Научная статья на тему 'Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии'

Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ / CAREER DEVELOPMENT OF STUDENTS / CAREER PLANNING / OBJECT AND SUBJECT OF OCCUPATIONAL / AKMEOLOGICAL STRATEGY AND TECHNOLOGY TO BUILD A CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Ольга Валентиновна

Обсуждается необходимость планирования карьеры студентов, разработки алгоритмов продуктивного развития профессиональной карьеры личности, ее критериев и показателей, акмеологических, социальных, психологических условий и факторов успешности карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The career opportunities of students in the high school education and the problems of the object and the subject of akmeology

The article opens with akmeological position problem of needing to plan the career of students, in which shall be submitted the algorithms of the productive development of the professional career of personality, criteria and indicators of a professional career, akmeological, social, psychological and other (objective, subjective, objective and subjective, general, special and single) conditions and factors of success career.

Текст научной работы на тему «Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии»

ностно-профессиональном саморазвитии. Позиции «Я как личность» и «Я как профессионал» сливаются в единое целое.

В акмедетерминирующем пространстве профессиональная деятельность, выступая на уровне акмеологической среды развития профессионала становится источником насыщения информационно-энергетического пространства личности, укрепляя ее сопротивление негативным изменениям среды, противодействие в ответ на сопротивление последней, побуждает личность к конструктивному анализу происходящих в профессиональной и жизненной среде изменений, расширяет границы творчества, проявления индивидуальности.

Наконец, можно выделить еще одно пространство профессиональной деятельности, в котором ценность такой деятельности является выше ценности жизни. В этом пространстве собственно профессиональная группа смыслообразующих деятельность мотивов в их иерархическом ряду оказывается не только на первом месте, но и в значительной степени отрывается по значимости от всех других групп. Интерес к самой деятельности становится выше всех остальных жизненных интересов. В этом пространстве мы наблюдаем ярко выраженное проявление индивидуальности, но индивидуальность человека в профессиональной деятельности достигается не в акмеологической траектории личностно-профессионального развития, а в траектории деструкции «акме», когда все внутренние и внешние ресурсы человека востребованы для достижения успеха только в профессиональной деятельности. Поглощая человека целиком, профессиональная деятельность, таким образом, разрушает его личностные потенции.

Выделение пространств, детерминирующих или разрушающих предпосылки акмеоло-гизации профессиональной среды развития профессионала, знание особенностей поведения в них субъекта труда, проявления последним тех или иных психолого-акмеологических характеристик личностно-профессионального развития очень важно для специалиста, который занимается психолого-акмеологическим сопровождением работы с персоналом.

Литература:

[1]. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. (Серия «Психологи Отечества»).

[2]. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, Под ред. В.А.Бодрова и др. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991

[3]. Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала. Воронеж: «Научная книга», 2006.

[4]. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - М., 2000-2002

[5]. КатаеваЛ.И.. Акмеология субъекта профессиональной деятельности.-М.: Изд-во РАГС, 2007.

[6]. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: Учебное пособие /Деркач А.А. (отв. ред)., Зазыкин В.Г., Марков В.Н., Толочек В.А. - М.: Изд-во РАГС, 2004

[7]. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Воронеж, 1996..

[8]. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. /Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. Т.1. - 568 с. - (Серия «Психологи России).

Москаленко О.В.

ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ АКМЕОЛОГИИ

Новое для нынешней действительности словосочетание «планирование карьеры» звучит непривычно, хотя рыночные перемены в экономике продолжаются уже давно. «Планирование» напоминает об ушедшем времени, когда не было места инициативе и предприимчивости в силу предопределенности всех процессов. К тому же слово «карьера» до сих пор для многих россиян имеет негативную окраску. Вместе с тем, нынешнее внимание к профессиональному стремлению, стремлению сделать карьеру - это не дань моде и не попытка перенести зарубежный опыт на отечественную почву.

Во многих европейских бизнес-школах на первом занятии в рамках учебной программы по подготовке магистров делового администрирования (МВА) преподаватель спрашива-

ет у слушателей, имеют ли они письменные планы будущей карьеры. В среднем из 100 обучающихся только трое отвечают на этот вопрос утвердительно, при этом в дальнейшем успехи в управлении банками, предприятиями и государственными организациями сопутствуют именно этим троим. Они становятся предметом особой гордости бизнес -школы, обеспечивают ей престиж.

Люди, имеющие письменные планы карьеры, не просто хотят добиться определенных результатов, не скрывая этого, но и действуют, стремясь занять соответствующее их знаниям и способностям место в системе той или иной компании, или ставят перед собой значительно более заманчивые перспективы. Планирование карьеры - это поиск путей личностного совершенствования для достижения конкретных целей с учетом индивидуальных возможностей и ограничений. Поиск таких путей - это не просто новое увлечение [2].

Обязательным условием развития любой страны является стремление большинства ее граждан к самовыражению в экономической сфере, должностному продвижению на своей фирме, в своей компании, расширению своего влияния. Жесткая конкуренция требует повышения качества каждой последующей ступени управленческой пирамиды. Следовательно, для общества стремление каждого из его членов подняться наверх является полезным, тем более, если оно подкрепляется специальной подготовкой.

При этом возникают морально-нравственные проблемы. Они особенно резко проявляются в методах или так называемой ловкости построения карьеры, при использовании которой люди могут, например, занимать должности, которым они явно не соответствуют. Цель планирования карьеры как раз и заключается в том, чтобы обеспечить соответствие деловых и личностных качеств профессионала занимаемой должности и наоборот.

Начальный этап планирования карьеры начинается с профориентации, увязанной с жизненными целями человека. Выбор вида трудовой деятельности должен основываться на исчерпывающей информации о характере работы, перспективах и оценке собственных способностей. В современных условиях профориентация является не только уделом школьников, решающих, к чему они более склонны. Значительная часть взрослого населения страны занята вторичной профориентацией, т.е. изменением вида деятельности в связи с переменой экономической ситуации, закрытием предприятий и организаций, переездом и др. Это процесс болезненный, поскольку связан с ломкой жизненных представлений, установок и стереотипов. Если новая работа рассматривается человеком лишь как способ выжить, то большие достижения и успехи маловероятны. Если же повторный выбор трудовой деятельности сделан сознательно и даже самая незначительная должность оценивается как начало новой карьеры, многое удается реализовать, и жизнь человека наполняется успехом и открытиями.

Планировать карьеру можно и нужно в любом, лучше молодом возрасте. Для достижения карьерных целей более взрослому человеку требуется приложить больше усилий, чем молодому. При этом самое важное - иметь мотивацию к достижениям, кроме того, необходимо правильно рассчитывать свои силы. Таким образом, речь идет об основе основ планирования карьеры - оценке стартовой готовности, способностей, наличия знаний, умений и навыков.

Каждый человек должен учитывать правило для достижения успеха - иметь четкое представление о том, с чего надо начать. Акмеологические и психологические методы подсказывают, что начало кроется в оценке имеющихся ресурсов, для которой необходима помощь специалиста. Психодиагностика помогает определить, какие личностные качества должны быть скорректированы, какие следует компенсировать. Сведения о физическом состоянии организма и о наличии или отсутствии профессиональных или управленческих знаний и опыта дополняют общую картину. Затем карьерные цели должны быть уточнены. Важно учитывать варианты достижения аналогичных целей другими людьми, сопоставить все эти стороны с собственными объективными и субъективными возможностями. К тому же важно определить временной период для всех этих действий.

Необходимо также знать законы построения карьеры. Секретов достаточно много. Например, управленческий опыт интенсивнее приобретается до 35 лет, позднее компенсировать пробелы практической подготовки достаточно сложно; если руководитель испытывал трудности во взаимоотношениях с людьми на первой ступени карьеры, то такие трудности сохранятся до самого верхнего уровня, и необходима специальная подготовка для их преодоления.

Особая проблема - личностные изменения под влиянием управленческой деятельности. Мудрец сравнивал прикосновение к власти с прикосновением к прокаженным и утверждал, что очень немногим удается не заразиться смертельной болезнью. Проявление регрессивных черт личности руководителя на разных уровнях профессиональной деятельности наблюдается достаточно часто, но специалисты стараются об этом умалчивать: неприятно, а иногда просто опасно. Некоторых негативных изменений личности избежать трудно,

но при желании ей может быть оказана оперативная помощь, особенно в периоды смятения и ошибок, кризисных возрастных точек (очень важная проблема карьеры).

Знание законов построения карьеры избавляет от ошибок.

Наступило то время, когда проблематика карьерного развития студентов, построение моделей карьеры и изучение возможностей их реализации, поддержка и сопровождение карьерных устремлений личности должна перейти из плоскости научных изысканий в прак-тико-ориентированные программы и спецкурсы. Это подтверждает и опыт работы ведущих вузов страны - в каждом из них работает центр «Карьера», который помогает выпускникам не только трудоустроиться на имеющиеся вакансии, но и подготовиться к будущей профессиональной деятельности с позиции психологии труда. Таким образом, будущие бакалавры, магистранты и специалисты должны осваивать теоретические основы построения и планирования карьеры, базирующиеся на них новые подходы к работе в организациях. Проведение тренингов и занятий показывает колоссальную востребованность знаний и навыков, необходимые для дальнейшего карьерного роста.

Данные курсы занятий и тренинги должны строиться на основах акмеологии. В 1990-х годах в качестве объекта акмеологии рассматривали прогрессивно развивающуюся зрелую личность, самореализующуюся главным образом в профессиональных достижениях, а в качестве предмета - закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Однако данные определения объекта и предмета акмеологии как науки отражают лишь конкретную ступень ее становления, в содержательном отношении они слишком узки, если исходить из сущности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности. Акмеология не может сводить свой предмет только к изучению и совершенствованию профессионализма, поскольку профессиональная деятельность - только часть, хотя и важная, жизни человека. Акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью. Это предполагает глубокое изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию зрелой личности как субъекта не только профессиональной деятельности, но, в целом, субъекта жизнедеятельности.

Современная акмеология ориентируется на решение проблемы соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека. В соответствии с этим объектом исследования и формирования в акмеологии в настоящее время является достигающий наиболее высокого уровня развития человек как индивид, личность, субъект деятельности и как индивидуальность, а также «совокупные субъекты», достигшие своего акме, то есть малые и большие социальные общности. Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелого человека, а также закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени его развития - акме. Акмеология исследует также условия и факторы достижения высшей ступени зрелости малых и больших социальных общностей.

Развитие и саморазвитие человека связано с процессами познания, общения и деятельности в рамках различных организационных структур, поэтому указанные явления также закономерно оказываются в сфере внимания акмеологии. Эффективно решить проблемы карьерного развития личности можно не только в психологии профессиональной деятельности, но и, прежде всего, в рамках акмеологии. Объект, предмет и задачи акмеологии представляют возможность построения и планирования карьеры как развития личности, достижения человеком акме, реализации потребности человека «состояться» в личностно-профессиональном пространстве [1].

Акмеологический подход позволяет рассмотреть проблемы успешности карьеры и алгоритм продуктивного развития профессиональной карьеры личности, акмеологические критерии и показатели профессиональной карьеры; акмеологические, социальные, психологические и другие (объективные, субъективные, объективно-субъективные; общие, особенные и единичные) условия и факторы успешности карьеры [4].

Акмеология предоставляет возможность построить акмеологическую программу и алгоритмы продуктивного развития личностно-профессиональной карьеры.

В этой программе должна быть предусмотрена связь целей и стратегии профессиональной карьеры и индивидуально-типологических характеристик личности, роль стиля деятельности в построении карьеры. Личность рассматривается как субъект духовной жизни и жизненного пути, карьерного роста.

На индивидуальные стратегии карьерного роста большое влияние оказывает жизненная позиция, ценности, ценностные ориентации и социальные установки личности. В ак-меологии карьеры профессионала важно изучить типологию личности, ее творческий по-

тенциал. Способности личности рассматриваются как компонент ее творческого потенциала, и при изучении диалектики воспитания и самовоспитания творческой личности карьерное творчество рассматривается, с одной стороны, как один из видов творчества, а с другой

- как карьера в творческих профессиях.

Большая роль в акмеологии профессиональной карьеры личности уделяется вопросам «самости»: выявлению роли процессов самоконтроля, саморегулирования личности в профессиональной карьере. При этом, под «самостью» понимается набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя. Различают: индивидуальное «Я» (биологическое, физическое, психологическое), социальное «Я» и др.

В акмеологии профессиональной карьеры личности большая роль отводится психогигиене личности: выявлению важнейших условий поддержания морально-психологического состояния (стрессоустойчивости) на каждой стадии карьеры, а также методам и приемам саморегуляции при карьерном восхождении.

Для построения акмеологической программы продуктивного развития личностно-профессиональной карьеры необходимо применять психолого-акмеологические методы изучения личности (наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, психологические тесты и многие другие). С учетом методов и рекомендаций студенты должны научиться выстраивать акмеологические траектории развития профессиональной карьеры личности

- не только собственные, но и своих будущих подчиненных [3, 5].

В этом мы видим практическую направленность исследований нашей научной школы, насчитывающий более чем тридцатилетний опыт изучения личностно-профессионального развития как сформированных, так и будущих специалистов [6,7].

Литература:

[1]. Деркач А.А. Методология и методы акмеологии: Научно-образовательное издание / Серия «Научная библиотека преподавателя высшей школы» (направление «Акмеология»). М., Изд-во РАГС, 2010.

[2]. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб., Питер, 2003.

[3]. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007.

[4]. Москаленко О.В. Акмеология карьеры профессионала: Научно-образовательное издание /Серия «Научная библиотека преподавателя высшей школы» (направление «Акмеология»). М.: Изд-во РАГС, 2010.

[5]. Москаленко О.В. Килба А.Р. Акмеологические особенности индивидуальной стратегии выбора карьеры государственными служащими.//Акмеология и психология развития кадров управления. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 36-48.

[6]. Москаленко О.В., Смахтина Т.А. Эмпирическое изучение акмеологической модели развития профессионального самосознания в структуре индивидуальной стратегии карьерного роста государственных служащих. М., МААН, 2006.

[7]. Москаленко О.В., Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации с процессами самоактуализации, самоопределения и самоэффективности молодежи// Мир психологии, 2011, № 1 (65). С.193-200.

Чирковская Е.Г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В современной науке в контексте рассмотрения инновационного феномена используются различные понятия, категории, дефиниции: инновационный потенциал, инновацион-ность личности, инновационная и инновационно-управленческая компетентность, готовность к инновационной деятельности и др.

Традиционно проблематика инновационного потенциала разрабатывалась теорией систем в рамках экономических концепций научно-технического прогресса. В последнее время, в силу своей многоаспектности, она вышла за рамки собственно экономической науки и находит свое продуктивное применение во многих областях научного знания.

Несмотря на то, что X. Барнетт еще в 1953 году обратился к категории «инновационный потенциал личности», инновационность как психологическая категория стала интенсивно изучаться только в последние десятилетия и, чаще всего, рассматривается, как спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.