Научная статья на тему 'Отчет ПРООН по развитию человеческого потенциала 2018: тенденции и показатели в мире и России'

Отчет ПРООН по развитию человеческого потенциала 2018: тенденции и показатели в мире и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3312
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В РОССИИ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ОТЧЕТ ПРООН ПО РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 2018 / ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниязи А.Ш.

В статье представлены мировые тенденции в области развития человеческого потенциала. Проводится сопоставительный анализ показателей качества жизни в Российской Федерации с аналогичными измерениями в странах с быстро развивающимися экономиками. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет ПРООН по развитию человеческого потенциала 2018: тенденции и показатели в мире и России»

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Ниязи А.Ш.,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Центра изучения

Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

(Институт востоковедения РАН)

ОТЧЕТ ПРООН ПО РАЗВИТИЮ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 2018:

ТЕНДЕНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ В МИРЕ И РОССИИ

Аннотация. В статье представлены мировые тенденции в области развития человеческого потенциала. Проводится сопоставительный анализ показателей качества жизни в Российской Федерации с аналогичными измерениями в странах с быстро развивающимися экономиками.

Ключевые слова: Индекс развития человеческого потенциала; качество жизни в России; мировые тенденции; отчет ПРООН по развитию человеческого потенциала 2018; образование и здравоохранение; валовый национальный доход; гендерное неравенство.

14 сентября 2018 г. вышел очередной отчет Программы развития ООН «Индексы и показатели развития человеческого потенциала: обновление статистики в 2018 году»1. Он составлен на основе оценочных данных, рассчитанных по итогам 2017 г., которые охватывают 189 стран. Индекс развития человеческого потен-

1 Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). One United Nations Plaza, New York, NY 10017.

В электронном виде текст доступен на: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2018_human_development_statistical_update.pdf (Дата обращения: 03.10.2018.)

Доклады и отчеты ПРООН по человеческому развитию обычно выходят раз в два года.

циала (ИРЧП), или иначе Индекс человеческого развития (ИЧР) -(HDI - Human Development Index), отражает изменения качества жизни населения Земли, отдельных стран и территорий. Как и прежде, начиная с 1990 г. этот сводный индекс показывает достижения стран по трем основным измерениям: долгая и здоровая жизнь, знания, достойный уровень жизни. Здоровье измеряется ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания оцениваются с помощью комбинации уровня грамотности взрослого населения и охвата населения тремя уровнями образования -начальным, средним и высшим; материальное благополучие измеряется с помощью валового национального дохода на душу населения по паритету покупательной способности в международных долларах. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВНД на душу населения1.

Критерии и индикаторы развития человеческого потенциала постоянно совершенствуются. В последние годы с целью более комплексного измерения человеческого развития используются еще четыре составных индекса. ИЧР, скорректированный с учетом неравенства, вносит поправку в ИЧР с учетом уровня неравенства. Индекс гендерного развития сопоставляет значения ИЧР для мужчин и женщин. Индекс гендерного неравенства показывает степень расширения прав и возможностей женщин, а Индекс многомерной бедности отражает измерения бедности, не связанные напрямую с доходом. Также при определении рейтинга страны учитываются такие факторы, как: возможность граждан принимать участие в общественной жизни, положение в области прав человека и гражданских свобод, социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступа к информации, уровня безработицы, доли квалифицированной рабочей силы, состояния преступности, охраны окружающей среды и другие. В итоговом

1 С 2010 г. в докладах по ИЧР вместо ВВП на душу населения используется показатель валового национального дохода на душу населения: ВНД - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства плюс первичные доходы (оплата труда работников и доходы от собственности), полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. ВНД конвертируется в международные доллары с использованием коэффициентов паритета покупательной способности (ППС) и делится на численность населения по состоянию на середину года. Международный доллар имеет такую же покупательную способность, как американский доллар в США.

рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и делятся на четыре категории: страны с очень высоким уровнем ИЧР, с высоким, средним и низким уровнями. Базовые измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. Страны с ИЧР менее 0,550 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,550-0,699 - средний уровень; 0,700-0,799 - высокий уровень развития; от 0,800 и выше - очень высокий уровень.

В отчете ПРООН 2018 г. отмечается, что в целом по миру наблюдается тенденция, направленная на дальнейшее улучшение развития человеческого потенциала: из 189 стран, по которым рассчитывается ИРЧП, 59 стран сегодня входят в группу очень высокого развития человеческого потенциала, и только 38 стран входят в группу с низким уровнем ИРЧП. Всего восемь лет назад в 2010 г. эти цифры составляли 46 и 49 стран соответственно.

Пятерку ведущих государств в рейтинге ИРЧП из 189 стран и территорий возглавляют Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия, в то время как Нигер, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Чад и Бурунди имеют самые низкие баллы в оценке национальных достижений в области здравоохранения, образования и доходов. Наибольший рост рейтинга по ИЧР за период с 2012 по 2017 г. произошел в Ирландии, которая поднялась на 13 позиций; интенсивно развивались также Турция, Доминиканская Республика и Ботсвана, каждая из которых поднялась на восемь позиций. Все три случая наиболее резкого снижения рейтинга по ИЧР относятся к странам, затронутым конфликтами: наибольшее снижение рейтинга по ИЧР произошло в Сирийской Арабской Республике - на 27 позиций, за которой идут Ливия (26 позиций) и Йемен (20 позиций).

В мировом масштабе значительно увеличился уровень здоровья, о чем свидетельствует показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Он вырос почти на семь лет. Что касается продолжительности обучения, то сегодняшние дети школьного возраста могут надеяться, что они пробудут в школе на 3,4 года дольше, чем поколение 1990 г.

Средние уровни ИЧР значительно повысились за период с 1990 г. - на 22% в глобальном масштабе и на 51% в наименее развитых странах. Это свидетельствует о том, что в среднем люди живут дольше, имеют более высокий уровень образования и боль-

ший доход. Однако по странам и регионам мира продолжают сохраняться масштабные различия в уровне благосостояния людей. Анализ составных элементов сводных статистических данных показывает сохраняющуюся несправедливость в распределении общественных достижений в области образования, здравоохранения и доходов.

Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства, дает возможность сравнить уровни неравенства внутри стран, причем чем выше неравенство, тем сильнее снижается ИЧР данной страны. Хотя значительное неравенство наблюдается во многих странах, включая некоторые из самых богатых, в среднем оно сильнее проявляется в странах с невысоким уровнем человеческого развития (ЧР). Страны с низким и средним уровнями ЧР теряют, соответственно, 31 и 25% своего уровня ЧР из-за неравенства, а в странах с очень высоким уровнем потери ЧР в среднем составляют 11%, делают вывод специалисты ПРООН.

Что касается неравенства между женщинами и мужчинами, то на мировом уровне наблюдается сокращение гендерного разрыва в периоды детства и юности, в то время как в зрелом возрасте неравенство устойчиво сохраняется. Одним из главных источников неравенства внутри стран является разрыв в возможностях, достижениях и распределении прав и полномочий между мужчинами и женщинами. В мировом масштабе среднее значение ИЧР для женщин на 6% ниже, чем для мужчин, что связано с более низким доходом и образовательным уровнем женщин во многих странах, хотя численность девушек, посещающих школу, увеличивается. Общемировой показатель экономической активности женщин ниже, чем соответствующий показатель для мужчин - 49% против 75. Когда женщины выходят на рынок труда, уровень безработицы среди них на 24% выше, чем среди мужчин.

Несмотря на общемировой прогресс в области человеческого развития, он продолжает сдерживаться существенными диспропорциями внутри и между странами. Между государствами существует колоссальный разброс показателей, характеризующих качество образования, медицинского обслуживания, а также многие другие ключевые аспекты жизни. В странах Африки к югу от Сахары в начальной школе на одного учителя приходится в среднем 39 учеников, в регионе Южной Азии - 35 учеников. В то же время в странах ОЭСР, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также Европы и Центральной Азии один учитель приходится на 16-18 учеников начальной школы. И если в странах ОЭСР, Европы,

Восточной Азии и Тихоокеанского региона на каждые 10 тыс. человек населения в среднем приходится, соответственно, 29 и 28 врачей, то в Южной Азии - только восемь, а в странах Африки к югу от Сахары - менее двух.

«В среднем ребенок, родившийся в стране с низким ИЧР, может надеяться прожить чуть больше 60 лет, в то время как ребенок, родившийся в стране с очень высоким ИЧР, способен дожить почти до 80. Аналогичным образом, дети в странах с низким уровнем ЧР скорее всего проведут в школе на семь лет меньше, чем дети из стран с очень высоким уровнем ЧР. Помимо того, что сама по себе эта статистика рисует суровую картину действительности, она также свидетельствует о трагедии миллионов индивидов, чья жизнь омрачена неравенством и нереализованными возможностями, причем ни то ни другое не является неизбежным», - заявил в связи с выходом последнего Отчета по человеческому развитию

Администратор ПРООН Ахим Штайнер1.

* * *

В рейтинге ИЧР по итогам 2017 г. Российская Федерация занимает неплохое 49-е место (с ИЧР 0,816) из 189 стран мира и входит в группу из 59 стран с очень высокими показателями человеческого развития. Еще несколько лет назад она находилась в верхней части второй группы стран с высокими показателями индекса. Основные показатели России таковы: ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 71,2 года; ожидаемая продолжительность получения образования - 15,5 лет2; средняя продолжительность обучения - 12,0 лет3; валовой национальный доход на душу населения - 24 233 долл. в год по паритету покупательной способности, выраженному в международных долларах

1 http://hdr.undp.org/sites/default/files/rus_globalpress_release_2018_statistical_ update_human_development_indices.pdf (Дата обращения: 10.10.2018.)

2 Ожидаемая продолжительность обучения означает: количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области возрастных показателей охвата населения образованием.

3 Средняя продолжительность обучения означает: среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше, пересчитанное из показателя образовательного уровня населения с учетом официальной продолжительности каждого уровня образования.

в ценах 2011 г. В стране в 2017 г. проживало около 144 млн человек.

Динамика баллов по ИЧР с 1990 по 2017 г. (см. табл. 1) показывает, насколько серьезно «шоковая терапия» неолиберального эксперимента 90-х годов не только затормозила, но и отбросила назад достижения российских граждан, в то время как мир развивался. Затем за десятилетие с 2000 по 2010 г. наблюдалось наиболее быстрое наверстывание необходимых для человеческого развития базовых компонентов. Достигнутые темпы развития человеческого потенциала россиян с 2010 по 2017 г. немного снизились, но превысили среднегодовой рост ИЧР по миру в целом. Важно, что несмотря на известные экономические трудности, возникшие с 2014 г., России все же удалось сохранить и даже улучшить, хотя и ненамного, свои позиции по показателям человеческого развития.

Таблица 1

Россия и мир. Тенденции в области Индекса человеческого развития. 1990-2017 гг.

Россия

Годы 1990 2000 2010 2012 2014 2015 2016 2017

Баллы ИЧР 0,734 0,720 0,780 0,798 0,807 0,813 0,815 0,816

Мир в целом 0,598 0,642 0,698 0,709 0,718 0,722 0,726 0,728

Россия

Годы 1990-2000 2000-2010 2010-2017 1990-2017

Среднегодовой рост ИЧР в % -0,18 0,80 0,66 0,40

Мир в целом 0,72 0,84 0,60 0,73

Данные приводятся на основе источника: Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update. Table 2. Human Development Index trends, 19902017. P. 26, 29.

Более подробные данные по потенциалу человеческого развития в России приведены в статье: Ниязи А.Ш. Россия - Центральная Азия: показатели качества жизни и устойчивого развития. К вопросу об интеграции // Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень / РАН. ИНИОН. ИВ. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. - М., 2017. - № 11. - С. 27-39.

В рейтинге по ИЧР Россия продолжает опережать крупнейшие государства мира с быстро растущей экономикой (см. табл. 2). Ее партнеры по БРИКС все еще значительно отстают от нее

в показателях реального образования и ВНД по ППС на душу населения. Тем не менее по ожидаемой продолжительности жизни РФ отстает от показателей Бразилии, Китая и общемирового уровня. Бразилия приблизилась к Российской Федерации по измерению ожидаемой продолжительности обучения ее граждан. Следует отметить, что статистика по количеству лет обучения требует еще и изучения качества образования - чему и как учат, в том числе и в России.

Таблица 2

Индекс человеческого развития и его компоненты по странам БРИКС по итогам 2017 г.

Место в рейтинге из 189 стран Страна Баллы по ИЧР Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах) Ожидаемая продолжительность обучения (в годах) Средняя продолжительность обучения (в годах) ВНД на душу населения (в долл. США по ППС) Рейтинг по ВНД на душу населения минус рейтинг по ИЧР

49 Россия 0,816 71,2 15,5 12,0 24,233 3

79 Бразилия 0,759 75,7 15,4 7,8 13,755 2

86 Китай 0,752 76,4 13,8 7,8 15,270 -9

113 ЮАР 0,699 63,4 13,3 10,1 11,923 -23

130 Индия 0,640 68,8 12,3 6,4 6,353 -5

Мир в целом 0,728 72,2 12,7 8,4 15,295

Таблица составлена на основе источника: Human Development Indices and Indicators. 2018. Statistical Update. Table 1. Human Development Index and its components. P. 22-24.

Последний столбец таблицы 2 - рейтинг стран по ВНД на душу населения минус рейтинг по ИЧР демонстрирует разность между рейтингом по ВНД на душу населения и сводным рейтингом по ИЧР. Отрицательный показатель означает, что рейтинг страны по ВНД выше, чем ее рейтинг по ИЧР. Эта отрицательная разница указывает на то, что получаемый в стране доход не конвертируется должным образом в развитие в сферах охраны окружающей среды, образования и здоровья населения. Меньший рейтинг по ИЧР в сравнении с рейтингом по доходу наиболее характерен для стран, экономика которых основывается на добыче

и экспорте полезных ископаемых и энергоресурсов. Хотя в России такой сегмент экономики очень значителен, ее положение среди стран БРИКС наилучшее (+3), тем не менее этот показатель невысокий, такой же имеет, например, Центральноафриканская Республика, стоящая в рейтинге по ИЧР на предпоследнем, 188-м месте. Отрицательные величины отмечены у Индии, Китая и ЮАР: -5; -9; -23 соответственно.

Исходя из шагов российского правительства за последние два-три года, направленных на экономическое и финансовое оздоровление, а также на поддержку социальной сферы, есть основания надеяться, что достигнутый уровень человеческого развития россиян останется стабильным. Тенденциозные данные таблицы 1 показывают, что на всех этапах постсоветского периода, даже в самые трудные времена, потенциал человеческого развития в России оставался и остается выше общемирового показателя. Условия для этого были заложены в СССР - передовом социальном государстве. В наследие оно оставило не только мощную экономическую инфраструктуру, но и общепризнанные достижения в науке, образовании, здравоохранении, культуре. На них еще многое держится. Кроме того, мы обладаем огромными природными ресурсами, и если использовать их с умом, можно надеяться, что развитие России станет более устойчивым.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Дмитриева Е.Л.,

старший научный сотрудник (ИНИОН РАН) ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В статье рассматривается история мусульманского образования в России. Анализируются три периода существования системы исламского обучения в России: дореволюционный, советский и постсоветский.

Ключевые слова: исламское образование; богословие; медресе; мактаб; традиционализм; джадизм; «Мир-Араб»; Духовное управление мусульман.

Исламское образование в России насчитывает много веков, но до сих пор находится на стадии формирования, и одной из при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.