ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
69
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ в условиях новых фгос
Т. Н. Садыкова
Челябинский государственный педагогический университет
В статье обсуждается вопрос сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Рассматривается инструментальное обеспечение оценки педагогической компетентности. Рассматриваются новые управленческие подходы со всем педагогическим коллективом одновременно. Определена формула развития мотивации к самореализации. Предлагаются к использованию различные формы повышения педагогического мастерства. А также выделен предполагаемый результат.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональная компетенция, оценочный инструментарий, мотивация, социо-професси-ональная реализация, ауторазвитие, аутоорганизация, повышение квалификации.
В рамках реализации закона Российской Федерации об образовании (12), а также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем - ФГОС ДО: 9) важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой в в современном образовании, становится смена акцентов в парадигме работы с педагогическим персоналом: сегодня становится важным не только увеличение профессионально-педагогических компетенций, но формирование общественно-ценной мотивации к профессиональной аутоидентификации. Реализация принципа гуманистичности в организации управления состоит в том, что образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-образовательная система, функционирующая в рамках обновленных (иногда новых, например, принцип гендерности) общественных (социальных) ценностей и приоритетов, в частности, создание условий для развития личности, способной к аутоактуализации и социореализа-ции1). Ауторазвитие, аутоорганизация, социоопределение всех членов педагогического сообщества - условие развития управления образовательной организацией.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, и во ФГОС ДО.
Социальный заказ на профессиональное образование специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» (3): «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор; способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» (3). В современных условиях необходимо преодолеть противоречие между требуемым и актуальным
1 Мы придерживаемся точки зрения профессора Молчанова С. Г., который поясняет в своих лекциях, что «...человек ценен не тогда, когда сам себя, для себя, внутри себя... САМОреализует, а тогда, когда он себя реализует для других - СОЦИОреализация».
70
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
уровнем культуры педагогической деятельности, а пока это противоречие углубляется (3).
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на передний план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, С.Г. Молчанова, В.В. Серикова, A.B. Хуторского (2, с.114).
Одним из условий формирования общественно-ценной мотивации в профессиональной деятельности педагогов, при которой обеспечивается эффективность управления образовательным учреждением, является развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в ДОУ.
Мы задались вопросом: «Насколько компетентны педагоги дошкольного образования?», а в поисках инструментального обеспечения для ответа на этот вопрос мы обратились к методикам С.Г. Молчанова (7, 8).
Изучение проблемы выявило, что профессионально-педагогическая компетентность - квалитативная (оценочная) категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимых и достаточных) психологических и педагогических знаний, умений и навыков, а также профессионально-психологических, внутренних установок, задаваемых профессией.
Понятие «компетентность педагога» понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной и окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение и обновление профессиональной компетентности и других внутриличностных характеристик воспитателя детского сада (11, с.44).
Педагог в актуальной образовательной ситуации должен освоить такие компетенции, как социализованность, ответственность, гражданственность, креативность, готовность к использованию и созданию новаций-инноваций, к ведению опытной и (или) экспериментальной работы. Мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности в рамках традиционной и инновационной методической работы поможет вывести их на более высокий уровень профессионально-педагогической деятельности.
Заметим также, что и недавние Послания Президента РФ Путина В.В. - от «12.12.12» и «12.12.13» - ориентируют педагогов на преодоление «ценностного» и «демографического» «кризисов» (10): значит обновленная в соответствии с условиями новых ФГОС «воспитательная компонента» должна, учитывая это, отвечать на актуальные вызовы, а это ответы на вопросы: «Что воспитывать?»; «Как воспитывать?» и «Какова воспитанность (социализованность)?».
Мы считаем, что повысить квалификацию педагога - означает оснастить его новым инструментом для работы.
При этом, исходя из оценочного инструментария представленного профессором Молчановым С.Г. ясно, что любой педагог, начиная работать с обучающимися (воспитан-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
71
никами); входя в группу, должен иметь «в голове» ответы на следующие вопросы: 1) «ЧТО?» я сегодня буду передавать моим обучающимся (воспитанникам)? 2) «КАК?» я буду это «ЧТО?» передавать? 3) Как я измерю в конце занятия КАКОВ? уровень освоенности того, «ЧТО?» я передал? Следовательно, если у педагога нет ответа на хотя бы один из этих трех вопросов, то он не имеет морального права ни входить в аудиторию, ни начинать, какое бы то ни было, профессионально-педагогическое общение и (или) воздействие, социальное вмешательство» (6,7, 8).
В исследовании Молчанова С.Г. мы находим ответ, как будут выглядеть эти три вопроса из позиции педагога.
«ЧТО?». Педагог должен твердо знать, что он должен передать в рамках преподаваемого предмета (дисциплины, «образовательной области» (9, с. 6). Что он должен передать на каждом занятии. Педагог должен знать, какое содержание образования он должен передать. Содержание образования представляет собой совокупность образовательных компетенций. Их количество должно быть определено ФГОСом «содержания» (13, с. 5) образования. «ЧТО?» - это и есть содержание образования, определенное ФГОСом, т.е. государством.
«КАК?». Как он будет передавать? Какие будет использовать формы организации, форму образовательного и социализационного занятия, методы, приемы и средства.» (13, с. 6).
«КАКОВ?» Как педагог будет в конце занятия (темы, раздела, триместра...) измерять (оценивать) освоенность содержания образования... Инструменты для оценивания - КАКОВ? - должны быть определены государством» (13, с. 6).
Реализация такой сложной междисциплинарной задачи, как развитие у педагогов ДОУ мотивации к профессиональному ауторазвитию требует новых управленческих решений и действий и работы со всем педагогическим персоналом и индивидуально, и фронтально, и в локально-проблемных группах.
Профессиональное ауторазвитие мы понимаем как процесс всестороннего и непрерывного развития педагогом своего генетически-естественного (врожденного) и приобретенного потенциала (творческого, эмоционального и духовного) за счет ауторазвития своих задатков и способностей, с использованием имеющихся возможностей - в процессе реализации профессиональных целей и задач. Творческое ауторазвитие - это следующая ступень социо-профессиональной реализации (ауторазвития) - стремление не только использовать имеющиеся возможности, но и расширить их диапазон, развить и усилить свой потенциал, создавая новые возможности для повышения своей профессиональной компетентности. Стремящийся к социо-профессиональной реализации специалист достигает больших успехов в профессии, чем работающий только из-за материальных мотивов.
При слабой мотивации к профессиональному ауторазвитию профессиональная карьера заходит в тупик - растущие профессиональные знания, умения и навыки ведут не к мастерству, а к ремесленничеству, то есть качественному, но без социально-ценностной мотивации, исполнению своих профессиональных обязанностей. Если специалист не ставит перед собой творческих задач, а просто добросовестно работает - день за днем, одно и то же - он теряет себя в рутинности. Результатом этого становится «профессиональное выгорание»; накапливается «профессиональная» усталость, раздражение, нежелание работать. Такое часто происходит, когда человек, вдруг, понимает, что неправильно выбрал профессию, но ничего уже изменить нельзя... нет необходимых ресурсов (денежных, временных и т.д.). Если в результате внутренней работы над собой или при помощи специалиста-психотерапевта субъект сможет трансформировать свою Я-концепцию и отношение к происходящему, найдет и (или) обновит смысл жизни и деятельности, стимулирующий у него мотивацию к социореализации в профессиональной деятельности, то человек снова может продуктивно работать.
72
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
Определим формулу развития мотивации к самореализации. Основные средства воспитания: СЛОВО И ДЕЛО. В Библии говорится: «вначале было Слово». Слово - это воплощение мысли в речи, т.е. воплощение творческой задумки в символьной форме, а дело - это воплощение слова в реальной жизни, в действии. И если они совпадают в жизни у родителей ребенка и у воспитателей в ДОУ, тогда совпадут и у детей (11, с.110).
«Да», «Можно», «Нужно», «Надо» - основные инструменты воздействия, средства инициации и (или) развития жизнеспособности, жизнестойкости, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, энтузиазма, активной жизненной позиции, творческого подхода к решению проблем и преодолению трудностей.
«Нужно» и «Надо» - разные инструменты инициации. «Нужно» - это то, в чем есть потребность (нужда, необходимость). «Надо» - это внешняя или внутренняя необходимость (то, что призывает сделать внешний приказ или внутренний долг, совесть, ответственность). Необходимо научить специалиста самостоятельно решать проблемы или дать ему возможность самому научиться; тогда и диапазон его возможностей будет неуклонно расширяться. Читатель, наверное, помнит из школьного курса математики, что чем больше числитель дроби, тем больше значение числа; и аналогично, чем меньше знаменатель, тем больше число. Поэтому слова-разрешители будут в числителе формулы развития мотивации к аутореализации. «Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо» - основные факторы развития профессиональной беспомощности, опасливости, тревожности и снижения инициативы, предприимчивости, желания что-либо сотворить самостоятельно, делающие специалиста пассивным исполнителем, зависимым от обстоятельств и авторитетов. Таким образом, слова-запрещатели будут в знаменателе формулы.
Формула развития мотивации к аутореализации педагогов ДОУ:
«Да», «Можно», «Нужно», «Надо»
Мотивация к аутореализации = ------------------------------------
«Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо»
Следовательно, чем больше в приобретении профессионального опыта специалиста роль того, что находится в числителе этой формулы, и чем меньше в его деятельности того, что находится в ее знаменателе, тем большую в количественном отношении позитивную мотивацию к профессиональной аутореализации мы получаем, то есть мы способствуем формированию профессионала-созидателя, творца, преобразователя, пассионарно относящегося к деятельности. И тогда его «ХОЧУ» будет естественно переходить в «МОГУ» и легко - в «БУДУ», то есть пойдет полноценный процесс социореализации. И он сам сможет выбрать разные подходящие «КАК» [Как он будет передавать? Какие будет использовать формы организации, форму образовательного и социализационного занятия, методы, приемы и средства] (11, с.112).
На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве случаев, знания сами по себе обезличены и не содержат ценностно-смыслового окраса. Они носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно-профессиональных позиций.
С.Г. Молчанов утверждает, что повышение квалификации должно происходить так: педагога знакомят с новым инструментом, объясняют, как им пользоваться, вручают этот инструмент и, с этим всем, педагог возвращается на свое рабочее место (13).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
73
Предлагаем использовать различные формы повышения профессиональной компетентности (педагогического мастерства), например:
1) педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;
2) консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;
3) семинар по планированию социализационно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС.
По нашему мнению, также необходимо разработать систему требований к содержанию портфолио. Портфолио следует формировать индивидуально, с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от а) возраста, б) уровня квалификации педагога, в) специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только будет способствовать росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, учит адекватной презентации содержания своей деятельности. Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:
- визитная карточка педагога;
- профессиограмма - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
- нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов, локальные акты);
- самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
- работа по самообразованию (тема, этапы работы);
- педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
- материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
- рейтинг педагога (справка о повышении уровня квалификации; отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).
В ходе реализации комплексной программы молодые педагоги получат доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, НОД, педагоги смогут на практике увидеть педагогические приёмы и применения активных методов воспитания и обучения.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом «играет» педагог-психолог, приоритеты в деятельности, которого претерпели существенные изменения.
В рамках перехода на новые ФГОС дошкольного образования, педагог-психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагогической деятельности. Введение этих стандартов предъявляет новые требования к уровню психологопедагогической компетентности всех специалистов образовательного учреждения. Его роль в образовательном учреждении, таким образом, не просто возрастает, но, при этом,
74
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
и, существенно, обновляется. Для продуктивного взаимодействия с другими членами педагогического коллектива воспитатель должен сам, прежде всего, стать его полноценной и полезной составляющей, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации социализационно-образовательного процесса, принимать активное участие во всех аспектах жизни детского сада.
Таким образом, эффективность формирования позитивной профессиональной позиции в процессе повышения квалификации обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся, прежде всего, рассмотренные нами психолого-педагогические условия, такие как:
1. Формирование позитивной мотивации профессионально-педагогической деятельности, актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация содержания своей деятельности, стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры).
2. Организация взаимодействия педагога-психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности).
3. Организация методического сопровождения - создание программы самообразования, как важного фактора в развитии профессиональной компетентности каждого педагога (например, освоение образовательных, информационно-коммуникативных технологий в рамках школы молодого педагога, семинаров, тренингов).
4. Организация системы комплексного сопровождения ребенка.
5. Наличие системы стимулирования воспитателей.
6. Разработка и выпуск информационных, методических пособий.
Итак, следует отметить, что при реализации вышеперечисленных условий, в ДОУ складывается система повышения квалификации педагогического персонала, создаются необходимые условия, благоприятствующие организации и осуществлению повышению профессиональной компетентности.
Список литературы
1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю.Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 255 с.
2. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева.- М. : АЙРИС ПРЕСС, 2013. - 437с.
3. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru.
4. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду [Текст] / Н. В. Микляева. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2013. - 280 с.
5. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: studium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4.- С. 59-80.
6. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.
7. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск : Образование, 2009. - Ч. 2.
8. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 3. - С. 87-97.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стан-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
75
дарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
10. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ[Текст] // Российская газета. - № 287 (5960). 2012. - С. 2-4.
11. Сластенин, В. Профессиональная компетентность педагога: учебное пособие [Текст] / В. Сластенин, И. Исаев. - М. : Педагогика, 2013. - 343 с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
13. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС дошкольного образования? // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2014. - № 5 (71). - С. 4-21.
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕН К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ в условиях НОВЫХ ФГОС
Т. Н. Садыкова
Челябинский государственный педагогический университет
The article discusses the issue of support teachers to improve the level of competence in terms of GEF pre-school education. Considered tool support evaluation of pedagogical competence. Discusses the new management approaches, with all teaching staff at the same time. Defined the formula of development of motivation to self-realization.Offered to use various forms of teaching excellence.And also highlighted the intended outcome.
Key words: Federal state educational standard, professional competence, assessment tools, motivation, self-development, self-organization, training.
References
1. Belaya, K. Yu. (2012) Metodicheskaya rabota v DOU: Analiz, planirovaniye, formy i metody [=Methodical work at DOE: Analysis, planning, forms and methods], TTS Sfera, Moscow, 255 s. (in Russ.).
2. Vinogradova, N. A. and Miklyayeva, N. V. (2013) Upravleniye kachestvom obrazovatel’nogo protsessa v DOU [=Quality Management of educational process in DOU], AYRIS PRESS, Moscow, 437 p. (in Russ.).
3. Doklad Gossoveta RF «Ob obrazovatel’noy politike Rossii na sovremennom etape» (2013) [=The report of RF state Council “About the educational policy of Russia at the modern stage”], available at: www.consultant.ru, accessed 21.12.2014 (in Russ.).
4. Miklyayeva, N. V. (2013) Innovatsii v detskom sadu [=Innovation in kindergarten], AYRIS PRESS, Moscow, 280 p. (in Russ.).
5. Molchanov, S. G. (2013) “T’yutorat-praktika: studium napisaniya stat’I” [=Tutorate-practice: studium of writing of the article], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanities], N 4, pp. 59-80 (in Russ.).
6. Molchanov, S. G. and Voynilenko, N. V. (2010) Formirovaniye sotsial’nykh kompeten-tsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Instrumental’noye obespecheniye vospitatel’noy raboty [=Formation of social competence in the educational institution. Instrumental provision of educational work], IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk, vol. 1, 166 p. (in Russ).
7. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009) “Vospitaniye - instrument sotsializatsii
76
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
obrazovaniya” [=Education is the instrument of socialization of education], in: Aktual’nyye problemy povysheniya kachestva obshchego i professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008) [=Actual problems of improvement of quality of general and professional education in modernization: the Material is international. nauch.-practical use. Conf. (, Chelyabinsk, December 16, 2008) ], Obrazovaniye, Chelyabinsk, vol. 2 (in Russ.).
8. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. (2009) “Soderzhaniye sotsializatsii, sotsial’nyye kompetentsii, sotsializovannost’” [=The Content of socialization, social competence, social-connect], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinak Humanities], N 3, pp. 87-97 (in Russ.).
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Ros-sii) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013g. N 1155 [=The Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science) “On approval of the Federal state educational standard of pre-school education” of October 17, 2013. №1155], available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed at 09.12.2014 (in Russ.).
10. Putin, V. V. (2012) “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=Message of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], N 287 (5960), pp. 2-4 (in Russ.).
11. Slastenin, V. and Isayev, I. (2013) Professional'naya kompetentnost'pedagoga: ucheb-noyeposobiye [=Professional competence of a teacher], Pedagogika, Moscow, 343 p. (in Russ.).
12. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazova-nii v Rossiyskoy Federatsii» [=The Federal law from 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 21.07.2014) “On education in the Russian Federation”], Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii, available at: http://www.pravo.gov.ru, accessed 12.21.2014 (in Russ.).
13. Molchanov, S. G. (2014) “Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS doshkol’nogo obrazovaniya?” [=How to perform IV section of the new GEF pre-school education?], in: Detskiy sad ot A do YA: Nauchno-metodicheskiy zhurnal dlyapedagogov i roditeley [=Kindergarten from A to Z: Scientific-methodical magazine for teachers and parents], N 5 (71), pp. 4-21 (in Russ.).
Садыкова Таслима Нурисовна - музыкальный руководитель МКДОУ «ДС «Непоседы» г. Муравленко, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, студент II-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета.