Катаева Л.И.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА
Профессиональная деятельность представляет собой самую протяженную во времени и значимую часть жизни. От того, насколько гармонично и целостно включение ее в пространство жизнедеятельности человека, зависит успешность как личностно-профессионального развития субъекта труда, так и развития личности в целом.
Психолого-акмеологическое содержание профессиональной деятельности составляют: психолого-акмеологические особенности профессионального самоопределения как до начала собственно профессиональной деятельности, так и в ее процессе; особенности пространства саморазвития профессионала;
особенности и динамика индивидуальной и групповой психологии; психологические и акмеологические законы и механизмы совместной деятельности, делового и межличностного общения; психологические методы воздействия, влияние и взаимовлияние субъектов в процессе деятельности; психологический и акмеологический контекст и последствия принимаемых решений, совершаемых действий.
Суть акмеологического подхода к выявлению детерминант профессиональной деятельности состоит в рассмотрении последней деятельности как особого вида деятельности субъекта, направленной на самостоятельное, активное, творческое преобразование профессиональной среды и себя как носителя деятельности. В контексте этого основными детерминантами становятся саморазвитие, самосовершенствование профессионала, профессиональное самоопределение в контексте саморазвития, самосовершенствования, достижения вершин профессионализма.
Профессиональное самоопределение как процесс самореализации личности во всех периодах активной профессиональной деятельности и подготовки к ней на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей [2] является важнейшим процессом, определяющим, насколько гармонично вписалась профессиональная деятельность в пространство жизнедеятельности человека, не разрушает ли она его, не является ли инородным телом в развитии личности, насколько взаимосвязаны все позиции самоопределяющейся личности как субъекта социального действия, осознавшего что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы); что он есть (свои личностные и физические свойства); что он может (свои возможности, склонности, дарования); что от него хочет или ждет коллектив, общество (субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений). Поскольку профессиональное самоопределение - это и выбор профессии, и компонент личностного новообразования человека в определенном периоде профессиональной деятельности и длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней, охватывающий большую часть жизни субъекта труда, оно составляет ту сердцевину, основание, базис профессиональной деятельности, которые создают предпосылки акмеологизации последней, поднятия ее до уровня акмеологической среды развития личности в зрелом возрасте.
К числу акмеологических составляющих содержания процесса профессионального самоопределения относятся: самопознание; самооценка своих возможностей (знаний, умений, навыков, способностей, потенциала и т.п.) в целях успешной самореализации в профессиональной деятельности; формирование способностей и интересов, системы ценностных ори-ентаций; развитие профессионального самосознания, моделирование своего личностно-профессионального развития, постоянное совершенствование образа профессионального «Я».
Акмеологическая сущность профессионального самоопределения усиливает значимость его гуманистической, гражданской направленности и позволяет проявиться в качестве акмеологического вектора профессиональной деятельности, направляющего человека не столько на реализацию себя как субъекта труда в рамках конкретной профессии, сколько на самосуществление в жизни, культуре, социуме, социальном действии. Именно с наличием такого вектора профессионального самоопределения связано применение акмео-графического подхода к анализу профессиональной деятельности и ее субъекта, базирующегося на концепциях профессионализма личности и профессионализма деятельности, позволяющего описывать профессионализм на уровне общего и особенного, связать профессионализм с феноменом индивидуальности субъекта профессиональной деятельности, дать качественную и количественную характеристику уровня достижения субъектом профессиональной деятельности «акме» в личностно-профессиональном развитии.
Включаясь в профессиональную деятельность, реализуя себя в ней, субъект труда может оказаться в силу тех или иных причин в различных пространствах, детерминирующих или разрушающих, уничтожающих предпосылки акмеологизации профессиональной среды [5]. Акмеологический анализ профессиональной деятельности позволяет выделить несколько пространств, характеризующих ту или иную акмеологическую среду развития профессионала. Одновременно они являются и пространствами профессионального самоопределения, и пространствами профессиональной деятельности, поскольку, как это было обосновано ранее, профессиональное самоопределение являет собой суть присутствия самоопределяющейся личности в профессиональной деятельности. Однако, можно говорить о различной степени равнозначности таких пространств применительно к каждому из процессов: профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности.
Важнейшей характеристикой, критерием выделения пространств профессионального самоопределения как акмеологической среды развития профессионала [3] является восприятие субъектом труда ценности самой профессиональной деятельности и его сопряженность с мотивационно-смысловой сферой личности. Введение такого критерия связано прежде всего с отражением базисных характеристик субъектно-профессиональной структуры, проявляющейся и развивающейся в процессе организации деятельности, и позволяет выделить несколько таких пространств
Акмеологическое развитие субъекта труда в процессе профессиональной деятельности может столкнуться с проблемой вероятностно-деструктивного способа организации деятельности. (К.А. Абульханова-Славская). В этом случае активность человека в рамках выполнения им профессиональных действий повернута в сторону разрушения предпосылок акмеологизации профессиональной среды, даже если таковые имелись в самых наилучших намерениях субъекта деятельности усовершенствовать результаты последней. Что касается ценности деятельности, то последняя оказывается вне мотивационно-смысловой сферы ее субъекта. [1].
Такая проблема является больше закономерной, нежели случайной. Практически любой человек, независимо от опыта работы, включаясь в новое или относительно новое для него пространство профессиональной деятельности, создает свой образ поведения в нем, образ действий, которые он направляет на достижение результата. Нередко такой образ не совпадает с привычными для данной деятельности образами других ее участников.
В данном пространстве оказываются часто молодые специалисты, которые образ результата деятельности выстраивают априори, безотносительно уже сложившегося положения дел, и полагают, что именно их действия приведут к значительным эффективным преобразованиям. Развитие их профессиональной активности в этом случае начинается, как и указывает К.А. Абульханова-Славская, с наличного, вероятностно деструктивного способа организации деятельности и только затем идет к оптимальному через осмысление эталона такой деятельности. [2] Люди более зрелого возраста, которые вынуждены менять прежнюю работу, а новую воспринимают как поле для самовыражения, проявления амбициозности, также создают условия для возникновения вероятностно-деструктивного пространства профессиональной деятельности.
Особо опасное положение создается в сфере управления деятельностью. Практика свидетельствует, что если субъект наделяется управленческими функциями в деятельности, то вероятностно-деструктивный способ ее организации можно предполагать еще до начала самой деятельности.
Важным моментом для психолога-акмеолога, осуществляющего психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития субъекта труда, находящегося в данном пространстве, является проявление последним агрессивности в деятельности [7]. Агрессивность, являющаяся порождением такой ситуации, может не прояляться во вне, оказаться загнанной глубоко внутрь личности. Функция деструктивности относительно акмеологической среды развития профессинала в этом случае направлена на личностные потенции. Однако агрессивность может иметь и непосредственные проявления в деятельности. Здесь мы имеем вариант деструкции самой деятельности, отношений между ее участниками.
Таким образом, мы имеем два уровня вероятностно деструктивного пространства профессиональной деятельности как акмеологической среды развития профессионала: активное и пассивное.
Ценность деятельности может выступать для субъекта труда только на уровне мотивов самозащиты, самосохранения, т.е. витальных потребностей личности. Для данного пространства характерно отсутствие субъектно-личностной проявленности в процессе профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной деятельности является безынициативность ее субъекта, невыраженность основных групп смыслообразующих мотивов деятельности, таких как социальная (корпоративная), саморазвития, самосовершенствования, собственно-профессиональная, отсутствие в ней креативности. В этом случае не при-
ходится говорить о принятии личностью ответственности за деятельность и ее результаты. Как правило, в иерархии смыслообразующих деятельность мотивов на первое место выходят мотивы самозащиты, самосохранения
Данное пространство может быть охарактеризовано относительно создания им предпосылок для акмеологизации среды развития профессионала как формально-индифферентное. По сути, в этом пространстве мы наблюдаем избегание субъектом самой деятельности, а соответственно не может быть и речи об успешности его личностно -профессионального развития. Идет деструкция, которая затрагивает одновременно и личность, и деятельность и, таким образом осуществляется переход в вероятностно-деструктивное пространство профессиональной деятельности.
Ценность деятельности может быть опосредована для субъекта другими ценностями (получение материального или морального вознаграждения от руководства; хорошие взаимоотношения в коллективе и т.п.). Такое пространство профессиональной деятельности, назовем его формально-деятельностным, имеет два уровня представленности:
а). Деятельность выполняется точно, четко, результативно. При этом оптимизация деятельности происходит за счет использования внешнедеятельностного потенциала: на уровне использования средовых условий ее осуществления;
б). Деятельность точно, четко, результативно выполняется на уровне использования средовых условий ее осуществления, но при этом оптимизация деятельности происходит за счет использования внутридеятельностного потенциала. Например, улучшается качество выполнения отдельных операций, последовательность их осуществления, но это происходит формально, вне личностного выражения субъекта в ней.
Предпосылкой акмеологизации среды развития профессионала в данном пространстве могла бы стать относительная задействованность профессионального потенциала ее субъекта. Однако без целенаправленного введения других предпосылок процесс акмеологизации затухает и это приводит к переходу формально-деятельностного пространства на уровень формально-индифферентного и затем вероятностно-деструктивного.
Профессиональная деятельность на уровне ценности ее для субъекта может быть рассмотрена последним как шаг, как этап, как условие для самореализации. Для данного пространства характерны новые по качеству освоения и осуществление формы деятельности, улучшение ее содержательных компонентов. Здесь задействован потенциал субъекта (субъ-ектно-личностный уровень). Возможен и вариант, когда личность реально представлена в процессе самой деятельности и оптимизация деятельности происходит в единстве с оптимизацией профессионального самоопределения личности (личностно-субъектный уровень). С точки зрения создания предпосылок акмеологизации среды развития профессионала такое пространство может быть отнесено к конструктивно развивающему. В этом пространстве мотивы саморазвития и самосовершенствования обнаруживают тенденцию к смысло-образованию профессиональной деятельности, однако корреляция их с другими группами (собственно-профессиональной, социальной) не высока. Мотивы самозащиты и самосохранения, материальная мотивация так же имеют достаточную степень выраженности в смыс-лообразовании деятельности.
Ценность профессиональной деятельности ее субъекта может существовать наряду с другими ценностями и быть уравновешена с ними. Деятельность вбирает в себе и задействует в своем процессе любые ресурсы личности, не только профессионально ориентированные. Профессиональная деятельность органично включена в целостное пространство жизнедеятельности человека. Внутри нее реализуются глубинные человеческие потенции. Мы имеем форму целостного присутствия человека в деятельности.
Данное пространство задействует потенции индивидуальности, но это может осуществляться с различной степенью выраженности. Индивидуальность может быть представлена не во всех формах, направлениях жизнедеятельности, а только в некоторых, в частности в профессиональной деятельности. Здесь деятельность является средством развития индивидуальности. И индивидуальность проявляется во всех формах жизнедеятельности человека и выходит за рамки профессиональной деятельности, становится средством развития профессиональной деятельности. В данном случае мы наблюдаем феномен личностного самоопределения.
Такое пространство является акмеологически детерминирующим. Ценность профессиональной деятельности и ценности других сфер жизненного самоопределения уравновешены. Наблюдается выраженность всех пяти групп смыслообразующих профессиональную деятельность мотивов. При этом три группы: саморазвития, самосовершенствования; социальная (корпоративная) и собственно-профессиональная занимают доминирующее положение среди других групп. Обнаруживается высокий уровень культуры рефлексивной самоорганизации, проявляющейся в осознанном, устойчивом и конструктивно направленном лич-
ностно-профессиональном саморазвитии. Позиции «Я как личность» и «Я как профессионал» сливаются в единое целое.
В акмедетерминирующем пространстве профессиональная деятельность, выступая на уровне акмеологической среды развития профессионала становится источником насыщения информационно-энергетического пространства личности, укрепляя ее сопротивление негативным изменениям среды, противодействие в ответ на сопротивление последней, побуждает личность к конструктивному анализу происходящих в профессиональной и жизненной среде изменений, расширяет границы творчества, проявления индивидуальности.
Наконец, можно выделить еще одно пространство профессиональной деятельности, в котором ценность такой деятельности является выше ценности жизни. В этом пространстве собственно профессиональная группа смыслообразующих деятельность мотивов в их иерархическом ряду оказывается не только на первом месте, но и в значительной степени отрывается по значимости от всех других групп. Интерес к самой деятельности становится выше всех остальных жизненных интересов. В этом пространстве мы наблюдаем ярко выраженное проявление индивидуальности, но индивидуальность человека в профессиональной деятельности достигается не в акмеологической траектории личностно-профессионального развития, а в траектории деструкции «акме», когда все внутренние и внешние ресурсы человека востребованы для достижения успеха только в профессиональной деятельности. Поглощая человека целиком, профессиональная деятельность, таким образом, разрушает его личностные потенции.
Выделение пространств, детерминирующих или разрушающих предпосылки акмеоло-гизации профессиональной среды развития профессионала, знание особенностей поведения в них субъекта труда, проявления последним тех или иных психолого-акмеологических характеристик личностно-профессионального развития очень важно для специалиста, который занимается психолого-акмеологическим сопровождением работы с персоналом.
Литература:
[1]. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. (Серия «Психологи Отечества»).
[2]. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, Под ред. В.А.Бодрова и др. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991
[3]. Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала. Воронеж: «Научная книга», 2006.
[4]. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - М., 2000-2002
[5]. КатаеваЛ.И.. Акмеология субъекта профессиональной деятельности.-М.: Изд-во РАГС, 2007.
[6]. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: Учебное пособие /Деркач А.А. (отв. ред)., Зазыкин В.Г., Марков В.Н., Толочек В.А. - М.: Изд-во РАГС, 2004
[7]. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Воронеж, 1996..
[8]. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. /Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. Т.1. - 568 с. - (Серия «Психологи России).
Москаленко О.В.
ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ АКМЕОЛОГИИ
Новое для нынешней действительности словосочетание «планирование карьеры» звучит непривычно, хотя рыночные перемены в экономике продолжаются уже давно. «Планирование» напоминает об ушедшем времени, когда не было места инициативе и предприимчивости в силу предопределенности всех процессов. К тому же слово «карьера» до сих пор для многих россиян имеет негативную окраску. Вместе с тем, нынешнее внимание к профессиональному стремлению, стремлению сделать карьеру - это не дань моде и не попытка перенести зарубежный опыт на отечественную почву.
Во многих европейских бизнес-школах на первом занятии в рамках учебной программы по подготовке магистров делового администрирования (МВА) преподаватель спрашива-