Научная статья на тему 'Диаспора как исследовательская проблема'

Диаспора как исследовательская проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
589
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Community as a Scientific Problem

Irina Sagitova, junior scientific worker of the Institute of History called her article «The Ethnic Community as a Scientific Problem». The author remarks that scientific interest to such a phenomenon as «ethnic community» as an object of study becomes of interest not long ago — after the disintegration of the USSR. There ap􏰀 peared a lot of various works on this subject. And in the article the author analyses a number of such works, and estimates them expressing her own point of view dealing with such phenomenon as «ethnic community».

Текст научной работы на тему «Диаспора как исследовательская проблема»

ДИАСПОРА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ирина Олеговна САГИТОВА, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, председатель Совета молодых ученых ИИАЭ ДВО РАН, ученый секретарь Совета молодых ученых при Президиуме ДВО РАН. Сфера научных интересов — формирование, развитие и этнокультурный облик диаспорных групп на территории дальневосточного региона.

До недавнего времени анклавное существование этнической группы, отколовшейся от крупного национального сообщества, рассматривалось чаще всего в рамках этнографии и носило описательный характер, наибольшее внимание уделялось анализу этнических процессов и взаимовлиянию культур1. В 1980-е годы появились публикации, раскрывающие профессиональные, демографические, лингвистические, психологические, культурные аспекты жизнедеятельности этнодисперсных групп в крупных городах СССР. В их основе лежали социологические исследования2. Интерес к диаспоре как объекту исследования начал возрастать под воздействием массовых миграций, начало которым было положено в конце XIX — начале XX в. Пик миграционной активности пришелся на окончание второй мировой войны. В середине 1990-х годов примерно 125 млн чел. жили за пределами своих государств. Ежегодно их число возрастает на 2—4 млн.3

Внимание российских исследователей к изучению диаспорных проблем возросло после распада СССР, когда русское и русскоязычное население республик, возникших на обломках советского государства, одновременно превратилось и в разделенный народ, и в диаспору. Увеличение объема информации о диаспорах, переход термина в другие отрасли научного знания и бытовую лексику повлекли за собой повышенный общественный и научно-исследовательский интерес к проблеме, и как следствие, появилось большое количество разноплановых работ. Ряд публикаций совмещает анализ феномена диаспоры с попытками создания термина, способного вместить всю многогранность явления4. В других рассматривается функционирование диаспор после распада СССР, исследуется вопрос возникновения русской диаспоры в новом зарубежье5. Некоторые носят описательный характер истории диаспор в контексте национальных и этнических процессов в нашей стране. Имеются работы, посвященные армянской диаспоре6, отдельным проблемам жизнедеятельности немецкой, еврейской, ассирийской, корейской диаспор7. Все они выполнены в историческом или политологическом аспекте, и в них отсутствует теоретико-методологическая основа понятия «диаспора», поскольку зачастую современное понятие «диаспора» распространяется как на любую этническую группу, живущую в инонациональном окружении, так и на «часть народа, проживающего вне страны своего происхождения», либо употребляется в качестве синонима миграции и рассматривается в этимологическом, терминологическом и понятийном аспектах. Причиной столь широкой интерпретации термина стала многогранность самого явления, перекликающегося с процессами эмиграции и колонизации, а также с разделением народов в результате возникновения или отсутствия государственности, либо потери связи со своей исторической родиной. Наличие сходных типологических явлений вызывает затруднения в выделении характерных признаков феномена «диаспора». Это позволило ряду исследователей утверждать как многоплановость явления, так и невозможность создания четко выверенного определения, поскольку диаспора, по их мнению, является всего лишь источником для описания одного или нескольких исторических сюже-тов8 или своеобразным экспериментом по выживанию либо невыживанию этноса, его трансформации и (или) сохранению им своей идентичности в условиях изменения социокультурной и природной среды9.

Наибольшее распространение получили дефиниции, определяющие диаспору как национальную или религиозную группу, живущую вне страны своего происхождения, в новой политической и социокультурной среде10. Сходное понятие введено в научный оборот Ж.Т. Тощенко и Т.И. Чаптыковой. Эти авторы определяют диаспору как «устойчивую совокупность людей единого этнического происхождения, живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала своего народа) и имеющих социальные институты для своего развития и функционирования»11.

В этнографической литературе термин «диаспора» до недавнего времени не получал своего развития. Весьма оригинальную точку зрения высказал М.Г. Туров, рассматривающий диаспору как этнографическую группу. Свою позицию он обосновывает наличием в феномене диаспоры таких этноинтегрирующих признаков, как осознание общности происхождения и культуры, единый язык, общее самосознание и самоназвание (этноним)12. Однако диаспора в отличие от этнографической группы не обладает культурным своеобразием, отличающим последнюю от основного этнического массива. Например, русская диаспора в Европе или Америке отличается от русских не особенностями культуры и самосознания, а всего лишь территорией проживания.

Более точно суть диаспоры раскрывает краткая характеристика Ю.П. Платонова. Под этим словом он понимает: «Этнос или часть этноса, проживающего вне своей исторической родины или территории проживания этнического массива и не желающего потерять этнические групповые характеристики, заметно отличающие его от остального населения страны пребывания, а также вынужденный (осознанно или неосознанно) подчиняться принятому в ней порядку»13.

В любом случае диаспора как понятие распространяется на всю статическую совокупность людей, живущих в инонациональном окружении и имеющих свою историческую родину за пределами территории проживания.

Следующей особенностью анализа диаспоры как феномена, независимо от ее возраста и этнического состава, стало использование в качестве исходного аналитического материала истории еврейского народа и еврейских общин. Известно, что изначально термин «диаспора» применялся по отношению к евреям, проживавшим вне Палестины, особенно после их изгнания оттуда в начале VI в. до н. э. вавилонским царем Навуходоносором II, а затем в I—II вв. н. э. — римлянами. В дальнейшем термин получил применение и к некоторым другим этническим (армяне, греки, ирландцы, китайцы) и религиозным (ранние христиане) общностям.

В основе такого анализа лежит осмысление формы и способа многовекового существования еврейского народа в отрыве от страны своего исторического происхождения, среди множества различных народов, культур и религий, а также сопоставление сходных исторических примеров, что позволило рассматривать рассеивание в качестве образа жизни. Под последним подразумевается особое устойчивое социально-экономическое, культурное, духовное состояние народа, особая форма жизнедеятельности в физическом и психологическом отрыве от этнического материка или без такового вообще14.

Именно наличие исторической родины за пределами принимающей страны является наиболее важной составляющей диаспорного образа жизни. Учитывая этот факт, мы можем говорить о существовании на территории России классических диаспор, чьи центры сначала были расположены за пределами Российской империи, а затем СССР и Российской Федерации. В настоящее время исследователи указывают на появление новых диаспор внутри России и на постсоветском пространстве, что связано с политическими и социально-экономическими изменениями в стране в 1980—1990-х годах.

Помимо теоретического обоснования феномена диаспоры, выявления причин его появления исследователи, опираясь на реалии сегодняшнего дня, предпринимают попытки классифицировать существующие в России диаспоры. Так, Т.И. Чапты-кова предложила структурировать современные российские диаспоры по нескольким основаниям. Во-первых, по наличию или отсутствию у них национально-государственных образований и удаленности от России. Это, по мнению Т.И. Чаптыковой, позволяет разделить их на несколько разновидностей.

1. Проживающие на территории России и не имеющие своих государственных образований как в составе РФ, так и за ее пределами (цыгане, курды, ассирийцы, уйгуры, белуджи и др.).

2. Проживающие в России и имеющие свои государственные образования за ее пределами в ближнем зарубежье (украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, грузины, узбеки, таджики и др.).

3. Проживающие в России и имеющие свои государственные образования в дальнем зарубежье (немцы, поляки, корейцы, греки, финны, болгары, турки, румыны и др.).

4. Проживающие за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований в составе Российской Федерации (татары, чуваши, башкиры, мордва, чеченцы, буряты, якуты, удмурты, коми, марийцы, осетины и др.).

Во-вторых, в зависимости от типа расселения в принимающей стране, полагает Т.И. Чаптыкова, диаспоры можно классифицировать на дисперсные (евреи, грузины, белорусы и др.), точечные (курды, казахи, марийцы и др.), смешанные, с преобладанием одного или другого типа расселения (цыгане, немцы, татары и др.). В-третьих, основанием для классификации является численность этноса. В зависимости от нее выделяются многочисленные (украинцы, белорусы) и малочисленные диаспоры (курды, ассирийцы). Четвертым основанием служит степень их сплоченности и охвата сфер деятельности. Одни диаспоры стараются охватить основные сферы жизни своих членов (татарская, армянская, ассирийская диаспоры), другие — ограничиваются отдельными направлениями (чеченская, цыганская). Также диаспоры можно рассматривать с точки зрения позитивности или деструктивности их социального поведения. В целом они ведут социально приемлемую деятельность, но иногда сосредоточиваются на националистических, экстремистских идеях и ценностях либо выступают в качестве лобби своих национальных интересов. Не исключается и криминальный аспект в их деятельности, о чем свидетельствует такое специфическое образование, как этническая преступность15.

Более упрощенную схему предложила М.А. Асвацатурова. По ее мнению, типология современных диаспор предусматривает выделение следующих групп:

а) классические диаспоры; б) новые диаспоры как результат этнической миграции; в) новые диаспоры как результат распада СССР; г) новые диаспоры как результат нового национально-государственного устройства.

В составе перечисленных диаспор присутствуют этнические группы, представляющие дальнее и ближнее зарубежье (внешние диаспоры), а также компактные группы народов РФ, проживающие вдали от соответствующих национально-государственных образований (внутренние диаспоры)16.

Предложенные классификации очень спорны, тем более, что авторы не обосновывают критерии соотнесения тех или иных групп применительно к диаспорно-му образу жизни. Прав В. Дятлов, обращая внимание на то, что на чисто интуитивном уровне некоторые этносы как диаспора воспринимаются естественно, в то время как словосочетания «татарская», «башкирская» и подобные им вызывают внутреннее отторжение. Да и можно ли назвать диаспорами коренные российские народы, проживающие вне ареала своего исконного расселения? Другое дело, что распад советского государства вызвал разделение его политического и географического пространства на несколько государств, что в свою очередь привело к разделению народов. Действительно, эти люди столкнулись со многими проблемами, в том числе и с такими, как этническая миграция, освоение нового этнокультурного пространства и связанные со всем этим процессы адаптации в новой (по сути) социокультурной среде. Их можно назвать диаспорами, но при этом следует учитывать, что это явление находится в процессе своего становления и еще до конца не выработало (или не освоило) механизм диаспорного образа жизни.

Ряд этнических групп, проживающих в России и имеющих свои национально-государственные или иные территориальные образования в составе нашей страны, логичнее отнести к разряду землячеств. Хотя некоторые исследователи называют их протоди-аспорами, указывая на их активную деятельность по защите групповых интересов17.

Таким образом, диаспоре как объекту исследования посвящено большое количество разноплановых публикаций. Отсутствие единства подходов к разработке теории диаспороведения позволяет, с одной стороны, выявить типологически-однородный круг составляющих данного явления, а с другой, превращает диаспору в пока еще не решенную исследовательскую проблему. Наиболее приемлемо, видимо, определить диаспору как совокупность людей единого этнического происхождения,

живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа), сохраняющих свои этнические характеристики, отличающие их от остального населения страны-реципиента, и одновременно приспосабливающиеся (осознанно или нет) к нормам, традициям, культуре принимающего общества. Изначальным условием образования диаспоры является наличие на территории страны людей, имеющих свою историческую родину за ее пределами.

В основе миграции населения в другую страну лежат критические или катастрофические события: войны, этнические конфликты, революции, голод, распад многонациональных государств, неблагоприятная экономическая ситуация и другие экстремальные события, представляющие угрозу жизни, коллективным и индивидуальным правам и свободам граждан соответствующей национальной группы на той или иной территории, воспринимаемой впоследствии как историческая родина, а также добровольные миграции. Под влиянием тех или иных факторов часть этноса расселяется в большинстве стран за пределами своей титульной административно-государственной единицы или своей исторической родины, и ни в одной принимающей стране эта группа не получает своей национально-государственной единицы, исключение составляет Еврейская автономная область в России как искусственное образование. В ряде случаев этнос чувствует себя глубоко интегрировавшимся в принимающий социум и начинает настаивать на осуществлении права на территориальное самоопределение18.

В чужой стране члены диаспоры образуют общины, которые в отличие от иммигрантских более стабильны и существуют на протяжении нескольких поколений. Это привлекает новые волны мигрантов, что нередко приводит к созданию «вторичной» или «третичной» диаспоры. Именно община вдали от исторической родины становится важным социальным институтом, позволяющим людям сохранять свою этническую идентичность. Она также является основной формой существования диаспоры, связывая активных и «статистических» членов при условии сохранения ими своей идентификации. Именно самоидентификация становится основой диаспорного образа, связывая между собой различных людей. В результате сама диаспора как явление существует лишь до той поры, пока человек ощущает себя «иным», даже в ставшей уже привычной этнокультурной среде, когда страна — реципиент становится родиной.

Зачастую диаспорная община, основанная на самоидентификации ее членов, становится опорой в чужом, враждебном мире, особенно на первом этапе жизни в другой стране, когда человек сталкивается с проблемами экономического выживания, культурной совместимости с новой средой, проявлениями этнорасовой и социальной дискриминации, конкурентной борьбы. В этой ситуации благодаря наличию диаcпорных образований процесс социокультурной адаптации происходит менее болезненно.

Но не только принимающее общество влияет на диаспору и ее членов. Этот процесс во многом взаимообусловлен. Влияние диаспоры на принимающее общество возрастает в случае, если политическая, экономическая, социокультурная жизнь общества зависит от мигрантов. В современном мире эти люди оказываются дешевой и непритязательной рабочей силой, придавая импульс обновления традиционной системе социально-экономических связей общества-реципиента. Если имеется большое число мигрантов, то они привносят в общество свои вкусы и представления, меняя тем самым его демографический облик и расширяя его полиэтнический спектр. Наглядным подтверждением такого тезиса являются США, Канада, латиноамериканские государства, Австралия, Израиль.

Помимо этого росту влияния мигрантов способствует их умение найти, сохранить и расширить собственную социально-экономическую нишу, что достигается через концентрацию усилий в тех отраслях экономики и сферах жизни, на которые не претендуют властные структуры. В традиционном обществе эта задача усложнялась тем, что нужно было занять свое место в жестко структурированной, иерархично организованной, закрепленной обычаем и законом системе. Отсюда шла специализация целых этнических или конфессиональных групп в торговле, финансах (включая ростовщичество), ремеслах, свободных профессиях и, как следствие, закрепление за ними названия «торговых народов», «торговых меньшинств», «посреднических меньшинств».

В случаях, если принимающее общество нуждалось в опыте, знаниях, профессионализме мигрантов, они становились привилегированной социальной группой, пользующейся покровительством властей. Такая ситуация закрепляла их монополь-

ное положение в обществе, но и способствовала социальной изоляции. В результате определенный род занятий какой-либо этнической группы воспринимался как природное этническое свойство.

В современном обществе наличие социально-профессиональной структуры по-прежнему считается фактором обеспечения жизнедеятельности диаспоры, поскольку жизнь в иноэтничном окружении требует высокой квалификации, собственной профессиональной ниши. Представители диаспор часто стремятся занять сильные и монопольные позиции в специфических и сложных сферах деятельности. Престижные и доходные профессии наследуются новыми поколениями, что в свою очередь способствует процессам социализации и самоидентификации членов этнической группы с диаспорой. Основой современной социальной деятельности многих диаспор стало использование и внедрение этнических традиций питания в пищевую культуру принимающего социума. Национальные кафе, рестораны, бары существенно обогащают и разнообразят жизнь страны-реципиента, частично способствуя формированию положительного облика диаспоры.

Степень интеграции диаспоры в общество-реципиент также зависит от пространственной концентрации на разных территориальных уровнях, что позволяет структурировать данное явление. Так, применительно к региональному контексту отдельной страны, на наш взгляд, больше подходит обозначение «диаспорная группа», которое сужается до термина «диаспорная община» — как коллектив людей, организованный посредством социальных институтов. Как часть диаспоры диаспорная община отражает общие тенденции, характерные для организации этноса в инонациональном окружении. Иерархичность явления позволяет говорить о том, что диаспора — это сеть, существующая на разных пространственных уровнях, включая и глобальный. Связи между иерархичными структурами зависят от политической ситуации в принимающей стране и уровня развития коммуникаций. Большинство общин поддерживает контакты со своей исторической родиной, а также развивает контакты между региональными общинами, зачастую даже на личном уровне. Связи диаспоры со своей исторической родиной имеют значение для обеих стран, принимающей и страны выхода.

Изначально большая часть общин — городская, поскольку население города более терпимо и космополитично. Жизнь в сельской местности может быть затруднена постоянной конкуренцией с коренным населением за землю и другие ресурсы, к тому же местное законодательство в этих вопросах целиком на стороне своих граждан. Исключение могут составлять компактные поселения мигрантов, но лишь в том случае, если государство заинтересовано в их существовании, как это было, например, с немецкими колониями в дореволюционной России.

Независимо от места расположения диаспорных групп их воспроизводство и развитие зависит от демографических (наличие необходимой половозрастной структуры для воспроизводства группы), географических (удаленность от этнической родины, природные условия), этнопсихологических (склад национального характера), этнополитических (политика принимающего государства по отношению к диаспоре); этнокультурных (прежде всего близость культурной дистанции групп и иноэт-нического окружения) факторов.

Особую роль в этом процессе играет наличие в структуре диаспоры социальных институтов и явлений. Чаще всего взаимодействие членов диаспоры осуществляется через религиозные общины, стимулирующие деятельность разнообразных культурных организаций, через средства массовой информации, национальные литературу и искусства, образование. Одной из социальных функций этих институтов является сохранение родного языка или диалекта как механизма первичной социализации, воспроизводящего общину.

Однако, чем благоприятнее окружающая среда по отношению к представителям диаспоры, чем полнее институты и нормы принимающего общества способны удовлетворить материальные и духовные нужды человека, тем менее значимыми становятся аналогичные диаспорные образования. Их наличие приобретает номинальный статус как хранителей этнокультурной специфики, а сама община в конечном итоге размывается в принимающем обществе, становясь лишь символом существования диаспоры. Последнее не происходит до тех пор, пока ее члены сохраняют свою самоидентификацию с тем или иным этносом.

Способствуя сохранению самоидентификации, диаспора выполняет культурную, социальную, экономическую, политическую функции.

Поддержание, развитие и укрепление этнической культуры своего народа представителями диаспоры, культивирование ими национальных традиций и обычаев, поддержание культурных связей со своей исторической родиной — важнейшие проявления культурной функции. При этом развитие этнической культуры может проходить по нескольким направлениям. Первое связано с ориентацией этноса на «материнскую» культуру исторической родины, второе направление предполагает стремление сохранить собственную, свойственную данной группе культурную специфику, близкую к изначальной, третье — обусловлено ориентацией на более престижную культуру и доминирующий этнос19. В конечном итоге основная функция общины сосредоточивается на сохранении, развитии и воспроизводстве этнокультурной специфики народа.

Деятельность диаспоры в социальной сфере связана с регулированием миграционных потоков, занятости, помощи в профессиональном самоопределении, созданием своеобразной атмосферы и условий для комфортного сосуществования и взаиморазвития с доминирующей группой.

С помощью экономической деятельности члены диаспоры участвуют в национально-специфических видах производства, сохранении народных ремесел и промыслов, изготовлении товаров народного потребления. Политическая функция проявляется в лоббировании дополнительных прав и возможностей для членов диаспоры, получения особых гарантий для их эффективного развития, расширения их полномочий как внутри принимающей страны, так и на международной арене.

Реализация названных функций еще раз подтверждает тезис о том, что диаспора — сложный социальный феномен с множеством составляющих, цепочка, в которой анализ одного явления неизбежно влечет за собой другое. Все черты взаимообусловлены и взаимозависимы, что превращает диаспору в явление со свойственными всякому социальному организму периодами формирования, стабильного существования, расцвета и упадка. При наличии в структуре диаспоры составляющей, способной сохранять и поддерживать этническую идентичность ее членов, она может неопределенно долго функционировать как составная, но относительно автономная часть материнского этноса. Подобным образом в течение нескольких столетий существуют еврейская, греческая, армянская диаспоры...

Взаимодействие между культурой диаспоры и общества-реципиента происходит постоянно благодаря наличию культурной дистанции. Эта своеобразная борьба старого и нового, где первое выступает как регулятор этнической жизни на чужбине, а второе — в качестве организатора бытия в новой среде. Причем неблагоприятная среда обитания становится своеобразным залогом консервации этнических черт. Сокращение культурной дистанции, утрата самоидентификации ведут к исчезновению диаспоры как этносоциального образования.

Многие современные диаспоры хорошо интегрировались в социуме, нашли свое место в системе разделения труда и социальных ролей, сохранили особые культурные и психологические характеристики, специфическую ментальность и связь с исторической родиной. Став активными участниками современных этносоциальных и этнокультурных процессов в Российской Федерации, они испытывают усиление влияния исторической родины в области экономического и гуманитарного сотрудничества, поддержки системы национального образования и средств массовой информации, культурных и научных контактов, обмена технической и научной информацией, что существенно влияет на их статус в принимающем государстве.

Современная жизнедеятельность диаспоры одновременно демонстрирует две противоречивые тенденции: нежелание утратить свои основные этноинтегрирующие характеристики (общность происхождения, язык, самосознание, самоназвание) и стремление адаптироваться к принятому окружающим большинством политическому и социокультурному порядку. В результате диаспора предстает перед нами как саморазвивающаяся система, существующая в режиме самосохранения в качестве института адаптации иммигрантов. Структуру диаспоры образуют земляческие, конфессиональные, клановые объединения, благотворительные организации и иные социальные институты, преследующие свои задачи. Иногда эти составные элементы даже конфликтуют между собой, но их общая деятельность сконцентрирована вокруг интересов диаспоры, что способствует реализации механизма самоорганизации, в основе которого лежит осознанная этническая принадлежность.

1 Козлов В.И. Динамика численности народов: методология исследования и основные факторы. М., 1969; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971; Численность и расселение народов мира. М., 1962; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1989; Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнические и этнографические группы в СССР. Уфа, 1989; Малые и дисперсные группы в европейской части СССР: география расселения и культурные традиции. М., 1985; Этнические группы в европейской части СССР (формирование, расселение, динамика культуры). М., 1987; Этнокультурные процессы в национальносмешанной среде. М., 1989 и др.

2 Этнические процессы и образ жизни. Минск, 1986; Опыт этносоциологического исследования образа жизни (по материалам Молдавской ССР). М., 1980; Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. Л., 1987 и др.

3 Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001. С. 5.

4 Алексеев П.М. К понятию «диаспора» // IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. М., 2001. С. 230; Асвацатурова М.А. Диаспоры во времени: постоянство и изменчивость // Там же. С. 230; Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях// Диаспоры. М., 1999. № 1. С. 8 — 24; Диаспоры в историческом времени и пространстве: Национальная ситуация в Восточной Сибири: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 1994; Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Москва, 1997; Левин З.И. Менталитет диаспоры: Системный и социокультурный анализ. М., 2001; Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология. СПб., 2002; Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Исторические записки. М., 2000. № 3 (121) и др.

5 Русские в новом зарубежье: Средняя Азия: Этносоциологический очерк. М., 1993; Новые славянские диаспоры. М., 1996; Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996.

6 Арутюнян Ю.В. Армяне — москвичи: Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования// Сов. этнография. 1991. №2; АнанянЖ., Хачатурян В. Армянские общины в России. Ереван, 1993; Халмухамедов А.М. Армянская диаспора как этнополитический феномен // Этногр. обозрение. 1999. № 2 и др.

7ТитовВ.Н. Этнокультурная характеристика московских ассирийцев: опыт этносоциологического опроса// Этногр. обозрение. 1992. № 5; РывкинаР.В. Евреи в современной России // Обществ. науки и современность. 1996. № 5; Бугай Н.Ф. Корейцы в СССР: из истории вопроса о национальной государственности // Восток. 1993. № 2 и др.

8 Милитарев А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. М., 1999. № 1. С. 24.

9 Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1997. Вып. 3. С. 5.

10 Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. М., 1999. № 1. С. 23.

11 Тощенко Ж.П., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования// Социол. исследования. М., 1996. № 12. С. 34.

12Туров М.Г. К вопросу об этнографическом содержании термина диаспора // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 1994. С. 24.

13 Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология. СПб., 2002. С. 406.

14 Дятлов В. Диаспора: попытка определиться. С. 10.

15 Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования. С. 13 — 14.

16 Аствацатурова М.А. Возможности и пределы толерантности диаспор (теоретический аспект). Доступно из URL: http://www.ippk.rsu.rU/sciencelife/csrip/release/6/p18.ht. [Дата обращения 20 мая 2003 г.]

17 Градировский С. Россия и постсоветские государства: искушение диаспорной политикой// Диаспоры. М., 1999. № 2—3. С. 45.

18 Матвеева С.Я. Диаспора в истории и современности // Диаспоры в историческом времени. С. 17.

19ЛаллукаС. Диаспора: Теоретический и прикладной аспекты (опыт анализа групп российских финно-угров) // Социол. исследования. М., 2000. № 7. С. 93.

Summary: Irina Sagitova, junior scientific worker of the Institute of History called her article «The Ethnic Community as a Scientific Problem». The author remarks that scientific interest to such a phenomenon as «ethnic community» as an object of study becomes of interest not long ago — after the disintegration of the USSR. There appeared a lot of various works on this subject. And in the article the author analyses a number of such works, and estimates them expressing her own point of view dealing with such phenomenon as «ethnic community».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.