Научная статья на тему 'Проблема получения новых прагматических знаний из мегамассивов информации для повышения эффективности инновационных проектов'

Проблема получения новых прагматических знаний из мегамассивов информации для повышения эффективности инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный проект / информационное обслуживание / проблема / актуальность / информация / мегамассивы / свойства / обработка / прагматические знания / использование / эффективность продукта проекта

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В. В. Калюжный

Объемы информации на современном этапе развития общества невообразимо возросли. Потоки разнообразных по виду и содержанию публикаций объединяются в мегамассивы, которые обладают уже новыми свойствами и не поддаются обработке существующими методами. Однако, мегамассивы информации позволяют иначе подойти к оптимизации потребительских свойств любого продукта, заменяя в большей степени интуицию и творчество на строгий аналитический расчет, особенно при разработке технических объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PRAGMATIC KNOWLEDGE ACQUIRING FROM INFORMATION MAGAMASSIVES FOR INNOVATION PROJECT EFFECTIVENESS INCREASE

Presently the information volumes have increased immensely. The flows of editions various by sight and contents are being combined into megamassives characterized by entirely new properties, therefore the existing methods can not be applied to process them duly. However, the megamassives allow to find another way to consumer properties optimization of any product.

Текст научной работы на тему «Проблема получения новых прагматических знаний из мегамассивов информации для повышения эффективности инновационных проектов»

Посилання на статтю_

Калюжный В.В. Проблема получения новых прагматических знаний из мегамассивов информации для повышения эффективности инновационных проектов/ В.В Калюжный // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, - 2004. - № 2(10). - C.63-77._

УДК 658.589.088.83

В.В. Калюжный

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ МЕГАМАССИВОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Объемы информации на современном этапе развития общества невообразимо возросли. Потоки разнообразных по виду и содержанию публикаций объединяются в мегамассивы, которые обладают уже новыми свойствами и не поддаются обработке существующими методами. Однако, мегамассивы информации позволяют иначе подойти к оптимизации потребительских свойств любого продукта, заменяя в большей степени интуицию и творчество на строгий аналитический расчет, особенно при разработке технических объектов. Рис. 3, табл. 2, ист. 20.

Ключевые слова: инновационный проект, информационное обслуживание, проблема, актуальность, информация, мегамассивы, свойства, обработка, прагматические знания, использование, эффективность продукта проекта.

В.В. Калюжний

ПРОБЛЕМА ОТРИМАННЯ НОВИХ ПРАГМАТИЧНИХ ЗНАНЬ З МЕГАМАСИВ1В 1НФОРМАЦП ДЛЯ П1ДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 1ННОВАЦ1ЙНИХ ПРОЕКТ1В

Об'еми Ыформацп на сучасному етап1 розвитку сусп1льства зб1льшилися. Потоки р1зних за видом та змютом публ1кац1й об'еднуються у мегамасиви, яга мають вже нов1 властивост та не пщдаються обробц1 юнуючими методами. Однак, мегамасиви шформацп дозволяють Ыакше п1д1йти до оптим1зацп споживчих властивостей любого продукту, зам1нюючи у бтьшому ступен ЫтуТцю i творч1сть на ч1ткий анал1тичний розрахунок, особливо при розробц1 техычних об'eктiв. Рис. 3, табл. 2, дж. 20.

V.V. Kalyuzhniy

PROBLEM OF PRAGMATIC KNOWLEDGE ACQUIRING FROM INFORMATION MAGAMASSIVES FOR INNOVATION PROJECT EFFECTIVENESS INCREASE

Presently the information volumes have increased immensely. The flows of editions various by sight and contents are being combined into megamassives characterized by entirely new properties, therefore the existing methods can not be applied to process them duly. However, the megamassives allow to find another way to consumer properties optimization of any product.

Постановка проблемы. Управление знаниями - это новое многообещающее научное направление в теории и практике управления инновационными проектами. Оно связано, прежде всего, с созданием определенных условий на основе объединения информационных технологий,

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

1

проектных работ с управлением персоналом, при которых инсталляция новых прагматических знаний участникам проекта обеспечивает повышение не только их личного уровня компетенции, но и вынуждает под натиском неоспоримых фактов необратимо изменить свои установки и взгляды в целях повышения результативности своей деятельности в рамках проекта.

С экономической точки зрения, управление знаниями позволяет вести проектные работы с максимальной эффективностью при минимальных затратах всех видов ресурсов, а с социальной точки зрения - полностью исключить возможность провала проекта по причине создания в его рамках неэффективного продукта проекта, т.е. не отвечающего в полной мере запросам потребителя.

К сожалению, эти возможности пока не используются на практике, поскольку в настоящее время отсутствует приемлемая методология создания системы управления знаниями в инновационных проектах, способная оперативно реагировать на изменения внешней информационной среды, в частности, потока публикаций, отражающих в совокупности мировое общественное мнение и, в соответствии с этими изменениями, постоянно расширять кругозор участников проекта, добиваясь генерации ими наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений с учетом требований потребителя.

Нерешенная ранее часть проблемы. Информационное обеспечение инновационных проектов - целенаправленный, сложный, непрерывный и многоаспектный процесс, требующий определенных знаний и опыта работы с информационными массивами. Даже если такие знания и опыт у специалиста по информационному обеспечению имеются, все равно, пока не удается своевременно обеспечить всех участников проекта оперативной информацией. Это связано, прежде всего, с низким уровнем развития методов и средств информационного обеспечения проектов, о чем свидетельствуют результаты соответствующей экспертной оценки, представленной в работе [1], изданной еще в 1995 г.

С тех пор, когда вышла в свет упомянутая работа [1], прошло немало времени и многое достигнуто, наука в области управления проектами значительно продвинулась вперед, некоторая часть проблем в информационном обеспечении проектов была успешно решена, в основном, за счет создания для этой цели соответствующего программного продукта.

Однако другая часть проблем в этом вопросе, к сожалению, так и осталось не решенной. Как свидетельствуют данные работы [2], изданной уже в 2004 г., можно сделать вывод о том, что ситуация в информационном обеспечении проектов практически не изменилась: к оставшимся старым проблемам, добавились новые, тринадцать (!) из которых, очевидно, наиболее важных, описаны в этой работе. Более того, из-за значительно возросших объемов информации, наблюдаемых в последние годы, стало невозможным обрабатывать информационные массивы известными методами, что только лишь ухудшило ситуацию.

Теперь ко всем имеющимся проблемам, добавилась еще одна, причем принципиально новая: для извлечения полезных прагматических знаний из потоков информации, достигших угрожающих размеров и объединившихся в мегамассивы, теперь требуются новые подходы к обработке таких колоссальных объемов информации. Объединение информационных потоков в мегамассивы -это не просто количественное увеличение информации. Это, прежде всего, проявление ее новых свойств, влияющих на сознание человека. Поэтому для разработки новых методик обработки информации необходимо, прежде всего, изучить и описать качественные свойства мега-массивов, поскольку, образно

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

говоря, не зная диагноза, невозможно выработать эффективную стратегию лечения болезни. Появление в современном мировом информационном пространстве мегамассивов - факт уже свершившийся, и его игнорировать, было бы крайне неосмотрительным. Мегамассивы разнообразной информации -явление в информационном мире новое, ранее в природе не существовавшее, а по этой причине и абсолютно не исследованное.

Сегодня уже нет оснований для сомнений в том, что Украина окончательно и бесповоротно приняла решение об инновационной стратегии дальнейшего развития своей экономики, о чем свидетельствует принятие и введение в действие ряда соответствующих законов и законодательных актов [3]. По данным Госкомстата Украины, в 2003 году уже тысячи отечественных предприятий полностью или частично осуществляли инновационную деятельность [4]. И это только начало. Поэтому, количество инновационных проектов в перспективе будет постоянно нарастать. Следовательно, нерешенные вопросы информационного обеспечения инновационных проектов, с течением времени, будут только лишь обостряться. А поскольку мегамассивы информации, в сущности, теперь являются первичным и определяющим исходным материалом для выработки и принятия стратегических управленческих решений, то изучение их свойств с целью извлечения из них новых прагматических знаний для повышения эффективности продукта проекта -задача важная и весьма актуальная для нашего времени.

Цель работы - попытаться охарактеризовать мегамассивы информации и показать на примерах некоторые подходы к получению из них новых знаний и их использования при реализации инновационных проектов.

Анализ последних достижений и публикаций. Информационное обеспечение инновационного проекта представляет собой специфический, сложный, многоаспектный и кропотливый процесс получения необходимой по количеству и качеству исходной информации, для принятия управленческих решений, направленных, на максимальное повышение эффективности и результативности проектных работ. Он предусматривает проведение широкого круга исследований литературных источников информации, основными и обязательными из которых являются следующие: непосредственный сбор информации, целеустремленное ее упорядочение, устранение информационного шума, отсечка избыточной информации, восполнение пробелов в информационной базе, создание системы переработки информационных данных, определение показателей качества объекта, получение новых прагматических знаний с заранее поставленной целью, подготовка новой информации для всех участников проекта и др. [5].

Как видим, работы не мало. Причем ее необходимо выполнить в предельно сжатые сроки, поскольку информационное обеспечение проекта - это всего лишь средство обеспечения его успешности, поэтому не может быть превалирующим при разработке регламента проекта. Перечисленные работы могут быть успешно выполнены, если количество источников информации не так уж много. В этом случае поиск "лучшего" технического или управленческого решения сводится к задаче простого перебора вариантов из небольшого числа имеющихся.

Однако сегодня информационные потоки невообразимо возросли и включают сотни, а порой и десятки тысяч источников информации, даже в каком-то одном относительно узком направлении науки и техники. Для таких случаев сегодня в арсенале ученых имеются многочисленные рекомендации по извлечению полезных сведений из потока публикаций, но все они, к сожалению, относятся к локальным методам обработки отдельных видов источников

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

3

информации. Например, контент-анализ дает рекомендации только по работе с источниками средств массовой информации (газеты, журналы, радио- и телевыступления и т.п.) [6], патентно-конъюнктурные исследования - только по обработке патентной документации [7]. Но, локальные методы обработки информации в принципе не позволяют системно выявить и комплексно оценить все свойства изучаемого объекта, включая, в первую очередь, потребительские.

Сегодня информационные потоки традиционно расчленяют по атрибутивному признаку для извлечения по отдельности технической информации (например, из патентов), экономической (из прайс-листов), маркетинговой (из рекламы), научной (из статей). При этом в расчлененных потоках исследователи стараются найти свой оптимум: в техническом потоке -наиболее простую схему или конструкцию, в экономическом - наиболее дешевый вариант и т.д. Но правильно ли это? Потребителю, например, не нужен электрочайник, закипающий за одну секунду (хотя это технически возможно) - он просто не успеет расставить чайный сервис, или, сегодня охотнее раскупаются стиральные машины с "навороченной" панелью управления и многочисленными функциями, хотя некоторые из них явно не используются. Покупателю не нужен дешевый чайник: низкая цена часто ассоциируется с низким качеством продукции. Другими словами, расчлененный поток информации, не позволяет отслеживать потребительские свойства продукта, поскольку каждый исследователь, как в басне Крылова "Лебедь, рак и щука", тянет в свою сторону. В результате такие исследования не учитывают глобальные изменения в экономике, не ориентируются на запросы потребителей продукции, разрабатываемой в рамках инновационных проектов.

Из сказанного следует, что в современных условиях реализации проектов для обработки больших объемом публикаций традиционные методы не подходят. А других пока не существует, поскольку ранее не было необходимости в обработке огромных потоков информации - их просто не существовало.

Основной материал исследования. Известно, что для принятия решения в отношении внедрения той или иной инновации, необходима оценка состояния, темпов и достигнутого уровня отрасли, к которой относится разработка и это можно проследить по количеству и периодичности публикаций, появляющихся в мировой печати [8]. Чтобы "не увязнуть" в большом потоке информации, целесообразно ее предварительно сжать, выделяя только основное в каждой публикации. Для этих целей сегодня широко распространено реферирование информационных материалов и размещение их в периодически издаваемых отраслевых реферативных журналах.

Изучение содержания рефератов - это не плохой способ исследования массива информации, но сегодня он уже не может считаться эффективным, хотя бы по той лишь причине, что количество рефератов, даже по какому-то одному узкому направлению науки и техники, довольно велико. А это, в свою очередь, существенно затрудняет или делает вообще невозможным изучение большого информационного массива посредством рефератов. В качестве доказательства этого утверждения, приведем несколько, довольно убедительных примеров.

В реферативном журнале "Сварка" (издается, как отдельный выпуск, с 1967 г., а до этого раздел "Сварка" помещался в реферативном журнале "Металлургия") с 1956 по 2003 годы включительно было представлено 289014 рефератов, освещающих абсолютное большинство публикаций из мировой прессы, посвященных этому технологическому процессу изготовления металлических конструкций. В реферативном журнале "Тракторы и сельскохозяйственные машины и оборудование" с 1962 по 2003 годы было помещено 276230 рефератов, а в реферативном журнале "Оборудование и

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

технология пищевой промышленности" за этот же временной период представлено 194444 рефератов.

Эти примеры наглядно показывают, с каким количеством рефератов придется работать для изучения указанных направлений науки и техники. Можно лишь представить, сколько потребуется времени специалисту, только для беглого просмотра сотен тысяч рефератов, не говоря уже об изучении их содержания.

Возможно, у кого-то возникнет такой вопрос: а зачем изучать все рефераты подряд? Надо просмотреть только тот раздел реферативного журнала, в котором информация будет представлять непосредственный интерес для участников проекта, поскольку касается только лишь конкретного продукта проекта.

Безусловно, это так, но, во-первых, для глубокого изучения динамики изменения рынка, темпов и направлений развития отрасли, к которой относится продукт проекта, все же придется изучать весь объем информационного массива, с учетом ретроспективы [9], а во-вторых, даже в очень узком направлении науки и техники количество рефератов остается довольно большим.

Например, реферативный журнал "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии" (это действительно, пока еще узкое направление), с момента его издания, с 1983 года по 2003 год включительно, содержит, ни много не мало, 32081 рефератов. Допустим, нас интересует только одно направление нетрадиционной энергетики - ветроэнергетика. Действительно, в указанном реферативном журнале имеется отдельный раздел, посвященный этому виду энергетики. За все годы издания этого реферативного журнала в этом разделе было помещено 8296 рефератов. Ну, а если изучать ветроэнергетику по рефератам вообще, то придется смотреть их, начиная с 1956 года (начало выхода в свет этого источника информации). Тогда придется обратить внимание, по меньшей мере, на 11247 рефератов.

Эти примеры наглядно показывают, что уже сегодня исследование большого массива информации, даже в узком направлении науки и техники, посредством изучения содержания рефератов малоэффективно. В таком объеме информации (количестве рефератов) легко "заблудиться" и, потратив уйму времени, что недопустимо с учетом постоянного сокращения сроков обновления выпускаемой продукции и высоких темпов изменения конъюнктуры рынка, так и не увидеть главного или перспективного направления развития изучаемой технической системы, то есть того, ради чего, собственно говоря, и проводились исследования.

Нетрудно предположить, что в ближайшие годы изучение больших информационных массивов посредством рефератов станет практически невозможным или, по крайней мере, безрезультатным. Это предположение очевидно и не требует каких-либо доказательств, поскольку в мировой печати наблюдается устойчивая тенденция к нарастанию объемом информации и темпов ее накопления [10, 11]. Традиционный подход к обработке таких, по истине огромных, массивов информации здесь не приемлем. Это уже не просто большие информационные массивы. Это мегамассивы, с новыми свойствами, которые проявляются только в гигантских объемах информации и, к сожалению, которые пока не учитываются при создании новых видов продукции и услуг. Расчленение и изучение по частям информационного мегамассива неизбежно приведет к потере ценной информации, а главное - так и не удастся выявить и рассчитать оптимальные, с точки зрения потребителя, свойства продукта проекта. А это часто приводит к созданию в рамках инновационных проектов

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

5

продукции, либо технически отсталой, либо морально устаревшей, либо вообще не нужной (бывает и такое), что в конечном итоге приводит к краху проекта. Каждая такая ошибка дорого обходится обществу: потрачены средства и время, а проблема так и осталась не решенной. Подтверждением этого печального факта является заполнение украинского рынка товарами импортного происхождения и незначительным экспертом товаров национальных производителей. То есть рыночный баланс - импорт-экспорт - явно в не нашу сторону. Это связано с тем, что при информационном обеспечении инновационных проектов пока еще не все учитывают появление в мировом информационном пространстве мегамассивов. А игнорировать этот факт - все равно что, образно говоря, искать грибы в лесу с завязанными глазами -эффективность такого поиска практически нулевая.

Поскольку термин "мегамассив информации" вводится в практику управления проектами впервые, постольку нуждается в подробном комментарии, в уточнении, что подразумевает автор под этим понятием.

Полный поток информации за длительный временной период включает в себя различного рода публикации научного, технического, экономического и правового характера, книги (не только научно-популярные, но иногда и художественные, особенно, фантастику), монографии, учебники, справочники, различные сборники трудов, патентную и техническую документацию, заметки и короткие сообщения, сведения о конференциях, реклама и многое другое. Если говорить о мегамассиве, то подразумевается, что вся эта информация должна быть посвящена только одному какому-то конкретному направлению науки и техники, поэтому состоит из всевозможных отдельных и, в то же время, однородных (посвященных только одному объекту) публикаций. Понятно, что каждая публикация, независимо от содержания, назначения, структуры и вида, отражает определенное личное мнение ее автора - специалиста в данной области знаний - в отношении описываемого им объекта. Следовательно, совокупность всех публикаций, посвященных прямо или косвенно одному и тому же объекту, вышедших в мировой печати, при условии отсутствия "пробелов" в информационном потоке, не произвольно отражает коллективное мнение мировой научной общественности, промышленников и потребителей в отношении интересующего их объекта - продукции или услуги.

Следует отметить, что количество публикаций, а значит, и их авторов, в одном, даже довольно узком, направлении науки и техники, может достигать десятков, а порой и сотен тысяч человек. Поэтому мегамассив информации всегда достаточно точно и, главное, всесторонне характеризует уровень совершенства интересующего объекта на современном этапе его развития, его возможность удовлетворять запросы потребителя. С учетом того, что авторы публикаций работают в различных учреждениях и предприятиях, находящихся в разных регионах и странах, их индивидуальные знания, естественно, обладают высокой объективностью и абсолютной независимостью суждений. Поэтому мировое коллективное мнение об определенном объекте, поистине огромного количества авторов публикаций, в силу закона больших чисел, обладает высокой надежностью и в целом косвенно выражает отношение общества к разрабатываемому объекту, то есть, каким оно хотело бы его видеть для полного удовлетворения своих потребностей.

Невольно возникает вопрос: почему у специалистов и потребителей продукции периодически возникает желание выразить через печать свое личное мнение в отношении того или иного продукта или услуги?

Ответ на этот вопрос, в общем-то, довольно прост. Стимулом для создания нового изобретения или написания статьи является либо неудовлетворенность в

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

чем-то автора публикации объектом, либо, наоборот, полная удовлетворенность. В первом случае, обычно, описываются недостатки, свойственные объекту, мнение о том, каким он должен быть, результаты проводимых исследований, новые конструкторские решения, рекомендации по совершенствованию и т.п. В другом случае публикации носят рекламный характер, описывается положительный опыт, приводятся сведения об успехах в каком-то деле и т.д.

В любом из приведенных случаев, автор, как видим, должен оставаться неравнодушным к объекту, входящим в сферу его интересов. Равнодушие, как известно, не вызывает каких-либо эмоций, не может побуждать человека к каким-либо действиям, в том числе, и к написанию статей, к разработке новых технических решений. Следовательно, любая публикация, в сущности, является отражением современного состояния объекта, уровня его развития, его способности удовлетворять запросы общества, высказанным в прессе активным участником экономического процесса - производителем или потребителем продукции.

Изучение потребительских свойств объекта, описание его достоинств и анализ недостатков, поиск путей их преодоления, рекомендации, основанные на проводимых исследованиях и многое другое - все это элементы творчества, которое приводит к рождению новых знаний. Тогда, любая публикация - это, ничто иное, как отражение результатов творческого труда специалистов, выраженного ими же через печать и ставшего достоянием общественности.

С этой точки зрения, каждый автор публикации, независимо от своей квалификации, уровня подготовки, места работы, в сущности, является носителем, хотя и небольших, но вполне конкретных индивидуальных научных, технических экономических, коммерческих, юридических и других знаний об описываемом им объекте. Из этого следует, что накопление информации является, в общем случае, накоплением отдельных разносторонних знаний о каком-либо объекте.

Поэтому, полный массив всех имеющихся в мире публикаций о каком-либо объекте, образующих полный мировой поток информации о нем, - это совокупность всех отдельно взятых индивидуальных знаний авторов-специалистов о данном объекте. Иными словами, большой массив информации отражает коллективное мнение (объединяет отдельные элементы знаний в коллективные знания) научной общественности, деловых кругов, промышленников и потребителей соответствующей продукции, которой посвящены публикации, то есть информационные массивы являются своеобразной наиболее полной, а поэтому и основной базой знаний об интересующем объекте.

Поскольку общество непрерывно развивается, постольку всегда имеет место постоянное изменение во времени и его потребностей. Но у готового объекта, уже материально существующего и реально внедренного в общественную жизнь его создателями, функциональные возможности и качество, то есть его возможность удовлетворять потребность, остаются с течением времени неизменными. Они, как бы "замерли" в статике, в то время как требования общества к его показателям постоянно растут, а значит, возникает необходимость в постоянном изменении и самого объекта.

Поэтому в мировой печати всегда появлялась и будет появляться разнообразная информация, раскрывающая, по сути, диспропорцию между имеющимися возможностями уже реально созданных объектов и непрерывно растущими потребностями общества. Именно этот фактор - дисгармония -побуждает специалистов к проведению исследований, к опубликованию своих

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

7

результатов, делая их, таким образом, достоянием общества. По этой причине постоянно появляются в печати проблемные публикации, а также публикации, раскрывающие пути решения этих проблем. А это значит, что мировая база знаний постоянно обновляется, пополняясь последними достижениями науки и техники.

Следует отметить и такой факт. В мировой печати выходят в свет публикации только лишь о тех объектах, к которым общество проявляет интерес, в которых оно нуждается и которые уже не могут удовлетворить его потребностей. Например, в печати практически не встречается публикаций по проблеме добычи огня с помощью трения лучины о палку или высечением искры из кремня (за исключением чисто повествовательных или исторических), поскольку на современном этапе развития человечества такая проблема перед ним не стоит: сегодня налажено производство спичек, зажигалок и т.п. Это с одной стороны.

С другой стороны, полный поток мировой информации о каком-либо объекте, представляя собой совокупность всех многообразных по структуре и содержанию литературных источников информации, отображает, как уже отмечалось, совокупное мнение или, иначе говоря, все знания деловой общественности и потребителей об этом объекте, которые стали им известны в результате всевозможных научных и прикладным исследований на современном этапе развития науки, техники и мировой экономики. Другими словами, мировая пресса отражает достигнутый на сегодняшний день уровень совершенства или развития объекта, и как бы формирует "идеальный современный образ" объекта, т.е. отражает именно то желание общества, каким бы оно хотело бы видеть его сегодня и в будущем. Из этого следует, что полный и непрерывный поток мировой информации об объекте - это, ни что иное, как своеобразная постоянно обновляющаяся база сравнения потребительских свойств уже реально существующих объектов со свойствами, которые ожидает общество от таких объектов.

На основании изложенного, сформулируем определение понятия "мегамассив информации":

Мегамассив информации - это постоянно обновляемая мировая база знаний о каком-либо объекте - продукте или процесс (услуги), отражающих совокупное мнение научной, деловой и потребительской общественности и сформировавшаяся естественным образом под влиянием объединения потоков всевозможной коммерческой, научно-технической, экономической, маркетинговой, правовой, патентной, публицистической и иной текущей и ретроспективной информации в единый непрерывный информационный поток.

Мегамассив не только сохраняет отдельные публикации, но и умножает информацию, создавая информационное поле, способное генерировать дополнительную информацию, хранить ее, обучать на ранее полученной информации, создавать новую информацию внутри себя, воздействовать на сознание и побуждать к действию. Иными словами, мегамассив управляет сознанием деловой и потребительской общественности нашей планеты или между ними в обществе имеется информационная связь, которая осуществляется посредством мегамассивов. Поясним это утверждение.

Все что написано - это внешняя информация, представленная читателю в явном виде в качестве напечатанного текста. Но в каждом литературном источнике есть и внутренняя, скрытая информация, которую обычно трудно увидеть. Она невидима и не осязаема. (Ведь не даром говорят: "Надо уметь читать между строк"). Только объединяя всевозможные публикации по каким-то

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

отдельным направлениям в мегамассивы, эта внутренняя информация увеличивается до таких размеров, что ее невозможно не заметить, тем более, трудно не обращать внимание. Невнимание к этой невидимой информации вообще не допустимо, поскольку внутренняя информация отражает чаяния ее автора, если хотите, его душу, а значит, и волю общества, в частности, потребителя.

Рассмотреть внутреннюю информацию в отдельной публикации, дано лишь людям особого склада ума. Они догадываются о существовании этой внутренней энергии и лишь смутно представляют себе истинную волю автора (писателя) донести людям свои мысли. Внутреннее содержание отражает эволюцию творчества, мыслительный процесс, частично отраженный в написанном, хотя изложенный материал гораздо беднее.

Внутреннее содержание публикации - это изотерические (внутренние, невидимые) знания [12]. Эти знания эволюционны и хранятся веками. Внутренняя информация - это проекция в мир, в общество, желанный результат, к которому надо стремиться, и который авторы не могут выразить на бумаге вследствие "бедности" языка (его возможностей), словарного запаса. Внутренняя информация - это духовность коллективного разума. Не принимая его во внимание, невозможно чисто технически без нравственности достичь совершенства любой конструкции, и вообще, в чем бы то нибыло.

Действительно, откуда берутся мысли (идеи) и почему именно в определенном направлении? Почему не просто придумывают что угодно, а только то, что надо? Кто подсказывает изобретателям, в каком направлении им надо думать? Как они узнают о проблемах, если перед ними никто не ставил конкретную задачу? Их незримо подсказывает потребитель. Где-то услышал и, даже не обратив внимания на брошенную кем-то фразу, чья-то проблема уже засела в голове творческой личности. Где-то вновь услышал, что-то подобное и т.д. Услышал такое же и другой человек. Именно таким образом происходит направленная передача проблемы, которые тревожат людей. Если посмотреть на этот процесс в целом, то практически во всем мире постоянно кто-то чем-то недоволен и это недовольство высказывается любым способом: устно, в газетах, журналах, кино и т.д. Вся эта информация создает "проблемный шум", "проблемный фон". Равнодушный человек этот "шум" не заметит, а вот мозг творческой личности все фиксирует, наверное, на подсознательном уровне. Если проблема не остра, то этот шум стабилен и находится на невысоком уровне, о чем можно судить по периодичности появления в печати соответствующих публикаций. Но если проблема требует незамедлительного решения, то шум возрастает до невероятных размеров. Внешне этот шум проявляется в виде протестов, демонстраций, террористических актов, манифестаций, созданием объединений, партий и т.п. Вот тогда проблема становится актуальной. И это также отражается в печати: интенсивность публикаций резко возрастает и их количество находится на достаточно высоком уровне, по сравнению с предыдущими временными периодами. Конечно, увеличение количества публикаций может быть вызвано и другими причинами, например, бурное развитие отрасли, модное направление, бизнес и т.д. Но ведь это тоже завуалированные проблемы: стать материально богаче - это нормальное желание людей в современном мире. Но не учет духовности, заложенной в публикациях, обычно приводит к небольшим улучшениям, краткосрочным и не дающих полностью желаемого результата. Таким образом, проблема и ее решения как бы запрограммированы самим обществом: оно их само выдвигает (создает) и направляет творческих личностей на их решение. Это замкнутый цикл, развитие которого происходит по восходящей спирали.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

9

Чувства нельзя передать словами или почти нельзя. Для этого слишком беден набор букв и беден язык или словарный запас человечества. Попробуйте на бумаге отразить душевные порывы или душевное состояние. Вряд ли получится. Напечатанный текст вообще скрывает эмоции, которые частично можно было бы увидеть (душевный порыв) в рукописном тексте по почерку, заметкам на полях, вычеркиванием, недописанным фразам, переписыванием по-новому одного и того же. Но ведь в этом и есть дополнительный скрытый смысл произведения - эмоциональный. Поэтому в напечатанном тексте эмоции незримо присутствуют в содержании публикации.

Ныне, для проведения аналитических исследований по какому-либо объекту обычно рекомендуется использовать три рода сведений, прямо или косвенно присутствующих в публикации. Это, так называемые, "паспортные" данные (кто написал, когда, где издано и т.д.), количественные (сколько страниц, таблиц, формул, характеристики, и т.д.) и качественные (о чем речь: оборудование, технология, материалы, организация, маркетинг, реклама и т.д.) показатели публикации. Однако, если все публикации по тематике исследований объединить в мегамассив, в них просматриваются еще две составляющие: позатекстовая реальность (Зачем это опубликовано? Что не устраивало?) и изотерические - внутренние, а поэтому и невидимые знания, - духовная составляющая коллективного разума, отражающая движение и направленность общественного сознания в отношении вариантов решения тех или иных проблем.

Учет этих, ранее неизвестных составляющих источников информации, позволит не только существенно снизить риск "провала" инновационных проектов, но и вести разработку продукта проекта с оптимальными его потребительскими свойствами (а не экономическими, техническими, как это делается сейчас), что гарантирует полную успешность завершения проекта и достижения поставленных целей.

При таком подходе, в каждой публикации для ее анализа необходимо выделять не три, как это делалось раньше, а пять составляющих. Сведения о них представлены в табл. 1.

10

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Таблица 1

Структурные составляющие публикации

Группа данных (показателей) Что отражает и для чего необходимы

1. Паспортные данные Идентифицируют источник информации. Можно ответить на вопросы: кто, что, когда, где (страна, организация, лично)

2. Количественные данные Необходимы для принятия решения об инвестировании. Показывают состояние отрасли или вопроса (графики, фото, схемы, таблицы, расчеты, формулы), как быстро вернутся средства

3. Качественные данные Помогут преимущественно в конструкторской проработке. Показывают в каком направлении развивается (или следует развивать, придерживаться) техническая система. Это характеристики конструкции. Позволяют оптимизировать показатели или разработать принципиально новую конструкцию

4. Позатекстовая реальность Показывают, что не устраивало автора или, косвенно, готовность объекта к использованию, какие были или есть проблемы, когда и как они решены, если вообще решены. Ведь пишут только то, что интересует общество. Хорошее издательство либо рецензирует "на стороне", а газеты ради сохранения имиджа, тоже не публикуют, что попадя

5. Эзотерические данные Проявляются только в мега-массивах, отражают коллективную проблему (масштабность) общества, коллективный разум научной и деловой общественности, а через него - и чаяния общества

Потоки информации, объединенные в мегамассивы, позволяет иначе подойти к процессу разработки новых товаров и услуг в рамках инновационных проектов, особенно, если эти проекты связаны с созданием объектов промышленной собственности. В некоторых случаях творчество, в большей мере, можно заменить точным расчетом требуемых показателей будущего объекта. Творчество, как известно, не предсказуемо, имеет вероятностный характер, не определено во времени, а результат - порой неожиданный и не всегда оптимальный (перекос показателей). Мегамассив позволяет не разрабатывать, а вычислить аналитически, опираясь на совокупность сведений, всегда наиболее оптимальный объект с точки зрения его потребительских свойств, а значит - 100% гарантия, что он будет воспринят обществом. Ведь оно само его "заказывало", формулируя проблему и видя ее решения в том ракурсе, в котором оно ее понимает. В мегамассивах для этого имеется предостаточно сведений. А ведь аналитический расчет может быть выполнен практически каждым специалистом, в то время как творчество, - не каждому дано.

Например, о каком творчестве может идти речь при разработке бытового утюга, если в сети Internet по состоянию на 07 июня 2004 года имелось 2029 источников информации (web-страничек) содержащих 332260 страниц текста (поисковая система Jndex), посвященных этому нехитрому изделию. В поисковой системе Google на эту же дату имелось 47100 соответствующих источников информации, содержащих 1840000 страниц текста. Если к этому объему информации добавить еще и патентную документацию, включающую 2426 патентов (поисковая система Patent gov), то станет очевидным, что оптимальную конструкцию современного утюга, который будет пользоваться спросом на рынке бытовой техники, проще и надежнее рассчитать, чем изобретать.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

11

Сегодня изобретать новый утюг уже поздно, надо идти дальше и изобретать или новый принцип глажения одежды, или новые немнущиеся ткани или что-то еще новое. В этой ситуации творчество нужно не в решении технической проблемы, а скорее, в решении проблемы, связанной с обработкой такого, по истине, огромного массива информации с целью вычисления оптимальной конструкции утюга из уже имеющихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы не быть голословным, приведем конкретную информацию, качающуюся бытовых электроутюгов. Впервые электроутюг был изобретен в США в 1882 году [13]. Его изображение представлено слева на рис. 1 в том виде, в котором он был представлен в патенте США № 209054. В первом электрическом утюге, как видим, отсутствует емкость для воды, необходимой для образования пара, но есть терморегулятор, правда, он размещен на вилке. Что же изменилось за прошедшие 120 лет? В принципе ничего. На том же рис. 1 справа представлены конструкции электрических утюгов, разработанных там же в США, но уже в 2002 и 2003 годах. Теперь терморегулятор перенесен непосредственно на утюг, добавилась емкость для воды и больше ничего нового. Конечно же, изменились материалы, форма - веяния технического прогресса и дань моде, но принцип действия утюга полностью сохранился.

Сегодня совершенствование утюга идет по пути только лишь улучшения его дизайна (рис. 2) и, очевидно, в этом направлении работа будет вестись бесконечно, в соответствии с изменением вкусов человека с течением времени. Но конструктивно этот электробытовой прибор не изменяется. Техническая система "электрический утюг" практически себя исчерпала. Но прогресс не останавливается ни на минуту. И техническая система переходит в новое качество. Теперь внимание изобретателей переключилось на ... подставку для утюга. На рис. 3 показан современный утюг немецких изобретателей "Стирелла". Если внимательно посмотреть, то на подставке, на которой сосредоточены органы управления, виден до боли знакомый утюг, мало чем отличающийся по форме от американского утюга 120-летней давности!

Этот пример подтверждает наше предположение, что использование информации из мегамассива, можно проследить эволюцию технической мысли и оптимизировать параметры изделия с точки зрения потребителя, практически вычислить конструкцию будущего утюга. К сожалению, объем данной публикации ограничен, что не позволяет полностью рассказать, как это сделать конкретно. Однако, отметим, что отдельные "куски" или части мегамассива нужны на разных отдельных этапах и в каждом конкретном случае обладают определенными преимуществами. Ошибочно брать для разработки, например, только патенты, а ведь так дается в нынешних рекомендациях. При создании нового нужны технические разработки, но и рекламные листки то же дают и внешний вид изделия и расположение органов управления. Не учет духовной составляющей обрекают новый объект на моральное старение, на неудачу при его реализации.

12

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Рис. 1. Первый электрический утюг (слева) [13] и его "внуки" (справа) [14, 15]

Рис. 2. Примеры дизайна современного электрического утюга [16, 17]

Рис. 3. Электрические утюги с функциональными подставками [18, 19]

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

13

Этот пример показал, что для разработки объекта всегда надо брать полный и непрерывный массив разнообразной (разнородной) и, казалось бы, не совместимой для анализа, информации. Это позволяет осуществить комплексный подход к продукту проекта (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика отдельных частей мегамассива информации

Вид информации Что показывает Тип составляющей

Патентная документация Точное по закону об изобретениях изложение материала, описание технического результата, сухая выкладка материала, невозможно проследить течение мысли Научно-техническая составляющая массива информации

Научные статьи Улавливается ход мысли и, иначе говоря, наблюдается процесс создания новых знаний

Беллетристика Эмоциональное описание Духовная составляющая массива

Реклама Эстетическое восприятие и коммерческое описание

Таким образом, если в процессе реализации какого-либо инновационного и, даже, в принципе, любого иного проекта, воспользоваться мировой базой знаний, почерпнутой из мегамассивов информации и разумно ее использовать на всех этапах его реализации, то автоматически будет обеспечена разработка такого продукта проекта, который бы полностью отвечал потребностям и мнению общественности о разрабатываемом объекте, сложившимся у него на момент проведения проектных работ. Только в этом случае появляется реальная возможность своевременно заметить отклонение показателей и потребительских свойств продукта проекта от желаемых и ожидаемых обществом, а значит, оперативно внести соответствующие корректировки в проектные работы.

А на творчество сейчас возлагаются большие надежды в области управления проектами, поскольку именно в этой сфере деятельности еще недостаточно накоплено знаний. Это в полной мере относится и к информационному обеспечению инновационных проектов.

Сегодня буквально по каждому объекту имеется большое, по истине огромное, количество информации, но эта информация не привязана к потребительским свойствам инновационного объекта. Традиционно технические характеристики инновационного объекта считались (приравнивались) эквивалентом эго потребительских свойств. В нынешних условиях это не годится. То есть необходимо изменить структуру описания объекта, возможно, начиная с того, какие потребности может удовлетворить данная инновация и в какой степени - это информация для потребителя продукции - и, лишь затем, описывать ее сущность (содержание), конструкцию, технические и иные характеристики и др. - это информация для производителей, разработчиков и оценщиков.

Изучение объекта посредством больших информационных массивов, в какой-то мере, можно считать новым самостоятельным научным направлением. И этому направлению необходимо дать название, которое полностью позволяло бы охарактеризовать предмет исследования. На наш взгляд наиболее удачным является термин информетрия.

Исходя из изложенного материала, можно дать следующее определение:

14

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Информетрия - это вид комплексной оценки современного состояния и моделирование потребительских свойств продукта проекта посредством мегамассивов информации.

Широкие возможности информетрии делают целесообразным проведение исследований потребительских свойств продукта проектаи на всех последующих фазах его жизненного цикла. Используя соответствующую для каждой фазы информацию, можно проверить достоверность любых утверждений и прогнозов, правильность расчета любых технических и экономических показателей, оценить перспективы развития объекта, его внешнее и внутреннее изменение, содержание, сократить время, ресурсы и средства на проектирование и изготовление объекта, отношение правительства и общественности к объекту и многое другое. Поэтому информационное обеспечение инновационного проекта имеет огромное значение для его успешной реализации.

Работа по изучению и использованию мегамассивов находится в самом начале, много вопросов остается еще открытыми. Поэтому автор не претендует на завершенность представленного материала и заранее всем признателен, кто выскажет свое мнение и замечания по данной теме.

Выводы. В 90-х годах ХХ столетия было открыто новое пятое фундаментальное взаимодействие в обществе - информационное (1-е -гравитационное, 2-е - электромагнитное, 3-е - сильное ядерное, 4-е - слабое ядерное) [20]. Это информационное взаимодействие между всеми участниками экономических процессов осуществляется, преимущественно, через мегамассивы информации. Следовательно, их изучение и использование в информационном обеспечении проектов является жизненной необходимостью, важным регулятором эффективности инновационных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воропаев В.И. Управление проектами В России. - М.: «Аланс», 1995. - 225 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.И.Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

3. Об инновационной деятельности. Закон Украины от 4 июля 2002 года. № 40 - IV.

4. Госкомстат Украины. http://www.ukrindustrial.com/news/indexl. Вход в сайт 20.01.2004, время 17:10.

5. Калюжний В.В. Актуальность проблемы информационного обеспечения инновационных проектов // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2004. - № 1(9). - С. 39-54.

6. 1ванов В.Ф. Контент-аналiз: Методолопя i методика дослщження ЗМК: Навч. поабник / Наук. ред. А.З.Москаленко. - К.: 1СДО, 1994. - 112 с.

7. Патенты дослщження. Методичн рекомендаци/ За ред. В.Л.Петрова. - К.: Видавничий дiм "1н Юре", 1999. - 264 с.

8. Калюжный В.В. Методика обработки массивов информации на прединвестиционной стадии проекта. Учебное пособие. - Луганск: Изд-во ВНУ, 2001. - 88 с.

9. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И.Крутов, И.М.Грушко, В.В.Попов и др.; Под ред. В.И.Крутова, В.В.Попова. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

10. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.К. Основы научных исследований. - К.: Знание, КОО, 2001. - 113 с.

11. Пилюшенко В.Л., Шкрабак И.В. Методология и организация научного исследования: Учебное пособие. - Донецк: ДонГАУ, 2001. - 285 с.

12. Блатавская Е.П. Ключ к теософии. - М.: "Сфера" РТО, 1993. - 320 с.

13. Pat. 209054 USA. In.cl. D 06 F 75/38. Electric flat iron / H.W.Seely (US). - Publ. 06.06.1882.

14. Pat. 6425197 USA. In.cl. D 06 F 75/38. Electric iron / B.K.Ching, A.Sundaram (SG). - Publ. 30.07.2002.

15. Pat. 6539651 USA. In.cl. D 06 F 75/38. Ironing shoe and electric steam iron / A.R.Rius, M.Vazquer and other (ES). - Publ. 01.04.2003.

16. Pat. D470287 USA. In.cl. D 06 F 32/70. Electric iron / H.Hada (JP). - Publ. 11.02.2003.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

15

17. Pat. D478401 USA. In.cl. D 06 F 32/70. Electric iron / W.C.D.Lee (CN). - Publ. 12.08.2003.

18. Паровой утюг "Стирелла". http://www.dampf.ru/stirella.html. Вход в сайт 12.01.2004, время 12:18.

19. Untitled Document. http://www.edu.yar.ru/russian/projects.html. Вход в сайт 22.05.2004, время 09:22.

20. Акимов А.Е. Пятое фундаментальное взаимодействие «ТермЫатор». - 1999. - № 2-3. - С. 21-23.

Стаття надмшла до редакцп 25.05.2004 р.

16

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.