Научная статья на тему 'Философский анализ проблемы плагиата в образовании: к вопросу о причинах'

Философский анализ проблемы плагиата в образовании: к вопросу о причинах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
603
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАГИАТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / PLAGIARISM / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петракова Ирина Николаевна

Предпринимается попытка проанализировать причины распространения плагиата в сфере образования с философской точки зрения. Предполагается, что причины распространения плагиата в сфере образования заключаются не только в состоянии общественной морали, но и в особенностях современного информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOFICAL ANALYSIS OF THE PLAGIARISM PROBLEM IN THE EDUCATION SECTOR: ABOUT THE CAUSES

The causes of the plagiarism in the education sector are analyzed in the article from the philosophical point of view. It’s supposed, that not only the state of the public morals but the characteristics of the modern information society is the cause of the plagiarism in the modern education sector.

Текст научной работы на тему «Философский анализ проблемы плагиата в образовании: к вопросу о причинах»

ethical and social dilemmas of the modern society. The article explains the importance of ethical method to the forming the human rights.

Key words: utilitarianism, liberalism, the ethics of the human rights, the hierarchy of the rights, ethical and social dilemmas.

Nazarova Yuliya Vladimirovna, PhD (Philosophy), fox353@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University.

УДК 37.013.73+130.2

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЛАГИАТА В ОБРАЗОВАНИИ: К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ

И.Н. Петракова

Предпринимается попытка проанализировать причины распространения плагиата в сфере образования с философской точки зрения. Предполагается, что причины распространения плагиата в сфере образования заключаются не только в состоянии общественной морали, но и в особенностях современного информационного общества.

Ключевые слова: плагиат, информация, информационное общество.

Информационные технологии - это то явление современного мира и, более узко, современной системы образования, о котором можно говорить что угодно и оценивать которое можно как угодно, но отменить и даже замедлить развитие которого сейчас уже невозможно. И тем важнее в этих условиях попытаться критически осмыслить те процессы, которые вызваны таким положением вещей, и то влияние, которое информационные технологии оказывают на систему образования.

А влияние это, надо сказать, крайне велико. Очевидны положительные стороны внедрения информационных технологий в систему образования: прежде всего это повышение доступности информации и ускорение и упрощение коммуникаций. Это, несомненно, огромный выигрыш: обучающиеся получают возможность быстро и почти без затрат пользователями источниками и, шире, той информацией, получение которой раньше потребовало бы много времени и сил. То же самое относится и к коммуникации: ученик или студент может связаться с учителем или преподавателем из дома, из другого города, вообще независимо от местонахождения обоих. Информационные технологии также дают возможность сделать нагляднее и понятнее подачу материала с помощью различного рода анимаций, схем и других средств.

Таким образом, главный выигрыш от использования информационных технологий в образовании - это ускорение, упрощение и расширение циркуляции информации. Однако именно это является одновременно и

проигрышем, минусом процессов информатизации, потому что такая легкость порождает проблему, которая судя по опыту и публикациям становится все актуальнее в последние годы - проблему плагиата в образовании (и не только).

Сейчас очень много говорят о технической стороне плагиата: как его выявить, как должна работать программа, позволяющая отслеживать цитирования в тексте учебной или научной работы, как организовать процедуру проверки на плагиат и т. д. И все эти моменты, конечно, крайне важны и обязательно должны быть обсуждены соответствующими специалистами. Но проблема ведь не только в том, как обнаружить плагиат - она еще и в том, откуда плагиат берется, в причинах его распространения. Это как раз та ситуация, когда мало осудить - нужно понять, потому что, если явление приобретает такой размах, это не просто следствие дефекта моральной сферы отдельных представителей студенчества (или научных работников), это следствие какой-то особенности самой современной ситуации учебной и научной деятельности.

Да, конечно, присвоение чужих текстов и идей появилось далеко не в XXI и даже не в XX веке. Однако именно сейчас эта проблема приобрела особые масштабы, и необходимо подумать о том, почему это произошло, что такого есть в современной эпохе в целом и в современном построении образовательного процесса в частности, что сделало проблему плагиата столь актуальной.

С нашей точки зрения, одной из важнейших причин распространения плагиата, связанных с самими особенностями «постмодернистской» современности, является переизбыток доступной информации и средств легкого оперирования с ней.

Часто говорят о том, что плагиат в студенческих работах диктуется самими условиями обучения: письменными работами как формами контроля [1, с. 62], высоким темпом обучения, который требует быстрого производства достаточно большого числа текстов, ситуацией немалого количества иностранных студентов, к трудностям которых добавляется еще и проблема чужого языка [2, с. 245], и т. д. И, конечно, все эти замечания справедливы в той или иной степени. Однако дело тут не только в системе образования: сама современность, современная ситуация, особенности современной культуры порождают такое отношение к тексту, которое позволяет свободное с ним обращение и использование его «вне авторства».

Если «классический» плагиат основан на том, что чужая работа присваивается и объявляется своей (т. е. явление авторства не отрицается, оно признается и обман строится именно на этом: авторство похищается), то современный студенческий плагиат (если к нему вообще применим этот термин) принимает феномен авторства с большими оговорками, только формально.

Когда ученый прошлых лет заимствовал идеи и достижения другого ученого и называл их своими, он понимал, что у некого интеллектуального продукта есть автор-владелец, и сознавал, что совершает кражу, присваивает себе чужое, пусть и невещественное.

Когда современный студент берет чужой реферат или чужую курсовую и, немного ее видоизменив, сдает, подписав своей фамилией, он, по сути, не претендует на авторство: собственная фамилия на титульном листе для него простая формальность. Он не признает и наличие хоть какого -то авторства у той работы, которую выдает за свою: она взята «из Интернета», для него это фрагмент общего потока доступной информации, не больше. Любой текст воспринимается как вторичный, третичный, четвертичный и дальше, он не ощущается принадлежащим кому-то.

Наш современный мир - это вообще постмодернистский мир вто-ричности. Самое понятие «первичность», кажется, утратило свой смысл. Для современного человека не существует первичности переживаний - что бы он не испытывал в реальности, это вероятнее всего уже было увидено в фильмах или видеороликах, прочитано в книгах или блогах, - не существует первичности произведений искусства, потому что прежде чем увидеть, например, какую-либо картину, он успевает насмотреться на ее изображение, которым оформлены упаковки конфет, форзацы учебников или рекламные баннеры, а до прослушивания музыкального произведения в концертном зале, он слышит его в качестве музыкального сопровождения к фильмам и телевизионным передачам, а то и в качестве рингтона для мобильного телефона.

Как пишет А.Ю. Ветлесен: «...исследователи заметили некоторые изменения во взрослении детей и подростков, а именно то, что так называемые вторичные переживания всё больше вытесняют первичные. .многие эмоциональные, психологические и социальные феномены можно было познать только на собственном опыте, через собственные действия, и никаким другим способом нельзя было получить точное представление об этих вещах. У первичного опыта было одно неоспоримое преимущество: он впускал человека в новый, доселе неизведанный мир. Сейчас соотношение сил изменилось: вторичные переживания в форме усвоенных знаний об опыте других людей и их представлении о феноменах захватили преимущество и предшествуют первичному опыту. В результате человек, впервые осуществляющий любовный акт, имеет за плечами огромный опыт просмотра журналов эротического или порнографического содержания, телепрограмм, фильмов, видеороликов и DVD, изучения интернет-сайтов с соответствующим контентом и так далее. Конечно, собственный дебют будет ощущаться как переход некой границы, но это уже не будет таким глубоким и новым переживанием, как раньше. Добавьте к этому и то, что собственное переживание будет основано на весьма детальных, точных и во всех смыслах «сильных» образцах, моделях и ожи-

даниях. ... В такой ситуации первичный опыт легко может оказаться бледным подобием вторичного «оригинала», а не наоборот» [3, с. 161-163].

И это касается, конечно, не только сферы сексуальности, а и множества других, едва ли не всех. Такой мир «уже где-то виденного и когда-то слышанного» неизбежно вторичен почти полностью, и, возвращаясь к вопросу плагиата, логично, что в этом мире малопонятной становится сама идея авторства. Оказывается, что дело не в том, что кто-то совершает преступление, а в том, что он не понимает, в чем это преступление состоит. Информация настолько многочисленна и доступна, что сложно осознать ее чьей-то собственностью.

И вот утрата ощущения, переживания подлинности, совмещаясь с информационными перегрузками, переизбытком информации, который вынуждает сознание скользить по поверхности, и порождают ощущение того, что блоки информации (тексты, если конкретизировать) «ничьи», что они просто существуют - а значит, и любые операции с ними не нарушают и не меняют ничего.

Информация настолько «везде» и настолько плотно наполняет все вокруг, что начинает казаться буквально воздухом, эфиром, средой, в которой существует все остальное и к которой потому малоприменимо понятие «собственности» и «принадлежности». Как фотосинтезирующие растения продуцирую кислород атмосферы, но не являются его собственниками, так и отдельные люди продуцируют тексты, не обретая собственность на них.

Плагиат традиционно расценивается как преступление, потому что его сутью считается кража - кража интеллектуальной собственности. Однако сложность проблемы плагиата в современной системе обучения состоит как раз в том, что студенты не воспринимают имеющиеся в Интернете тексты как чью-то собственность. Категория собственности, достаточно внятная и четкая в контексте материальных объектов, оказывается крайне размытой и неоднозначной в отношении информации.

Таким образом, к плагиату буквально подталкивает то понимание (точнее даже будет сказать «ощущение») информации и текста, которое распространено среди современных людей, особенно молодых, живущих в Интернете и в целом среди цифровых технологий.

Свою роль играют и особенности работы с текстами, связанные с компьютеризацией, благодаря которой оперирование текстами становится настолько легким и доступным, что серьезно изменяется отношение к нему. Раньше разница между своим и чужим текстом была очевидна: чтобы присвоить чужой текст, требовалось серьезное приложение усилий, явно переделывание в широком смысле. Текст из книги нужно было переписать, рукописный текст также требовал перевода на свой почерк или трудоемкой перепечатки на машинке. И этот объем усилий как бы становился психологическим маркером, четкой границей «свое - чужое», перейти ко-

торую оказывалось не так легко. Сейчас же и свой, и чужой текст существуют в одной и той же форме - в форме текстового документа. В нем нет разницы почерка, нет приложенных усилий, зато есть почти неограниченные возможности оперирования его частями, «копипаста».

Эта специфика современной ситуации хорошо видна и на примере сравнительно нового вида работы в интернет-сфере - рерайта. Его появление было вызвано, как это чаще всего и бывает, потребностями практики -Интернет-ресурсам необходимо большое количество текстов, которые не должны повторять друг друга, но, поскольку написание серьезных новых текстов есть занятие трудоемкое, а оригинальность текста определяется по формальным признакам (повторение слов в определенном порядке и проч.), то проще оказывается слова заменить синонимами, перефразировать предложения - и получается якобы новый текст. Переписывание, ре-райт.

И, с одной стороны, рерайт как таковой можно в каком-то смысле соотнести с написанием реферата или конспекта в образовании. Однако сходство тут только формальное - работа с исходным текстом для создания на его основе нового - суть же совершенно различна. Задача реферирования - получение определенной «выжимки» из исходного текста путем сжатия и переструктурирования содержащейся в нем информации. Реферат передает самое главное в содержании текста. Рерайт же - это обработка текста с сохранением его исходного смысла и структуры, целью которой является придание новому тексту уникальности с точки зрения поисковых систем. Нечто вроде «сказать другими словами». В итоге мы получаем работу и с формой, и содержанием при реферировании - и работу только с формой при рерайте.

Однако, учитывая доступность текстов, их обилие и простоту работы с ними, реферирование, конспектирование и даже написание курсовых работ и эссе в образовании все чаще превращается в тот самый рерайт: комбинирование нескольких готовых работ для получения очередной.

Таким образом, плагиат в современной сфере образования имеет основания и причины не только в нравственной области (например, достаточно расплывчатая общественная мораль, которая вполне позволяет достигать целей обманом, да и сама «текучая современность», где постоянны только перемены с непредсказуемым направлением и результатом, которые наводят на мысль, что «.не имеют смысла основательные «на всю жизнь» построения, ценности и взгляды, единственный способ как-то приспособиться к бесконечным переменам - быть гибким, что значит готовым эти ценности и взгляды изменить вслед за изменением ситуации» [4, с. 69]), но и в онтологических характеристиках современной ситуации с ее информационным обществом, информационными перегрузками и гиперреальностью. И при поисках решения проблемы плагиата в системе образования эти факторы необходимо учитывать.

Список литературы

1. Никитов А.В., Орчаков О.А., Чехович Ю.В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 61-68.

2. Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. 2010. №3.

С. 243-257.

3. Ветлесен А. Ю. Философия боли. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

240 с.

4. Петракова И.Н., Троегубов А.Г. Потенциал философских идей

B.В. Розанова в контексте анализа проблемы толерантности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

C. 67-76.

Петракова Ирина Николаевна, канд. филос. наук, доц., minepochta@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE PHILOSOFICAL ANALYSIS OF THE PLAGIARISM PROBLEM IN THE EDUCATION SECTOR: ABOUT THE CAUSES

I.N. Petrakova

The causes of the plagiarism in the education sector are analyzed in the article from the philosophical point of view. It’s supposed, that not only the state of the public morals but the characteristics of the modern information society is the cause of the plagiarism in the modern education sector.

Key words: plagiarism, information, information society.

Petrakova Irina Nikolaevna, PhD (philosophy), minepochta@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК1 (091)+ (111.1:111.8)+ (114:115)

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

А.А. КОЗЛОВА

Д. А. Репин, С.Е. Юрков

Рассматривается проблема времени как формы субъективного мышления. Прослеживается степень влияния идейного наследия немецкого метафизического персонализма Г. Тейхмюллера на панпсихизм А.А. Козлова в этом вопросе. Доказывается, что идея времени не только связана с нашим самосознанием, но она выступает определенного вида координацией в онтогносеологическом опыте между субъектом и объектом.

Ключевые слова: субстанция, время, пространство, делимость, детерминация, деятельность, самосознание, психическая координация, духовная субстанция, Высочайшая Субстанция.

Вопрос о времени связан с понятием и определением субстанции, данным одним из выдающихся исследователей философской мысли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.