Научная статья на тему 'Анализ показателей социально-экономического развития Российской Федерации'

Анализ показателей социально-экономического развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5093
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КЛАССИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Елена Львовна, Николаенко Дарья Михайловна

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты классификации стран по уровню экономического развития. Приведено ранжирование стран в соответствии с методикой расчета индекса развития человеческого потенциала. Проанализированы показатели социально-экономического развития РФ и субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей социально-экономического развития Российской Федерации»

ЕЖ МАКАРОВА, Д.М. НИКОЛАЕНКО

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты классификации стран по уровню экономического развития. Приведено ранжирование стран в соответствии с методикой расчета ин-

Развитие, уровень жизни, показатели, классификации.

Исходя из уровня социально-экономического развития, страны мира сегодня принято подразделять на экономически развитые и развивающиеся страны. При таком делении учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Большое количество и дифференциация показателей экономического роста не позволяют однозначно оценить уровень развития отдельно взятого государства. Для анализа социально-экономического развития в мировой практике используется Система национальных счетов (СНС), представляющая собой универсальный экономико-статистический язык (сравнимые в международном плане данные о важнейших показателях мировой экономики), на котором общаются между собой экономисты, социологи и финансисты международных экономических объединений (ООН, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т.д.). Основными показателями Системы национальных счетов являются следующие критерии: абсолютный и относительный валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт); национальный доход и доход на душу населения; отраслевая структура национальной экономики; доля страны в мировом экспорте; размер экспортной квоты (показывает степень ориентированности страны на внешние рынки); структура экспорта и импорта страны; уровень и качество жизни населения[2].

Единой общепризнанной классификации зарубежных стран до сих пор не существует. Учёные объединяют страны в различные группировки согласно разработанным типологическим критериям и показателям. Страны классифицируются:

• по географическим показателям: по размерам территории и населения (страны-гиганты Россия, Канада, Китай, США и др) и страны-карлики (Лихтенштейн, Монако, Сингапур, Ватикан и др.); по особенностям географического положения (континентальные; приморские; полуостровные; страны-архипелаги; страны, занимающие промежуточное положение);

• по социальным показателям: по состоянию грамотности и образования населения; по данным о развитии научных исследований и разработок; по степени продуктивности земель; по размеру трудовых ресурсов (численность населения);

• по политическим показателям с точки зрения международного права: независимые государства

декса развития человеческого потенциала. Проанализированы показатели социально-экономи-ческогоразвития РФ и субъектов РФ.

(обладают суверенитетом, территорией и границами); зависимые территории (колонии, находящиеся под опекой, заморские территории и др.) -Пуэрто-Рико (США), Гвиана (Франция), Новая Каледония (Франция); • по форме правления: республика (Россия, США, Германия, Украина); абсолютная монархия (Аман, Бахрейн); конституционная монархия (Великобритания, Япония); теократическая монархия (Ватикан); парламентская монархия (власть монарха ограничена парламентом) [1]. С целью сравнения стран ежегодно исчисляются абсолютные показатели дохода на душу населения по странам и предоставляются в виде отчётов. Например, индекс качества жизни - это интегральное образование, состоящее из трех групп характеристик: здоровье населения и демографические показатели (уровень рождаемости, продолжительность жизни, уровень естественного воспроизводства и т.д.); социальные показатели (достаток, жильё, питание, безопасность существования, экологическое благополучие и пр.); моральное состояние общества (частота убийств, грабежей, алкогольные рецидивы, количество наркоманов, самоубийц и т. д.).

Преобразованным аналогом индекса качества жизни стран является индекс человеческого развития (ИЧР, human development index - HDI) или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемый экспертами ООН на протяжении 20 лет и пользующийся наибольшей популярностью. Этот индекс представляет собой агрегированный показатель, состоящий из индекса ожидаемой продолжительности жизни (что отражает уровень медицинского обслуживания), индекса уровня образования (доля грамотных среди взрослых и вовлеченностью жителей в начальное, среднее и высшее образование) и индекса ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности (I II 1С), что отражает доходы населения).

При составлении индекса человеческого развития (ИЧР) страны разбиваются на три уровня: высокий, средний и низкий.

Страны с ИЧР менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 - средний уровень; 0,8 и выше - высокий уровень развития. В табл. 1 представлены данные ООН, показывающие ранжирование стран по индексу человеческого развития: практически все государства Европы состоят в группах с высоким и средним уровнем ИЧР.

Место страны по показателю ИЧР зачастую существенно отличается от ее места в списке стран, ранжированных по величине ВНП (или ВВП) на душу населения. Если ранг страны по рейтингу ИЧР выше, чем по рейтингу ВВП, значит, экономика ориентирована на развитие человека. Существование разницы ме5вду рангами стран по ИЧР и по доходу на душу населения свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом. Ярким примером подобной ситуации служит Бруней: ранг по ВВП надушу населения - 112, ранг по ИЧР - 30. Разница составляет 82 со знаком «плюс». Положительная разница свидетельствует об относительно успешном использовании результатов экономического роста в интересах человеческого развития. Такая ситуация характерна для многих европейских стран (как с переходной экономикой, так и развитых).

В настоящее время используют так называемые «кристаллы развития», позволяющие наглядно сравнить четыре статистических показателя каждой дан_Классификация стран мира по ;

ной страны со средними значениями этих показателей в группе стран с соответствующим (низким, средним и высоким) уровнем дохода (табл. 1).

Несмотря на разрабатываемые всё новые и новые методы экономического анализа, отражающего уровень развития государства и уровень жизни населения в нём, парадоксальными оказываются факты социологических исследований. Уровень счастья, оказывается, совсем не пропорционален уровню доходов на душу населения: Бангладеш входит в десятку беднейших стран мира, однако 97 % населения этой страны чувствуют себя счастливыми.

В табл. 2-5 приведено деление стран на высоко -развитые, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой и наименее развитые (по показателю ВВП на душу населения) в соответствии с классификацией, принятой ООН.

Таким образом, Мальта, Турция, ЮАР по классификации МВФ не относятся к числу экономически высокоразвитых стран.

Таблица 1

пио доходов на душу населения_

Группы по уровню доходов на душу населения

Низкий уровень Средний уровень доходов Высокий уровень

Низкий средний Высокий средний Страны ОЭСР (организации эконом. сотрудничества и развития) Другие страны

Албания Болгария Хорватия Австрия Великобритания Андорра

Эстония Чехия Бельгия Италия Кипр

Босния и Герцеговина Латвия Венгрия Нидерланды Испания Гренландия

Литва Словения Люксембург Португалия Лихтенштейн

Македония Греция Франция Дания Монако

Польша о. Мэн Германия Финляндия Фарерские острова

Румыния Мальта Швейцария Норвегия

Словакия Ирландия Швеция Нормандские острова

Сербия Исландия

Черногория

Таблица 2

Экономически высокоразвитые страны и территории

Регион Кол-во Страна, территория

Европа 24 Австрия, Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Греция, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Финляндия, ФРГ, Швейцария, Швеция

Азия 4 Израиль, Тайвань, Турция, Япония

Африка 1 ЮАР

Америка 3 США, Канада, Бермудские о-ва

Австралия и Океания 2 Австралия, Новая Зеландия

Общее число экономически высокоразвитых стран - 34

Таблица 3

Наименее развитые страны

Регион Кол-во Страна, территория

Африка 32 Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, Дем. Респ. Конго, Коморские о-ва, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия

Азия 9 Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мальдивы, Мьянма, Непал

Лат. Америка 1 Гаити

Океания 5 Вануату, Кирибати, Соломоновы о-ва, Тувалу, Самоа

Общее число наименее развитых стран - 49

Таблица 4

Новые индустриальные страны

Регион Кол-во Страна, территория

Азия 8 Гонконг (САР Китая), Республика Корея, Сингапур, Тайвань; «НИС второй волны»: Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины

Америка 3 Бразилия; «НИС второй волны»: Мексика, Аргентина

Общее число новых индустриальных стран - 11

Таблица 5

Страны с переходной экономикой

Регион Кол-во Страна, территория

Европа 7+12 Республики бывшего СССР: Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Украина, Эстония Страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия

Азия 8+4 Республики бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия

Монголия, Китай, Лаос, Вьетнам

Америка 1 Куба

Общее число стран с переходной экономикой - 32

Остальные государства и территории (самая большая группа стран) входят в число развивающихся стран.

Анализ показателей социально-экономического развития зарубежных стран иллюстрирует деление стран мира в соответствии с так называемыми пространственными моделями мирового хозяйства. Модели делят на двухчленную, трехчленную и многочленную [3]. Наиболее популярна двухчленная модель, основанная на подразделении всех стран мира на экономически развитые и развивающиеся, или страны Севера и Юга. Под Севером обычно подразумевают богатые страны западной цивилизации и Японию, под Югом - развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Их соотношение в последние десятилетия постепенно изменяется в сторону увеличения в мировом ВВП доли Юга, который развивается более высокими темпами. При трехчленной модели за основу берут соотношение долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности ме^ду экономически развитыми странами, странами с переходной экономикой и развивающимися.

В современных отечественных и зарубежных источниках по экономической географии обозначился иной подход к трехчленному подразделению мирового хозяйства, основанный на выделении таких составных частей, как Центр, Периферия и Полупериферия [4].

В условный «Центр» мира включают группу из 25-30 постиндустриальных стран Севера. На эти страны приходится половина мирового ВВП, здесь задают тон в развитии мировой экономики. В состав

«Периферии» традиционно включают около 100 развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с преобладанием аграрной экономики или начальной стадии индустриализации. «Полупериферия» отражает индустриальную стадию развития (иногда сюда относят часть постсоциалистических стран с переходной экономикой). В состав «Полупериферии» входят страны среднеразвитого капитализма в Азии, Африке и Латинской Америке, страны НИС и страны-нефтеэкспортёры.

В многочленных современных моделях пространственной структуры мирового хозяйства подразделяют мир на одиннадцать крупных цивилизационных макрорегионов: Российско-Европейский макрорегион, Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ); Западная Европа; Северная Африка и Средний Восток; Африка Южнее Сахары; Южная Азия; Юго-Восточная Азия; Восточная Азия; Северная Америка; Латинская Америка; Австралия и Океания [3].

Таким образом, на сегодняшний день принято выделять следующие мировые экономические центры: Североамериканский (США, Канада, Мексика), Западноевропейский (страны Западной Европы) и Азиатско-Тихоокеанский (Япония, Китай, Индонезия, Таиланд). Однако в ближайшем будущем возможно появление межрегионального экономического центра на основе стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) как противовеса странам «золотого миллиарда».

В частности, Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50-е место и находится в середине списка высокоразвитых, по оценке ПРООН, государств мира (табл. 6).

Таблица 6

Место Российской Федерации в рейтинге ПРООН за 2015г. [3]

Ранг Страна Показатель ИЧР Ранг Страна Показатель ИЧР

1 Норвегия 0.944 56 Казахстан 0.788

2 Австралия 0.935 75 Бразилия 0.755

3 Швейцария 0.930 81 Македония 0.747

5 Нидерланды 0.922 90 Китай 0.727

8 США 0.915 97 Колумбия 0.720

14 Канада 0.913 110 Индонезия 0.684

14 Великобритания 0.807 113 Палестина 0.677

16 Исландия 0.899 116 Вьетнам 0.666

20 Япония 0.891 121 Ирак 0.654

21 Бельгия 0.890 130 Индия 0.609

22 Франция 0.888 134 Сирия 0,594

23 Австрия 0.885 145 Кения 0.548

24 Финляндия 0.883 147 Пакистан 0.538

27 Италия 0.873 167 Судан 0.479

31 Бруней 0.856 179 Мали 0.419

50 Россия 0.798 188 Нигер 0.348

В подавляющем большинстве субъектов РФ индекс вырос, хотя динамика была разной. Быстрее всего рос ИРЧП ресурсно-экспортных регионов, особенно нефтедобывающих, благодаря росту душевого валового регионального продукта (ВРП). Небольшое снижение индекса в нескольких областях Центра связано с сокращением доли учащихся из-за малочисленности поколения, вошедшего в школьный возраст. Вторая причина - особенности налогового режима и переноса юридических адресов крупных компаний, оказывающие заметное влияние на показатель душевого ВРП отдельных регионов. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО и Магаданской области (в предыдущие годы - Республики Калмыкия). В 2015 г. кратковременным ростом валового регионального продукта по тем же причинам отличались Омская область и Республика Мордовия [3].

Сравнение ИЧР регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область - с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан - с Болгарией, при этом северная столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.

Региональные различия усиливаются - такой вывод вытекает из анализа динамики ИРЧП регионов за 2012-2015 гг. Рост индекса в регионах с более высокими показателями был заметно выше, чем в регионах с низкими показателями, за исключением двух-трех слабейших, которые получили наиболее масштабную федеральную помощь. Расчеты, проведенные Независимым институтом социальной политики, показывают, что в период экономического роста увеличились региональные различия именно тех компонентов ИРЧП, по которым Россия отстает от развитых стран, - душевого ВРП и ожидаемой

продолжительности жизни. Неравенство экономического и социального развития субъектов РФ усиливается, несмотря на возросшее перераспределение бюджетных ресурсов. Следовательно, эффективность политики перераспределения снижается, а медленное улучшение социальных индикаторов в подавляющем большинстве регионов указывает на низкое качество экономического роста.

Дифференциация может оцениваться и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП. Хотя такое сравнение условно из-за неравенства населения по доходам внутри регионов, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны существуют более или менее благоприятные регио -нальные условия для развития человеческого потенциала. Более 1/4 населения России живет в регионах с уровнем ИРЧП выше среднего по стране, в том числе 15% - в наиболее благополучных субъектах РФ (Москва, Тюменская область с автономными округами, Санкт-Петербург и Татарстан), индекс которых соответствует показателям развитых стран.

Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности с целью повышения индекса человеческого потенциала. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0,730) живет около 6% населения России - это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной долговременной федеральной помощи. Расчеты индекса указывают на то, что для устойчивого наращивания человеческого потенциала Российской Федерации необходимо улучшить ситуацию в группе регионов с показателями несколько ниже среднероссийских. В данной группе проживает 2/3 населения страны, но экономические ресурсы этих регионов пока недостаточны для социального развития, а федеральная помощь в сбалансированной рыночной экономике не может перераспределяться таким образом, чтобы поддерживать большинство населения. Для таких регионов необходимо в первую очередь стимулирование роста собственных экономических ресурсов

и активизации политики региональных властей в сфере социального развития. Федеральная поддержка требуется для ключевых направлений социального развития и улучшения институциональной среды.

Такое разграничение ролей и ответственности требует пересмотра перераспределительных механизмов финансирования социальной политики и в особенности создания механизмов реального стимулирования преобразований, осуществляемых на региональном и местном уровне в сфере рынков труда, экономической реструктуризации и диверсификации, внедрения социальных инноваций и совершенствования как государственного управления, так и местного и общественного самоуправления. На данный момент политика федеральных властей в этой области проводится недостаточно интенсивно, и важно, чтобы механизмы стимулирования в возможно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ближайшее время начали играть более значимую роль в региональной политике развития, чем механизмы концентрации в федеральном бюджете ресурсов для последующего перераспределения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладкевич Г.И. Введение в экономическую и социальную географию. М.: МГУ; Смоленск: СГУ, 2003.

2. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2003. Гл. 2 разд. 2.1.3.

3. Индекс человеческого развития в странах мира 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (дата обращения: 08.01.2016).

4. Кусков A.C. Социально-экономическая и политическая география мира и России: учебно-справочное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.