Научная статья на тему 'Проблема подготовки кадров для инновационной экономики'

Проблема подготовки кадров для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / SOFT SKILLS / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торгашова Н.А.

В условиях повышения цифровизации экономики часть производственных процессов уходит из физической области в виртуальную. При этом становятся невостребованными некоторые профессии и соответствующие знания и навыки. В постоянно меняющихся условиях внешней среды вузы вынуждены корректировать набор компетенций, формирование которых позволит выпускникам занять свою нишу на рынке труда. Наиболее важными при формировании конкурентоспособности выпускников сегодня являются soft skills. Одним из основных аспектов их формирования при этом выступают взаимодействие работодателей с учебными заведениями и их активное участие в реализации образовательного процесса. В статье рассмотрены различные варианты участия работодателей от чтения лекций и организации практики до непосредственного согласования учебных программ и планов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of increasing digitalization of the economy part of the production processes goes from the physical ar-ea to the virtual. That said, some professions, relevant knowledge and skills become unneeded. In such constantly changing environment universities are forced to adjust the set of competencies, the formation of which will allow graduates to fill their niche in the labor market. The most important while shaping the competitiveness of graduates today are soft skills. One of the main aspects of their formation is the interaction of employers with educational institutions and their active participation in the implementation of the educational process. The article discusses various options for the participation of employers from lecturing and organizing practice to direct coordination of curricula and plans.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки кадров для инновационной экономики»

УДК 378.1

Н. А. Торгашова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Алтайский филиал (Барнаул, Россия)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Принята к публикации 10.12.2018

В условиях повышения цифровизации экономики часть производственных процессов уходит из физической области в виртуальную. При этом становятся невостребованными некоторые профессии и соответствующие знания и навыки. В постоянно меняющихся условиях внешней среды вузы вынуждены корректировать набор компетенций, формирование которых позволит выпускникам занять свою нишу на рынке труда. Наиболее важными при формировании конкурентоспособности выпускников сегодня являются soft skills. Одним из основных аспектов их формирования при этом выступают взаимодействие работодателей с учебными заведениями и их активное участие в реализации образовательного процесса. В статье рассмотрены различные варианты участия работодателей — от чтения лекций и организации практики до непосредственного согласования учебных программ и планов.

Ключевые слова: компетенции, цифровая экономика, soft skills, человеческий капитал, эмоциональный интеллект, образовательный процесс.

DOI: 10.32324/2412-8945-2018-3-62-65

В настоящее время мы отмечаем доминирование в экономике сферы услуг над производством. Ключевую роль в этом играют информационные технологии и сфера ГГ, частично выводящие производственный процесс из сферы физического взаимодействия в виртуальное пространство. Некоторые современные бизнес-процессы носят комбинированный характер — начинают осуществляться в физической плоскости, далее происходит переход в цифровую, затем снова подключаются физические процессы и завершается все готовым продуктом или услугой. При такой циклической работе можно утверждать, что физическая и цифровая экономика осуществляют свою деятельность взаимосвязанно.

Современные информационные и коммуникационные технологии коренным образом видоизменяют отношения производитель — потребитель, в связи с чем в настоящее время происходит становление нового, информационно ориентированного общества, которое многие называют модным сегодня термином — «цифровая экономика». Внедрение цифровой экономики представляет собой рычаг развития экономической структуры и среды в целом. Расширяются новые горизонты, открываются новые возможности, в первую очередь для молодого поколения, которое может реализовать свои амбиции и знания.

Идеи цифровой экономики появились в конце ХХ в., когда глобальная паутина начала

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 3 (13). © Н. А. Торгашова, 2018

проникать во все сферы жизнедеятельности. Сначала покупатели могли приобрести через сеть только программное обеспечение, позже игры и книги. Со временем стало возможно купить практически любой товар.

Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.

В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017—2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2].

Цифровая экономика представляет собой производство, связанное с цифровыми технологиями. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса. Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды торговых взаимоотношений. Оцифрованные деньги удобнее в использовании, их значительно сложнее подделать.

Цифровая экономика, а именно возникновение новых возможностей, безусловно, позитивным образом отражается на жизни человека. Благодаря развитию цифровых технологий потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам. Наблюдается подобное снижение цены за счет экономии на издержках.

Всемирный банк в своем обзоре 2016 г. «Цифровые дивиденды» [6] относит к плюсам цифровой экономики:

— рост производительности труда;

— повышение конкурентоспособности компаний;

— снижение издержек производства;

— создание новых рабочих мест;

— преодоление бедности и социального неравенства.

Из этого следует, что инструменты виртуальной экономики способны увеличить производительность труда и удовлетворить запросы любого клиента. Электронная торговля может снизить период реализации услуг и товаров, повысить эффективность рекламных кампаний и использования платежных сервисов. Цифровая экономика становится важнейшим двигателем инноваций, экономического роста и конкурентоспособности [1, с. 6].

Наряду с перечисленными преимуществами цифровой экономики необходимо отметить и то количество минусов, которые несет в себе все большая информатизация экономики. Среди них следует выделить:

— риск угроз, связанных с необходимостью и одновременной сложностью защиты персональных данных (данная проблемы связана и с возможностью мошенничества при использовании данных потенциальных клиентов и при их использовании для моделирования и управления поведением данных клиентов);

— наличие «цифрового разрыва»;

— рост безработицы. При цифровизации экономики наряду с фактом формирования новых рабочих мест, необходимо отметить и риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей. За рубежом уже распространены примеры существования такси без водителей, магазинов без продавцов-кассиров, кол-центров без операторов. С задачами прекрасно справляются боты, обслуживающие клиентов [5].

Итак, несмотря на все плюсы цифровой экономики, постепенно уменьшается воздействие человека на определенные процессы вследствие компьютеризации репродуктивного труда. Цифровая экономика способна к полноценной самоорганизации как любая, верно настроенная техническая система. Таким образом, количество сотрудников, которые требуются для эффективного функционирования предприятий, неизбежно сокращается. Технологическая тенденция содержит экономическую выгоду, так как направлена на сокращение постоян-

ных издержек, при этом производительность показывает уверенный рост.

Очевидно, что на принципиально меняющемся рынке труда требуется новый набор качеств, или компетенций, выпускников вуза. В современном мире компетенция составляет важнейший аспект работы человека в коллективе. В настоящее время для бизнеса наиболее приоритетными являются, скорее, коммуникативные навыки и компетенции. И дело здесь прежде всего в том, что большая доля профессиональных навыков и умений сегодня, как уже было сказано, довольно успешно реализуется при помощи использования автоматизированных систем и цифровых технологий. Первыми стали вымываться с рынка труда профессии, носящие репродуктивный характер, — водителя, кондуктора, продавца, курьера и почтальона, фитнесс-тренера, учителя. Работники данных профессий не заняты самостоятельным поиском решений. Как правило, выполняют всего одну функцию в течение рабочего дня. Однако с недавнего времени стало понятно, что и профессии, которые на первый взгляд являются довольно сложными, мультифункциональными, тоже могут уйти из обслуживания живыми людьми. В ближайшее время будут признаны рабочими такие специальности, как бухгалтер, налоговый инспектор, даже программист. С точки зрения работодателя, использование технологий значительно эффективнее сотрудников. Они не просят прибавки к жалованью, не ходят на больничный, не устают. Соответственно, на первый план в сегодняшних условиях выходят эмоционально окрашенные профессии, т. е. более востребованными и в настоящее время и в будущем будут коммуникативные навыки, или так называемые soft skills. Среди них: командообразование, управление конфликтами, навыки публичных выступлений, ведения переговоров. Только выпускники, в совершенстве обладающие данными качествами, смогут самореализоваться в современной агрессивной среде. Известный бизнес-тренер Александр Стома среди наиболее востребованных навыков выделяет: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию. Социально-экономические условия современной России требуют от человека подходить к самосовершенствованию с максимальной ответственностью, ведь именно способность к самосовершенствованию в конечном итоге определяет конкурентоспособность конкретного сотрудника. Сегодня при выборе потенциального работника работодатель может оценивать не ставший, казалось бы, традиционным интеллектуальный уровень, а так называемый эмоциональный интеллект. Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практиче-

РАЗДЕЛ 4. МЕЖВУЗОВСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПАМЯТИ В. И. ОГОРОДНИКОВА

ских задач. Подобные умения нельзя сформировать традиционными формами и методами.

В динамичных внешних условиях люди часто сталкиваются с повышенными требованиями работодателей к профессиональным качествам соискателей. Возможно, это вызвано, в том числе, и желанием оценить, насколько комфортно в психологическом плане чувствует себя человек. При этом от человека требуется не только контролировать себя самого, но и стремиться сделать вклад в успешное функционирование конкретной компании и развитие общества в целом.

Данный факт еще раз подтверждает необходимость формирования навыков психологической устойчивости, самопрезентации, эмоциональной стабильности. Наиболее ощутимая поддержка в этом плане обеспечивается правильной политикой педагогического состава на всех уровнях формирования гармонично развитого профессионала. Для того чтобы выпускники вузов обладали теми качествами, которые будут востребованы в большей степени, учебные заведения активно взаимодействуют с представителями бизнеса.

Многими авторами обоснована необходимость и полезность взаимодействия высшей школы и предпринимательских структур с позиции практико-ориентированного обучения. Единственно правильным направлением здесь может быть признано не просто участие научно-педагогических кадров в конференциях, круглых столах и семинарах, организовываемых представителями реального и финансового секторов экономики, но и вовлечение реальных практиков в образовательный процесс. Прежде всего важным для завтрашних выпускников является согласование образовательной траектории с представителями реального сектора экономики. Включение трудовых функций из имеющихся профессиональных стандартов в качестве ориентира не столь полезно, как привлечение представителей реального и финансового секторов экономики к участию в форсайт-сессиях при формировании учебных планов. Кто как не завтрашние работодатели вправе определять профессиональный эталон завтрашних выпускников, а именно они впоследствии столкнутся с необходимостью заполнения возникающих вакансий из числа выпускников, и именно их критерии станут мерилом успешности, востребованности и конкурентоспособности выпускника. В этом случае механизмы взаимодействия вуза и бизнес-структур довольно точно воспроизводят рыночные механизмы вообще — взаимодействие потребителей и производителей позволяют оптимизировать поведение друг друга через преследование собственных эгоистичных интересов.

Еще одно возможное направление включения практиков в образовательный процесс — использование их в качестве преподавателей. Сегодняшние стандарты содержат требование

по минимальному количеству практиков, участвующих в образовательном процессе в качестве преподавателей. Не выполняя это требование (а это 10 % для академической магистратуры, 20 % для прикладной, 5 % для бакалавриата), вуз просто не выдержит очередной этап аккредитации. Не всегда это взаимодействие успешно в рамках преподнесения лекционного материала. Преподаватели-практики признают, что полтора часа непрерывного объяснения материала нелегко даются без соответствующего опыта. Однако использование их знаний и умений в рамках практических занятий является неоценимым. Только через решение реальных (а не вымышленных практико-ориентированных) задач происходит формирование умений будущих выпускников.

Еще одно актуальное направление взаимодействия работодателей и вузов на систематической основе — направление обучающихся на практику. Не все работодатели с готовностью откликаются на подобный запрос. И связано это с тем, что внутри организации менеджер не может эффективно распределить обязанности по сопровождению обучающегося и использовать дополнительную штатную единицу для решения задач организации. Есть и те, которые берут обучающихся на практику, формируют в течение всего периода практики искомые компетенции, обозначенные в рабочей программе практики. Особенно эффективным сегодня является взаимодействие с банковскими структурами при подготовке финансистов. В банках, как правило, студентов встречают с готовностью. Возможно, это связано с тем, что сегодня финансовые структуры испытывают кадровый голод. Следует отметить, что разрыв между умениями и навыками выпускников и потребностями, диктуемыми рынком, невелик. Выпускники вузов действительно подготовлены к активной деятельности по избранному направлению, причем большая часть из них трудоустраивается еще до окончания вуза.

Еще один важный аспект взаимодействия работодателей и образовательных учреждений — непрерывное бизнес-образование. Наряду с тем, что часть профессий отмирают, возникают и новые профессии и специальности. Судя по перечню профессий, которые будут востребованы в будущем, это — инженер по интернет-безопасности, руководитель технического проекта, инженер базы данных, Scrum-менеджер, ГТ-медик, биоэтик, генетический консультант, экоаналитик, космогеолог, специалист по ре-циклингу одежды, оценщик интеллектуальной собственности и др. Однако здесь же встает вопрос качества подготовки выпускников по данным направлениям. Четко прослеживается нехватка специалистов, которые смогут осуществить подготовку обучающихся по данным направлениям. Необходимо сначала импортировать в образовательный процесс преподавателей, обладающих знаниями в рамках данных

направлений, обеспечить участие самих работодателей в образовательном процессе в качестве обучающихся. Только сами практики в состоянии оценить свою подготовленность и определить необходимые направления для совершенствования собственных навыков и знаний, которые становятся актуальными на современном этапе. Именно поэтому они должны самостоятельно формировать заявку и перечень направлений, которые и будут впоследствии раскрыты в рамках учебного процесса. При этом направление сотрудников на обучение не должно быть авторитарным. Сам сотрудник должен осознать необходимость в повышении своего образовательного уровня и в формировании тех компетенций, которые в данный момент сформированы у него в недостаточном объеме. Что касается мотивации обучения — сам процесс обучения должен стать востребованным. Оценив актуальность и необходимость полученных знаний, сотрудник получает стимул к дальнейшему саморазвитию.

Если вопрос с мотивацией обучающихся по программам повышения квалификации, на наш взгляд, можно решить, то вопрос относительно привлечения работодателей к участию в производственном процессе остается открытым. Так, ряд работодателей, соотнося трудоемкость преподавания с оплатой, делают выбор в пользу отказа от занятия подобной деятельностью. Тем более что для ее выполнения необходимо пройти несколько этапов согласования. Сегодня законодательно участие работодателей и практиков никак не регламентировано. В то же время наличие законодательного регулирования и координации участия представителей реального и финансового секторов экономики в учебном

процессе могло бы предотвратить ряд вопросов относительно мотивации и способствовало бы повышению качества образовательного процесса через формализованное (но уже не формальное) вовлечение специалистов-профессионалов в передачу имеющихся навыков и трансляцию необходимых для освоения компетенций.

Список литературы

1. Кешелава А. В. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава и др. ; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И. А. Зим-ненко. М. : ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы : указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

3. Подольская-Катчан Л. М.Особенности профессиональной самореализации специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности // Бизнес в законе. Экономико-юрид. журн. 2016. № 6. С. 217—220.

4. Сагинова О. М., Максимова С. М. Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур // Рос. предпринимательство. Т. 18. 2017. № 3. С. 377—386.

5. Цифровизация экономики и платформа КИРИК [Электронный ресурс]. URL: http://www.siblegal.ru/articles/avtorskie-stati/ tsifrovizatsiya-ekonomiki-i-platforma-kirik/ (дата обращения: 12.10.2018).

6. Цифровые дивиденды [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf? sequence=16 (дата обращения: 12.10.2018).

N. A. Torgashova

PROBLEM OF PERSONNEL TRAINING FOR INNOVATIVE ECONOMY

In the conditions of increasing digitalization of the economy part of the production processes goes from the physical area to the virtual. That said, some professions, relevant knowledge and skills become unneeded. In such constantly changing environment universities are forced to adjust the set of competencies, the formation of which will allow graduates to fill their niche in the labor market. The most important while shaping the competitiveness of graduates today are soft skills. One of the main aspects of their formation is the interaction of employers with educational institutions and their active participation in the implementation of the educational process. The article discusses various options for the participation of employers — from lecturing and organizing practice to direct coordination of curricula and plans.

Keywords: competencies, digital economy, soft skills, human capital, emotional intelligence, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.