Научная статья на тему 'В. К. Беллюстин - педагог и методист'

В. К. Беллюстин - педагог и методист Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанова Н. М.

В статье идет речь о жизни и творчестве В.К. Беллюстина (1865 -1925), математика и методиста начальной школы, чей творческий путь начинался на Ярославской земле, в Новинской учительской семинарии, открытой по предложению основоположника русской педагогической науки К.Д. Ушинского в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article it is said about the life and creativity of V.K.Belljustin (1865), the mathematics and the methodologist of an elementary school, whose career began on the Yaroslavl ground, in Novinskaya teacher's seminary opened under the offer of the founder of Russian pedagogical science of K.D.Ushinsky, in the village New of Mologsky district of the Yaroslavl province.

Текст научной работы на тему «В. К. Беллюстин - педагог и методист»

7. Князев, Вас. Настенька и Микешка [Текст] / Вас. Князев // Голос. - 1913. - № 167. - 23 июня (5 авг.).

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. д-ра. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 846 с.

9. Парменов, К. Моды в мологской дерев-не[Текст] / К. Парменов // Голос. - 1912. - № 223. - 24 сент. (7 окт.).

10. Поэт из деревни. «Я зову вас туда» [Текст] / Поэт из деревни // Голос. - 1913. - № 216. - 21 сент. (4 окт.).

11. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / ред. Т.П. Козымова; ред.-библиограф

З.В. Михайлова. - М.: Просвещение, 1974. -509 с.

12. «Столбы» [о массовом гулянье] // Голос. -1913. - № 41. - 19 февр. (4 марта).

13. Флоренский, П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда [Текст] /

П.А. Флоренский. - М.: Сов. Россия, 1989. -112 с.

14. Флоренский, П. Собрание частушек [Текст] / П. Флоренский // Музыкальная жизнь. - 1990.

- С. 25-27.

15. Частушки о войне [Текст] / публ. В. И. Симакова // Голос. - 1914. - № 246. - 25 окт. (7 но-яб.).

16. Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12-и томах. Т. 9 / прим. В. Гуминского [Текст] / А. П. Чехов. - М.: Изд-во «Правда», 1985.- 447 с.

17. Ярославль: история города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года [Текст] / под ред. д-ра ист. наук, проф.

А.М. Пономарева; авт. вступ. статьи д-р ист. наук, проф. А.М. Пономарев; сост. В.Н. Козляков, Г.Н. Полева, Л.А. Полушкина и др. -Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. -432 с.

18. Ярославский областной словарь: вып.1-10 / под ред. Г. Г. Мельниченко. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1981-1991.

Н.М. ЕПИФАНОВА

В.К. Беллюстин - педагог и методист

В статье идет речь о жизни и творчестве В.К. Беллюстина (1865 -1925), математика и методиста начальной школы, чей творческий путь начинался на Ярославской земле, в Новинской учительской семинарии, открытой по предложению основоположника русской педагогической науки К. Д. Ушинского в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии.

In the article it is said about the life and creativity of V.K.Belljustin (1865), the mathematics and the methodologist of an elementary school, whose career began on the Yaroslavl ground, in Novinskaya teacher's seminary opened under the offer of the founder of Russian pedagogical science of K.D.Ushinsky, in the village New of Mologsky district of the Yaroslavl province.

В связи с юбилеем Ярославля на страницах периодических изданий много внимания уделяется людям, внесшим неоспоримый вклад в процветание культуры и науки многовекового города. Но в истории Ярославского края есть люди, чьи имена почти забыты земляками. Таков русский педагог - методист Всеволод Константинович Беллюстин.

Он родился 3 февраля 1865 г. в Зубцове Тверской губернии в семье священника. В 1886 г. окончил физико-математический факультет Московского университета со степенью кандидата. Работал в Алексинском уездном училище, в Поливановской и Новинской учительских семинариях. В 1903-1912 гг. был директором Поливановской учительской семинарии, в 1912-1916 гг. - директором народных училищ Владимирской губернии, с 1916 по 1919 г. - директором Нижегородского учи-

тельского института. В 1919-1921 гг. он -учитель сельской школы Саранского уезда. В 1921 г. вновь вернулся в Нижегородский учительский институт, где продолжал работать до конца своей жизни, преподавая психологию, педагогику, историю и методику преподавания математики. Умер в 1925 г. [16].

На протяжении всей своей педагогической деятельности В.К. Беллюстин занимался разработкой основных вопросов теории методики преподавания арифметики; долгие годы являлся руководителем летних курсов народных учителей центральных губерний России, участником учительских съездов.

В.К. Беллюстин сформировался как педагог и методист на Ярославской земле, рабо-

тая в Новинской1 учительской семинарии, которая была одной из первых пяти государственных учительских семинарий, открытых по предложению основоположника русской педагогической науки и русской школы К.Д. Ушинского.

Работая там, В.К. Беллюстин принимал активное участие в педагогической жизни губернии: участвовал в разработке устава семинарии и «Устава общества вспомоществования нуждающимся учащимся Новинской учительской семинарии и начального при ней училища» [20], в работе Ярославского педагогического музея, в частности в составлении «Правил пользования книгами и наглядными пособиями из музея при дирекции народных училищ» [17], в работе учительских курсов.

Педагогические издания прошлых лет [14], [15] всегда в лестной форме упоминают об этой стороне деятельности В.К. Беллюсти-на, отмечая, что на курсах из лекторов «среди учителей и учительниц... всем предпочитался Беллюстин» [12].

В 1899 г. вышли в свет сразу несколько книг талантливого педагога и методиста. Это «Арифметические задачники для 1-го - 4-го годов обучения» и «Методика арифметики» в 4 частях.

В предисловии к «Методике арифметики» автор отмечает: «Способы, изложенные в моей методике, проверены мной на непосредственных, личных занятиях с учениками в течение нескольких лет и предложены были вниманию многочисленных учителей, которых я имел честь видеть своими слушателями и собеседниками на 17 учительских курсах и 1 учительском съезде» [3].

Об известности В.К. Беллюстина в педагогических кругах свидетельствует тот факт, что многие авторы публикаций в своих обзорах методических идей начала ХХ века так или иначе его упоминают - критикуя или вознося хвалу.

Так, даже В.П. Мрочек, «трубадур иностранных влияний в методике» [10], в докладе

1 Новинская учительская семинария, открытая 28 ноября 1871 г. в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии, готовила учителей для начальной школы разных типов. Располагалась семинария в бывшем имении известного русского драматурга А.В. Сухово-Кобылина. Значительный вклад в развитие семинарии внесли В.А. Флеров (1860-1919), В.К. Беллюстин (1865-1925), В.С. Преображенский.

на 1 Всероссийском съезде преподавателей математики [13], различая три направления в методике арифметики: эмпирическое, переходное, экспериментальное, отмечает, что «в основу руководства первого направления, ярким представителем которого является В.К. Беллюстин, положен “голый опыт ”».

Н. Извольский (1870-1838) в статье «О правильности математической речи» [11]

также отмечает некоторые погрешности в первых изданиях методических пособий данного автора. «Следует заметить, что руководства и методики арифметики не могут при объяснении деления отказаться от слов «раз» и «содержится» ... Встречаемся при объяснении деления со словами «содержится», «не содержится», «раз» и кроме того с еще одним вредным словом «сносим» в арифметике В.И. Васильева, методике В. Беллю-стина, отчасти в методике арифметики Ф.И. Егорова.»

В 1907 г. в издании журнала «Педагогический листок» вышла наиболее известная книга В.К. Беллюстина «Как постепенно люди дошли до настоящей арифметики» [2]. Журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» откликнулся на выход книги хвалебной рецензией, отмечая, что «появление в свет доступно и хорошо написанной работы В. Беллюстина по истории математики весьма желательно и должно быть приветствуемо» [8].

Далее в рецензии отмечалось:

«В этой умело составленной книге выпукло изображена история почти всей школьной арифметики, начиная с нумерации и кончая “дополнительными статьями” арифметического курса.

Труд Беллюстина нельзя считать самостоятельным ученым исследованием, а компилятивными общедоступными очерками. Но книга эта, ясно и умело написанная, принесет несомненно пользу не так юным математикам, которым автор прежде всего назначает свой труд, а скорее педагогам, мало знакомым с историей математики».

Книга В.К. Беллюстина была весьма востребована среди учителей. По решению математической комиссии учебно-

педагогической секции научно-методического совета ЛГОНО [9] книга была переиздана в 1924 г., а затем в 1940 г.

В течение всей своей педагогической деятельности В.К. Беллюстин активно сотрудничает со многими педагогическими изданиями своего времени. Его статьи, заметки, обзоры педагогической литературы с завидной регулярностью появляются в журналах «Педагогический листок» (Журнал для педагогического и общенаучного самообразования воспитателей и начальных учителей), «Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа)».

Идеи, которые пропагандировал В.К. Беллюстин, не потеряли актуальность и сегодня. Так, в статье «Основные положения по обучению начальной геометрии» [4] В.К. Бел-люстин отмечал, что при преподавании геометрии следует придерживаться следующих принципов:

- «сообразности с природой учащихся детей;

- наглядности;

- практичности;

- обучения проведению необходимых измерений, черчения и вычислений;

- постепенности в образовании геометрических понятий;

- доступности для учащихся геометрических выводов и доказательств;

- использования эвристического метода;

- точности и определенности при использовании геометрического языка».

В статье «Положение инспектора народных училищ» [6] он пишет:

«Теоретичность образования, не дающая возможность применения знания к делу, является вредным началом в современной системе образования, так как исключает возможность гармонического духовного развития человека, то есть параллельного развития ума, чувства, воли...».

Рассуждая в статье «Очерк современных течений в современной математике» [5] о реформаторском движении в области обучения математике в России, о задачах математики, отмечал, что «характерными признаками, отличающим реформаторское движение, -являются требования:

- преемственности изучаемого, то есть связи математики с жизнью;

- создания запаса геометрических представлений ученика, формируемого через выполнение чертежей и изготовление моделей, развития глазомера;

- связи между элементарной математикой и высшей;

- установления одного метода на всем протяжении учебного пути;

- взглянув на предмет с философской и особенно с психологической точки зрения, ответить на вопрос: “Что значит понимать?”».

В предисловии к книге «Методика арифметики» [3] В.К. Беллюстин советует:

- «принимать во внимание развитие детей и местные школьные условия и вносить в методику те необходимые изменения, которые требует учебная жизнь...;

- заменить устаревшие, искусственные (большую часть так называемых типичных) задачи вычислениями и задачами, входящими в круг домашней и школьной, сельской и городской жизни; ввести в курс арифметики геометрические сведения...;

- не забывать, что . необходимым условием разумного усвоения является самостоятельность ... упражнения и навыки составляют необходимый элемент обучения.;

- обучение арифметике должно оказывать влияние на образование речи ученика и на развитие его характера».

В своей педагогической деятельности В. К. Беллюстин много сил и внимания уделял воспитанию творческого духа в российском учительстве. В его статьях и заметках часто цитируется высказывание Дистервега: «В руках истинного педагога учительство слагается в свободное искусство, и он налагает на всех своих учеников печать своего духа».

В.К. Беллюстин очень надеялся, что его «небольшой труд сослужит свою скромную службу в России» [2].

Воздавая должное опыту современных передовых учителей математики, демонстрирующих образцы высокого методического мастерства, не стоит забывать блестящих дореволюционных педагогов-методистов, оказавших большое влияние на разработку методики обучения, создавших «ценную, во многом самобытную и оригинальную методику, отразившую в себе черты русского национального характера: ставку на сметку и сообразительность, на ясное понимание и сознательное усвоение изучаемого, на инициативу и самостоятельность в работе, на про-

стоту и безыскусственность приемов обучения» [18].

Библиографический список

1. Беллюстин, В.К., директор учительской семинарии. Арифметический задачник для 1-го - 4го годов обучения [Текст]. - М., 1899-1905.

2. Беллюстин, В.К. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики [Текст]. - М., 1907; М.: Госуд. изд., 1922-1940.

3. Беллюстин, В.К., директор учительской семинарии. Методика арифметики [Текст]. - Ч. 14.: Курс младшего отделения начальной школы. - М., 1899.

4. Беллюстин, В.К. Основные положенияпо обучению начальной геометрии [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1912. - № 1.

- С. 39.

5. Беллюстин, В.К. Очерк современных течений в современной математике [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1912. - № 56. - С. 39.

6. Беллюстин, В. К. Положение инспектора народных училищ [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1912. - № 3. - С. 46.

7. Беллюстин, В.К. Новый учебный план для учительских семинарий в Боварии [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1913. -№ 3. - С.18.

8. Вестник опытной физики и элементарной математики. - 1908. - № 445.

9. Воронковская, Е. // Математика в школе (Не-

периодическое издание, посвященное вопросам преподавания математики в Трудовой Школе 1 и 2 ступени. Орган Математической Комиссии Учебно-педагогической Секции Научно-Методического совета Л.Г.О.Н.О.)

[Текст]. - Л., 1924. - С.121.

10. Влияние педагогических учебных заведений на формирование русской школы методики арифметики //http//www.biografia га^і-bin7guotes.pl? oaction=show&name=metmat05.

11. Извольский, Н. Методика деления [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1912. -№ 7-8. - С.73.

12. Краткосрочные педагогические курсы для учителей и учительниц, организованные Ростовским уездным земством Ярославской ге-бернии [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа). - 1912. - № 7-8. - С. 101.

13. Мрочек, В.П. Арифметика в ее настоящем и прошлом [Текст] // Обновление школы. -1911. - № 1-3.

14. Педагогический листок (Журнал для педагогического и общенаучного самообразования воспитателей и начальных учителей) [Текст].

- М., 1902.

15. Педагогический сборник, издаваемый при главном управлении военно-учебных заведений. [Текст]. - СПб., май 1912-июль 1912.

16. Педагогическая энциклопедия. Т. 1 [Текст]. -М.: Советская энциклопедия, 1964.

17. Правила пользования книгами и наглядными пособиями из музея при дирекции народных училищ [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа), - 1912. - № 4. - С. 94.

18. Пчелко, А. С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. [Текст]. - М.: Просвещение, 1953.

19. Труды 1 Всероссийского съезда преподавателей математики [Текст]. - СПб., 1900.

20. Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся Новинской учительской семинарии и начального при ней училища [Текст] // Педагогический вестник Московского учебного округа (средняя и низшая школа).

- 1912. - № 4. - С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.