Научная статья на тему 'Проблема плагиата в аспекте менеджмента качества'

Проблема плагиата в аспекте менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАГИАТ / QUALITY MANAGEMENT / EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / PLAGIARISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Ирина Ефимовна

В статье актуализируются основные проблемы качества образования, предлагается общая характеристика плагиата в системе высшего профессионального образования, анализируются идеи американских специалистов о плагиате, делаются выводы о необходимости повышения социальной и персональной ответственности студентов за результаты образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PLAGIARISM IN ASPECT OF QUALITY MANAGEMENT

This article is devoted to the main problems of quality of education. It gives general description of plagiarism in the system of higher education and analyses some ideas of American experts in plagiarism. The major point is about improving social and personal responsibility for results of students’ educational activities.

Текст научной работы на тему «Проблема плагиата в аспекте менеджмента качества»

ПРОБЛЕМА ПЛАГИАТА В АСПЕКТЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Лыскова Ирина Ефимовна

канд. ист. наук, АОУ ВПО КРАГСиУ, г. Сыктывкар

E-mail: IrinaLyskova@mail.ru

THE PROBLEM OF PLAGIARISM IN ASPECT OF QUALITY

MANAGEMENT

Irina Lyskova

candidate of historical sciences, associate professor of Komi republican academy of

state service and administration, Syktyvkar

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируются основные проблемы качества образования, предлагается общая характеристика плагиата в системе высшего профессионального образования, анализируются идеи американских специалистов о плагиате, делаются выводы о необходимости повышения социальной и персональной ответственности студентов за результаты образовательной деятельности.

ABSTRACT

This article is devoted to the main problems of quality of education. It gives general description of plagiarism in the system of higher education and analyses some ideas of American experts in plagiarism. The major point is about improving social and personal responsibility for results of students' educational activities.

Ключевые слова: менеджмент качества, образовательный процесс, качество образования, плагиат.

Keywords: quality management, educational process, quality of education, plagiarism.

Тенденции политического, социально-экономического и социокультурного развития мирового сообщества актуализируют проблемы управления качеством, а также необходимость совершенствования процессов и систем управления, направленных на обеспечение продукции, товаров и услуг

высокого качества, удовлетворение интересов потребителей, на формирование ценностных приоритетов организации, подчёркивающих значимость коллективной и персональной ответственности за результаты деятельности.

Стремительное развитие технологий производства, постоянный рост потребностей, притязаний и запросов современного общества подчёркивает неразрывную связь качества и конкурентоспособности организации. Современная концепция управления деятельностью Total Quality Management (TQM) определяет основополагающие принципы управления качеством. В условиях развития российской экономики достаточно сложно идёт процесс осознания принципов ориентации на потребителя, необходимости постоянного улучшения, вовлечённости работников в деятельность по управлению качеством.

Современные тенденции социально-экономического развития России, характеризующиеся процессами модернизации социальной сферы и развития социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется задачам совершенствования системы образования и повышения качества образовательного процесса. Значительные изменения происходят в системе высшего профессионального образования. Актуализируется необходимость новых управленческих подходов к организации учебной и научной деятельности студенческой молодёжи, к формированию ценностных приоритетов, обеспечивающих повышение качества образования, мотивацию учебной деятельности, а также ответственности участников образовательного процесса за результаты учебной и научной деятельности в образовательном учреждении.

Все более значимая роль отводится пониманию социальной ответственности образовательного учреждения в аспекте обеспечения качества образования как неотъемлемой характеристики социальных процессов, способствующих эффективной адаптации образовательного учреждения к условиям внешней среды и стабилизации его позиций в достаточно жёстких условиях конкуренции и соперничества. Подчёркивается значимость

организационной культуры, определяющей индивидуальное и коллективное поведение, формирующей коллективное мировоззрение, цели, ценностные приоритеты, систему коммуникаций, имидж образовательного учреждения.

Однако противоречивость тенденций рыночной экономики определяет не только необходимость совершенствования адаптивных механизмов, но и признания роли человеческих ресурсов как важнейшего фактора стабильности самой организации. Сегодня стабильность организации во многом обеспечивается поведенческими нормами и ценностными ориентирами деловой культуры, отражающей сущность миссии, стратегии, целей и моделей деятельности организации. Особое значение в данном контексте занимают процессы самомотивации и самоорганизации учебной и научной деятельности студентов высших учебных заведений.

Однако имеет место серьёзное противоречие, базирующиеся на конфликте интересов студенчества и новых требований к процессу и результату образовательной деятельности. С одной стороны, предусматривается значительная степень свободы и самоорганизации в процессе получения профессионального образования, с другой — наблюдаются признаки кризиса системы мотивации учебной и научной деятельности. Содержательно это проявляется в комплексе характеристик, препятствующих позитивным изменениям и развитию системы качественного образования. В частности, к негативным проявлениям коллективного сознания студенчества относятся:

• низкая мотивационная настроенность на конечные результаты учебной деятельности;

• изолированность, леность и отсутствие интереса студентов к учёбе;

• формальный подход студенчества к выполнению своих обязанностей, стремление путём наименьших интеллектуальных усилий решить учебные задачи;

• игнорирование персональной ответственности студентов;

• наличие неоправданных ожиданий от системы образования и ощущение социальной несправедливости в решении социальных проблем студенчества;

• угасание потребностей в профессиональном становлении и самореализации в выбранной сфере профессиональной деятельности;

• отсутствие желания проявлять инициативу в учебной и научной деятельности;

• игнорирование интересов, целей и требований образовательного учреждения;

• отсутствие понимания роли студенчества в развитии образовательного учреждения, и многих других характеристиках объективного и субъективного плана.

На современном этапе развития системы образования особую актуальность получают идеи об исключительной значимости гуманистических и этических основ организации учебной и научной деятельности. Отметим, что данная проблема имеет международный характер. 17 ноября 2006 г. в Страсбурге (Франция) Парламентской ассамблеей Совета Европы была принята Резолюция 1528 (2006) «О нежелании студентов заниматься наукой». В документе отмечалось, что наблюдается спад интереса студенчества к занятию наукой, обращалось внимание научной и педагогической общественности на причины возникновения этой проблемы. В частности, подчёркивалось, что «образование, получаемое учащимися, носит слишком абстрактный характер, зачастую слишком отдалено от их повседневного опыта и собственных интересов. Вместо того, чтобы воспользоваться их любознательностью и опереться на весьма положительный образ учёных и науки, сформировавшийся у учащихся в начальной школе, система научного образования отталкивает их от себя ... Не все страны Европы столкнулись с этой проблемой в равной степени, однако в целом падение интереса к науке вызывает сильную озабоченность» [1, с. 19].

Вместе с тем одной из серьёзных проблем повышения качества профессионального образования и повышения ответственности студенческой молодёжи за результаты образовательного процесса является проблема плагиата.

Наиболее общая характеристика плагиата главным образом отражает специфику деятельности человека в интеллектуальной сфере. Сам термин происходит от латинского plagiatus, что означает "похищенный». В одном из словарей иностранных слов встречается следующее определение плагиата: «присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное». Соответственно, плагиатор («похититель») — «лицо, занимающееся плагиатом» [2, с. 380—381].

В англоязычной интерпретации плагиат (plagiarism) трактуется идентично: «процесс присвоения авторства трудов, идей или высказываний другого человека», а также «использование идей, сочинений, высказываний, музыкальных произведений без упоминания их

авторства» [4, p. 1075, перевод И.Е. Лысковой].

Важно подчеркнуть, что проблема плагиата в образовательной среде исследуется на протяжении нескольких десятилетий. Так, в 70-е годы ХХ века Современная лингвистическая ассоциация Америки (The Modern Language Association of America) актуализировала проблему подготовки письменных работ школьников, студентов и специалистов в научной сфере. Значительным спросом пользовалась работа Джозефа Джибалди (Gibaldi, Joseph, MLA handbook for writers of research papers), которая выдержала несколько изданий. Автор подчёркивает этический аспект проблемы плагиата. Раскрывая сущность плагиата, он упоминает работу Александра Линдея (Alexander Lindey, Plagiarism and Originality, New York: Harper, 1952), который характеризовал плагиат как «фальшивое присвоение авторства, вредоносный акт присвоения результатов интеллектуального труда другого человека и публичное представление их как своих собственных» [3, p. 66, перевод И.Е. Лысковой]. По мнению Джозефа Джибалди, «использование идей, информации или выражений без упоминания трудов авторов представляет собой интеллектуальную кражу. Представление результатов интеллектуального труда другого человека в качестве своего собственного с целью получить интеллектуальную или материальную выгоду является мошенничеством.

Плагиат скорее является безнравственным, чем противозаконным действием, однако нередко масштабы такой деятельности приобретает характер настоящего преступления» [3, p. 66, перевод И.Е. Лысковой].

Задача развития технологий защиты интеллектуальной собственности и авторских прав требуют пристального внимания. Однако стремительное развитие информационных технологий с одной стороны облегчает доступность информации, с другой — усугубляет проблему плагиата. Ключевые проблемы интернет-плагиата в образовательной среде были исследованы Венди Сатерлэнд-Смитом (Sutherland-Smith, Wendy. Plagiorism, the Internet, and student learning: improving academic integrity, New York, 2008). Особое внимание автор обращал на необходимость честного и ответственного отношения к научной деятельности, важности развития критического и аналитического мышления студентов. Специалиста настораживала популярная у студенчества позиция «cut and paste», которая буквально звучала следующим образом: «нарезай и составляй» [5, p. 100—110, перевод И.Е. Лысковой]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования технических методов выявления плагиата. Венди Сатерлэнд-Смит размышлял о вредоносности плагиата не только в аспекте интеллектуальной и моральной деградации личности, он высказывал опасения относительно качества интернет-ресурсов, которые со стороны студентов часто не подвергаются элементарному анализу.

Как видим, плагиат — это серьёзная и комплексная проблема, которая охватывает совокупность нравственных, правовых, интеллектуальных, технических и других аспектов, характеризующих основные тенденции развития системы профессионального образования. Решение этой проблемы неразрывно связано с задачами формирования нравственного мировоззрения личности, а также формирования моделей поведения, основанных на идеях персональной ответственности за обеспечение социальных гарантий качественного образования. Формирование внутренней потребности всех участников образовательного процесса в постоянном профессиональном

развитии, совершенствовании интеллектуальной деятельности является первым шагом к реализации стандартов менеджмента качества.

Список литературы:

1. О нежелании студентов заниматься наукой // Официальные документы в образовании. — 2007. — № 11. — С. 18—21.

2. Словарь иностранных слов. — 15 изд., испр. М.: Рус.яз. 1988. — С. 380— 381.

3. Gibaldi Joseph, MLA handbook for writers of research papers. — 6th ed. New York, 2003. — P. 66.

4. Macmillan English Dictionary. London, 2006. — P. 1075.

5. Sutherland-Smith, Wendy. Plagiorism, The Internet and Student Learning: Improving Academic Integrity, New York, 2008. — P. 100—110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.