Таким образом, можно разработать граф Европы, граф Азиатско-Тихоокеанского региона, граф Ближнего Востока и другие.
Сегодня в каждой школе стоят персональные компьютеры, мультимедийные средства обучения. А это значит, что вместо карт на бумажном носителе можно использовать электронные карты. Но чтобы внедрить использования электронных карт на уроках существует много проблем - отсутствие программного обеспечения (дороговизна), не достаточные знания в области геоинформационных систем (GIS) учителей и другие. На сегодняшний день ТувГУ в сотрудничестве с естественно-географическим факультетом разрабатывает программы внедрения использования электронных карт на уроках географии. На 2013 год на кафедре экономической географии и ГИС запланированы методические семинары повышения квалификации учителей географии по изучению программ GIS.
Коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры экономической географии и ГИС верит в то, что завтрашние выпускники-учителя и учителя-географы республики будут грамотно
владеть GIS не хуже учителей других регионов России.
Основной особенностью GIS, определяющей ее преимущества в сравнении с другими автоматизированными информационными системами, является наличие геоинформационной основы, то есть цифровых карт, дающих необходимую информацию о земной поверхности объекта управления или исследования. Это особенно важно для самого большого по площади государства мира - России [4].
Таким образом, картографический метод всегда был и остается наиболее эффективным инструментом познания географических явлений.
Литература:
1. Бенедиктова ЕМ. Граф Азии. Задания для урока в 10-м классе / Е.М. Бенедиктова // География. - М.: Первое сентября. 2004. - № 32. С. 22-25.
2.Виньков JO. В. Географическая карта -системообразующая основа и интегратор знаний / Ю.В. Виньков // География. - М.: Первое сентября. 2004. - № 35
- С. 3-7.
3. Константинова Т. В. Как используются географические карты / T.B. Константинова // География.
- М.: Первое сентября, 2004. - № 38. - С. 25-27.
4 .Рогачев A.B. Цифровая картография. Геоинформатика / A.B. Рогачев // География. - М.: Первое сентября. 1999 - № 4. http://geo.lseptember.ru
ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Л.Н. Ооржак
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PROBLEM OF YOUTH SUICIDE IN THE REPUBLIC OF TYVA
L Oorzak
Tuvan state university, Kyzyl
Автор рассматривает проблемы, связанные с эмоциональной и когнитивно-поведенческой подготовкой психологов, решение которых позволит действовать с достаточной долей уверенности при суицидальной ситуации.
Ключевые слова: суицидологические службы, скрининги, склонность школьника к суициду, анонимное тестирование, неадекватное поведение родителей, Центр психологической поддержки «н сайт».
The author considers the problems associated with the emotional and cognitive-behavioral preparation of psychologists, which allow them to acting with a sufficient amount of confidence in suicide situations.
Key words: suicidological sen'ices, screening, student inclination to suicide, anonymous testing, inappropriate parental behavior, psychological support center "insight. "
Центром психологической поддержки «Инсайт» и преподавателями кафедры психологии и педагогики развития личности КПП ТувГУ подготовлен проект для получения гранта в РФФИ, на конкурс инициативных научно-исследовательских проектов по теме «Динамика суицидального поведения среди подростков в Республике Тыва».
Целью исследования является изучение суицидального поведения среди подростков в Республике Тыва в современных социально-экономических условиях. ,
Актуальность исследования{ Всего в России за последнее время количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37% (с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тыс. самоубийств).
В нашей республике за последний год число детей, покончивших жизнь самоубийством, за первый квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в четыре раза - до восьми, всего было зарегистрировано 16 попыток суицида подростков. За первые три месяца прошлого года в Туве было зарегистрировано 15 попыток самоубийства детей.
Согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом заявил Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.
Улучшение показателей по суицидальной активности населения возможны лишь на основе комплексного, многоуровневого подхода к данной проблеме, которая позволит более предметно и четко определить возможные меры и направления профилактики. В этих условиях вопросы профилактики суицидов имеют высокую актуальность и социально-психологическую значимость.
Для решения этой проблемы принимаются меры. Планируется открытие в Кызыле первого республиканского центра помощи детям с суицидальным поведе-
нием. Медицинские работники обсудили проект на «круглом столе», состоявшемся в Минздравсоцразвития Тувы с участием руководителей подведомственных учреждений. По проекту центр помощи детям с суицидальным поведением будет располагать стационарным отделением на 15 коек. Его планируют разместить на базе Республиканского центра восстановительной медицины и реабилитации детей. Специалисты уже определили структуру и штат учреждения, разработали нормативно-правовую базу. Особое внимание будет уделено подбору, подготовке и обучению кадров.
В российских школах планируется ввести должность специалиста по предотвращению детских суицидов и акцентировать внимание на развитие суицидологической службы в наиболее опасных регионах, а в школах проводить скрининги, которые могут показать склонность школьника к суициду. Речь, конечно, идет об анонимном тестировании и опросе.
По мнению психологов Центра психологической поддержки «Инсайт», которым руководит автор данной работы, профилактические мероприятия будут более эффективными, если будут основаны на научных доказательствах. При том, что имеются значительные региональные и этнические различия в состоянии психического здоровья, до сих пор до конца не изучены особенности этих различий и последствия влияния социокультурных изменений на психические процессы коренных народов. Известно, что особенно неблагоприятная ситуация с самоубийствами отмечается в северных регионах нашей страны, где проживают коренные народы. По данным Росстата за 2009 год, лидеры по частоте суицидов среди детей -Тува, Якутия и Бурятия. На 100 тысяч ребят в возрасте от 10 до 14 лет там приходится соответственно 15,6; 13,4 и 12,6 случая самоубийств. В этих же регионах отмечается и самая неблагополучная ситуация среди подростков 15-19 лет: в Туве - 120,6 на 100 тысяч, Бурятии - 86,6 и Якутии - 74,2.
Результаты нашей работы с подростками и их родителями показывают, что именно отношения с родными, а не со сверстниками, предотвращают у подростков депрессию и попытки покончить жизнь самоубийством. Первопричиной большинства самоубийств являются неадекватное отношение родителей к своим детям -чрезмерное баловство, жестокость, либо полное безразличие.
Подростковый возраст представляет собой период повышенного риска суицидального поведения, так как в возрасте 12-16 лет проявляются трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции под влиянием пограничности и
неопределенности социального статуса и противоречий, обусловленных неумением подростка найти позитивный смысл собственной жизни, отсутствием культуры мировоззренческой рефлексии,
позволяющей прийти к уникальной ценности жизни. Большое значение для развития суицидального поведения имеет способность индивида давать разумную оценку происходящему, адекватно эмоционально переживать жизненные события, а также наличие религиозных установок на запрет самоубийства. Основные мировые религии, христианство, иудаизм и ислам, буддизм рассматривают как недопустимое поведение, оценивая его, как, величайший грех, убийство души.
Усугубляют ситуацию наркотики и подростковый алкоголизм, влияние деструктивных сект и субкультур. Существенно подпитывает почву для суицидальных настроений общая инфантильность нынешнего юного поколения. Но в основе трагедии лежат проблемы в семье.
Суицид не бывает спонтанным, дети готовятся к этому шагу задолго, и если в их жизни появляется какой-то просвет, они могут изменить свое решение. В связи с этим родителям нужно быть максимально внимательными к поведению своих детей, чтобы вовремя повлиять на ситуацию. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого
подростка. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят, либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Любые разговоры о жизни и смерти, стремление к одиночеству, рассуждения о никчемности и ненужности, интерес к мотивам смерти в искусстве и прочие признаки должны насторожить родителей и побудить их принять меры. При этом допросы с пристрастиями не помогут взрослым узнать, что творится у ребенка на душе. Скорее наоборот, вторжение в его личное пространство ещё больше оттолкнет их. И дело даже не в том, что «предки плохие», а в гормональной перестройке организма подростка, поэтому, чтобы наладить с ним отношения, нужно интересоваться о его делах без давления, и больше рассказывать именно о себе, своей работе, проблемах. Тогда подросток увидит, что его мнение кому-то важно, и он почувствует свою значимость.
Отличный вариант — это занятия спортом. Активные тренировки будут отбирать много энергии, а заодно воспитывать силу духа и волю, вытесняя все ненужные мысли.
Хорошо сближают родителей и детей общие дела. Если таких нет, можно их придумать: сделать вместе выпечку, можно «вспомнить детство» и покататься вместе на санках с горки, поиграть в снежки, слепить снеговика и т.д. Очень помогает, когда взрослые отправляются со своими детьми по магазинам, причем подросток должен выполнять роль эксперта по моде и выбирать родителю одежду: дети в переходном возрасте особенно хотят гордиться своими родителями, видеть в них людей, которыми можно восхищаться. И, чем больше у него для этого поводов, тем лучше отношения в семье.
Ни центры помощи, ни школа, ни тем более друзья не смогут предостеречь подростка от последнего шага так, как это может сделать семья.
Чтобы распознать, что человек задумал самоубийство нужно знать следующие его признаки:
1. Уход в себя
2. Капризность, привередливость
3. Депрессия
4. Агрессивность
5. Нарушение аппетита
6. Раздача подарков окружающим
7. Психологическая травма
8. Перемены в поведении
9. Угроза (проговаривание о намерении самоубийства)
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
1. Предыдущая (незаконченная) попытка
2. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
3. Суициды в семье
4. Алкоголизм
5. Хронические или смертельные болезни
6. Тяжелые утраты, особенно в течение одного года после потери
7. Семейные проблемы: уход из семьи или развод
Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основные вещи:
1. Нам нужно, чтобы нас любили.
2. Нам нужно хорошо к себе относиться.
Признаками эмоциональных
нарушении являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Методы исследования:
1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
2. Тест Личко "ПДО". По тесту Личко " ПДО" определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности: акцентуация характера и крайние варианты нормы; непсихотические расстройства личности; психотические расстройства личности.
3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
4. Тест «определение направленности личности Басса».
5. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.
Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. Может проводиться социально-психологические тренинги разрешающего поведения, поиска социальной поддержки. Оказание индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение
уровня самоконтроля, замена "значимых других", выработка мотивации на достижение успеха.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися. Оптимизация учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организация школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Формальное отношение некоторых классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, в отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.
Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
В целях профилактики суицидального поведения среди учащихся классному руководителю необходимо включить следующие формы и методы работы: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», «Мы выбираем
жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей, «День без конфликтов»), информационные часы, тренинги, видеоматериалы, круглые столы, лектории, устные журналы и т.д. Выбор форм и методов работы каждый учитель выбирает в соответствии с особенностями класса, в котором он является классным руководителем.
Кроме этого, необходима действенная помощь начинающим психологам. Даже у опытных психологов встреча с чьим-то суицидом, суицидальными намерениями -очередной вызов личностной стойкости и профессионализму. Поэтому, психологам важно иметь как эмоциональную, так и когнитивно-поведенческую подготовку к встрече с суицидальной ситуацией, которая позволит действовать с достаточной долей уверенности. Необходимо проводить республиканские семинары для педагогов-психологов, социальных педагогов школ по профилактике суицида среди подростков с привлечением специалистов - суицидо-логов.
Для охраны психического здоровья молодежи и противодействия самоубийствам на государственном уровне должно быть организовано межведомственное сотрудничество, поскольку оптимальная система предупреждения самоубийств на практике должна объединять системы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, религиозных учреждений, усилия негосударственных организаций и финансовые ресурсы, а также гарантировать налаженную связь между ними. Молодому человеку с грузом накопленных проблем требуется всесторонняя поддержка, а не коррекция только одного симптома или проблемного поведения.
Общество должно быть адекватно и доступно информировано о том, как оказывать помощь людям, переживающим кризис, думающим о самоубийстве; где искать помощь в таких случаях. Важно, чтобы первичные профилактические знания о самоубийствах, психологических кризисах были доступны как можно более широкому общественному кругу: через СМИ, распространение буклетов профилактического содержания, наклейки и т.п. Эту де-
ятельность должны осуществлять учреждения образования, здравоохранения, организации, оказывающие психологическую и социальную поддержку. Средства массовой информации должны быть ответственны за формирование отношения к самоубийству, распространение информации о службах помощи для людей, переживающих кризисы. Сообщая информацию о кризисах или самоубийствах в СМИ. одновременно следует сообщить и о тех службах поддержки, которые могут помочь в таких случаях, конкретно указать их адреса и телефоны. Освещая информацию о случаях кризисов и самоубийств. следует применять
корректную тактику, отражающую лишь уровень нейтрального информирования о событиях, чтобы не провоцировать новую волну самоубийств.
Литература:
1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб: Питер, 1999 г.
2. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения / Л.И. Адамова. - М.. 1999.
3. «О мерах профилактики суицида среди детей и подросткова Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86
4. Alan L. Суицид. Общие теории л предо 1 вращение (перевод 1С. Брежнева) |Элекгроииый ресурс] - Режим доступа: den-gree.nm.ru/suicidc/alan.litm.
5. Усов М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий - важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков / М.Г. Усов. - М.: Наука, 2006.-298 с.
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
ЕМ. Шмулевский
Институт непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
г. Абакан
FUNCTIONS OF COMPUTER-AIDED EDUCATIONAL SYSTEMS IN THE EDUCATION PROCESS OF A UNIVERSITY
E. Shylevckij
Institute of continuous pedagogical education KSU NF Katanov, Abakan
В работе рассматривается один из перспективных дидактических средств организации процесса обучения в высшей школе - автоматизированная обучающая система «Нова».
Ключевые слова: компьютерные средства обучения, автоматизированная обучающая система, создание обучающих программ.
This paper discusses one of the most promising means of organizing the learning process in higher education - a computer-aided educational system "Nova. "
Key words: computer learning tools, computer-aided educational system, automated training system, the creation of training programs.
В настоящий момент компьютерные средства обучения (КСО) активно используются в образовательном процессе на всех уровнях системы образования, включая образовательный процесс высшей школы. Практика показывает, что наиболее охотно преподаватели высшей школы используют в своей деятельности такие КСО как: мультимедиа презентации, компьютерные учебники, компьютерные
тренажеры и т.д. Однако следует заметить, что практически не используется автоматизированная обучающая система (АОС), которая обладает не меньшим, а даже большим образовательным потенциалом.
По мнению ряда исследователей (Беспалько В.П., Манекин Р.В., Машбиц Е.И. и др.), перспективным средством подготовки будущих специалистов