Игнатова Ирина Викторовна
Ignatova Irina Viktorovna Тюменский государственный университет
Tyumen State University Доцент/The senior lecturer Кандидат социологических наук E-Mail: Ignatova-iv@yandex.ru
Плагиат как угроза инновационному развитию общества
Plagiarism as threat to innovative development of society
Аннотация: В статье проанализировано понятие «инновации», «объекты интеллектуальной собственности». Выделены угрозы инновационному развитию общества. Исследовано понятие плагиата как одного из видов риска формирования новой модели экономического роста, как вызов системе высшего образования. Проанализирована динамика численности персонала России, занятого научными исследованиями, в том числе по секторам деятельности; подачи и выдачи патентов в России, число действующий патентов. Представлены результаты пилотного социологического исследования причин и мотивов распространения плагиата среди студентов. Респонденты осознают негативный смысл этого явления, связывают его с присвоением результатов чужой интеллектуальной деятельности. Рассмотрен опыт западных стран по борьбе с плагиатов в академической среде. Выработаны меры по сокращению масштабов плагиата в сфере отечественного высшего образования.
The Abstract: In article the concept "innovations", «objects of intellectual property» is analyzed. Threats to innovative development of society are allocated. The concept of plagiarism of one of types of risk of formation of new model of economic growth, as a call to system of the higher education is investigated. It is analyzed the loudspeaker of number of the personnel of Russia occupied with scientific researches, including on activity sectors; giving and issues of patents in Russia, number operating patents. Results of pilot sociological research of the reasons and motives of distribution of plagiarism among students are presented. Respondents realize negative sense of this phenomenon, connect it with assignment of results of another's intellectual activity. Experiment of the western countries on fight from plagiarism in the academic environment is considered. Measures for reduction of scales of plagiarism in the sphere of domestic higher education are developed
Ключевые слова: Инновации, объекты интеллектуальной собственности, плагиат, патенты, научные исследования
Keywords: Innovations, objects of intellectual property, plagiarism, patents, scientific researches
***
"Статья выполнена в рамках НИР «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Соглашение No.14.B37.21.0706".
На современном этапе в развитии отдельных регионов и глобальной экономии в целом все большее значение приобретает роль инноваций. Сегодня вопрос инновационного развития страны решается на государственном уровне. В частности, в России принята и функционирует
Национальная программа перехода от сырьевой экономики к инновационной модели экономического роста. Она предполагает получение прибыли от инноваций, развитие опытнопромышленного и серийного производства, активное использование инновационной инфраструктуры, современных форм кооперации и интеграции [4, с. 11].
Несмотря на реализацию данной программы, существует ряд нерешенных проблем в сфере развития новой модели экономического роста, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности. Согласно исследованиям В. А. Пархомова, термин «инновации» является аналогом понятия «использование результатов интеллектуальной деятельности», который обобщает выражением «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления» перечисление результатов интеллектуальной деятельности и их использование для получения прибыли [7]. Следовательно, угрозы объектам интеллектуальной собственности свойственны инновациям. К ним относят плагиат, книжное и компьютерное пиратство, контрафакцию, нарушением изобретательских и патентных прав (копирование изобретений и их использование без лицензий), незаконное использование товарного знака (подделка продукции, копирование бренда, параллельный импорт товаров и услуг), действия, связанные с недобросовестной конкуренцией (разглашение и сбор сведений составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайны), хищения ноу-хау [1; 10].
Более подробно исследуем плагиат, под которым понимают «умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений» [2]. Данный феномен распространен во многих сферах деятельности, в том числе, в системе высшего образования, академической науке, о чем свидетельствуют результаты исследований С.В. Голунова, И.И. Никберга, В. А. Пархомова и др.
В этом контексте следует рассмотреть два основных вопроса. Во-первых, сокращение численности персонала, занимающегося научными исследованиями. Это напрямую влияет на снижение количества и качества инноваций, прорывных технологий. Может возникнуть ситуация, что в нашей стране их некому будет разрабатывать, при том, что современное общество провозглашается «обществом знаний», и, по утверждению П.Ф. Друкера, должно изменить природу труда, высшего образования и способа функционирования всего общества как сложной взаимосвязанной системы [3]. Однако, в отношении России такое определение весьма условно, о чем свидетельствуют следующие данные. На рисунке 1 представлена динамика численности персонала России, занятого научными исследованиями и разработками.
Рис. 1. Динамика численности персонала России, занятого научными исследованиями
(тыс. чел.)
Источник: составлено по данным Росстата [8, с. 401; 9, с. 547].
Персонал, занятый научными исследованиями и разработками представляет собой совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение и поиск новых областей применения знаний, а также занятых ока-
занием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок [8, с. 398]. По данным рисунка 1, динамика численности такого персонала имеет отрицательную тенденцию. Значительное снижение числа исследователей (на 44,4 %) произошло в 1995 году, по сравнению с 1992 годом. В 2000 году их численность составила 887,7 тыс.человек, что на
19,5 % меньше, чем в 1995 году. Далее темпы снижения замедляются, но отрицательная тенденция устойчива на протяжении всего анализируемого периода. За 10 лет (с 2000 по 2010 годы) количество персонала, занятого научными исследованиями в России, сократилось на
151,2 тыс.человек, что составляет 20,5 %, что обусловлено социально-экономическими факторами.
На рисунке 2 представлена динамика численности персонала, занятого научными исследованиями, по секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального образования.
800,0
600,0
400.0
200.0 0,0
590,6
496.7 496.7 486,6 478,4 451,5 432,4 423,1
282,2 255,9 272,7 274,8 272,3 260,9 260,4 259,0
52,1 40,8 43,5 44,5 49,1 48,0 48,5 53,3
і і і і і і і і
1995
государственный
2000 2005 2006
Ш предпринимательский
2007 2008 2009 2010
■высшего профессионального образования
Рис. 2. Динамика численности персонала России, занятого научными исследованиями, по
секторам деятельности (тыс.чел.)
Источник: составлено по данным Росстата [9, с. 547].
По данным рисунка 2, в предпринимательском секторе численность занятых научными исследованиями и разработками значительно превышает другие: в 2 раза государственную сферу, в 8 раз сектор высшего профессионального образования. При этом, динамика численности в предпринимательском секторе за анализируемый период имеет отрицательную тенденцию: за 10 лет (с 2000 по 2010 год) число исследователей снизилась на 40,0 % (167,5 тыс.чел.). Тогда как в государственном и сфере высшего профессионального образования отрицательных тенденций не отмечается: за 10 лет в государственном секторе численность анализируемого персонала не изменилась, а в сфере высшего образования она увеличилась на
12,5 тыс.чел. (на 30,6 %).
Итак, предпринимательский сектор значительно превышает по числу занятых исследовательской деятельностью, по сравнению с государственным сектором и высшим профессиональным образованием, однако он демонстрирует нестабильность и отрицательную динамику по этому показателю.
Результативность научных исследований и разработок отражается в патентных заявках, действующих патентах и т.д. На рисунке 3 представлена динамика подачи заявок и выдачи патентов в России.
120,0 100,0 80,0 60,0
40.0
20.0 0,0
2005 2006 2007 2008 2009 2010
■ Подано заявок на выдачу патентов ■ Выдано патентов
Рис. 3. Динамика подачи заявок и выдачи патентов в России (тыс. шт.)
Источник: составлено по данным Росстата [9, с. 547].
Данные рисунка 3 свидетельствуют о положительной динамике подачи заявок и выдачи патентов в России: за 10 лет (с 2000 года по 2010 год) число поданных заявок на патенты увеличилась в 1,7 раза (с 35,6 тыс.шт. до 58,8 тыс.шт.), а количество выданных патентов за этот период увеличилось в 2 раза (с 23,3 тыс.шт. до 44,5 тыс.шт.).
Число действующих патентов имеет тенденцию к росту: 2005 год - 164,1 тыс.шт., 2006 год - 171,5 тыс.шт., 2007 год - 180,7 тыс.шт., 2008 год - 206,6 тыс.шт., 2009 год - 240,8 тыс.шт., 2010 год - 259,7 тыс.шт. [6, с. 548]. Значительный прирост отмечен в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 14,3 %. Темп прироста в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 4,5 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 7,8 %.
По данным Росстата, за анализируемый период (с 2005 года по 2010 год), доля созданных передовых производственных технологий новых для России относительно стабильна (86 % от числа всех созданных производственных технологий). При этом принципиально новые составляют 10 % от числа всех созданных производственных технологий.
Так, в стране число действующий патентов за анализируемый период растет, однако, число принципиально новых производственных технологий невелико.
Во-вторых, как отмечает С.В. Голунов, на смену истинным ученым «придут те, кто со школьной, студенческой, аспирантской скамьи, доцентской и профессорской кафедры привыкли списывать и переписывать чужие тексты без зазрения совести и нежелательных для себя последствий» [6].
В Тюменском государственном университете среди студентов 4, 5 курсов было проведено пилотное исследование (использовалась сплошная выборка), призванное раскрыть причины студенческого плагиата, выработать мероприятия по борьбе с этим явлением.
Респондентам предлагалось определить, что они понимают под плагиатом. Большинство (48,6 %) ответили, что это «заимствование чужой интеллектуальной собственности»; (20,0 %) «копирование чужих разработок»; (14,3 %) «присвоение чужих достижений и заслуг без ссылки на автора»; (8,6 %) «присвоение авторства результатов какой-либо деятельности, в том числе интеллектуальной, себе»; (5,7 %) «воровство чужих знаний и мыслей». Следует отметить, что определение плагиата в российском законодательстве достаточно размыто. Так, компиляция данных считается вполне законным средством исследования, но при этом, зачастую, приходится аппелировать к трудам других ученых, часто это приводит к перефразированию существующих идей.
Анализируя американский опыт борьбы с плагиатом, укажем, что в вузах четко прописано, что такое заимствование и какие методы борьбы с ней применяет тот или иной вуз. Эта
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
информация содержится в Кодексах университетов, с ней ознакомлены не только преподаватели, но и студенты. «Плагиатом, как правило, считается любое использование чужых идей и высказываний без должной отсылки к источнику. Сюда относятся: прямое цитирование; непрямое использование чужих мнений и теорий; перефразирование чужих слов; заимствование фактов и иллюстраций, а также присвоение работ по коллекционированию и компиляции материалов» [2]. К тому же студентам с первого курса объясняют, что такое заимствование и какие последствия для них могут быть, если они будут его использовать в своих работах.
По результатам нашего исследования, можно отметить, что студенты осознают негативный смысл такого явления как плагиат, которое связано с присвоением результатов чужой интеллектуальной деятельности. При этом 76,5 % указали, что пользовались плагиатом в своей учебной деятельности, 14,7 % - не использовали, 8,8 % затруднились ответить. Из числа тех, кто заимствовал, указали, что это были рефераты, курсовые, дипломные работы.
Из числа опрошенных, 55,3 % считают, что плагиат - это отрицательное явление для общества, 31,6 % - положительное, 13,2 % затруднились ответить. Среди положительных аспектов наличия плагиата в обществе студенты отмечают быстрое распространение новых данных, доступность информации, например, для пользователей Интернетом, возможность разрабатывать собственные проекты, учитывая полученные другими результаты исследований.
В отношении науки 86,8 % респондентов считают плагиат негативным феноменом, 2,6 % - позитивным. Это явление тем более нужно пресекать, т.к. умышленное заимствование чужих объектов интеллектуальной собственности препятствует развитию инноваций в стране, что подтверждают исследования В. А. Пархомова [7]. Как известно, именно это направление становится приоритетным для развития экономики.
Среди причин плагиата студенты выделили следующие (в порядке убывания): лень исследовать заданные вопросы самому, т.к. можно списать; экономия времени, т.к. большая загруженность по всем дисциплинам; собственная бесталанность и безыдейность; отсутствие мотивации для разработки своих идей; это самый простой путь получить необходимую оценку; нет личной точки зрения.
Итак, мотивация студентов на творческий подход к выполнению заданий во многом зависит от преподавателей, качества образовательных услуг. На наш взгляд, требовательность при оценке студенческих работ, проверка их в системе антиплагиат позволят сократить масштабы заимствования чужой интеллектуальной собственности. Разработка интересных заданий, которые невозможно скопировать из Интернета, также позволит снизить уровень плагиата в среде высшего образования.
На вопрос о том, как бороться с воровством чужой интеллектуальной собственности
32,2 % студентов указали, что плагиат победить невозможно. С этим согласны некоторые исследователи проблем присвоения чужой интеллектуальной собственности (И.И. Никберг [6] и др.). Современная образовательная среда не способствует сокращению масштабов плагиата, необходимы жесткие и решительные меры по пресечению фактов заимствования. Как известно, ряд ведущих вузов страны (например, Московский государственный университет) постановили отчислять студентов, уличенных в плагиате. Для выявления таких обучающихся применяется специальная программа «Антиплагиат». Однако, ее использование в Тюменском государственном университете выявило определенную недоработку этого проекта. Так, в каждой отрасли науки приняты определенные устойчивые выражения (например, «невидимая рука рынка» и т. д.), ссылки на их авторов не совсем уместны. Однако, система «Антиплагиат» выделяет их как заимствование. Насколько имеет смысл и необходимо ссылаться на авторов всех выражений, которые устойчивы в научном сообществе. На наш взгляд, данная програм-
ма, безусловно, нужна, но следует ее доработать, чтобы не уйти в другую крайность и требовать ссылку на каждую идиому.
Результаты исследования свидетельствуют, что к мерам по борьбе с плагиатом студенты относят введение штрафов (16,1 %), усовершенствование законодательной базы, предусматривающей наказание за плагиат (13,0 %), повсеместное введение системы «Антиплагиат» (9,7 %), применение административных наказаний за заимствование (9,7 %), не выкладывать работы в интернет (6,5 %).
На наш взгляд, помимо правовых мер, предусматривающих наказание за плагиат, необходимо формировать соответствующую культуру в академической среде, в обществе, осуждающую заимствование, публично представлять людей, использующие чужие результаты интеллектуальной деятельности без сноски на них. В сфере высшего образования следует разрабатывать и применять новые формы ведения занятий, предполагающие развитие творческого потенциала студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Юристъ, 2002. - 285 с.
2. Википедия // ru.wikipedia.org.
3. Друкер П.Ф. Эра социальной трансформации // http://www.archipelag.ru.
4. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО, ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 с.
5. Купер И. Как у них: плагиат в академической среде США // http://www.courier-edu.ru/cour1001/900.htm.
6. Никберг И.И. Недобросовестность — привычное зло или криминал? (о плагиате и плагиаторах в медицине) // http://novosti.mif-ua.com/archive/issue-26452/article-26509.
7. Пархомов В.А. Плагиат как угроза инновационной экономике // Вестник ЮР-ГТУ (НПИ). - 2010. - № 1. - С. 45 - 52.
8. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб. / Росстат. - М., 2010. - 558.
9. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб. / Росстат. - М., 2011. - 581.
10. Фадеев Ю.Л. Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы. - М.: Консультант Плюс, 2007. - 75 с.
Рецензент: Печеркина Ирина Федоровна, кандидат социологических наук, доцент, Тюменский государственный университет, кафедра менеджмента, маркетинга и логистики.