Научная статья на тему 'Проблема постановки цели обучения математике в России в конце XIX начале XX века'

Проблема постановки цели обучения математике в России в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутявина Любовь Леонидовна

В статье исследуется история определения цели преподавания математики в средней школе в конце XIXначале XXвека, изменение подходов к определению целей обучения математике в современном обществе и сделан прогноз об изменении отношения общества к школьной математике как составляющей общеобразовательной подготовки личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема постановки цели обучения математике в России в конце XIX начале XX века»

развития, в которые входили наука, искусство, религия и философия, только рассматривались они с разных ракурсов. У В.В. Зеньковского - с точки зрения христианства, а у С.И. Гессена-«- в культурологическом аспекте.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей проходило в традициях православия, что имело большое значение для правильного, гармоничного развития русских детей, большое значение придавалось Закону Божьему, культурным традициям русского народа, российской истории, широко применялись элементы трудового воспитания, развития чувства здорового патриотизма, любви к России. Все это говорит о том, что в основе религиозной парадигмы образования лежали духовные ценности и идеалы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в 20-3 0-е годы XX столетия суще-

ствовали парадигмы образования, несущие в себе светский и религиозный характер. В России доминантное развитие получила светская парадигма образования, а в педагогике эмиграции основной стала религиозная парадигма образования.

Библиографический список

1. Школа - коммуна наркомпросса. Из опыта Московской опытно-показательной школьной коммуны им. П.Н. Лепешинского/ Сборник пед. коллектива школы под ред. М.М. Пистрака. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1924,- С. 53.

2. Богуславский М.В. XX век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 74.

3. Оссовский Е.Г. «Заглядывая в глубины детской души...». www, Yandex.ru.

4. Официальный сайтБ.М. Бим-Бада.-С. 10.

Л.Л. Кутявииа

ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Преамбула. В статье исследуется история определения цели преподавания математики в средней школе в конце XIX - начале XXвека, изменение подходов к определению целей обучения математике в современном обществе и сделан прогноз об изменении отношения общества к школьной математике как составляющей общеобразовательной подготовки личности

Математика является основным предметом школьного курса. Потребности общества в определенном уровне математической подготовки диктуют цели обучения математике. Цели обучения математике отражают преобладающие в обществе представления относительно места математики в системе школьного курса, общем развитии личности, связей математики со всеми направлениями деятельности человека. Цели оказывают влияние на содержание предмета, обуславливают выбор методов работы с учебным материалом, форм организации учебной деятельности, определяют систему подготовки учителей, которые будут преподавать предмет. На определение целей обучения математике влияют поли-

тические, экономические, социокультурные факторы. От того, какие факторы оказывают более сильное влияние в определенный промежуток времени, зависит определение образовательных ориентиров общества. Исследование истории опыта определения целей преподавания математики в средней школе позволяет понять, как изменяются подходы к определению целей обучения математике в современном обществе, и сделать прогноз об изменении отношения общества к школьной математике, как составляющей общеобразовательной подготовки личности.

Развитие капиталистических отношений в России конца XIX - начала XX века, бурное развитие математики как науки в мире и перемещение цен-

©JI.JI. Кутявина, 2008

251

тра ее развития в XIX веке в Россию, привело к активизации потребности молодежи в качественном образовании, вызвало интерес к изучению математики. Остро ощущалась необходимость реформирования образования. «Ясно, что реформа средней школы стоит на очереди во всех европейских государствах; а это доказывает, что потребность в этой реформе обусловлена не промахами наших учебных планов, не плохим состоянием дисциплины, не бюрократизмом школы, о котором постоянно говорят газеты и журналы, а каким-то несоответствием европейской культуры идеям европейской средней школы, некоторым анахронизмом ее по отношению к запросам современной жизни или к духовному складу нарождающегося и учащегося поколения. Все -родители, учащиеся и начальствующие - признают ненормальность средней школы, несоответствие ее задач с делом, все недовольны уставом средней школы и ее программой» - так писал М. Фот в 1906 году [7].

В конце XIX века сформировалось мощное общественное движение за реформирование математического образования. На 1910-1916 гг. приходится «пик развития того образования, которое начало складываться с 1860-х годов», и проектов реформ, продемонстрировавших «образец построения образовательной политики с четкой постановкой стратегических и тактических целей, выделения приоритетов. Неудивительно, что потенциала сформулированных в ходе подготовки реформ конструктивных идей, подготовленных программно-методических материалов хватило на то, чтобы наполнить образовательную политику Временного правительства, большевиков и русской школы эмиграции» [1]. В этот период развиваются частные методики преподавания математики и появляются методические пособия для учителей и математические журналы.

Педагоги формулируют по преимуществу прагматические цели (формирование умения и навыков для дальнейшей практической деятельности и продолжения образования). Наряду с прагматическими (материальными) целями обучения математике ставятся и развивающие (формальные) цели обучения, причем некоторые методисты считают развивающие цели главными.

H.A. Извольский писал, что материальная цель «имеет в виду, главным образом, ту практическую пользу, которую можно извлечь из знания арифметики. Поэтому всякий раз, как только ма-

териальная цель обучения арифметике выдвигается на первый план, главное внимание при обучении обращают на то, чтобы учащиеся правильно выполняли арифметические действия и научились решать задачи, хотя бы это все носило механический характер». В то же самое время, «формальная цель имеет в виду, главным образом, развитие духовных способностей учащихся,... п-режде всего развитие способности логического мышления». Если иметь в виду формальную цель обучения, то искусство школьников быстро вычислять становится не важным [4].

Другой сторонник усиления развивающей цели обучения математике, Н.В. Чехов так формулирует эти цели:

1) развитие интереса к знанию;

2) развитие умственных способностей учащихся;

3) возможность дальнейшего самообразования.

Поскольку все цели одинаково относятся к мужчинам и женщинам, значит, их образование должно быть одинаковым.

В связи со сформулированными целями, предлагалось на первой ступени обучения использовать преимущественно наглядные методы, на второй ступени - самостоятельное приобретение знаний. Педагоги требовали устранить много-предметность в школе, т.к. обилие изучаемых дисциплин не позволяет ученику заинтересоваться ни одной из них. Перечень предметов в школе предлагали ограничить следующими: русский язык (литература), математика (арифметика, наглядная геометрия, алгебра), естествознание (три царства природы, физика, химия), география, история.

Выдвигались новые требования к организации обучения: свобода обучения, сознательное усвоение знаний учащимися, интерес к знаниям должен быть естественным побудительным средством, обучение должно приспособляться к индивидуальным способностям учащихся.

Под свободою обучения педагоги XIX века понимали не только свободу учителя от насильственного вмешательства в принятые им методы обучения, но и свободу учеников - учиться им или нет.

«Сознательное усвоение знаний и включение в число задач школы развития любви и интереса к ним требует устранения на всех ступенях обучения и непременно с самой низшей, всех мер воз-

1252

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, том 14

действия на учеников чем-либо сколько-нибудь напоминающие награды, наказания и другие насильственные меры». Только тогда школа перестанет быть учреждением, нивелирующим своих питомцев по одному шаблону.

Так же считалось важным, чтобы школа не преследовала профессиональных задач, а давала ученикам как можно больше сведений, позволяющих в дальнейшем адаптироваться к любой выбранной сфере деятельности [2].

Соотношение значимости прагматических и развивающих целей в обучении математике не было установлено в конце XX века, но педагоги в ходе дискуссий уточнили значение терминов «формальная» и «материальная» цель. В дискуссиях принимали участие многие известные методисты (А.К. Власов, H.A. Извольский, С.Н. Поляков, Ф. А. Эрн и др.)

После революции изменились представления о роли личности в обществе. Так, Б.А. Плюснин-Кронин, с присущей для того времени категоричностью, высказывает точку зрения партийных идеологов образования: «Пора бросить басни о самоценности личности, о самоцельности воспитания. Личность ценна постольку, поскольку она нужна и полезна человеческому коллективу, идущему к прогрессу и усовершенствованию жизни. Воспитание есть орудие, при помощи которого организованное общество готовит необходимых ему работников.... Ни о какой абсолютной свободе школы речи быть не может. Все ее направление и содержание определяется;

1) целевыми предначертаниями государства;

2) жизнью - бытием, на нее со всех сторон влияющим» [3].

Даже при обучении математике главными стали идеологические цели. В дальнейшем развитие экономики всегда усиливало прагматические цели обучения математике, но освобождаться от идеологического налета они стали только в конце XX века.

Известный советский методист A.A. Столяр отмечал: «Исходя из общих целей обучения и воспитания, из специфики математики как науки, ее роли и места в современной системе наук, в технике и производстве, ее значения в жизни современного общества, можно следующим образом сформулировать цели обучения математике в средней общеобразовательной школе:

1) развитие математического мышления учащихся;

2) приобретение ими глубоких и прочных теоретических знаний элементарных начал математической науки, необходимых для продолжения образования в высшей школе и для практической деятельности, а также умения и навыки применения этих теоретических знаний в разных конкретных ситуациях;

3) понимание учащимися научных основ современной техники и современного производства, разумеется, в той части, в которой это касается использования математических методов в технике и на производстве (политехническое образование)». Таким образом, в конце XX века формулировались прагматичные цели изучения математики [6].

В конце XX - начале XXI века изменения в политической, экономической и общественной жизни России привели к необходимости проведения очередной реформы в образовании.

Несмотря на то, что обществом признается необходимость изменений, реформа проходит очень трудно. Сложность реформирования в России неизменно упирается в то, что реформы проводятся сверху. Мнение педагогической общественности, родителей мало учитывается, что вызывает с их стороны противодействие реформе. Следует признать, что «...в основном у нас сохранилось образование индустриального периода производства. Сохранилось образование авторитарного общества с соответствующими общественными отношениями и требованиями к человеку. Осталось много других вещей, недостатков, характеристик, присущих нашему обществу в предыдущие десятилетия, даже столетия... Процессы, происходящие в образовании, так или иначе отражают то, что происходило и происходит в обществе в целом... Поэтому, почитая и уважая достигнутое, необходимо постоянно говорить о необходимости перемен, о необходимости модернизации. Мы должны настраивать на это учителя» [5]. В настоящее время вопросы постановки цели обучения математике в средней школе приобретают особое значение.

Реформа образования в средней школе назрела и в мире. Поэтому по вопросам преподавания математики в школе ведется особая дискуссия. В настоящее время в мире наметились два основные направления в определении целей общего математического образования: утилитарное (прагматическое), нацеленное на потребности в применении математики в практической жизни,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008

253

и концептуальное, нацеленное на усилении роли математики в общем развитии человека. Если особенности состояния общества в 50-90 годы XX века диктовали приоритет утилитарного подхода, то изменения в этом состоянии, происходящие в последние десятилетия, обуславливают перевес концептуальных целей обучения, причем можно ожидать, что в будущем эта тенденция еще усилится [8].

Образование должно действовать в интересах каждого гражданина. 6 законе об образовании перечисление основных задач начинается с такой: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Обучение математике должно, прежде всего, удовлетворять потребностям личности. Традиционно обучение математике вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, развивает их интеллектуальные силы и возможности, формирует навыки мыслительной деятельности, готовность к упорному труду, преодолению трудностей, формирует такие качества личности, как наблюдательность, инициативу, уважение к труду товарищей. Так же обучение математике готовит учеников к продолжению образования в высшей школе, воспитывает у них стремление к непрерывному пополнению знаний в избранном направлении путем самообразования.

Определив главную цель обучения математике, необходимо менять образовательные технологии, которые разработаны еще в XX веке. Необходимо вводить асинхронное обучение, когда каждый школьник может выбирать для себя собственную образовательную траекторию. Кроме того, необходимо усилить самостоятельную работу учащихся. Навыки самостоятельной работы обеспечат ученику возможность самостоя-

тельно получать недостающие знания. Сейчас мы говорим о личностно-ориентированном обучении, имея в виду обеспечение условий для креативного развития личности, и ожидая от нее в будущем весомого интеллектуального вклада в социально-культурные и экономические отношения в государстве.

Библиографический список

1. Богуславский М.В. История российского образования XX века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. - 2003. -№№ 15,17— 24;2004,—№1,2.

2. Чехов Н.В. Изложение доклада читанного 29.03.1906 в заседании комиссии по низшей школе Министерства народного образования // Вестник учителей. - 1906. - № 3.

3. Плюснин-Кронин Б.А. Новый этап//Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1925. -С. 3-Й.

4. Извольский Н.А. Задачи, преследуемые обучением детей арифметике в начальной школе // Математический вестник. -1915. — № 1—8. -С. 3— 6.

5. Кремень В.Г. Освіта в XXI столітті має стати пріоритетом у будь-якому суспільстві // Математика в школі. - 2002. - № 6. - С. 2-3.

6. Столяр А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов. -Изд. 3-є, перераб. и доп.-Мн.: Вышэйшая школа, 1986-С. 24-25.

7. Фот М. Что должна дать средняя школа // Педагогический сборник. - 1906. - №9. - С. 179-209.

8. Интернет, сайт http://pegase, univ-fcomte. fr / ctu / IREM / Intemathtm Люксембург, 2002.

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.