ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)
УДК 340
А.В. Быстрова
ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ СВЕДЕНИЙ О ДОЛЖНИКЕ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
В статье рассматривается одна из проблем, с которой сталкиваются арбитражные управляющие, назначенные на процедуру, при попытке получить сведение о должнике, его контрагентах и заинтересованных лицах. Предложен вариант решения проблемы на современном этапе развития института банкротства.
Ключевые слова: банкротство, арбитражный управляющий, должник, сведения.
В современном экономическом мире одним из основных принципов является свобода предпринимательства, однако, ни один предприниматель, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не защищен от риска потерпеть неудачу и, как следствие, быть признанным банкротом.
Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в рамках процедуры банкротства. В зависимости от применяемой процедуры банкротства суд назначает арбитражного управляющего в качестве: временного управляющего (процедура наблюдения), административного управляющего (процедура финансового оздоровления), внешнего управляющего (процедура внешнего управления), конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства), финансового управляющего (процедуры банкротства граждан).
Относительно недавно в институт несостоятельности (банкротства) было введено новое понятие -банкротство физических лиц. При этом одной из ключевых фигур является арбитражный управляющий, который утверждается судом в качестве финансового управляющего.
В статье 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» довольно подробно изложены права и обязанности финансового управляющего в рамках процедуры банкротства гражданина, указанная статья является обобщающей и распространяется как на процедуру реструктуризации долгов гражданина, так и на процедуру реализации имущества гражданина. В данной статье мы рассмотрим одну из проблем, с которой зачастую сталкивается управляющий при осуществлении своих полномочий.
Так, абзацем 1 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве установлено, что финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Однако, на практике финансовый управляющий может столкнуться со сложностями в реализации своего права на получение сведений о должнике. Органы государственной власти и местного самоуправления не всегда готовы предоставить необходимую управляющему информацию, и вместо запрашиваемых сведений, документов, он получает отказ. При этом ответ, зачастую, мотивирован тем, что в законе, регулирующем деятельность соответствующего органа, финансовый управляющий не указан среди круга лиц, имеющих право получать такие сведения. К примеру, в настоящее время в ФЗ «Об актах гражданского состояния» введена статья 13, пунктом 3 которой установлен круг лиц имеющих право запрашивать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, среди указанного круга лиц не фигурирует арбитражный управляющий. Органы ЗАГС, отказывая финансовому управляющему в предоставлении сведений, действуют в рамках закона, в частности, соблюдают Закон об актах гражданского состояния.
Финансовому управляющему в описанной ситуации остается только обратиться в суд с ходатайством об истребовании документов. Обращаясь в суд, управляющий расходует личные финансовые и рабочие ресурсы, само ходатайство необходимо не только подать в суд, но и направить лицам, участвующим в деле. Таким образом, управляющий вынужденно расходует средства, которые могли бы пойти на удовлетворение требований кредиторов, ведь судебные расходы после реализации имущества возмещаются в первую очередь. Что еще хуже, он может так и не получить возмещения этих расходов.
© Быстрова А.В., 2019.
Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)
ISSN 2223-4047
Следовательно, увеличивается время проведения процедуры банкротства, что может привести к неблагоприятным последствиям. Анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, мы приходим к выводу о том, что эта проблема требует урегулирования на законодательном уровне.
Упрощения получения необходимых арбитражному управляющему сведений можно добиться лишь созданием единого сервиса с электронным документооборотом, таким образом, значительно сократятся затраты как со стороны финансового управляющего, так и со стороны государства. В современном мире широко и быстро распространяется сфера 1Т-технологий, почему бы не упросить с их помощью сопровождение процедуры банкротства.
Сервисы электронного документооборота широко распространены, например, официальный сайт ФНС и Росреестра, однако не у всех государственных органов есть такие сервисы. Получить или предоставить сведения о физическом лице не так сложно, как о юридическом. В таком сервисе сведения могли бы получать арбитражные управляющие, сами органы и должностные лица, а также суды, что значительно облегчило бы их работу.
Подводя итоги, хотим вновь отметить, что несостоятельность (банкротство) как самостоятельный институт сформировался относительно недавно. Как в теории, так и на практике существует большое количество пробелов и недочетов, тем более в большей степени это касается банкротства физических лиц, которое было введено законодателем в 2015 г. Если приложить усилия, выделить из бюджета необходимые средства, можно не только урегулировать спорные моменты, но и ускорить, облегчить банкротство физических лиц.
БЫСТРОВА АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА - магистрант, ФГБОУ ВО "РГГУ", Россия.