Научная статья на тему 'Проблема политической социализации в этнических группах'

Проблема политической социализации в этнических группах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
483
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ДИАСПОРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ETHNICITY / DIASPORA / COMMUNITY / NATIONAL / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хачатрян Г. Г.

Рассматриваются вопросы формирования политических взглядов в семье, школах с этнокультурным компонентом, культурных центрах, молодежной среде. Затрагивается проблема разобщенности этнических сообществ и существования механизмов, действие которых направлено на дезинтеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of political socialization in ethnic groups

Article deals with the problem of political socialization in ethnic groups. The questions of the formation of political views within the family, schools with ethno-cultural component, cultural centers are treated. The issue of fragmentation of ethnic communities and the existence of mechanisms that target disintegration is addressed.

Текст научной работы на тему «Проблема политической социализации в этнических группах»

Проблемы политической социализации в этнических группах

Г.Г. Хачатрян

Понятие политической социализации вошло в научный оборот в конце 50-х гг. XX в. благодаря работе Гарольда Хаймона «Политическая социализация: исследование по психологии политического поведения» («Political Socialization: a study in the psychology of political behavior»), в которой политическая социализация определялась как процесс передачи обществом основных политических ориентиров, установок, ценностей от одного поколения к другому.

В случае с этническими меньшинствами процесс политической социализации сопряжен с проблемой самоидентификации и вторичной политической социализацией. Этнические меньшинства, желая сохранить свою самобытность, противопоставляют себя всему остальному обществу и сравнивают себя с ним. Механизмом сплочения внутри сообщества служит память об общей истории и ценностях, которые лежат в основе политических ориентиров группы. Очевидно, что представления об историческом прошлом и перспективах на будущее малой этнической группы могут вступать в противоречие с представлениями этнического большинства. В то же время существует необходимость сохранить свою группу в инородной среде. В результате этническое меньшинство либо приводит в соответствие свои политические взгляды с политической системой страны, в которой она находится, и по возможности лоббирует свои интересы (интересы страны исхода — в случае с диаспорой) в правительстве, либо стремится изменить систему или создать свою независимую структуру. Необходимость лавировать между интересами этнической общности и интересами страны проживания формирует специфические особенности политической социализации в этнических группах.

Согласно переписи 2010 г., на территории России проживают 193 народа и народности. Из них только 47 народов имеют численность более 50 тыс. человек. Из коренных народов на территории России больше всего (более миллиона) татар, башкир, чувашей и чеченцев. Из некоренных — украинцев, армян (более 1 млн); за ними следуют казахи, азербайджанцы, белорусы (от 400 до 1 млн), немцы, узбеки, цыгане, таджики, грузины, евреи, молдаване, корейцы, турки, киргизы (от 100 до 400 тыс.). Необходимо отметить, что данные переписи (количество народов и их численность) не являются абсолютным показателем: кроме того, что они основываются на самоопределении людей, которое может меняться в течение любого периода времени, они не учитывают сезонных трудовых мигрантов, находящихся на территории России менее одного года, а также людей, не предоставивших свои данные.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

39

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

В современных исследованиях существует множество классификаций этнических групп. Выделяют этнические группы, проживающие на территории своей страны в инокультурном этничном окружении (чеченцы, буряты, татары и др.), и диаспоры — группы, живущие за пределами своей родины, а также утратившие (ассирийцы, евреи до середины XX в.) или не имеющие своего государства (цыгане). Иногда термин «диаспора» употребляют в расширенном значении по отношению к внутренним этническим группам1. Диаспоры можно классифицировать по времени основания:

- исторические (евреи, армяне и др.);

- современные (китайцы, корейцы и др.);

- диаспоры на стадии становления (таджики, узбеки и др.)1 2.

По степени сплоченности Дж. Армстронг выделял «мобилизованные» и «пролетарские» диаспоры. Первые имеют длительную историю и обладают высокой степенью социальной адаптации, прежде всего это еврейская и армянская диаспоры (экономически сильные диаспоры). Вторые — возникли недавно, в основном в результате переселения по экономическим и политическим причинам; к этой группе относятся иностранные рабочие (наиболее уязвимые этнические группы)3.

Политическая социализация в диаспоре/этнической группе напрямую зависит от индивидуальных особенностей конкретной диаспоры/этнической группы: степени ее сплоченности, экономических факторов, времени ее возникновения на территории страны, ее истории, связей с исторической родиной и т. д. Важно учитывать то, что политическая социализация в диаспорах/этнических группах включает в себя проблему самоидентификации: в какой степени представитель диаспоры ощущает себя гражданином России и членом российского общества и в какой степени патриотом страны исхода? Что для него первично — гражданство или национальность? Как правило, самоидентификация связана со степенью интегрированности в общество. В этом отношении различаются не столько диаспоры разных этнических групп, сколько разные поколения мигрантов внутри диаспоры. Мигранты нового поколения больше связаны со страной исхода и интенсивнее переживают свою инаковость по сравнению с уже осевшими в стране соплеменниками.

Можно выделить несколько уровней коммуникации, от которых зависит функционирование этнической группы и в рамках которых может формироваться политическая социализация: взаимодействие членов этнической группы внутри сообщества (коммуникация в семье, школах с этнокультурным компонентом, культурных центрах, молодежных объединениях, общественных организациях и т. д); взаимодействие с другими этническими группами; взаимодействие с международными организациями.

1 Старовойтова Г.В. Проблемы этносоциологии иноэтнической группы в современном городе. Л., 1980; Аствацатурова М., Тэпс Д. Чеченская диаспора в России // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 60-62; Иванов В.П. Формирование чувашской диаспоры. Чебоксары. 1988.

2 Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Независимая газета. М., 2005; Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике // http://world.lib.ru/editors/k/kim_ german_nikolaewich/3019-3.shtml

3 Armstrong J.A. Mobilized and proletarian diasporas // American political science review. Wash., 1976.

40

Выпуск 1 2014

Г.Г. Хачатрян

Семья и школа

Один из важнейших механизмов скрепления этнической группы, обеспечивающий сохранение единства, — это память об общем прошлом. Именно память играла ключевую роль в сохранении еврейского народа. Библейское предписание помнить прошлое и передавать его из поколения в поколение от отца к сыну (Втор. 6:20-25) можно рассматривать как своего рода акт политической социализации и в то же время способ формирования идентичности. Библейский текст дает четкие указания на территориальные претензии, политических врагов/союзников и на наиболее благоприятный способ правления. Кроме того, характерен образ угнетаемого народа (в сочетании с избранностью), которого ждет светлое будущее в результате некоего переворота. Тот факт, что все эти установки (чувство избранности и долга/вины перед предками) внушаются и ритуально подкрепляются с детства, в семье, служит мощным барьером, препятствующим ассимиляции. Вместе с тем такая модель позволяет находиться в состоянии диаспоры продолжительное время и воспринимать как вторую родину страну пребывания, встраиваясь в ее структуру.

Память о прошлом создает призму, через которую оцениваются политические события. Так, для армян память о геноциде (который воспринимается как личная трагедия семьи4) может определять отношение к Азербайджану и Турции (включая территориальные претензии) и служить дополнительным аргументом в решении Карабахского конфликта в пользу Армении. Представление о геноциде черкесского народа служит основанием для требования от России со стороны адыгской элиты «восстановления исторической справедливости» и принятия ряда политических мер в пользу репрессированного народа5. Память о колонизации татарских земель подкрепляет сепаратистские настроения среди татар6. Следует отметить, что формирование «исторической памяти», как и «изобретение традиции»7, необязательно имеет длительную историю — сепаратистские настроения среди татар характерны прежде всего среди молодежи и не связаны с воспитанием в семье. Прошлое конструируется в соответствии с потребностями настоящего8. Важно учитывать, в какой момент и при каких обстоятельствах формируется та или иная идентичность.

В значительной степени на самоидентификацию этнических групп влияет образовательная программа в школах, в особенности в школах с этнокультурным компонентом. Такие образовательные учебные заведения различают по составу учащихся (многонациональные, мононациональные) и образовательной программе (количеству часов, отводимых на освоение этнокультурного компонента). В зависимости от потребностей той или иной этнической груп-

4 Исследования, проведенные в Москве, показали, что все армяне, вне зависимости от времени проживания в России, особенно значимым днем считают день памяти жертв геноцида (Асрибекова Т.В. Армянская диаспора в Москве. История формирования и этнокультурное развитие в конце XX — начале XXI в.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук).

5 Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье. М., 2013. С. 33.

6 Там же.

7 Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. № 1. 2000.

8 Хаттон П.Х. История памяти. СПб., 2004. С. 42.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

41

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

пы, компактности расселения, исторических и культурных особенностей этнокультурный элемент может вводиться на разных уровнях и в разных объемах, он может сводиться к изучению национального языка, а может быть основой образовательной программы. В четырех республиках Российской Федерации — Башкортостане, Татарстане, Саха (Якутия), Коми — этнокультурный компонент составляет значительную часть дошкольной и школьной программ, национальный язык изучается в качестве государственного языка республики. В республиках с преимущественно однородным этническим составом — Чечне, Ингушетии, Туве — хотя национальный язык не является государственным, фактически изучается в статусе государственного9.

Коренные народы России также имеют возможность получать образование на родном языке. Так, на территории Татарстана в период 2004-2005 гг. действовали 145 чувашских, 23 марийских, 44 удмуртских и 4 мордовские школы10 11. Школы, в которых большинство учеников — русскоязычные дети (в том числе этнические русские), по модели могут сближаться с учебными учреждениями с углубленным изучением иностранного языка. В таких школах этнические русские могут количественно преобладать над учениками других национальностей. Их программы нацелены на сравнительное изучение двух культур, а также включают знакомство с другими национальными традициями. В целом образовательные программы школ с этнокультурным компонентом выполняют функции: сохранения этнической идентичности, адаптации этнической группы к новым социальным, политическим, экономическим условиям, формирования гражданской позиции11.

Тем не менее этнический элемент в национальных школах не всегда работает на консолидацию народа и формирование российской гражданственности. В ряде случаев этническое образование, приводящее к усилению национальной идентичности, может способствовать возникновению иммигрантских или сепаратистских настроений. Исследования еврейских курсов для старшеклассников (проводимые Еврейским агентством), показали, что изучение национальной истории приводило к повышению национального самосознания и проявлению большого интереса к репатриации в Израиль12. По оценкам экспертов Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ, некоторые учебники по истории Татарстана, рекомендованные для школьников и студентов, способствуют формированию у молодежи этноконфликтной исторической памяти13. Кроме того, некоторые татарские исследователи и активисты молодежных движений выражают опасения, что господство государствен-

9 Мартынова М.Ю. Школьное образование как ресурс культурной и национальной идентичности // valerytishkov.ru/engine/documents/document2035.doc

10 Этничность, язык, образование. Политический и практический опыт постсоветского Татарстана / Язык и образование в сохранении идентичности этнических и лингвистических меньшинств // Казанский федералист, 2006. № 4 (20), осень, 2006 // http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n20/5/

11 Мартынова М.Ю. Указ. соч.

12 Тартаковский Е. Этническая история в школе: социально-психологические аспекты преподавания // Диаспоры. № 2. 2009. С. 125.

13 Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа: проявления, масштаб, последствия // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/284/

42

Выпуск 1 2014

Г.Г. Хачатрян

ной идентичности над этническими идентичностями приведет к поглощению и исчезновению последних14. Следует отметить, что, несмотря на эти опасения, именно в Казани зафиксирован наиболее высокий уровень национальной самоидентификации (43%)15.

Согласно исследованиям ВЦИОМ, для 35% школьников России национальная идентичность доминирует над гражданской16. Гражданская самоидентификация характерна для большинства школьников Калининграда (85%), Белореченска (82%) и Воронежа (81%), более половины школьников Санкт-Петербурга (63%), Якутска (65%) и Нальчика (66%). При этом практически во всех случаях гражданская идентификация русских значительно выше, чем у представителей других национальностей России. После Казани наибольший процент школьников, для которых определяющей самоидентификацией является национальная принадлежность, зафиксирован в Москве (42%).

Исследования этнической самоидентификации азербайджанских, армянских, грузинских подростков в Москве показали, что большинство детей уже к девяти годам начинают ощущать свою этничность при разных обстоятельствах, в значительной степени — в результате беседы с родителями и при конфликтах с другими национальными группами17. При этом национальная самоидентификация усиливается по мере взросления (к 9-10 классу со своей национальностью идентифицируют себя 40% школьников)18. Соотношение гражданской (российской) и этнической идентичности различается в разных этнических группах: гражданская идентичность оказалась приоритетной для 3/5 азербайджанцев, половины армян и 2/5 грузин19. Следует подчеркнуть, что самоидентификация этнической группы в целом в регионе может отличаться от самоидентификации школьников той же этнической группы. Так, азербайджанцы Москвы прежде всего ассоциируют себя с гражданами Азербайджана, выделяют свою этническую и религиозную принадлежность; российская идентичность находится лишь на четвертом месте20.

14 Гибатдинов М.М. Перспективы поликультурного подхода в преподавании курса «История Отечества» // Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы / под ред. Ф.М. Султанова, М.М. Гибатдинова. Казань: Институт истории АН РТ, 2005. С. 44; Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане. М.: Институт социологии РАН, 2012. 149 с. 1 CD ROM, Официальный сайт Института социологии РАН // http://www.isras.ru/inab_2012_06.html

15 Зорин В.Ю. Об аспектах этнической политики в России // valerytishkov.ru/engine/documents/ document2036.doc

16 В ходе исследования ВЦИОМ «Формирование общегражданских установок и этнических стереотипов в школьной среде» было опрошено 6800 учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в 16 городах России. Тип выборки — квотная по полу и возрасту; в точках опроса в национальных республиках был введен дополнительный критерий квотирования — по национальности. Опрос охватил следующие подвыборки: учащиеся младших средних классов (5-6 классы), учащиеся старших средних классов (7-8 классы), учащиеся старших классов (9-11 классы). Опрос проводился методом аудиторного анкетирования школьников по месту их учебы.

17 Шапиро В.Д., Герасимова М.Г., Сьянова Н.Б. Азербайджанские, армянские, грузинские подростки в Москве: этническая самоидентификация и включенность в межнациональные отношения // Диаспоры. 2007. № 3.

18 Зорин В.Ю. Указ. соч.

19 Там же.

20 Кузнецов. Азербайджанцы в мегаполисе и в провинции // Диаспоры. 2007. № 3. С. 59.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

43

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

Молодежные объединения и культурные центры и фонды

Национальная молодежная среда — наиболее плодотворная среда для возникновения как радикальных и деструктивных, так и консолидирующих движений, направленных на укрепление государства. По данным опросов, коммуникация молодежи внутри этнических групп играет важную роль в ее социализации и адаптации в многополярном мире21. Этнические студенческие объединения, такие как Ассоциация молодежи Дагестана, Союз чеченской молодежи, Союз армянской молодежи и др. — нацелены на активную политическую социализацию, осуществляемую посредством бесед, просветительских мероприятий, лекций, конференций, круглых столов и т. д. В задачи этих мероприятий входит создание позитивного образа этнической группы и формирование гражданской идентичности. Многие молодежные организации сотрудничают с государственными органами, правительственными и неправительственными организациями.

Национальные культурные центры по своим задачам сближаются со студенческими организациями. В их уставе можно обнаружить нацеленность на воспитание граждан России, сохраняющих национальную самобытность. Эффективность этих организаций и их посещаемость зависит от региона, особенностей этнической группы, длительности проживания в стране и других факторов.

По экспертным оценкам, в армянских организациях состоят 20% армян России, только 30% регулярно посещают культурные мероприятия. В жизнь диаспоры вовлечено 29% молодежи22, по Москве этот процент выше. Прослеживается зависимость между отношением к общественным организациям и длительностью проживания в России: положительная оценка национальных организаций чаще встречается у новых мигрантов, в то время как армяне, живущие в Москве долгое время, скептически к ним относятся и редко посещают мероприятия23.

Кроме культурных центров существуют общественные организации, фонды, нацеленные на оказание помощи мигрантам (от трудовых до студенческих). Поскольку от ситуации в стране и миграционной политики зависит их будущее, эти организации стараются принимать активное участие в политической жизни страны: они могут влиять на межгосударственные отношения, формировать общественное мнение, участвовать в политических митингах. Так, например, движение «Трудовые мигранты» добивается введения трудовых виз. Руководитель организации Карамат Шарипов отправил прошение Президенту РФ с просьбой — на основании государственно-частного партнерства способствовать созданию рабочих мест в Таджикистане24. Вместе с «Федерацией мигрантов России» «Трудовые мигранты» в 2012 г. выступали в поддержку В.В. Путина на президентских выборах.

21 Опрос студентов в Нальчике: этничность против российской и религиозной идентичностей // http://caucasustimes.com/artide.asp?id=21139

22 Из сборника статей «Армения и мiр», выпущенного Институтом социальных наук (Москва) в 2012 г. Армянская диаспора в России и в мире // http://husisapail.wordpress.com/ 2013/02/03/армянс-кая-диаспора-в-россии-и-в-мире/

23 Асрибекова Т.В. Указ. соч.

24 http://tajmigrant.com/category/obrashheniya

44

Выпуск 1 2014

Г.Г. Хачатрян

Политические ориентиры

Политические позиции в этнических группах в большой степени зависят от степени включенности в российское общество и связи со страной исхода (в случае диаспор) или с другими странами (пример — идея пантюркизма). Традиционные диаспоры (вне зависимости от национальности) склонны поддерживать существующую власть, выступают против оппозиции. В поддержку В.В. Путина выступили азербайджанская25, армянская26, таджикская, грузинская27, корейская28 диаспоры. В то же время отдельные члены диаспоры могут принимать активное участие в оппозиционном движении. Кроме того, в рамках диаспор существуют движения, ориентированные в большей степени не на укрепление российской гражданственности, а на поддержку страны исхода и репатриацию. Такова армянская революционная федерация левого толка «Дашнакцутюн» — влиятельная во многих странах мира. Своей целью они ставят признание всеми странами геноцида армян и решение карабахского конфликта. Недавно «Дашнакцутюн» представила программу по пресечению миграции из Армении «Мы будем жить в нашей стране»29.

В национальных республиках России функционируют неправительственные организации/объединения с разной направленностью: одни ориентированы на формирование гражданского национализма, другие, напротив, на укрепление этнического, с выраженной сепаратисткой ориентацией. В 2009 г. неправительственные организации Северного Кавказа при поддержке фонда «Новая Евразия» приняли участие в проекте по созданию центров социального развития. Проект был направлен на профилактику межэтнических конфликтов и стабилизацию ситуации на Северном Кавказе. Общественные организации «Институт проблем молодежи» (Кабардино-Балкарская Республика), «Гражданская стратегия» (Карачаево-Черкесская Республика), «Южный региональный ресурсный центр» (ЮРРЦ, Краснодарский край), «Содействие — Юг» (Ставропольский Край), «НАБАТ» (Республика Дагестан) предприняли целый комплекс мер по предотвращению межэтнических конфликтов в республиках и формированию активной гражданской позиции; просветительские работы велись в первую очередь среди школьников и молодежи30.

Трансгосударственная активность этнических групп может иметь сепаратистский характер и объединять так называемые внутренние и внешние диаспоры. Идея создания «Великого Турана», или пантюркизм, объединяет «внешние диаспоры» России (тюркские народы или народы алтайской языковой семьи) с коренными народами России. В 2012 г. Союз татарской молодежи (СТМ) «Азатлык» и башкирское движение «Кук буре» объявили о своем объединении

25 http://news.bakililar.az/news_oktay_guseynov_azerbayja_74034.html

26 http://newsland.com/news/detail/id/908948/

27 http://file-rf.ru/news/4876

28 http://www.arirang.ru/news/2012/12025.htm

29 http://www.regnum.ru/news/poHt/1708774.html#ixzz2jDIldG8C

30 Стабилизация ситуации на Северном Кавказе: создание институциональных механизмов профилактики конфликтов. М., 2011 // http://www.neweurasia.ru/media/SevKav2011.pdf

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

45

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

в борьбе «за права и интересы тюркских и других нерусских народов»31. Также существует проект создания союзов с активистами Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Алтая и Якутии. К татарскому национальному движению проявляют интерес и зарубежные НПО, в первую очередь структуры Грузии, Азербайджана, Украины, стран Прибалтики, а также США, Евросоюза и Турции32. Известно, что некоторые уличные акции «Азатлыка» финансируются из Азербайджана. Также набирает силы идея панисламиза, которая на сегодняшний день становится влиятельнее пантюркизма33. Такие националистические организации, как Татарский Общественный Центр (ТОЦ), «Милли меджлис», «Иттифак», «Азатлык», сочетают националистические идеи с религиозными34.

31http://kyk-byre.ru/748-pressa-s-cenzuroy-ob-obedmemi-bpd-kuk-bure-s-stm-azatlykenzumoy-presse-

o-nas.html

32 Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье. М. 2013. С. 14.

33 Там же. С. 2.

34 Там же. С. 13.

46

Выпуск 1 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.