REFERENCES
1. Order of the Government of the Russian Federation on February 7, 2011 № 163-p "On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2011 - 2015", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/
2. Dvorkina, N.I. (2005), The technique involves the development of physical skills and mental processes in children 3-6years through movement games, Soviet Sport, Moscow.
3. Raigorodskii, D.Y. (2012), Encyclopedia psychodiagnosis. Psychodiagnosis children, Volume 1, publishing house "Bakhrak-M", Samara.
4. Starodubtseva, I.V. (2008), "Some results of the study correlation of indicators of intellectual and motor development of the senior preschool children", Physical culture: education, education and training, No. 6, pp. 55-65.
5. Filimonova, S.I. (2014), "Typological features of the gaming culture in the modern context of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 155-159.
6. Ed. Filippova, S.O. (2013), Theoretical and methodological foundations of physical education and development of infants and preschool children, Academy, Moscow.
7. Shakhmanova A.§. (2005), Upbringing of orphan's preschool age, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2015.
УДК 159.9:796.01
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анастасия Витальевна Шведько, аспирантка, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО «ПовГАФКСиТ»), Казань
Аннотация
Цель разработанного эксперимента состояла в определении надежности субъективного психического состояния детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие 34 человека (15 мальчиков, 11 девочек) (8.91±0.38 лет) из государственной гимназии № 6 г. Казань. Эксперимент состоял в выявлении уровня надежности детского опросника уровня депрессии Бека, детского опросника уровня тревоги Спилбергера и опросника физического самовосприятия для детей и подростков по четырем составляющим субкомпонентам. В результате исследования была выявлена средняя взаимосвязь в значениях физической самооценки (R=0.62, p<0.05) до и после, привлекательности тела (R=0.68, p<0.05) до и после, физической силы (R=0.68, p<0.05) до и после, депрессии (R=0.69, p<0.05) и личностной тревоги (R= 0.59, p<0.05). Была выявлена умеренная взаимосвязь в показателе физическая форма (R=0.48, p<0.05). Проведенный эксперимент показал неоднородность достоверной корреляции показателей опросников.
Ключевые слова: психическое состояние, субъективная самооценка, опросник, младший школьный возраст.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p250-253
PROBLEM OF SUBJECTIVE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Anastasia Vitalyevna Shvedko, the post-graduate student, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia
Annotation
The conducted experiment was aimed to determine reliability of subjective assessment of the psychological well-being of primary school children. 34 participants (15 boys, 11 girls) (8.01±0.38 years)
from government gymnasium №6 of Kazan city took part in the experiment. Experiment was aimed at determining the reliability level of children depression inventory of Becks, state-trait anxiety inventory for children of Spielberg and children and youth physical self-perception profile for children. Experiment revealed high to moderate to low reliability for scores of pre to post physical self-worth (R=0.62, p<0.05), pre to post body attractiveness (R=0.68, p<0.05), pre to post physical strength (R=0.68, p<0.05), depression (R=0.69, p<0.05) and trait-anxiety (R= 0.59, p<0.05). There were low reliability for physical conditioning (R=0.48, p<0.05). Conducted experiment revealed variability in significant correlation of scores of psychological questionnaires.
Keywords: psychological well-being, subjective self-worth, questionnaire, primary school age.
ВВЕДЕНИЕ
Статистика показывает, что распространенность психических заболеваний детей связанных с тревожным и угнетенным состоянием составляет в среднем от 10 до 20% [5]. Актуальность детской психодиагностики осложняется тем, что вовремя не диагностированные и в последующем неизлеченные отклонения в психическом поведении детей приводят к психическим расстройствам личности у взрослых [1]. В связи с этим исследования взаимосвязи физических упражнений, видов упражнений, их количества и интенсивности с показателями психического состояния детей (от англ. «psychological well-being») приобретают все большее распространение [1, 3, 5]. Для оценки психического самочувствия значительное количество исследователей применяет адаптированные к детской популяции субъективные методы оценки, такие как детский опросник уровня тревоги Спилбергера (1973) [7], детский опросник уровня депрессии Бека (1977) [4] и опросник физического самовосприятия для детей и подростков [8]. Опросники в различных исследованиях показали от высокого до среднего уровень надежности [3,5] при оценке взаимосвязей параметров психического состояния детей с объективно оцененным количеством физической активности [1, 2, 3, 5]. На наш взгляд необходимо более точно установить взаимосвязь между физической активностью и психическим состоянием детей младшего школьного возраста. В то же время необходимо подбирать наиболее точные и корректные опросники с высокой степенью надежности.
Цель исследования состояла в определении надежности детского опросника уровня депрессии Бека, детского опросника уровня тревоги Спилбергера и опросника физического самовосприятия для детей и подростков для определения субъективного психического состояния детей младшего школьного возраста.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте приняли участие 26 человек (15 мальчиков, 11 девочек, 8.91±0.38 лет) из гимназии №6 г. Казань, не имевших отклонений в физическом состоянии. Экспериментальное тестирование надежности опросников психического состояния было проведено в первую половину дня, в одно и то же время суток. Участникам предлагалось отвечать на вопросы опросника дважды c недельной разницей между тестированием. При этом последовательность вопросов в опросниках не менялась.
Оценка психического состояния
Психическое состояние участников эксперимента было оценено при помощи детского опросника уровня депрессии Бека (1977) [4], детского опросника уровня тревоги Спилбергера (1973) [6] и опросника физического самовосприятия Уайтхид (1995) по четырем составляющим субкомпонентам [5, 8]. Детские опросники психического состояния в предыдущих исследованиях показали от среднего до высокого коэффициент надежности от 0.74 до 0.89 для детского опросника уровня депрессии [5], от 0.65 до 0.81 для детского опросника уровня тревоги [5] и от 0.77 до 0.91 для опросника физического самовосприятия [5].
Статистический анализ проводился с применением компьютерной программы для обработки статистических данных SPSS. Полученные данные считались статистиче-
ски значимыми при уровне p<0.05 (two-tailed). Экспериментальное тестирование надежности опросников психического состояния было проведено при помощи корреляционного анализа Спирмена, где наличие сильных корреляций между результатами теста доказывало его надежность.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Корреляционный анализ выявил среднюю взаимосвязь в значениях физической самооценки (R=0.62, p<0.05), привлекательности тела (R=0.68, p<0.05), физической силы (R=0.68, p<0.05), депрессии (R=0.69, p<0.05) и личностной тревоги (R= 0.59, p<0.05) (таблица 1). Умеренная взаимосвязь была обнаружена в показателе физическая форма (R=0.48, p<0.05).
Таблица 1
Коэффициенты корреляции показателей субъективной оценки психического состояния экспериментальной выборки (N=34) _(данные для мальчиков и девочек объединены)_
ГСопосле ФСопосле ПТпосле ФСпосле ФФпосле ССпосле Депрессия (после) Личн. трев. (после)
ГСодо а Rs 0.20
p 0.26
ФСодо b Rs 0.62*
p 0.000
ПТдо c Rs 0.68*
P 0.000
ФСдо d Rs 0.68*
p 0.000
ФФдо e Rs 0.48*
p 0.004
СС f Rs 0.28
p 0.111
Депрессия (до) Rs 0.69*
p 0.000
Личн. трев.(до) Rs 0.59*
p 0.000
Примечания: Rs, Коэффициент корреляции Спирмэна; а- глобальная самооценка до и после (ГСодо; ГСопосле); b-физическая самооценка до и после (ФСодо; ФСопосле), с- привлекательность тела до и после (ПТдо; ПТпосле), d-физическая сила до и после (ФСдо; ФСпосле), е- физическая форма до и после (ФФдо; ФФпосле), f - спортивная состязательность (ССдо; ССпосле); * достоверная корреляция при p< 0.01 (two-tailed).
Проведенный анализ выявления надежности опросников показал неоднородность статистически значимых корреляций показателей опросников, что может опровергать ранее доказанные уровни надежности этих опросников в существующих исследованиях [5, 8] при тестировании на большом объеме выборки. Представленные результаты эксперимента дополняют наши ранние исследования [7], которые были направлены на выявление эффекта влияния физической тренировки с применением подвижных игр высокой и средней интенсивности на показатели психического самочувствия детей 9-11 лет.
В результате проведенного исследования не было выявлено статистически значимых различий в показателях депрессии (Р2,58 =0.31, р>0.05, К2=0.11), личностной тревоги (Р2,59=0.04, р>0.05, Я2=0.001), глобального самовосприятия (?2,56=0.43, р>0.05, Я2 =0.015), физического самовосприятия (Р2,57= 1.28, р>0.05, Я2=0.043), привлекательности тела (Р2,56=2.94, р>0.05, Я2=0.095), спортивной состязательности (?2,57 =0.59, р>0.05, Я2=0.018), физической формы ^2,57 = 0.83, р>0.05, Я2= 0.03) и физической силы ^2,57 =0.40, р>0.05, Я2=0.01) между экспериментальными группами за периоды до-, в середине и после проведения эксперимента. Проведенный эксперимент не выявил статистически значимых изменений в показателях психического состояния детей 9-11 лет. Таким образом, не удалось подтвердить обнаруженные в литературе данные о наиболее эффективном влиянии
высокой интенсивности на снижение уровня депрессии и тревожности, и повышения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста [1, 4, 6].
Проведенное исследование с детьми младшего школьного возраста, направленное на выявление надежности опросников, на наш взгляд, не может окончательно раскрыть отсутствие или присутствие изменений в психическом состоянии детей. Надежность полученных данных эксперимента, может быть увеличена путем видоизменения самой процедуры оценки надежности опросников психического самочувствия детей, в частности, посредством изменения порядка вопросов. Также, вопросы опросника, касающиеся физической самооценки детей могут быть сравнены с фактическими показателями физической подготовленности испытуемых, а также антропометрическими данными испытуемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Biddle, S.H.J. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews / S.H.J. Biddle, M. Asare // Br J Sports Med. - 2011. - No. 45. - P. 886-895.
2. Gruber, J.J. Physical activity and self-esteem development in children: a meta-analysis // Effects of Physical Activity on Children. - IL., Human Kinetics, 1986. - P. 30-48.
3. Calfas, C.J. Effects of physical activity on psychological variables of children / C.J. Calfas, W.C. Taylor // Pediatr Exerc Sci. - 1994. - No. 6. - P. 406-423.
4. Kovacs, M. An empirical clinical approach towards definition of childhood depression. In: Depression in children / М. Kovacs, A. Beck. - New York : Raven, 1977. - 25 p.
5. Parfitt, G. Children's physical activity and psychological health: The relevance of intensity / G. Parfitt, T. Pavey, A. Rowlands // Acta Paediatrica. - 2009. - No. 98(6). - P. 1037-1043.
6. Speilberger, C. Manual for the State - Trait Anxiety Inventory for Children ("how I feel questionnaire") / C. Spielberger. - Palo Alto, CA : Consulting Psychologists, 1973. - 287 p.
7. Phillips, L.R. Calibration of the GENEA accelerometer for assessment of physical activity intensity in children / L.R. Phillips, G. Parfitt, A.V. Rowlands // J Sci Med Sport. - 2013. - No. 16 (2). - P. 124-128.
8. Whitehead, J.R. A study of children's physical self-perceptions using an adapted physical self-perception profile questionnaire / J.R. Whitehead // Pediatr Exerc Sci. - 1995. - No. 7. - P. 132-151.
REFERENCES
1. Biddle, S.J., Mutrie, N. (2002), The feel-good factor. Physical activity and psychological well-being. In: Psychology of physical activity: determinants, well-being, and interventions. USA: Routledge, P.167-198.
2. Gruber, J.J. (1986), Physical activity and self-esteem development in children: a metaanalysis. In: Effects of Physical Activity on Children. IL., Human Kinetics, P.30-48.
3. Calfas, C.J. and Taylor, W.C. (1994), "Effects of physical activity on psychological variables of children", Pediatr Exerc Sci, No. 6, pp.406-423.
4. Kovacs, M., Beck, A. (1977). An empirical clinical approach towards definition of childhood depression. In: Depression in children. New York: Raven, pp. 1- 25.
5. Parfitt, G, Pavey, T, and Rowlands, A. (2009), "Children's physical activity and psychological health: The relevance of intensity", Acta Paediatrica. Vol. 98, No 6, pp.1037-1044.
6. Speilberger, C. (1973), Manual for the State - Trait Anxiety Inventory for Children ("how I feel questionnaire "). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists, 287 pp.
7. Phillips, L.R., Parfitt, G., Rowlands, A.V. (2013), "Calibration of the GENEA accelerometer for assessment of physical activity intensity in children", J Sci Med Sport, Vol.2, No 16, pp. 124-128.
8. Whitehead, J.R. (1995). "A study of children's physical self-perceptions using an adapted physical self-perception profile questionnaire", Pediatr Exerc Sci, 1995, No 7, pp. 132-151.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2015.