. - С. 62-72.

9. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1982. - 592 с.

© Логинова Н. Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.