Научная статья на тему 'Праксиологические умения - компонент компетенции будущего специалиста'

Праксиологические умения - компонент компетенции будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. / TRAINING QUALITY / SPECIALIST / COMPETENCE APPROACH / PRAXIOLOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятловский Д. Н., Игнатова В. В.

В статье рассматриваются вопросы качественной подготовки выпускников вузов. Авторы акцентируют внимание на несоответствии между качеством подготовки выпускников, получаемом в учебном заведении, и требованиями к их компетенции, которые предъявляются на практике работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of qualitative training the graduates of the institutes of higher education are considered in the article. The authors focus their attention on lack of correspondence between graduate training quality, which is received in an educational institution, and requirements to their competence which are shown in practice by the employers.

Текст научной работы на тему «Праксиологические умения - компонент компетенции будущего специалиста»

УДК 316.61-057.87 Д.Н. Девятловский, В.В. Игнатова

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ - КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассматриваются вопросы качественной подготовки выпускников вузов. Авторы акцентируют внимание на несоответствии между качеством подготовки выпускников, получаемом в учебном заведении, и требованиями к их компетенции, которые предъявляются на практике работодателями.

Ключевые слова: качество подготовки, специалист, компетентностный подход, праксиологические умения.

D.N. Devyatlovskiy, V.V. Ignatova PRAXIOLOGICAL SKILLS AS THE COMPONENT OF THE FUTURE SPECIALIST COMPETENCE

The issues of qualitative training the graduates of the institutes of higher education are considered in the article. The authors focus their attention on lack of correspondence between graduate training quality, which is received in an educational institution, and requirements to their competence which are shown in practice by the employers.

Key words: training quality, specialist, competence approach, praxiological skills.

В настоящее время повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.

В рамках Болонского процесса российское высшее образование осуществляет реформы, направленные на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки (VET) принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход», который имеет свои педагогические предпосылки. Педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, получаемом в учебном заведении, и требованиями к его компетенции, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело и имеет место как в дорыночных условиях, так в еще большей степени в настоящее время, что выражается в суждении-указании, которым часто встречают выпускников профессиональных учебных заведений, пришедших по распределению: «теперь забудьте то, чему вас учили в институте и делайте как я покажу!». В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять конкретные требования не только к уровню образования, но и к деловым качествам специалиста, его умениям успешно действовать во благо предприятия, фирмы [1].

Приведенные рассуждения говорят о наличии пробела в подготовке специалистов, состоящего в том, что учебные заведения, формируя систему предметных знаний, уделяют недостаточное внимание развитию у студентов практических умений, от которых во многом зависят профессиональные компетенции, а соответственно конкурентоспособность выпускника.

Компетентностный подход выступает как альтернатива односторонне-когнитивному, предметно-знаниевому обучению, неэффективность которых обусловлена, прежде всего, интеграционными процессами во всех сферах жизни общества и быстрым устареванием информации, поэтому «восстановление нарушен-

ного равновесия между образованием и жизнью видится в смещении конечной цели образования со знаний на интегральные деятельностно-практические умения - компетентности» [2, с. 5].

О.Е. Лебедев рассматривает компетентностный подход в контексте общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. При этом к числу таких принципов он относит смысл образования, которое заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах; содержание образования, которое представляет собой дидактически адаптированный опыт решения познавательных мировоззренческих и иных проблем; смысл организации образовательного процесса, который заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организаторских и иных проблем; оценку образовательных результатов, которая основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [3].

Исследователи Л.С. Илюшин, Н.Ф. Радионова, Т.В. Ильина и другие определяют компетентностный подход как основу новой образовательной практики модернизации российского образования, который предполагает использование таких интегративных категорий, как готовность к решению задач адекватное меняющемуся контексту, применение знаний умений и навыков, ориентация на самооценку в образовательном взаимодействии [4].

По мнению Н.А. Баевой, компетентностный подход ориентирован на результат образования, выраженный в форме компетенций. Он позволяет обеспечить общесистемный сдвиг системы профессионального образования в сторону запросов современного общества и экономики: адаптируемости выпускников в условиях нарастающего динамизма и неопределенности рынка труда, умения мыслить различными сценариями, действовать с учетом различных альтернатив, находить пути и принимать решения, генерировать идеи, а также осуществлять их подготовку как активных субъектов новой образовательной парадигмы [5].

Таким образом, компетентностный подход в обучении - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, которые признаются значимыми и за пределами системы образования. Важнейшей целью этого подхода является формирование способности и готовности будущего специалиста успешно действовать в различных ситуациях. Реализация данного подхода в вузе способствует подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к успешной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности.

Базовыми понятиями компетентностного подхода являются компетенция и компетентность. В.И. Байденко определяет компетенцию как способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды [6].

А.В. Хуторской характеризует компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность -есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7, с. 60].

Рассматривая компетентностный подход, М.А. Холодная обращает внимание на то, что в процессе образования наряду с ЗУНами развивается еще и компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума личности. Она различает знающего и компетентного человека. Компетентного человека характеризует следующее: разнообразие знаний, артикулированность, гибкость, быстрота актуализации, возможность применения в широком спектре ситуаций, выделенность ключевых элементов, категориальный характер, владение декларативным и процедурным знанием, наличие знаний о собственном знании [8].

По мнению ряда ученых, ключевым элементом компетенции являются умения. По мнению Ф.Г. Арсланова и Ю.В. Соловьевой, компетенция складывается из определенных умений. Таковыми являются:

- когнитивные (познавательные) умения: целенаправленно добывать знания, необходимые для полноценного обеспечения своей трудовой деятельности; добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности; изучать приемы труда для максимального овладения профессией;

- проектировочные умения: разрабатывать перспективные планы профессионального и личностного саморазвития; определять наиболее рациональные виды, приемы и эффективные методы труда и технологии производства; прогнозировать желаемые результаты профессиональной деятельности; определить эффективность своей профессиональной деятельности и перспективность ее развития;

- конструктивные умения: рационально использовать все возможности трудовой деятельности; рационально использовать возможности инструмента, техники и технологии; работать с современными средствами хранения информации (Интернет, библиотеки);

- коммуникативные умения: устанавливать оптимальные взаимоотношения с членами ученического, педагогического и трудового коллектива; излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно, доступно; соблюдать распорядок дня и установленные правила поведения на рабочем месте; проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях;

- организаторские умения: организовать свою деятельность; организовать трудовую деятельность; организовать свое рабочее место; отвечать за свои поступки.

- аксиологические умения: оценивать труд окружающих; оценивать ценность оборудования.

При этом ученые выделяют следующие компоненты компетенции: умение планировать свою будущую деятельность, определить ее результаты, производственные последствия; умение наблюдать; умение управлять производством [9].

Таким образом, компетентност-

ный http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Findex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633

837d58bbe706&kevno=0__________________________________-_________________________________YANDEX 6

http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Fmdex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633

837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-

YANDEX 5 подход http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m %2F index%2F0 -

83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 7 в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m%2Fmdex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633

837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-

YANDEX 6 УMениЙhttp://hgЫtd.vandex.net/vandbtm?fmode=miect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m% 2Findex%2F0-

83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 8, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=miect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Findex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633

837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-

YANDEX 7 УMениямhttp://hgЫtd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru %2Findex%2F0-

83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 9, позволяющим действовать в неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Фактически речь идет о некоторой группе праксиологических умений обучающихся.

Обобщая результаты анализа научной литературы, необходимо отметить, что определение понятия «компетенция» многокомпонентно. Сам по себе ни один из компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) не

является компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов. Однако когда говорим о компетенции, то, прежде всего, ставим вопрос о том, что необходимо уметь делать, чтобы успешно совершать деятельность и реализоваться в ней. В этом нам видится необходимость освоения умений как компонентов компетенций.

Обобщая вышепредставленный анализ сущности компетентностного подхода, его основных понятий, можно резюмировать, что умения - ключевой компонент компетенции будущих специалистов.

Далее возникает важный вопрос о том, какое отношение имеют к данному подходу праксиологические умения как умения, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. Ответ на данный вопрос вполне очевиден - это комплекс умений, входящий в компетенцию будущего специалиста, которые определяют успешность его деятельности в профессиональной сфере и на рынке труда. Данные выводы подтверждает классификация компетенций в сфере профессионального образования [6]. Согласно данной классификации, компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение. Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. Как указывает В.И. Байденко, среди общих компетенций наиболее востребованы умение применять знания на практике, работать в команде, мобильность, максимальная адаптивность, способность ориентироваться в быстро меняющихся условиях, умение работать на компьютере, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации), постоянно учиться, совершенствоваться в любой области, способность к нестандартным решениям [6].

Таким образом, в представленных общих компетенциях прослеживается некоторая совокупность праксиологических умений, что дает основание рассматривать праксиологические умения как компонент компетенции будущего специалиста.

Литература

1. Телешова И.В. Магистратура как новая форма подготовки кадров в области управления // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 8. - С. 111-119.

2. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

4. Радионова Н.Ф., Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. - СПб.: Изд-во ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 64 с.

5. Баева Н.А. Компетентностный подход к профессиональному обучению - основа качественной подготовки будущих учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org.

6. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методические и методологические вопросы). - М., 2005. -114 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

9. Арсланов Ф.Г., Соловьева Ю.В. Компетентностный подход в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/rmo_2007/RMO_prof/3_5/3_3_prof.htm.

---------♦-----------

УДК 514.48+76 [371.3] И.Г. Борисенко

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ

ГРАФИКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.