Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОИСКА МЕХАНИЗМОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМА ПОИСКА МЕХАНИЗМОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативные индустрии / государственная культурная политика / ценностно-ориентированное воспитание / ивент – менеджмент / институт самозанятости / механизм франчайзинга / грантовая и проектная деятельность / культурно-гуманитарное сотрудничество / creative industries / state cultural policy / value-oriented education / event management / self-employment institution / franchising mechanism / grant and project activities / cultural and humanitarian cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каюмова Лейсан Амировна

В статье раскрыты теоретические аспекты проблемы поиска механизмов популяризации креативных индустрий и предложены практические рекомендации по использованию выявленных механизмов популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каюмова Лейсан Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SEARCHING FOR MECHANISMS TO POPULARIZE CREATIVE INDUSTRIES AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY

The article reveals the theoretical aspects of the problem of finding mechanisms for popularizing creative in-dustries and offers practical recommendations for using the identified mechanisms for popularizing creative industries as a tool for implementing cultural policy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОИСКА МЕХАНИЗМОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 374

Л.А. Каюмова

ПРОБЛЕМА ПОИСКА МЕХАНИЗМОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье раскрыты теоретические аспекты проблемы поиска механизмов популяризации креативных индустрий и предложены практические рекомендации по использованию выявленных механизмов популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

Ключевые слова: креативные индустрии, государственная культурная политика, ценностно - ориентированное воспитание, ивент - менеджмент, институт самозанятости, механизм франчайзинга, гранто-вая и проектная деятельность, культурно-гуманитарное сотрудничество

Leisan A. Kayumova THE PROBLEM OF SEARCHING FOR MECHANISMS TO POPULARIZE CREATIVE INDUSTRIES AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY

The article reveals the theoretical aspects of the problem of finding mechanisms for popularizing creative industries and offers practical recommendations for using the identified mechanisms for popularizing creative industries as a tool for implementing cultural policy.

Key words: creative industries, state cultural policy, value-oriented education, event management, self-employment institution, franchising mechanism, grant and project activities, cultural and humanitarian cooperation

Введение

Сегодня креативные индустрии являются одним из наиболее активно развивающихся секторов мировой и российской экономики, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

Такие индустрии способствуют возрождению и сохранению культурных и духовных ценностей, стимулируют креативный потенциал населения, влияют на качество жизни граждан и устойчивость развития общества в целом [1].

Мы исходим из предположения, что процесс реализации культурной политики будет более успешен, если: будут соотнесены основные положения двух нормативно-правовых документов (Стратегии развития государственной культурной политики [9] и Концепции развития творческих (креативных) индустрий) [7] и определены согласованные направления осуществления деятельности в их взаимосвязи; будут определены и внедрены механизмы популяризации креативных индустрий (меры поддержки предпринимательства, института самозанятости; меры грантовой поддержки и проектная деятельность; ивент - менеджмент по организации специальных событийных мероприятий в целях популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики); будут инициированы интегративные курсы повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы по овладению выявленными механиз-

мами популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

Таким образом, целью данной статьи является теоретическое изучение проблемы и разработка практических рекомендаций по использованию механизма популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

Материалы и методы

Нами был осуществлен анализ специальной литературы по проблеме исследования; были разработаны основные проектные решения по внедрению механизмов популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики; основные положения данной статьи основаны на теоретических и экспериментальных выводах,

осуществленных на базе российской частной танцевальной школы «Lil Ballerine» [4].

Литературный обзор

Анализ литературы позволил выявить противоречия между необходимостью поиска механизма популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики и недостаточной разработанностью методологических и теоретических положений, обеспечивающих этот процесс;

между возросшей потребностью современного общества в расширении спектра предоставляемых культурных услуг в условиях креативных индустрий и недостаточно выявленными механизмами популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики;

между возможностью популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.

Названные противоречия обозначили проблему исследования, которая состоит в теоретическом изучении проблемы, и поиске механизмов обеспечения процесса популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

Результаты

Актуальными направлениями реализации государственной культурной политики и развития креативных индустрий являются: усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах; содействие организациям соотечественников, проживающих за рубежом, в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие российской духовной, культурной и языковой среды; создание условий и стимулов для совершенствования знания русского литературного языка, истории России, развития способности понимать и ценить искусство и культуру; продвижение международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой; поддержка ценностно - ориентированного воспитания, образования, культурной деятельности; формирование чувства сопричастности территории для обеспечения укорененности и преемственности поколений; обеспечение местного населения рабочими местами в сфере культуры, развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей; креативных индустрий [9].

Творческие (креативные) индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества [7].

Принятые законодательные акты и программные меры поддержки креативных ин-дустрий позволяют регионам России: наращивать туристическую привлекательность территорий, содействовать узнаваемости отечественных брендов, созданию позитивного имиджа регионов России [7].

Творческие (креативные) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию творческого содержания. Творческое содержание, которое выражено в форме результатов интеллектуальной деятельности и защищено интеллектуальным правом, может принимать форму товара или услуги [7].

Механизмами популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики, на наш взгляд, могут выступать:

- меры поддержки предпринимательства, института самозанятости; технический прогресс и повышение уровня жизни большей части населения привели к росту объема свободного времени, экспансии ценностей гедонизма, увеличению культурных возможностей и, как следствие, опережающему развитию именно непроизводственной сферы, где и сосредотачивается сегодня огромный рыночный потенциал. В результате формируется целая отрасль креативной экономики - рынок культурных услуг.

Частные танцевальные школы - это вид предпринимательства в сфере дополнительного образования и досуга, многие из которых осуществляют деятельность по договору франчайзинга.

В российском законодательстве понятие «коммерческая концессия» равнозначно термину «франчайзинг» или «франшиза» [11]. Механизм франчайзинга предполагает, что одно лицо, называемое франчайзер, имеет возможность предоставить другому лицу, которое называется франчайзи, специально оговоренное в контракте право, дающее возможность применять при ведении бизнеса полный комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товарной продукции или услуг или предприятий [11].

И хотя законодательство России необходимо совершенствовать в направлении развития франчайзинга, такой вид ведения бизнеса, на наш взгляд, будет особенно востребован в развитии креативных индустрий как механизм реализации культурной политики;

- меры грантовой поддержки и проектная деятельность - данный механизм популяризации креативных индустрий как инструмент реализации культурной политики может выступать посредством грантовой деятельности, основанной на социокультурных проектах - государство является основным страте-

гическим инвестором культуры и культурных институтов, что делает его ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи, сочетая это с ценностно-ориентированным подходом.

Наиболее известным на сегодня государственным фондом по поддержке креативных индустрий выступает Президентский Фонд культурных инициатив. Положение определяет условия и порядок проведения конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий [10].

В связи с тем, что в статье базой нашего исследования выступила танцевальная школа, (работающая по франшизе), популяризирующая национальные традиции русского балета, мы считаем необходимым упомянуть деятельность и другого грантового конкурса Фонда «Русский мир», целью которого является популяризация русского языка и содействие культурно-гуманитарному сотрудниче-ству[5];

- ивент - менеджмент по организации специальных событийных мероприятий в целях популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики - это актуальный механизм популяризации креативных индустрий как инструмент реализации культурной политики и может выступать в виде специально организованного события, как акция или мероприятие, привлекающая внимание, развивающая туризм, креативные индустрии, с точками торговли, и готовая стать брендом на рынке культурных услуг [6].

Обсуждение

Нами разработан проект, сочетающий в себе выявленные нами механизмы популяризации креативных индустрий ( на базе российской частной танцевальной школы «Lil Ballerine») [4].

Рассмотрим содержание нашего проекта, полное наименование которого обозначено как: «Международный детский фестиваль русского балета «Лилбаллерин»; это проект, который в полной мере отражает концептуальные положения по поддержке ценностно -ориентированного воспитания, образования, культурной деятельности и продвижения международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой согласно стратегии развития государ-

ственной культурной политики.

Описание проекта: исходя из выделенных нами механизмов популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики мы предлагаем инициирование событийного проекта как механизма популяризации креативных индустрий по реализации культурной политики, одновременно с этим, это может быть фестиваль для частных танцевальных школ, в том числе, осуществляющих деятельность по франшизе, и пропагандирующих русский балет.

Событийный проект, реализуемый в форме фестиваля организуется в специальных локациях города и предполагает его проведение в Присутственных местах Казанского Кремля в формате опен-эйра и закрытой площад-ки(география проекта: г.Казань) [3].

Согласно региональным исследованиям по проблеме развития креативных индустрий, актуальным является картирование территорий, в связи с чем, выбор места проведения событийного мероприятия продуман и с позиций туристического потока, и транспортной инфраструктуры, и ценностно-смысловой нагрузки [2]. Фестиваль проводится в смешанном формате, посредством цифровых технологий для русских культурных центров ближнего и дальнего зарубежья.

В ходе анализа программных документов по реализации государственной культурной политики, мы находим тезис о необходимости усиления влияния российской культуры, что предусматривает, в том числе развитие системы дополнительного образования (в том числе в сфере балетного искусства) [9].

Данное положение находит отражение в деятельности российских франчайзинговых танцевальных школ и студий, а так же являясь, коммерческими культурно-досуговыми услугами по сути, способствуют развитию креативных индустрий в целом.

Обоснование актуальности и

общественной значимости проекта: анализ ситуации в сфере культурной политики позволяет выявить ряд рисков.

Одними из основных рисков являются постепенное сокращение в силу разных причин присутствия и влияния российской культуры в мире (в том числе и как следствие распада СССР) и снижение в 90-е годы экономических возможностей поддержки отечественной культуры за рубежом, которые происходили на фоне формирования образовательной и культурной политики независимых государств - бывших советских

республик, сопровождавшегося сокращением инфраструктуры, обеспечивающей изучение российской культуры и русского языка в этих странах, и численности людей, изучающих и знающих русский язык [9].

В целях расширения влияния российской культуры в иностранных государствах предусматривается в том числе: создание благоприятной среды для расширения сферы влияния российской культуры и русского языка в иностранных государствах, включая деятельность русских школ и культурных центров; развитие приграничного и межрегионального культурного сотрудничества; в целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается и развитие системы образования (в том числе в сфере балетного искусства) [9].

В силу ряда причин, в том числе и геополитического характера, происходит снижение объемов международных гастролей и выставочных проектов, организованных российскими учреждениями культуры за рубежом. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики [9].

Цель проекта: расширение влияния российской культуры в иностранных государствах посредством организации событийного проекта «Международный детский фестиваль русского балета «Лилбаллерин» в условиях креативных пространств города Казани как международного туристического центра.

Срок реализации проекта: 2-х дневный фестиваль (в смешанном формате - онлайн и оффлайн, а так же, в формате крытых помещений и открытой площадки в туристически привлекательном центре города).

Целевые группы проекта: русские культурные центры ближнего и дальнего зарубежья, частные танцевальные школы и учреждения дополнительного образования детей, оказывающие платные услуги на основе увлечения балетным искусством Российской Федерации.

Ожидаемые качественные и количественные результаты проекта:

• продвижение международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;

• использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества;

• популяризация туристской

привлекательности России и создание инфраструктурных условий для въездного туризма.

В проекте могут принять участие все русские культурные центры ближнего и дальнего зарубежья, частные танцевальные школы и учреждения дополнительного образования детей в формате онлайн в том числе, с целью наибольшего количественного охвата.

Разработанный проект как механизм популяризации креативных индустрий может быть использован в практике учреждений культуры и образования, а также как методический материал для повышения профессионального потенциала работников культуры.

Заключение

Итак, механизмами популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики могут выступать:

- меры поддержки предпринимательства, в том числе сфере социального франчайзинга; института самозанятости - здесь необходимо отметить, что Республика Татарстан является ведущим регионом по институционализации самозанятости и демонстрирует

результативность данной программы[8]: среди предпринимателей большое количество женщин, людей с инвалидностью и молодежи, занятых народными промыслами и ремеслами, пошивом танцевальных костюмов и другими видами декоративно-прикладного творчества, что, несомненно, может выступать современным механизмом популяризации креативных индустрий как инструмента реализации культурной политики.

Следующим механизмом популяризации креативных индустрий как инструмент реализации культурной политики может выступать грантовая деятельность, основанная на социокультурных проектах.

Третьим механизмом популяризации креативных индустрий как инструмент реализации культурной политики может выступать специально организованное событие, как некая акция или мероприятие, привлекающая внимание, развивающая туризм, креативные индустрии, с продуманными точками торговли, и стремящееся стать брендом на рынке культурных услуг.

Ивент - менеджмент по организации специальных событийных мероприятий в целях популяризации креативных индустрий как инструмент реализации культурной политики является современной актуальной мерой

по развитию креативных индустрии. стрии как инструмента реализации культур-

Таким образом, в данноИ статье осуществ- ноИ политики, а так же расширение представлена попытка систематизации и соотнесения ления о механизмах популяризации креатив-материала по проблеме поиска и внедрения ных индустрии как инструмента реализации механизма популяризации креативных инду- культурной политики.

Литература:

1.Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2021/07/11/1434062388/CI_1.pdf (дата обращения: 01.07.23).

2.Аюпова И. Х. (2022). Креативные индустрии и культурная идентичность: инструменты взаимного продвижения на примере Республики Татарстан // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (54). С. 229-234. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econorus.org/repec/journl/2022-54-229-234r.pdf (дата обращения: 1.07.23).

3. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://kazan-kremlin.ru/ (дата обращения: 3.07.23).

4. Детская школа балета «Lil Balerine». [Электронный ресурс].- Режим доступа http://moscow.lilballerine.ru/ (дата обращения: 03.07.23).

5. Информационный портал Фонда «Русский мир». [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://russkiymir.ru/fund/contacts/ (дата обращения: 3.07.23).

6. Информационный портал event-индустрии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://event.ru/ (дата обращения: 03.07.23).

7.Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. от 20 сент. 2021 г. № 2613-р. URL: http://government.ru/news/43350/(дата обращения: 1.07.23).

8.Некоммерческая микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://fpprt.ru/ (дата обращения: 03.07.23).

9.Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 №326-р (ред. от 30.03.2018 г.) // Российская газета. - 2016. - 29 февраля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf(дата обращения:

01.07.23).

10.Президентский фонд культурных инициатив. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/ (дата обращения: 02.07.23).

11.Российская ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.rusfranch.ru/ (дата обращения: 03.07.23).

References:

1. Abankina T.V., Nikolaenko E.A., Romanova V.V., Shcherbakova I.V. Creative industries in Russia: trends and development prospects [Electronic resource]. - Access mode: https://www.hse.ru/data/2021/07/11/1434062388/CI_1.pdf (date of access: 01.07.23).

2. Ayupova I. Kh. (2022). Creative industries and cultural identity: tools for mutual promotion on the example of the Republic of Tatarstan // Journal of the New Economic Association. No. 2 (54). pp. 229-234. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-14 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.econorus.org/repec/journl/2022-54-229-234r.pdf (date of access: 01.07.23).

3. State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve "Kazan Kremlin" [Electronic resource].- Access mode: https://kazan-kremlin.ru/ (date of access: 03.07.23).

4. Children's ballet school "Lil Ballerine". [Electronic resource].- Access mode http://moscow.lilballerine.ru/ (date of access: 03.07.23).

5. Information portal of the Russkiy Mir Foundation. [Electronic resource].- Access mode: https://russkiymir.ru/fund/contacts/ (date of access: 03.07.23).

6. Information portal of the event industry [Electronic resource].- Access mode: https://event.ru/ (date of access: 03.07.23).

7. Concept for the development of creative (creative) industries and mechanisms for the implementation of their state support in large and largest urban agglomerations until 2030, 20 September. 2021 No. 2613-r. URL: http://government.ru/news/43350/ (date of access: 01.07.23).

8. Non-profit microcredit company "Entrepreneurship Support Fund of the Republic of Tatarstan" [Electronic resource].- Access mode: https://fpprt.ru/ (date of access: 03.07.23).

9. On the approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r (as amended on March 30, 2018) // Ros-siyskaya Gazeta. - 2016. - February 29. [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (date of access: 01.07.23).

10. Presidential Fund for Cultural Initiatives. [Electronic resource].- Access mode: https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/ (date of access: 02.07.23).

11. Russian Franchise Association [Electronic resource].- Access mode: https://www.rusfranch.ru/ (date of access: 03.07.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.