Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНДУСТРИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНДУСТРИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова А.П.

В работе рассматриваются вопросы значимости перехода экономических процессов к креативному подходу в связи с тем, что культура и творчество выходят на первый план, а к трендам, которые задают креативные сообщества, присоединяется бизнес, и, что не маловажно, на них ориентируются и их отслеживают. В современных экономических условиях становится очевидным, что именно посредством сочетания культуры и коммерции, реализуемого в творческих индустриях, возникает возможность создания отличительного имиджа как компаний, отраслей, так и целых стран, регионов и городов. Возникает потребность в создании экосистемы креативной экономики, которая бы вмещала творцов.В ближайшем будущем в мире, который пытается оправиться от пандемии и ее последствий, путь экономического роста, основанный на креативном подходе, является одним из наиболее оптимальных. Стратегическое развитие культурных и творческих индустрий для устойчивого и инклюзивного восстановления принесет долгосрочные выгоды, а также станет основой для стимулирования инноваций, повышения качества жизни и, таким образом, более устойчивой экономики с улучшенной способностью адаптироваться к новым условиям, лицом к лицу с вызовами. Но важно дополнить, что, развивая креативную экономику, не стоит ограничиваться креативными индустриями - высока вероятность получения синергетического эффекта от взаимодействия таких индустрий и стандартных форматов. По сути, именно синергетический эффект от такого взаимодействия будет давать новые конкурентные преимущества в условиях креативной экономики. Основной фокус перестраивается на проникновение креативной экономики во все сферы производства и оказания услуг.Также важно отметить потенциал влияния креативной экономики на обеспечение ориентированного на человека инклюзивного развития различных секторов экономики. Возникает необходимость выстраивать логику работы с учетом интегрального смыслового видения ситуации, ухода от принятых штампов действия и опоры на экономическое мышление, выстроенное на экономическом воображении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ECONOMY IN THE DEVELOPMENT OF MODERN INDUSTRIES AND ENTREPRENEURSHIP

The paper discusses the importance of the transition of economic processes to a creative approach due to the fact that culture and creativity come to the fore, and business joins the trends set by creative communities, and, importantly, they are guided and monitored.In modern economic conditions, it becomes obvious that it is through the combination of culture and commerce, implemented in the creative industries, that it becomes possible to create a distinctive image of both companies, industries, and entire countries, regions and cities. There is a

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНДУСТРИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

предп ринимательство

Старкова А.П. Starkova A.P.

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Многофункциональная экономика и развитие территории», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти, Российская Федерация

УДК 330.101.8-026.15 DOI: 10.17122/2541-8904-2022-2-40-65-70

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНДУСТРИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В работе рассматриваются вопросы значимости перехода экономических процессов к креативному подходу в связи с тем, что культура и творчество выходят на первый план, а к трендам, которые задают креативные сообщества, присоединяется бизнес, и, что не маловажно, на них ориентируются и их отслеживают.

В современных экономических условиях становится очевидным, что именно посредством сочетания культуры и коммерции, реализуемого в творческих индустриях, возникает возможность создания отличительного имиджа как компаний, отраслей, так и целых стран, регионов и городов. Возникает потребность в создании экосистемы креативной экономики, которая бы вмещала творцов.

В ближайшем будущем в мире, который пытается оправиться от пандемии и ее последствий, путь экономического роста, основанный на креативном подходе, является одним из наиболее оптимальных. Стратегическое развитие культурных и творческих индустрий для устойчивого и инклюзивного восстановления принесет долгосрочные выгоды, а также станет основой для стимулирования инноваций, повышения качества жизни и, таким образом, более устойчивой экономики с улучшенной способностью адаптироваться к новым условиям, лицом к лицу с вызовами. Но важно дополнить, что, развивая креативную экономику, не стоит ограничиваться креативными индустриями - высока вероятность получения синерге-тического эффекта от взаимодействия таких индустрий и стандартных форматов. По сути, именно синергетический эффект от такого взаимодействия будет давать новые конкурентные преимущества в условиях креативной экономики. Основной фокус перестраивается на проникновение креативной экономики во все сферы производства и оказания услуг.

Также важно отметить потенциал влияния креативной экономики на обеспечение ориентированного на человека инклюзивного развития различных секторов экономики. Возникает необходимость выстраивать логику работы с учетом интегрального смыслового видения ситуации, ухода от принятых штампов действия и опоры на экономическое мышление, выстроенное на экономическом воображении.

Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, творческие индустрии, креативность, креативный класс, синергетический эффект, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

CREATIVE ECONOMY IN THE DEVELOPMENT OF MODERN INDUSTRIES AND ENTREPRENEURSHIP

The paper discusses the importance of the transition of economic processes to a creative approach due to the fact that culture and creativity come to the fore, and business joins the trends set by creative communities, and, importantly, they are guided and monitored.

In modern economic conditions, it becomes obvious that it is through the combination of culture and commerce, implemented in the creative industries, that it becomes possible to create a distinctive image of both companies, industries, and entire countries, regions and cities. There is a

Entrepreneurship

need to create an «ecosystem» of the creative economy, which would accommodate the creators.

In the near future, in a world that is trying to recover from the pandemic and its unprecedented consequences, the path of economic growth based on creativity is one of the best. Strategic development of cultural and creative industries for a sustainable and inclusive recovery will bring long-term benefits, as well as be the basis for stimulating innovation, improving the quality of life and, thus, a more resilient economy with an improved ability to adapt to new conditions, in the face of challenges. But it is important to add that, while developing a creative economy, one should not be limited to creative industries - there is a high probability of obtaining a synergistic effect from the interaction of such industries and standard formats. In fact, it is the synergistic effect of such interaction that will provide new competitive advantages in a creative economy. The main focus is being rebuilt on the penetration of the creative economy into all spheres of production and provision of services.

It is also important to note the potential impact of the creative economy on ensuring human-centred and inclusive development of various sectors of the economy. There is a need to build the logic of work, taking into account the integral semantic vision of the situation, avoiding the accepted patterns of action and relying on economic thinking, built on economic imagination.

Key words: creative economy, creative industries, creative industries, creativity, creative class, synergy effect, competitiveness, competitive advantages.

Изменения в экономике России и мира за последние годы ставят большое количество вопросов перед бизнесом, но именно благодаря таким изменениям возникают новые возможности. И особая роль в развитии современных индустрий и предпринимательства в условиях турбулентности отводится креативной экономике [2]. Мы видим, что культура и творчество выходят на первый план, а к трендам, которые задают креативные сообщества, присоединяется бизнес, и, что не маловажно, на них ориентируются и их отслеживают.

До пандемии креативная экономика быстро росла и создавала новые рабочие места во всех регионах мира, на долю которых, по прогнозам, к 2030 году будет приходиться до 10 процентов мирового ВВП. Кризис остановил этот исключительный рост, обнажив хрупкость сектора, в котором преобладают микропредприятия, неформальные методы работы и небольшое количество материальных активов. Карантинные меры также подчеркнули важность культурной и творческой деятельности для поддержания личного благополучия и устойчивости общества.

В современном понимании «креативность - это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения и генерировать идеи» [3]. В общем смысле креативность является резуль-

татом синергетического эффекта работы интеллекта и воображения: «благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы, а воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач» [3]. Таким образом, взаимосвязь креативности и экономики становится основой для конструирования экономического поля завтрашнего дня и одного из приоритетных факторов формирования конкурентоспособности современных экономических систем.

Креативная экономика впервые упоминается как независимая дисциплина в экономике в 1960-х годах. В 2001 году Джон Хоукинс рассматривал этот термин в своей книге «Креативная экономика: как люди зарабатывают деньги на идеях». Креативная экономика позиционирует себя на пересечении экономики (вклад в ВВП), инноваций (стимулирование роста и конкуренции в традиционных видах деятельности), социальной ценности (стимулирование знаний и талантов) и устойчивости (полагаясь на неограниченный вклад творчества и интеллектуального капитала). В настоящее время концепция креативных индустрий и их важность признаются почти во всем мире и начинают

уступать место гораздо более инклюзивной идее креативной экономики.

Сегодня различные авторы определения «креативная экономика» обычно связывают его с попытками измерить экономическую активность в конкретной географии в соответствующем наборе отраслей искусства, культуры, дизайна и инноваций и оценивают экономический вклад этих отраслей в регионе. Таким образом, каждая местная креативная экономика, традиции и наследие места формируются на основании уникального набора отраслей сферы креативных инду-стрий [4].

Основным акцентом креативной экономии выступает творческий потенциал личности. В таких условиях явные знания выступают фундаментом, а неявные знания - «отправной точкой» для креатива [5]. Таким образом, основными чертами креативной экономики можно назвать следующие:

1. «Креативная экономика как решает проблемы сегодняшнего дня, так и «конструирует» экономическое поле завтрашнего дня, она задает зону экономического роста, формируя новые потребности и создавая новые рыночные ниши» [8]. Особое значение в данном случае отводится проектному мышлению, задачей которого будет постоянное развитие всех агентов рынка.

2. «В основе креативной экономики лежит системный подход, который подразумевает рассмотрение частных творческих решений в рамках общей стратегической программы с целью осуществления положительных изменений в существующей ситуации во внутренней или внешней предпринимательской среде и обретения предпринимательской структурой дополнительных конкурентных преимуществ» [7]. Необходимо выстраивать логику работы с учетом интегрального смыслового видения ситуации, ухода от принятых штампов действия и опоры на экономическое мышление, выстроенное на экономическом воображении.

3. Креативная экономика предполагает существование особого креативного класса. Основными характеристиками класса выделяются независимость мышления, необходи-

предп ринимательство

мость выражать собственные мысли, высокий уровень образования, желание создавать что-то новое, что в итоге и создает высокий уровень человеческого капитала [6].

По данным на конец 2021 года, на креативную экономику приходится чуть более 6,1 % мирового ВВП, что в среднем составляет от 2 до 7 % национального ВВП по всему миру. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показатель России — 2,4 % ВВП — сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах

— Италии (6,1 %), Великобритании (5,8 %), Австралии (5,7 %). По оценкам ООН, отрасли креативной экономики приносят годовой доход в размере 2,25 триллиона долларов и обеспечивают 30 миллионов рабочих мест по всему миру. Почти половина этих работников

— женщины, и в этих отраслях занято больше людей в возрасте от 15 до 29 лет, чем в любом другом секторе. Телевидение и изобразительное искусство составляют крупнейшие отрасли креативной экономики с точки зрения доходов, в то время как изобразительное искусство и музыка являются крупнейшими отраслями с точки зрения занятости [1]. Сейчас, когда мы сталкиваемся с экономической турбулентностью, в числе которой и последствия пандемии, потенциал влияния креативной экономики на обеспечение ориентированного на человека и инклюзивное развитие различных секторов экономики как никогда высок.

В современных экономических условиях становится очевидным, что именно посредством сочетания культуры и коммерции, реализуемого в творческих индустриях, возникает возможность создания отличительного имиджа как компаний, отраслей, так и целых стран, регионов и городов [9]. Возникает потребность в создании экосистемы креативной экономики, которая бы вмещала творцов, позволяла им строить жизнеспособную карьеру и характеризовалась достойными условиями труда, а также возможностями роста.

В ближайшем будущем в мире, который пытается оправиться от пандемии и ее последствий, путь экономического роста, основанный на креативном подходе, является

Entrepreneurship

одним из наиболее оптимальных. Стратегическое развитие культурных и творческих индустрий для устойчивого и инклюзивного восстановления принесет долгосрочные выгоды, а также станет основой для стимулирования инноваций, повышения качества жизни и, таким образом, более устойчивой экономики с улучшенной способностью адаптироваться к новым условиям, лицом к лицу с вызовами. Но важно дополнить, что, развивая креативную экономику, не стоит ограничиваться креативными инду-стриями - высока вероятность получения синергетического эффекта от взаимодействия

таких индустрий и стандартных форматов. По сути, именно синергетический эффект от такого взаимодействия будет давать новые конкурентные преимущества в условиях креативной экономики (рис.). Основной фокус перестраивается на проникновение креативной экономики во все сферы производства и оказания услуг. Один из самых явных результатов такого синергетического эффекта -быстроразвивающийся технологический сектор, где программисты и разработчики программного обеспечения используют творчество в своей работе ежедневно.

Рисунок. Возможный вариант формирования синергетического эффекта во взаимодействии креативных индустрий с различными сферами производства и оказания услуг

Значимыми драйверами развития креативной экономики можно назвать:

1) гибкость креативной среды. В создании креативного контента задействуются самые современные технологии, что позволяет расширить возможности получения итогового качественного материала и, таким образом, стимулировать разработку инстру-

ментов для создания контента, что в итоге приводит к развитию креативных индустрий в целом. Уже сейчас очевидно, что ускоренная цифровизация многих секторов экономики во время пандемии создала как новые возможности, так и вызовы для креативной экономики;

2) всеобщий переход в онлайн. Пандемия значительно изменила экономический уклад человечества - все варианты взаимодействия производителя и потребителя стали возможны в формате онлайн. Оригинальный контент в таких условиях становится еще более востребованным. В отличие от многих других секторов, где рост цифровизации и появление машинного обучения снижают потребность в традиционных человеческих навыках, культурный и творческий секторы по-прежнему требуют культурной чувствительности, социальных навыков и личного видения отдельных людей. Эта способность творческого сектора продолжать создавать новые рабочие места, а также богатство, потому будет иметь особое значение, поскольку глобальный рынок труда приспосабливается к реалиям Четвертой промышленной революции;

3) монетизация творческого контента. Оригинальность, креативность, быстрота создания, высокая скорость обновления контента становятся ориентиром при создании высокооплачиваемого продукта в креативных индустриях [5];

4) сдвиг в мировой экономике от роста, основанного на природных ресурсах, к росту, основанному на человеческих ресурсах. Это аргументы в пользу творческих способностей и навыков. Согласно докризисным рас-

предп ринимательство

четам, в США инвестиции в производство и распространение контента (например, для кино, музыки, видеоигр, книг и т.д.) за предыдущие пять лет равнялись инвестициям в нефтегазовую промышленность (около 650 миллиардов долларов).

Иногда говорят, что если нефть была основным топливом экономики ХХ века, то творчество — это топливо XXI века. Точно так же, как энергетическая политика и доступ к энергии были определяющими факторами геополитики на протяжении XX века, возможно, политика поощрения и защиты творчества станет решающим фактором успеха в XXI веке. Если это так, то нам придется переосмыслить то, как организовано правительство, как планируются города, как предоставляется образование и как граждане взаимодействуют со своими сообществами. Несмотря на значительную неопределенность в отношении природы креативной экономики, которая возникнет со временем, есть веские основания полагать, что ее размеры и значение во всем мире будут продолжать расти. Таким образом, чем больше предпринимается попыток оценить истинное влияние креативной экономики, тем очевиднее становится необходимость гораздо более фундаментального переосмысления этого вопроса.

Список литературы

1. Артищева Д.Д. Креативная экономика: сущность и способ ее измерения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68520/ (дата обращения: 15.04.2022).

2. Изменения в российской экономике дали новый импульс развитию креативных индустрий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riafan.ru/230543 50-izmeneniya_v_rossiiskoi_ekonomike_dali_ novii_impul_s_razvitiyu_kreativnih_industrii (дата доступа: 23.04.2022 г.).

3. Лайфхаки для развития креативности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://media.foxford.ru/creativity-lifehacks/ (дата доступа: 23.04.2022 г.).

4. Мубаракшина Л.С. Роль креативной индустрии в мировой экономике и экономике России // Вектор экономики. - 2019. - № 2 (32). - С. 61.

5. Соловьев А. Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6166bd6 f9a79478e2d12d519 (дата обращения: 19.04.2022 г.).

6. Савина М.В., Степанов И.А. Креативный класс - ведущий производительный класс инновационной экономики // Управление эко-

Entrepreneurship

номическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 6 (78). - С. 66.

7. Шубаева В.Г. Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2007.

8. Рудая Т.В. Экономика мечты! Креативная экономика в системе постиндустриального общества // Креативная экономика. - 2008. -№ 8 (20). - С. 3-11.

9. Newbigin John What is the creative economy? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://creativeconomy.britishcouncil. org/guide/what-creative-economy/ (дата обращения: 20.04.2022).

References

1. Artishcheva D. D. Creative economy: essence and method of its measurement [Electronic resource] // Young scientist. - 2020. - No. 14 (304). — Р. 239-241. — URL: https:// moluch.ru/archive/304/68520/ (date of access: 04/15/2022).

2. Changes in the Russian economy have given a new impetus to the development of creative industries [Electronic resource]. -Access mode: https://riafan.ru/23054350-izmeneniya_v_rossiiskoi_ekonomike_dali_ novii_impul_s_razvitiyu_kreativnih_industrii (access date: 04/23/2022).

3. Life hacks for the development of creativity [Electronic resource]. - Access mode: https://

media.foxford.ru/creativity-lifehacks/ (access date: 04/23/2022).

4. Mubarakshina L.S. The role of the creative industry in the global economy and the Russian economy // Vector of the economy. - 2019. - No. 2 (32). - P. 61.

5. Solovyov A. What is the Creator Economy and why invest in influencers [Electronic resource]. - Access mode: https://trends.rbc.ru/ trends/innovation/6166bd6f9a79478e2d12d519 (date of access: 04/19/2022).

6. Savina M.V., Stepanov I.A. The creative class is the leading productive class of the innovation economy // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2015. -No. 6 (78). - P. 66.

7. Shubaeva V.G. Formation and management of the development of the creative potential of entrepreneurial structures. - St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg State University of Economics and Finance, 2007.

8. Rudaya T.V. Dream Economy! Creative economy in the system of post-industrial society // Creative economy. - 2008. - No. 8 (20). -P. 3-11.

9. Newbigin John What is the creative economy? [Electronic resource]. - Mode of access: https://creativeconomy.britishcouncil. org/guide/what-creative-economy/ (accessed 20.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.