Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»'

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

25
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая нравственность / тема человеческого неравнодушия / нравственный мир человека / приобретенные свойства души / социальные отношения / человечность / основные добродетели / самопожертвование / милосердие / общество.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шахзода Рахимова

В данной статье рассматриваются проблемы педагогической нравственности, отмечены ученые, которые изучали данную проблему и приведены результаты исследования автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»»

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Шахзода Рахимова

преподаватель кафедры Методики преподавания языков Наманганского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы педагогической нравственности, отмечены ученые, которые изучали данную проблему и приведены результаты исследования автора статьи.

Ключевые слова: педагогическая нравственность, тема человеческого неравнодушия, нравственный мир человека, приобретенные свойства души, социальные отношения, человечность, основные добродетели, самопожертвование, милосердие, общество.

THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL MORALITY IN V. RASPUTIN'S STORY

"FRENCH LESSONS"

ABSTRACT

This article discusses the problems of pedagogical morality, notes the scientists who studied this problem and presents the results of the research of the author of the article.

Keywords: pedagogical morality, the theme of human indifference, the moral world of man, acquired properties of the soul, social relations, humanity, cardinal virtues, self-sacrifice, mercy, society.

V. RASPUTINNING "FRANSIZ TILI DARSLARI" HIKOYASIDAGI PEDAGOGIK

AXLOQ MUAMMOSI.

ANNOTATSIYA

Ushbu maqolada pedagogik axloq muammolari muhokama qilinadi, ushbu muammoni o'rgangan olimlar qayd etilgan va maqola muallifining tadqiqot natijalari keltirilgan.

Kalit so'zlar: pedagogik axloq, insonning befarqligi mavzusi, insonning axloqiy dunyosi, ruhning orttirilgan xususiyatlari, ijtimoiy munosabatlar, insoniylik, tub fazilatlar, fidoyilik, mehr-oqibat, jamiyat.

Представления о нравственности являются, прежде всего, областью изучения философии и этической науки. Философские взгляды на природу

898

April 23-24, 2024

человека, общества, социальные отношения в различные исторические эпохи содержали в себе представления о добре и зле, добродетели и пороке, общественных и индивидуальных ценностях и идеалах, которые и составили основу различных этических учений.

Ученые А.А. Гуссейнов и Р.Г. Апресян выделяют семь основных характеристик нравственности: « 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстность намерений; 4) способность жить в человеческом обществе; 5) человечность или общественную форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимное выполнение социальных норм, выраженное через золотое правило нравственности 1 » (2000, с.26). К общим нравственным категориям или понятиям обычно относят такие понятия как идеал, ценности, добро и зло, долг, совесть, свобода, счастье, добродетель и порок и др.

Социальную природу и назначение нравственности подчеркивали Платон и Аристотель. Они рассматривали ее как способ организации общественной жизни, а не только как способ достижения личного совершенства и блаженства. Платон, однако, выводит основные добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) из устроения Вселенной, где противоборствуют духовные и материальные начала. Совершенно по-другому вопрос о нравственности решает Аристотель. Он мыслит добродетели как качества психики, души, которые отчасти являются врожденными, то есть, даны от природы, а в основном воспитываются упражнением и практическим действием. Причем, эти качества личности только тогда считаются нравственными, когда они признаются и сопоставляются с общественно полезными свойствами индивида. Здесь подчеркивается нормативность добродетели. «Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души»2.

Благодаря Аристотелю, нравственность представляется теперь как особая, специфическая сфера человеческого мышления и воли. Если Сократ из всех добродетелей главной считал мудрость, Платон - справедливость, как санкцию общественного миропорядка, то Аристотель считает справедливость как моральную характеристику отдельной личности, качество человека: «Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим» . Еще одна заслуга

1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000, с. 12

2 Там же, с. 38

3 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000, с. 39

April 23-24, 2024

899

Аристотеля в том, что он поставил вопрос о свободе выбора в моральной регуляции поведения человека.

Одной из главных тем в творчестве В. Распутина, на наш взгляд, является тема «нравственности человека». Поэтому-то произведения его очень злободневны и актуальны.

Прежде чем подойти к рассмотрению этой проблемы, обратим внимание на то, какое определение « нравственности» дано в справочной литературе.

Так, например, словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: «нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».

Тема «нравственности человека» особенно своеобразно и остро решается в рассказе «Уроки французского».

Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами - откуда оно?

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой «нравственности», которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону - светлую и бескорыстную.

«Этот рассказ, - вспоминает писатель, - помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи...»4.

Давайте проследим, как в условиях суровой жизни складывается тонкая и нежная душа мальчика. Кто повлиял на нравственное формирование ребёнка?

Читая первые страницы рассказа, мы узнаём о мальчике необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием», «учился я и тут хорошо...другого дела у меня здесь не было»5, « всегда учил все уроки; в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старуху и писал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Кто же заложил прекрасные семена доброты в мальчика? Откуда у него такое стремление

4 Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского». https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/14/problema-pedagogicheskov-nravstvennosti-v-rasskaze-v-rasputina. Дата использования источника 20.02.2024

5 В.Распутин. Уроки французского. https://mvbook.ru/author/valentin-grigorevich-rasputin/uroki-francuzskogo-povesti-i-rasskazv/read/. Дата использования источника 20.02.2024

April 23-24, 2024

900

учиться, понять жизнь взрослых, желание помочь сделать что-нибудь, чтобы жилось легче?

У мальчика есть мать, любящая чуткая, добрая, нежная. Именно она становится его первым педагогом, другом на всю жизнь. Мать сумела духовно поддержать мальчика в трудное время, закалить в нём волю и мужество.

Впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость после свидания с матерью. Он бежал за машиной, но «опомнился и убежал», потому что «ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды»6.

Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.

. Вы

играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

-Правильно.

• Ну,

знаете...- Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё... Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое...

У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы

п

играете на деньги с этим?...» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе. Но вряд ли можно назвать такого человека педагогом, который вызывает только отвращение. Директор напоминает робота, который знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет, но не хочет выслушать, понять, разобраться и помочь. И учительница ничего не пытается объяснить директору. Она понимает, что это совершенно бесполезно: её всё равно здесь не поймут. Отвечая на вопрос одним только правильно, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором, будто она занималась «растлением» мальчика. Между тем она стремилась помочь ребёнку, дать ему возможность жить и учиться.

Там же.

7 В.Распутин. Уроки французского. https://mybook.ru/author/valentin-grigorevich-rasputin/uroki-francuzskogo-povesti-i-rasskazy/read/. Дата использования источника 20.02.2024

April 23-24, 2024 International Scientific and Practical Conference

901

Поступок учительницы нельзя назвать педагогически безнравственным. Она поступила именно так, как подсказывало ей её чуткое сердце, отзывчивая душа, совесть.

А как хороши обобщения учительницы, опирающиеся на её повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости,

о

а когда перестаёт быть ребёнком» . И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: учительница может непосредственно резвиться с детьми, забывая о своём возрасте, но не забывая при этом о своём долге, долге учителя.

Влияние учительницы и матери мальчика очень велико на формирующуюся личность на наших глазах из тихого, неприметного мальчугана вырастает человек, который имеет свои взгляды, убеждения, умеет их доказать и отстоять. В поступках, в рассуждениях раскрывается характер мальчика.

Например, возьмём фрагмент о пропаже продуктов: «...Я постоянно недоедал ... Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил - так и есть: был -нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок, или младший, Федька, - я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить...»9

Здесь проявляется гордость, благородство, достоинство, деликатность. Мальчик, живя у тёти Нади, понимает, как тяжело ей: «замотанной женщине, которая мыкалась с тремя ребятишками». Он понимает, что тяжело жить матери, сестрёнке, братишке, всем взрослым и детям.

Интересны в рассказе эпизоды, связанные с Лидией Михайловной. В общении с ней вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство подростка: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. Откуда эти истоки благородства и гордости! На наш взгляд, они кроются в воспитании мальчика, ибо с самого раннего детства он вращается в трудовой среде, близок к земле. Он понимает, что такое труд, и что в жизни ничего не даётся даром. И вдруг макароны!

В.Распутин. Уроки французского. https://mYbook.ru/author/valentin-grigorevich-rasputin/uroki-francuzskogo-povesti-i-rasskazv/read/. Дата использования источника 20.02.2024

9 Там же.

April 23-24, 2024 International Scientific and Practical Conference

902

В «поединке» с неподдающимся в начале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, стремление преодолевать трудности. Мы можем проследить, как в маленьком человеке, лишённого жизненного опыта, происходит постижение жизни. И мальчик принимает её не облегчённо - поверхностно, а во всей глубине.

Валентин Распутин рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадимом, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Правдивы и рассуждения мальчика, различающего возможность честного и не честного выигрыша: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш»10.

В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и не детские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Приобщаясь к нелёгкой, но прекрасной судьбе мальчика, мы, сопереживая ему с помощью писателя размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые», внимательнее всматриваемся в окружающих, в своих близких, в себя. Писатель поднимает в рассказе проблему педагогической нравственности, важный вопрос о подлинной и мнимой человечности.

Этот незамысловатый рассказ производит большое впечатление. Силён его общий идейный замысел, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых» делах, подобно тому, как и дурные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу чёрствых и жестоких. В рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка» и, тем не менее, а скорее именно вследствие этого, всё повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Критик И. Розенфельд пишет: «особую позицию рассказов Распутина составляет умение отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей

10 В.Распутин. Уроки французского. https://mybook.ru/aufror/valentin-grigorevich-rasputin/uroki-francuzskogo-povesti-i-rasskazy/read/. Дата использования источника 20.02.2024

April 23-24, 2024

903

невероятности, очень вещественную и убедительную»11, что мы и увидели, анализируя рассказ «Уроки французского». У В. Распутина в авторском повествовании и в речи героя-рассказчика преобладает разговорная, бытовая лексика, но и в обычной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний. Ведь мастерство писателя определяется не только его общей одарённостью, его умением по-своему видеть окружающую нас действительность, его мировоззрением, но и его языком и стилем. И Валентина Распутина можно с уверенностью соотнести к выдающимся писателям, мастеру художественного слова, писателю-психологу, так глубоко постигшего детскую душу.

Таким образом, В.Распутин поднимает различные проблемы в рассказе «Уроки французского». Они связаны с нравственным выбором человека, с милосердием и самопожертвованием. В процессе своего исследования мы заметили, что В.Распутина интересует, прежде всего, нравственный мир человека.

REFERENCES

1. Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». -Русская речь, №б (с.37-41),1982 .

2. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. - Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.

3. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. - Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.

4. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. - Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.

6. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. - Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.

7. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. -Издательство политической литературы, М., 1963.

8. Dehqanva Guljahon Ahmadjonovna. (2023). NATIONAL -CULTURAL CHARACTERISTICS OF LEXICAL UNITS EXPRESSING THE ECONOMICAL CONDITION OF A PERSON'S LIFE IN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES. https://doi.org/10.5281/zenodo.7951344

11 Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского». https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/14/problema-pedagogicheskoY-nravstvennosti-v-rasskaze-v-rasputina. Дата использования источника 20.02.2024

April 23-24, 2024

904

q^avIat^edagGgi

Я

9. Madaminova M. MAKTAB O'QUVCHILARIGA INGLIZ TILIDA MATN O'QISHNI O'RGATISHNING INTERFAOL TEXNOLOGIYALARI //Ilm-fan va ta'lim. - 2023. - Т. 1. - №. 2.

10. .Mamajonovna E. S. O 'ZBEK VA TURK ALLALARIDA OTA OBRAZINING QIYOSIY TALQINLARI //Konferensiyalar| Conferences. - 2024. - Т. 1. - №. 4. - С. 561564.

11. Mamajonovna E. S. UMUMTURKIY TILLAR ALLALARIDA ALLITERATSIYA VA ASSONANS //TADQIQOTLAR. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 46-50. http://tadqiqotlar.uz/index.php/new/article/view/2184

12. Tojiddinovna N. H. LINGUOCOGNITIVE FEATURES OF THE PUZZLES IN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES //Scientific Impulse. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 1099-1101. https://nauchniyimpuls.ru/index.php/ni/article/view/1922/1484

13. Habibullayev, Nodirbek Nosirjon O'G'Li QOZOQ VA O'ZBEK TILIDAGI MODAL SO'ZLAR CHOG'ISHTIRMASI // ORIENSS. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7qozoq-va-o-zbek-tilidagi-modal-so-zlar-chog-ishtirmasi (дата обращения: 01.02.2024).

14. Shohsanam O. O'ZGA TILLI GURUHLARDA RUS TILI DARSLARIDA O'QUVCHILAR NUTQINI O'STIRISHDA INTERFAOL USULLARNING O'RNI //Ta'lim innovatsiyasi va integratsiyasi. - 2024. - Т. 15. - №. 3. - С. 76-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Madaminova M. MAKTAB O'QUVCHILARIGA INGLIZ TILIDA MATN O'QISHNI O'RGATISHNING INTERFAOL TEXNOLOGIYALARI //Ilm-fan va ta'lim. - 2023. - Т. 1. - №. 2.

16. АБДУЛВОХИДОВ Э. РОМАН ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ...» КАК НАЧАЛО НЕЙРОДИДАКТИКИ //TADQIQOTLAR. - 2024. -Т. 32. - №. 2. - С. 29-38.

17. Pardaboeva D. CONTENT AND CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF NATIONAL AND RELIGIOUS VALUES //INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429. - 2022. - Т. 11. - №. 01. - С. 152-154.

18. Бобажонова М. Т. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЙ //TADQIQOTLAR. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 39-45 http://tadqiqotlar.uz/index.php/new/article/view/2183

19. Ибрагимова Н. Т. АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ УРОВНЯ В1 СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ //Educational Research in Universal Sciences. - 2023. - Т. 2. - №. 10. - С. 166170. http://erus.uz/index.php/er/article/view/4168/5041

20. Komiljon o'g O. Y. et al. GENERAL CHARACTERISTICS OF AMERICAN ROMANTICISM //TADQIQOTLAR. UZ. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 85-91.

905

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.