Научная статья на тему 'Проблема отсталости развивающихся стран в мирополитическом контексте'

Проблема отсталости развивающихся стран в мирополитическом контексте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17815
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСТАЛОСТЬ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ДОГОНЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / СATCHING UP DEVELOPMENT / BACKWARDNESS / DEVELOPING COUNTRIES / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / DEBT CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробот Галина Анатольевна

Настоящая статья посвящена проблеме отсталости развивающихся стран. Анализируются проявления отсталости, ее внутренние и внешние причины. Особое внимание уделяется успехам отдельных стран и групп стран, сумевших преодолеть отсталость. В статье рассматриваются усилия международного сообщества по преодолению глобальной проблемы отсталости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of backwardness of developing countries in a political context

The present article is devoted to a problem of backwardness of developing countries. Backwardness displays, its internal and external reasons are analyzed. The special attention is given to successes of the separate countries and groups of the countries, managed to overcome backwardness. The international efforts on overcoming of a global problem of backwardness are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема отсталости развивающихся стран в мирополитическом контексте»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 3

АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ

Г.А. Дробот

ПРОБЛЕМА ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В МИРОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Настоящая статья посвящена проблеме отсталости развивающихся стран. Анализируются проявления отсталости, ее внутренние и внешние причины. Особое внимание уделяется успехам отдельных стран и групп стран, сумевших преодолеть отсталость. В статье рассматриваются усилия международного сообщества по преодолению глобальной проблемы отсталости.

Ключевые слова: отсталость, развивающиеся страны, догоняющее развитие, индекс развития человеческого потенциала, долговой кризис.

Содержание проблемы отсталости. Вопреки представлению, которое может сформироваться у современного человека начала XXI в., проблема отсталости развивающихся стран существовала не всегда и, более того, в контексте исторического времени возникла относительно недавно.

Если рассматривать проблему отсталости с историко-хронологиче-ской точки зрения, то можно говорить о следующих этапах: а) 1960-е гг. — возникновение понятия «развивающиеся страны», обусловленное началом массового процесса деколонизации и появлением новых независимых государств, которые качественно отличались от «развитых стран» по социально-экономическим показателям; б) 1970-е гг. — возникновение проблемы отсталости. Следует иметь в виду, что по уровню социально-политического развития периферийные (колониальные) регионы отличались от стран Центра еще задолго до 70-х гг. XX в., когда это стало проблемой мировой политики как явление, связанное с дезинтеграцией мирополитического пространства; в) с конца 1970-х гг. по настоящее время проблема «Север — Юг» (как сейчас часто называют рассматриваемую проблему отсталости) усугубляется. Другими словами, социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастает. В этой связи возникла точка зрения, что имевшее место в период «холодной войны» противостояние «Запад — Восток» сменилось на противостояние «Север — Юг».

Проблема отсталости — состояние мирополитической дезинтеграции, связанной со значительно более низким уровнем социально-экономического развития стран Периферии и отчасти Полупериферии по сравнению со странами Центра. Этот разрыв порождает целый

ряд проблем мирового развития — международный терроризм, глобальную миграцию, грязные технологии и проч.

Попробуем классифицировать государства мира по уровню социально-экономического развития, чтобы вычленить те из них, в которых проблема отсталости имеет место. Развитые страны, или государства Центра, могут быть определены как члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В настоящее время в организацию входит 31 страна преимущественно из Северного полушария (Россия наряду с некоторыми другими постсоветскими странами не принята в ОЭСР). На их долю приходится 60% мирового ВВП.

Развивающиеся страны, или государства Периферии, образуют самую большую и очень разнородную группу стран. В этой многочисленной группе можно выделить следующие подгруппы: а) новые индустриальные страны Азии (за исключением Южной Кореи, которая входит в ОЭСР) плюс Китай, б) нефтедобывающие ближневосточные страны, в) страны среднего уровня развития других регионов (Бразилия, Индия, Пакистан, ЮАР, Египет и др.), г) самая многочисленная подгруппа беднейших стран мира, расположенных преимущественно в Африке южнее Сахары и в Южной Азии (Лаос, Мьянма, Мали и др.). Эта группа насчитывает около 50 стран.

Третья группа — страны с переходной экономикой, к которым относятся постсоветские государства, включая Россию, и большинство бывших социалистических восточноевропейских стран.

В рамках предложенной классификации социально-экономической структуре государств второй и третьей группы (развивающихся стран и стран с переходной экономикой), в отличие от государств первой группы (развитых стран), в той или иной степени свойственны элементы отсталости. Четвертая группа стран (беднейшие страны мира) в полной мере соответствуют статусу «отсталые».

Перейдем от классификации к конкретным количественным и качественным показателям отсталости.

Существует несколько количественных подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в МВФ и МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода на душу населения.

В 1990-е гг. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения (среднедушевой ВВП): низкий уровень доходов — не более 765 долл. в год (49 стран), средний уровень доходов — от 766 до 9385 долл. (58 стран), высокий уровень доходов — 9386 долл. и выше (26 стран).

Следует признать, что эта градация весьма условна. Дело в том, что

реальный разброс среднедушевого ВВП стран мира составляет приблизительно от 380 до 36000 долл. в год. По некоторым данным, уровень доходов в Швейцарии и Мозамбике соотносится, как 400:1.

Другой аспект проблемы состоит в том, что кроме дохода на душу населения существуют качественные параметры уровня жизни, которые не учитываются в упрощенных классификациях стран мира, используемых МВФ и МБРР. С 1993 г. ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала использует комбинированный подход к оценке уровня жизни. Оценка получила название индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)1. При его определении учитываются три вида показателей:

— средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении — оценивает долголетие;

— уровень грамотности взрослого населения (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся ('/ индекса);

— уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800...0,899), средний (0,500...0,799) и низкий (менее 0,500) уровень.

Согласно данным 2008 г., лидерами по уровню ИРЧП2 являются (по убывающей): Исландия — 0,968; Норвегия — 0,968; Канада — 0,967; Австралия — 0,965; Ирландия — 0,960.

Аутсайдерами являются: Нигер — 0,366; Буркина Фасо — 0,372; Мозамбик — 0,366; ЦАР — 0,352; Сьерра-Леоне — 0,329.

Россия с индексом ИРЧП 0,806 занимает 73-е место, по мировым меркам, это довольно высокий показатель, но при этом индекс России за 2008 г. хуже, чем индекс Белоруссии и Казахстана. Индекс сильно варьируется по регионам России. По последним данным, наивысший среди российских регионов ИРЧП в Москве — 0,907 (что сопоставимо с такими странами, как Германия, Италия), в то время как наименьший индекс в Республике Тува — 0,691 (сопоставим с индексом Киргизии, Таджикистана).

В чем конкретно проявляется отсталость стран с низкими показателями ИРЧП? Во-первых, доход на душу населения часто не соответствует физическому прожиточному минимуму человека. С этим связаны голод и болезни. В 50 беднейших странах мира, в которых проживает около половины человечества, средний доход на душу населения составляет менее 500 долл. в год, а часто и вовсе равен 1 долл. в день. Половина мирового населения, проживающего в развивающихся странах, владеет не более чем 1% глобального богатства [1, с. 93]. Такие доходы

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%A0%D0%A7%D0%9F

2 Данные по ИРЧП опаздывают в среднем на два года.

не дают возможности для накопления средств с последующим их вложением в национальное производство. Правда, имеет место общемировая динамика сокращения нищеты в отстающих странах в абсолютном ее выражении. К сожалению, эта тенденция нивелируется высоким уровнем имущественного расслоения и коррупции в этих странах.

Во-вторых, в мире сегодня насчитывается около 1 млрд неграмотных людей. Более двух третей общего мирового количества неграмотных взрослых (785 млн человек) проживает в восьми странах (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Эфиопия, Индонезия, Египет); две трети неграмотных взрослых в мире — женщины; крайне низкий уровень грамотности в Южной и Западной Азии, в Африке южнее Сахары и в арабских государствах, где около одной трети мужчин и половина женщин неграмотны3. Особенно тревожит неграмотность женщин: ведь именно они призваны закладывать основы образования у детей, крайне необходимые им в современном обществе.

В-третьих, для отсталых стран характерна высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни. Правда, в этих странах, как правило, высокая рождаемость (в среднем в 2 раза выше, чем в развитых странах), но ее эффект негативен: безработное население съедает тот незначительный прирост ВВП, который имеется в этих странах.

Показатели отсталости связаны не только с ИРЧП, но и с макроэкономическими тенденциями развития стран Периферии. Среди них выделим инвестиционный кризис, долговой кризис, технологический разрыв с развивающимися странами, зависимость от импорта продовольствия.

Развивающимся странам катастрофически не хватает собственных инвестиций для развития экономики. 90% всех валютных поступлений осуществляется не за счет экспорта, а благодаря коммерческим займам. Это явилось одной из причин возникновения в 1980-х гг. долгового кризиса развивающихся стран. Норма обслуживания долга — показатель способности государства успешно справляться со своими внешними долгами, складывающийся из отношения текущих платежей по долгам к экспортной выручке и в идеале не превышающий 25%, — составляла в те годы 100% и более, что свидетельствовало о полном банкротстве целого ряда ведущих стран Периферии (Мексики, Бразилии, Чили и др.). К настоящему времени благодаря усилиям международного сообщества наиболее острые его проявления сглажены, однако долговой кризис перешел в хроническую стадию и даже усугубляется. Общая задолженность развивающихся стран в 1982 г. — 805 млрд долл., в 1996 г. — 2095 млрд долл. Внешний долг развивающихся стран и стран с переходной экономикой в 2005 г., по оценкам МВФ, равнялся 3047 млрд долл., что составило 83,1 % от их экспорта товаров и услуг и 31,6 % к ВВП4.

3 http://www.yestravel.ru/world/rating/people/literacy/

4 http://www.cbr.ru/pub/MoneyAndCredit/Dmitriev.pdv

Технологический разрыв Периферии со странами Центра существовал всегда. Но с 1970-х гг., когда на Западе начали активно внедряться ресурсо- и энергосберегающие технологии, использование искусственных материалов, автоматизация и роботизация производства, этот разрыв только увеличивается. Таким образом, научно-технический прогресс, локомотивом которого являются страны Запада, оборачивается для развивающихся стран обесцениванием их конкурентных преимуществ — дешевой рабочей силы и натурального сырья.

Еще одной бедой стран Периферии стала проблема с продовольствием. До 1960-х гг. Африка кормила себя сама. В последующем многие страны этого континента (и не только они) оказались перед необходимостью импортировать продовольствие. Особенно обострилась ситуация в последние пять лет, грозя перерасти в мировой продовольственный кризис. Причин несколько, среди которых одна из важнейших — возрастающее производство биотоплива из зерновых и масличных культур, обусловившее сокращение предложения продуктов питания [2].

В чем же суть глобальной проблемы отсталости? Думается, что можно говорить о двух важнейших ее аспектах. Первое. Имеет место не просто разрыв между уровнями развития Центра и Периферии, а увеличение этого разрыва, или, говоря образно, ножницы между уровнями развития. Для наглядности приведем еще несколько цифр. Вот как менялось соотношение между уровнями развития 20% самой бедной и 20% самой богатой части населения Земли: 1960 г. — 1:13; 1991 г. — 1:60; 1999 г. — 1:74; 2008 г. — 1:100. Второе. Бедственная ситуация в развивающихся странах негативно влияет на внутреннюю ситуацию в странах Центра, придавая проблеме поистине всемирный характер. Среди негативных последствий отсталости стран Периферии назовем 1) долговой кризис, заложниками которого стали многие коммерческие и государственные структуры развитых стран; 2) международный терроризм; 3) промышленность на «грязных» технологиях и принцип «сначала развитие, потом экология», что влечет за собой усугубление глобальной экологической ситуации; 4) миграцию, которая только за период с 1970-х по 1990-е гг. возросла с 8 до 23 млн человек. Касаясь последней проблемы, отметим, что в Великобритании на 60 млн британцев приходится 1,6 млн мусульман. Казалось бы, это совсем немного, если не принимать во внимание тот факт, что 40% из них хотели бы уже сегодня жить по законам шариата. Во Франции около 25% всех школьников придерживаются исламской веры, а всего к этой религии себя причисляют 5,6 млн человек из 59 милионного населения. Схожая ситуация наблюдается и в других европейских странах — Швеции, Голландии, Норвегии, Швейцарии [3, с. 122].

Причины отсталости. Сторонники разных теоретических подходов называют разные причины разрыва в уровнях развития между Центром и Периферией [4, с. 231—235]. Все они так или иначе влияют на рассматриваемую проблему. Мы классифицируем причины отсталости на

внутренние и внешние, отталкиваясь от исторического процесса в том виде, в котором он протекал и протекает в развивающихся странах.

Начнем с внешних факторов, отдавая должное распространенному представлению о том, что колониализм — причина номер один нынешнего неблагополучного положения в странах Периферии. Факт остается фактом, что во многих бывших колониях колонизаторы создали аграрно-сырьевую монокультурную экономику, позволявшую им вывозить из бывших колоний необходимые для их промышленного развития сырье, сельскохозяйственные товары и рабочую силу.

Впрочем, колониализм — далеко не единственная причина отсталости, и его не следует излишне демонизировать. Не будет преувеличением сказать, что сегодня сплошь и рядом в некогда бывших колониями странах проблем и острых противоречий намного больше, чем во времена колонизаторов, которые были заинтересованы в сглаживании конфликтов и урегулировании противоречий на подконтрольных им территориях. Нередко бывшие колонии обзаводились производством, которое и сейчас их кормит (например, чайные плантации Шри-Ланки). В других случаях и вовсе были заложены основы будущего развития (например, в Индии).

Вторая внешняя причина проблем развивающихся стран возникла в 1973 г., когда произошел первый энергетический кризис в мире и цены на нефть подскочили в 4 раза. Парадокс в том, что инициаторами кризиса явились сами развивающиеся страны, точнее, некоторые из них — ближневосточные члены ОПЕК, которые объявили эмбарго на поставки нефти западным странам, поддерживавшим Израиль в очередной текущей арабо-израильской войне. Развитые страны мира нашли выход из ситуации роста цен на энергоносители (заметим, что рост в абсолютном выражении составил с 3 до 12 долл. за баррель!) в применении научных технологий, в то время как подавляющее большинство стран мира испытало финансовый шок. Этот кризис, как и последующие мировые энергетические кризисы, сказался на росте внешнего долга развивающихся стран, вынужденных прибегать к внешним займам для покрытия издержек на энергоносители.

Третья внешняя причина отсталости состоит в особенностях современной экономической глобализации. В рамках стратегии «Вашингтонского консенсуса» страны «Большой семерки» и глобальные экономические организации (МВФ, МБРР, ВТО) — главные современные «глобализаторы» — навязывают развивающимся странам неоправданное с позиций их интересов снижение роли государства в экономике, защите и без того слабого национального рынка. Это делается ими для облегчения доступа западного капитала на рынки развивающихся стран со ссылкой на необходимость развития рыночной экономики. Однако, как известно, рынок всегда работает на сильного. Это хорошо помнят в самих развитых странах, которые на заре становления собственных рынков проводили протекционистскую политику. В результате страны

Периферии столкнулись с неоколониализмом — экономической зависимостью от стран Центра.

Четвертая внешняя причина проблем развивающихся стран имеет объективный характер и состоит в том, что научно-технический прогресс работает не в их пользу. Как отмечалось выше, он лишает отсталые страны их конкурентных преимуществ, консервируя отсталость. В лучшем случае в этих странах создаются отдельные анклавы, где применяются передовые технологии, основанные на иностранном капитале, но экономические отрасли, необходимые развитию страны, находятся в упадочном состоянии или вообще отсутствуют.

Пятая внешняя причина бедственного положения стран Периферии также имеет объективный характер и связана с ограниченностью природных ресурсов на планете Земля, в результате чего просто физически невозможно обеспечить для всех потребление на уровне промышленно развитых стран. Кто-то должен быть беднее. Об этом писал еще Мальтус в XVIII в., учение которого подвергалось марксизмом разгромной критике. Сегодня даже христианская церковь признает правомерность положений, которые отстаивал Мальтус. В своем выступлении в январе 2004 г. кардинал Йозеф Ратцингер, нынешний Папа Римский Бенедикт XVI, говорил о необходимости самоограничения.

Перейдем к внутренним причинам отсталости. Они не менее значимы. Первая причина связана с ошибками в социально-экономической политике сразу после обретения политической независимости бывшими колониями в 1960-1970-х гг. Тогда курс был взят на политику «опоры на собственные силы». Примером был Советский Союз, который собственными силами вышел на уровень индустриальной державы. Молодым, образованным лидерам новых независимых государств очень хотелось быстрее вывести свои страны из состояния стагнации и отсталости. Однако для строительства промышленных объектов приходилось брать кредиты, но в большинстве случаев эти объекты приносили не прибыль, а убытки, так как для их эксплуатации не было ни квалифицированной рабочей силы, ни сырья, ни рынков сбыта продукции. Деформировалась местная социальная инфраструктура, росла преступность в городах и коррупция в государственных структурах. В настоящее время от политики «опоры на собственные силы» отказались все страны мира, кроме Северной Кореи. Тем не менее ее последствия дают о себе знать. Самое главное, что она явилась еще одной причиной роста внешней задолженности стран Периферии.

Следующая группа внутренних причин проблем развития стран Периферии связана с особенностями их местных условий. Прежде всего со спецификой социальной инфраструктуры традиционных обществ. Для нее характерны все еще сохранившиеся трайбалистско-общинные черты, которые, в частности, препятствуют частным накоплениям отдельных граждан. Если кто-то из членов племени сумел добиться финансового успеха, он должен поделиться доходами с другими членами

рода. Такие традиции тормозят первоначальное накопление капитала и, следовательно, развитие национального бизнеса. Не менее отрицательно на развитии сказывается и такой фактор, как климат. Не случайно подавляющее большинство индустриально развитых стран находится в средних и холодных широтах. В исторической перспективе для населения стран субтропических и тропических стран климат играл развращающую роль, снижая стимулы к поиску интенсивных форм хозяйствования.

Обобщая размышления о причинах отсталости развивающихся стран, следует сделать вывод, что они носят множественный характер — среди них как внешние, так и внутренние, как субъективные, так и объективные факторы. Преобладают внешние, но не все они связаны с экспансией Запада.

Особенности и общие черты «догоняющего развития» отдельных групп стран. «Догоняющее развитие» представляет собой стратегию, направленную на выравнивание уровня развития со странами-лидерами. В категорию «догоняющих» в последние несколько десятилетий вошли следующие страны и группы стран: ближневосточные страны — члены ОПЕК; новые индустриальные страны Азии (НИСА); Китай, Индия. Среди названных присутствуют не все страны «догоняющего развития», но обозначены наиболее очевидные примеры, демонстрирующие явные успехи. Какие же особенности развития этих стран позволили им опередить другие развивающиеся страны и достигнуть уже сегодня впечатляющих результатов?

Ближневосточные страны — члены ОПЕК. К этой группе стран относятся такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт. До 1960-х гг. в этих странах наблюдалась вопиющая картина бедности бедуинов, кочующих по пустыне. Сегодня уровень доходов коренного населения стран—членов ОПЕК приближается к доходам развитых индустриальных стран. Образование и здравоохранение для коренных жителей бесплатное, при этом находится на уровне западных стран. Правда, в названных странах проживает большое количество гастарбайтеров (в ОАЭ из 2 млн чел. населения 800 тыс. чел. наемных работников) в основном из слаборазвитых стран Юго-Восточной Азии и Африки, занятых физическим трудом. Они лишены всех прав, которыми обладает коренное арабское население, и их доходы мизерные, хотя больше тех, которые они могли бы заработать на родине.

Основная причина богатства стран Ближнего Востока, конечно, дарованная им природой нефть, запасы которой являются самыми крупными в мире. Однако богатством надо уметь распорядиться. И это правящей элите вполне удается. Во-первых, около половины ВВП составляет доход не от продажи сырой нефти, а от экспорта продукции нефтеперерабатывающей промышленности, что значительно выгоднее. Во-вторых, полученные средства вкладываются в международные банки и акции международных финансовых организаций, что приносит

постоянную прибыль. В-третьих, имеющиеся доходы используются на развитие наукоемкого производства, не связанного с добычей нефти.

Важной особенностью ближневосточных стран является их политический строй. Это монархии с совещательными органами, членами которых в основном являются представители правящей династии. Профсоюзы и забастовки запрещены. Такие условия обеспечивают политическую стабильность в странах, избравших курс «догоняющего развития».

Новые индустриальные страны Азии (НИСА). НИСА делятся на «первый» и «второй эшелоны». В «первый эшелон» входят Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. В настоящее время Южная Корея уже относится к развитым индустриальным странам (входит в ОЭСР), а Гонконг вошел в состав КНР, сохранив, впрочем, свои социально-экономические особенности. «Первый эшелон» НИСА заявил о себе в 1980-е гг. и достиг впечатляющих результатов экономического развития в 1990-х. Ко «второму эшелону» НИСА относятся Таиланд, Малайзия и Индонезия. Первое время к ним причисляли Филиппины, однако в последнее время этого уже не делают. Экономический прогресс стран «второго эшелона» НИСА начался в 1990-х гг. и продолжается по сегодняшний день.

Наличие «эшелонов» НИСА неслучайно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более тридцати лет реализуется модель «летящие гуси» (по аналогии с клином летящих гусей), смысл которой состоит в передаче утративших первостепенное значение технологий от одной группы стран к другой. Лидером «клина» была Япония, ее преемниками и последователями — «первый эшелон» НИСА, который передал «второму эшелону» текстильные технологии, а сам стал специализироваться на бытовой электронике, готовясь к технически более совершенному производству.

Механизм преодоления отсталости в НИСА более сложный, чем в странах Ближнего Востока, практически полностью лишенных полезных ископаемых и возлагающих надежды на сравнительные преимущества и рациональную экономическую политику. Основой экономической политики стала экспортная ориентация в совокупности с максимально благоприятными условиями для привлечения иностранного капитала западных стран. Особенности национальной рабочей силы — дешевизна и относительная дисциплинированность (в восточном стиле) — вкупе с передовыми западными технологиями создавали конкурентные преимущества продукции НИСА на мировом рынке. Иностранный капитал играл роль своего рода «проводника» национальной продукции на внешнем рынке.

Конфуцианские традиции большинства стран НИСА влияют и на другие стороны социально-экономического реформирования. Крайне низкая в этих странах оплата труда в первые годы реформ — около 1 долл. США в день — не вызывала массовых протестов, поскольку государственная политика требовала таких жертв. Заметим, что они с

лихвой окупились. Средний уровень жизни населения повысился в десятки раз, приблизившись к показателю стран Европы. Большую роль, особенно в странах «первого эшелона», играла образовательная политика. Так, на Тайване до 15% госбюджета тратилось на нужды образования, прежде всего начального и среднетехнического, что отвечало потребностям индустриального роста. Немаловажную роль в успехах НИСА играет тот факт, что их население полностью или частично составляют этнические китайцы. Характерно, что, например, в мусульманской Малайзии китайская диаспора представляет собой наиболее экономически активную часть населения, создающую значительный процент национального ВВП.

Наконец, еще одной особенностью НИСА является авторитарный характер их политического строя. Большинство НИСА — республики, другие — конституционные монархии с избирательными высшими законодательными органами. Однако это совсем иная (незападная) демократия, получившая в литературе название «нелиберальной демократии». Например, в Южной Корее все время, пока длились экономические реформы, у власти были военные, проводившие политику сродни политике военной хунты. В НИСА применяется смертная казнь за проступки, которые в ряде европейских стран вообще таковыми не считаются (например, в Нидерландах употребление и хранение легких наркотиков разрешено). На Тайване политический режим был подобен режиму материкового Китая — однопартийная система, жесткая цензура и проч. Только в последнее время в некоторых НИСА политические режимы стали смягчаться, например в Южной Корее и на Тайване.

Китайская Народная Республика. С начала 2000-х гг. Китай поражает весь мир гигантскими достижениями в экономике. За неимением возможности анализировать весь комплекс причин китайского успеха остановимся лишь на одной проблеме: почему Китай «смог», а России все «не удается»? Как известно, некоторые политические силы в России считают, что наше национальное руководство упускает шанс, не следуя опыту Китая. Не вдаваясь в анализ социально-экономических проблем, которых в Китае предостаточно, зададимся вопросом: в чем отличие Китая от России в контексте постсоциалистических экономических реформ?

Выделим три аспекта сформулированной проблемы. Во-первых, реформы в Китае начинались тогда, когда страна была аграрной по уровню развития, а Россия в начале своих реформ была индустриальной державой. Это качественно меняло задачи и возможности преобразований. Оборот капитала в сельском хозяйстве быстрее, чем в промышленности. Главное для китайских реформаторов было дать крестьянину экономическую свободу, и он сам себя накормил и создал ресурсную базу для промышленности. Это стало толчком для последующих реформ. Перед Россией же стояла и стоит задача инновационного преобразования промышленного капитала как основы экономики страны, которая решается десятилетиями.

Во-вторых, китайские реформы проходят в условиях авторитарного политического режима. Единственное крупномасштабное выступление китайских студентов против существующего режима в 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь закончилось применением военной силы со стороны властей. В целом население поддерживает китайских коммунистов. Их авторитет значительно выше, чем был у КПСС в конце 1980-х гг. Причина состоит в том, что в первой половине ХХ в. Коммунистическая партия Китая (КПК) возглавляла национально-освободительную борьбу китайского народа против иноземного влияния, в то время как лидеры КПСС связали себя с массовыми репрессиями, а позже с застоем брежневского периода.

В-третьих, кроме объективных причин большое значение имеют субъективные факторы, связанные с национальным менталитетом и идентичностью. Этот вопрос еще мало изучен и освещен в научной литературе, но здесь достаточно сослаться на то, что поведение китайца в быту отличается от поведения русского в схожих обстоятельствах: у нас разная семейная и трудовая культура, а это залог различий успехов в бизнесе и трудовой деятельности. Не случайно именно китайская диаспора является основой экономического развития многих стран Юго-Восточной Азии. Такие качества, как дисциплинированность, уважение старших, в сочетании с предприимчивостью способны служить самостоятельным производительным фактором.

Индия. Эта страна также относится к числу тех государств, которые претендуют на статус «догоняющего». Однако она отличается значительным своеобразием, которое еще предстоит осмыслить ученым. Во-первых, Индия — самая крупная демократия мира, а не авторитарная страна, как большинство стран «догоняющего развития», причем демократия, не схожая ни с «нелиберальными демократиями», ни с западными образцами демократии. Это особая, индийская демократия. Во-вторых, отметим только один, но очень важный фактор успешного развития Индии. Как ни парадоксально, это ее колониальное прошлое в качестве «жемчужины» Британской колониальной империи. Именно этот статус дал индийцам возможность говорить на английском языке, а значит, в полной мере приобщиться к современной цивилизации во всех ее проявлениях, включая культуру современного бизнеса, дал им парламентскую систему.

Что объединяет столь разные страны и группы стран «догоняющего развития»? В политическом отношении это надежда на вхождение в клуб «золотого миллиарда». Однако вряд ли она может осуществиться. Сошлемся на мнение одного из наиболее последовательных российских теоретиков «догоняющего развития», В.Л. Иноземцева, который считает, что сокращение разрыва возможно, но устранение его нереально; даже сократить разрыв можно только при активном заимствовании технологических достижений развитых стран. Поэтому «догоняющее развитие» означает «догонять», но не «догнать».

Ученый обосновывает эту мысль ссылкой на особенности постиндустриального общества, к которому относятся передовые страны Запада и догнать которое стремятся аутсайдеры. Дело в том, что практика «догоняющего развития» способна быть эффективной только в том случае, если ее инструментом служат мобилизационные методы, включающие прямое принуждение. Аграрное общество только при гигантском напряжении сил может догнать индустриальное. Примерами успешного индустриального прорыва был опыт СССР 1930-1960-х гг., Японии 1950-1970-х гг. и практика «первого эшелона» НИСА. Индустриальное же общество уже не может догнать постиндустриальное, так как методы мобилизации подавляют творчество свободной личности, являющейся основой прогресса постиндустриального социума. Таким образом, эффективность «догоняющего развития» ограничена рамками индустриального производственного цикла [5].

Впрочем, в отечественной науке существует и противоположный взгляд на перспективы стран ускоренного развития. Как пишет В.А. Мель-янцев, несколько десятков развивающихся стран, среди которых Китай, Индия, азиатские НИС, глобализируясь сами и в определенной мере глобализируя мир, смогли благодаря серии взвешенных экономических реформ мощно продвинуться по пути современного экономического роста. Им удалось существенно потеснить страны Запада и Японию в приросте глобального ВВП, промышленного производства, экспорта средне- и высокотехнологичных изделий, мировых капиталовложений, численности выпускников вузов. В 2010 г. доля развитых стран может составить уже менее половины мирового ВВП, а развивающегося мира — превысить две пятых. В целом лидерам и элитам Запада придется отныне все более внимательно учитывать растущую значимость азиатского вектора, воспринимая по достоинству вызов, который бросают им государства Азии [6].

Международные усилия в области решения проблем развивающихся стран. Первоначально международные усилия предпринимались самими развивающимися странами. Прежде всего это был бойкот ГАТТ, которое они не без основания считали «клубом богатых стран», так как правила этого соглашения отвечали интересам в основном развитых стран. В ответ в 1964 г. была создана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как структурное подразделение ООН, цель которого состояла в создании благоприятных международных условий торговли для развивающихся стран, что, по замыслу основателей организации, должно было способствовать получению ими прибыли от торговли и их экономическому развитию. У истоков создания ЮНКТАД стоял аргентинский экономист Рауль Пребиш — ее первый президент. Замысел создания организации так и не реализовался: как было сказано выше, все успехи, достигнутые отдельными группами развивающихся стран, не связаны с ЮНКТАД.

Следующим этапом объединенных усилий развивающихся стран стала борьба за новый мировой экономический порядок (НМЭП), раз-

вернувшаяся в 1970-1980-х гг. В этой борьбе друг другу противостояли две организации — Группа-77 ^77) и ОЭСР. Первая объединяла развивающиеся страны, вторая — развитые государства Запада. Требования к НМЭП со стороны G77 состояли в следующем: выровнять цены на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке, создать льготные условия кредитования развивающихся стран, обеспечить больший доступ к передовым западным технологиям, ограничить вывоз прибыли транснациональными корпорациями. Очевидно, что характер этих требований был отнюдь не рыночным. Все структуры Запада восстали против требований НМЭП. Развивающиеся же страны не смогли объединить усилия для коллективных действий, так как, во-первых, до 90% средств на их развитие поступало из внешних (западных) источников, во-вторых, в рядах развивающихся стран не было единства интересов. Они были (и остаются) конкурентами по отношению друг к другу, поскольку в большинстве своем специализируются на предоставлении ресурсов для развитых стран, а не на внутри- и межрегиональной кооперации. Проект НМЭП не состоялся.

Однако что-то предпринимать в отношении проблем развивающихся стран было необходимо, иначе это серьезно отразилось бы на благополучии стран Запада. В конце 1980-х гг. к решению проблемы подключились Всемирный банк, МВФ, страны G7, а также другие развитые страны и позже Россия. Характерно, что все усилия были направлены только на нормализацию долговой ситуации, что отвечало интересам самих стран-кредиторов. Кредитор основных мировых должников — США — первым предпринял усилия по нормализации финансовой ситуации в развивающихся странах. В 1985 г. министр финансов США Дж. Бейкер признал, что для решения проблемы долга развивающихся стран необходимо восстановить их экономический рост. Предлагался многоступенчатый план, который, впрочем, не дал необходимых результатов, хотя и предполагал выдачу МВФ и американскими коммерческими банками новых кредитов развивающимся странам. Более эффективным и благожелательно воспринятым в развивающихся странах был план министра финансов США Н. Бреди, содержавший предложения по списанию внешних долгов развивающихся стран (1989). План Бреди облегчил долговое бремя семнадцати крупнейшим странам-должникам, хотя их долг еще оставался крупным и отвлекал значительные средства от экономического роста.

Последующие усилия международного сообщества по облегчению социально-экономического положения развивающихся стран осуществляются по двум основным направлениям. Первое — гуманитарная помощь. Ее пропагандируют благотворительные организации и неправительственные фонды, предупреждающие, что сокращение помощи бедным странам оборвет жизнь многих миллионов людей. 60% всех средств, выделяемых в мире в рамках официальной помощи на цели развития, приходится на страны ЕС. Критики этой формы помощи ссы-

5 ВМУ, политические науки, № 3

65

лаются на то, что гуманитарная помощь не используется для экономического развития, а «съедается» коррупцией и просто «проедается». По некоторым данным, с 1960-х гг. Африка получила помощь разных видов на сумму около 1 трлн долл., а ситуация там сегодня хуже, чем была полвека назад.

Второе направление — политика списания долгов, предложенная США. Бывшие страны-метрополии — Франция и Англия — продолжили эту инициативу Соединенных Штатов в 2000-х гг., определив около 40 беднейших стран мира, нуждающихся в облегчении долгового бремени. К ним присоединилась Россия, должниками которой в своем большинстве являются африканские страны. Преобладающая часть их долга приходится на поставки военной техники (в основном в период «холодной войны»). Такого рода помощь развивающимся странам имеет свои недостатки: она порождает иждивенческие настроения в развивающихся странах, не включенных в группу наиболее нуждающихся; они просят зачислить их в «беднейшие», чтобы получить привилегию списания долгов, вместо того чтобы использовать собственные возможности для экономического роста.

Что же может решить проблему отсталости развивающихся стран? Принципиально — ничего, так как ресурсов Земли не хватит на то, чтобы обеспечить повсеместно западный уровень жизни. Если же говорить о приближении уровня жизни в развивающихся странах к уровню жизни развитых стран, то первостепенную роль должно сыграть изменение экономической политики развитых стран: сокращение государственных субсидий сельскохозяйственного производства (что сегодня резко снижает рыночную стоимость сельскохозяйственной продукции Центра по отношению к стоимости продукции Периферии) и понижение таможенных пошлин на весь импорт из развивающихся стран. Однако, несмотря на то что проблема отсталости бьет и по развитым странам, на сегодняшний день никаких коллективных мер с их стороны не предпринимается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие в развитых странах (к постановке проблемы) // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5.

2. Ковалев Е.В. Обострение мировой продовольственной ситуации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9.

3. Павлова В. Старый свет в тени Полумесяца // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 6.

4. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2006.

5. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. М., 2000.

6. Мельянцев В.А. Сдают ли развитые страны развивающимся свои позиции? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.