УДК 1
Караев Э.Т.
канд. полит. наук, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ
МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В КОНФУЦИАНСКОЙ ТЕОРИИ СЮНЬ-ЦЗЫ
Аннотация: данная статья посвящена анализу власти в учении Сюнь-цзы, одного из виднейших мыслителей конфуцианской традиции. В статье дается характеристика качеств, которыми должен обладать совершенный правитель. Особая значимость подхода Сюнь-цзы к анализу власти заключается в том, что, будучи одним из выдающихся конфуцианских ученых, он отходит от привычной трактовки государственной власти, опирающейся при взаимодействии с народом лишь на этические нормы и ритуал, предлагая также опираться на закон в качестве регулятора общественных отношений.
Ключевые слова: конфуцианство, Сюнь-цзы, китайская философия, этика, морально-этические нормы поведения, ли, фа, закон, власть, политическое руководство, совершенномудрый правитель.
Этика Сюнь-цзы в значительной степени отличается от господствовавшей до него классической конфуцианской идеологии тем, что у него она носит утилитарный характер. Китайский философ считал, что успешное государственное управление, процветание и могущество государства всецело зависят от способностей правителя и, главным образом, от его моральных качеств. Наличие совершенного правителя выступает гарантом стабильности и покоя, ведь «с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при [совершенном] правителе... Порядок рождается благодаря совершенным людям, смуту вызывают лишь ничтожные»[4, с. 221].
Особенностью нового конфуцианства, предложенного Сюнь-цзы, стала реакция на проблемы, составляющие повестку дня, - а именно предложение
вариантов их разрешения, не слепо опираясь на авторитет древности, а путем сочетания в личности правителя как традиционных классических конфуцианских качеств, так и новых моделей и методов реализации своих властных полномочий. Важнейшей составляющей государственного управления мудрого правителя Сюнь-цзы считал проведение грамотной экономической политики, которая способствует обогащению каждого и процветанию всей страны. Мудрый правитель должен при правлении уметь усматривать объективные закономерности развития природы и в достаточной мере использовать заложенные в ней блага. Успешное развитие сельского хозяйства - это залог экономического благополучия страны, так как налоги из этой отрасли поступают в казну и далее распределяются правителем. Но прежде чем взять с земли налог необходимо обеспечить всех, кто на ней работает: «Если народ [живет] в достатке, тогда будут и большие излишки [вещей]. Если обеспечить народу достаток, он будет богат, если народ будет богат, поля станут плодородными и их легко будет обрабатывать. Если поля будут плодородными и хорошо обработанными, производство вещей увеличится в сто раз. Если верхи будут, следуя закону, взимать налоги, а низы, следуя ритуалу, экономно расходовать [вещи], то излишки будут накапливаться, возвышаясь холмами и горами, для их хранения будет не хватать места...»[4, с. 235-236]. Схожее положение ранее было предложено Шан Яном, писавшим в своем сочинении «Шан цзюнь шу»: «Если земля приносит выгоду, то народ отдаст все свои силы земледелию. если внутри государства все силы народа будут направлены на земледелие, поля не будут покрываться сорными травами» [5, с. 171]. Если же правитель не способен обеспечить земледельцев достатком, то и они перестают ухаживать должным образом за своей землей, и в результате народ, облагаемый непосильными налогами, начинает нищать, а когда народ бедствует, то и государство становится слабее.
А что же выступает средством, обеспечивающим достаток народу? Обеспечить достаток и гарантировать экономическое благополучие как
подданных, так и всего государства можно путем умеренной, разумной налоговой политики в сельском хозяйстве и торговле: «Облегчить налоги, взимаемые с полей, уничтожить поборы на заставах и рынках, сократить число торговцев, уменьшить трудовые повинности, не отнимать у крестьян время [в страду] - только так можно сделать государство богатым! Вот что называется, управляя страной, обеспечить народу достаток» [4, с. 237].
С одной стороны, по мнению Сюнь-цзы, через государственную поддержку соответствующих отраслей должно происходить развитие торговли и ремесел, увеличиваться товарообмен, с другой стороны - рост производства сельскохозяйственной продукции. Следующей составляющей мудрого правления является сугубо социальная составляющая, выражающаяся в реализации принципа «равных возможностей» в привлечении на государственную службу. Главным положением этого принципа был защищаемый Сюнь-цзы постулат о том, что одним из главных условий процветания Поднебесной является назначение на государственные должности самых умелых и талантливых, независимо от социального положения и происхождения. На вопрос, как осуществлять управление государством (им начинается глава «Правление вана»), Сюнь-цзы отвечает: «.мудрых и способных людей нужно выдвигать [на должности] независимо от их положения, ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять [от должности], главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания, обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры [наказания]...» [4, с. 219].
Этим заявлением Сюнь-цзы вступил в конфликт с идеями своего предшественника Мэн-цзы, который изображал правителя несамостоятельным и слабым в нравственном отношении человеком, зависимым от мудрых советников, одаренных моральными качествами того уровня, которые для обычного человека остаются недосягаемыми. Мэн-цзы придерживался классической конфуцианской трактовки социальной стратификации и выступал против концепции равных возможностей. «Одни работают умом, а другие -
мускулами (силою), работающие умом управляют людьми, а работающие мускулами управляются людьми, управляемые кормят других, а управляющие кормятся от других - это всеобщий закон справедливости» [3, с. 91].
Однако не стоит думать, что Сюнь-цзы выступал против рангов, ведь одним из важнейших рычагов для регулирования общественных отношений он называл ритуал, который подразумевает социальную дифференциацию.
Считая, что соблюдение норм ритуала и долга - это тот критерий, который способствует восхождению по иерархической лестнице, Сюнь-цзы все же связывал большие надежды в политике с мудрыми помощниками правителя. Главным советником правителя Сюнь-цзы считал первого министра сяна, который наделялся философом, по существу, неограниченными правами в управлении государством: он назначал начальников всех чиновничьих служб, следил за исполнением ими своих обязанностей, регулировал отношения между двором, министрами и чиновниками, оценивал их деятельность, определял размеры поощрений и наград и составлял ежегодные доклады правителю о положении дел в стране.
Большой интерес вызывают рассуждения и выводы китайского философа, касающиеся области политической психологии. Утверждение мыслителя: «правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может её и опрокинуть» демонстрирует, что проблема выбора форм и методов правления занимает не второстепенное место в политической концепции Сюнь-цзы, который считал неприемлемым использовать силовую модель управления государством в качестве панацеи от смут и восстаний, так как страх не способен гарантировать покой в государстве. Вместе с тем, Сюнь-цзы предостерегал правителя от заискивания перед народом, оказывая ему различные милости. Идеальный правитель, по Сюнь-цзы, должен в духе макиавеллиевского государя мастерски владеть искусством политического эквилибра, т.е. держать подданных в постоянном повиновении, сохраняя баланс в применении к ним силы и мягкости.
Немалый интерес представляет концепция Сюнь-цзы о двух типах правителей, реализующих две разные модели отправления своей власти. Сюнь-цзы различает правление «гегемона» и правление «совершенного вана». Подобную концепцию мы уже встречали в труде «Мэн-цзы», однако Сюнь-цзы предложил иной взгляд на дихотомию государственной власти, не будучи категоричным в оценках методов управления. Он дает высокую оценку правлению «гегемона», хотя считает его не столь правильным, как правление «совершенного вана». Философ не видел противоречия в том, что правление «гегемона» и правление «совершенномудрого вана» схожи во многом по принципам и методам управления страной. Оба правителя существенную роль в развитии страны отводят грамотной экономической политике, в обоих случаях правители прибегают в управлении государством к помощи «учёных мужей», и обе модели правления полагаются на систему наград и наказаний. Сюнь-цзы отдает предпочтение «совершенному вану». «Гегемон» в своем правлении, в первую очередь, исходит с позиции силы, и главной целью его является сильное, могущественное, независимое государство.
Лояльное отношение Сюнь-цзы к правителю-«гегемону» объясняется тем, что подобные могущественные военные государства существовали во времена китайского мыслителя. Сюнь-цзы в восхищенных тонах отзывался о системе государственного администрирования и правовой системе царства Цинь. В своем сочинении он писал: «Переступив его границы, я был поражен господствующими там нравами. Его население отличается простотой, музыка -бесхитростностью, одежда - скромностью. Ощущается страх перед начальством и склонность к послушанию, свойственная древним людям. Посещая в городах административные управы и общаясь с чиновниками, посещая их дома, я всегда сталкивался с бескорыстием, скромностью, благонравностью, свойственными древним чиновникам» [1, с. 503]. Единственное, чего не хватало царству Цинь, по мнению Сюнь-цзы, так это конфуцианской упорядоченности, рассчитывающей на созидательную силу ритуала [1, с. 342-343].
В общем, резюмируя особенность конфуцианской доктрины Сюнь-цзы, можно сделать вывод, что его философия стала отражением сложившейся социально-политической ситуации, вдумчивым современником и аналитиком которой он был. Сюнь-цзы, стоящему особняком в конфуцианской школе, к сожалению, следовало бы сетовать на историческую несправедливость, которая, в его случае, не расставила все по своим местам. Его труд, в отличие от сочинения Мэн-цзы, не был по достоинству оценен ни его современниками, ни позже, ни в наши дни. «Сюнь-цзы» не был включен в конфуцианский канон. Бескомпромиссность и страстное отстаивание конфуцианской идеологии Мэн-цзы были оценены выше. В то же время, нельзя не понимать ту громадную роль, которую сыграл Сюнь-цзы в развитии и процветании конфуцианства. Он сумел реанимировать великую доктрину и представить ее в обновленном виде, соответствующем духу своего времени - и как назидание грядущим поколениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3. М.: Университетская книга, 2019.;
2. Можо Г. Философы Древнего Китая. М.: Иностранная литература, 1961.;
3. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. М.: «Восточная литература» РАН, 1998.;
4. Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. М.: Наталис, 2005.;
5. Шан Ян. Книга правителя области Шан / пер. с кит. Л.С. Переломова. -М.: Рипол классик, 2017.
Karaev E.T.
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
THE PROBLEM OF POLITICAL LEADERSHIP IN THE CONFUCIAN THEORY OF XUNZI
Abstract: this article is devoted to the analysis of power in the doctrine of Xunzi, one of the most prominent thinkers of the Confucian tradition. The article describes the qualities that a perfect ruler should possess. The special significance of the approach of Xunzi to the analysis of power being one of the outstanding Confucian scholars, he departs from the usual interpretation of state power, relying in interaction with the people on ethical norms and ritual, suggesting also to rely on the law as a regulator of social relations.
Keywords: Confucianism, Xunzi, Chinese philosophy, ethics, moral norms of behavior, li, fa, law, power, political leadership, perfect ruler.