Научная статья на тему 'Развитие проблемного поведения у детей: эмпирическое исследование'

Развитие проблемного поведения у детей: эмпирическое исследование Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
815
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕТИ / ТРЕВОГА / ДЕПРЕССИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варшал А.В., Слободская Е.Р.

В исследовании проверена гипотеза о том, что матери с высоким уровнем тревоги и депрессии воспитывают своих детей так, что у них развиваются и/или усугубляются проблемы поведения. Выборку составили 388 детей 2-9 лет и их основные воспитатели. Матери и опекуны заполняли опросники по социально-экономическому положению семьи, собственной тревоге и депрессии, проблемам поведения детей, а также методам воспитания. Непоследовательная дисциплина опосредовала связь между материнской тревогой и депрессией при учете других факторов проблемного поведения детей. Полученные результаты могут улучшить качество помощи, оказываемое проблемным семьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варшал А.В., Слободская Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of problem behavior in children: an empirical study

The study tested the hypothesis that mothers with high levels of anxiety and depression educate their children so that they are developing and/or behavioral problems are compounded. The sample consisted of 388 children 2–9 years and their main carers. mothers and tutors filled out questionnaires on socio-economic status families, their own anxiety and depression, child behavior problems and methods of education. inconsistent discipline mediated the relationship between maternal anxiety and depression, taking into account other factors of problem behaviors of children. The results can improve the quality of care «problem» families.

Текст научной работы на тему «Развитие проблемного поведения у детей: эмпирическое исследование»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

развитие проблемного поведения у детей: эмпирическое исследование

A.B. ВАРШАЛ*, Е.Р. СЛОБОДСКАЯ

ФГБУ «Научно-исследовательский институт физиологии» СО РАМН, Новосибирск

В исследовании проверена гипотеза о том, что матери с высоким уровнем тревоги и депрессии воспитывают своих детей так, что у них развиваются и/или усугубляются проблемы поведения. Выборку составили 388 детей 2-9 лет и их основные воспитатели. Матери и опекуны заполняли опросники по социально-экономическому положению семьи, собственной тревоге и депрессии, проблемам поведения детей, а также методам воспитания. Непоследовательная дисциплина опосредовала связь между материнской тревогой и депрессией при учете других факторов проблемного поведения детей. Полученные результаты могут улучшить качество помощи, оказываемое «проблемным» семьям.

Ключевые слова: проблемы поведения, дети, тревога, депрессия, воспитание.

Введение

Проблемы поведения у детей широко распространены и социально значимы. У детей младшего возраста они выражаются вспышками гнева, драчливостью, стремлением к разрушению и порче имущества, неповиновением, лживостью, воровством и враждебностью. В подростковом возрасте - это запугивание и шантажирование, частые драки, ношение и применение холодного оружия, жестокость по отношению к людям и животным, воровство, злоупотребление психоактивными веществами, прогулы, побеги из дома и поджоги [17]. Если у ребенка имеется определенное количество подобных симптомов, то может быть установлен диагноз расстройства поведения. Расстройства поведения являются наиболее частой формой психопатологии у детей [2]. Их распространенность в мире составляет 5-10%; в России, по предварительным данным, - 9% [11]; заболева-

© Варшал A.B., Слободская Е.Р., 2012

* Для корреспонденции:

Варшал Александра Владимировна, аспирант НИИ физиологии СО РАМН Тел.: +7 (913) 906-55-58 E-mail: a.v.varshal@physiol.ru

емость «поведенческими синдромами» в России составляет 366,6 на 100 тыс. детского населения 0-14 лет и 146,4 на 100 тыс. - в возрасте 15-17 лет [4]. Распространенность проблем поведения (как более общего явления), достигающих и не достигающих уровня расстройства, еще шире. Проблемы поведения создают значительные трудности для окружающих и самих детей, в том числе сложности в детском саду, школе; при этом имеется высокий риск развития расстройства поведения в будущем.

При расстройствах поведения с ранним началом пожизненно высок риск правонарушений, пристрастия к наркотикам, безработицы, насильственных травм и преждевременной смерти. Установлено, что финансовые затраты общества на индивидов с расстройством поведения к 28 годам в десять раз превышают затраты на индивидов из контрольной группы [2]. Проблемы были бы не столь значимы, если бы большинство детей их перерастало. Однако у 40% детей 7-8 лет с расстройством поведения к подростковому периоду имеется рецидивирующее делинквентное поведение, а у 90% подростков с рецидивирующим делинквен-тным поведением отмечалось расстройство поведения в детстве [17].

Большое количество научных исследований посвящено этиологии и патогенезу проблем с поведением. Хорошо изучены факторы риска антисоциального поведения и расстройств поведения. Наследственность и среда вносят примерно одинаковый вклад в их развитие [16]. Особый интерес представляют потенциально изменяемые средовые факторы. Однако в реальной жизни генетическая предрасположенность часто сочетается с неблагоприятными условиями среды. Примером такого сочетания являются неадекватные методы воспитания детей и депрессия матери - причинные факторы расстройства поведения [16, 17].

несмотря на то, что депрессия в значительной степени генетически обусловлена и предрасполагает к развитию целого ряда психических расстройств, в том числе поведенческих [2, 14], в лонгитюдном близнецовом исследовании Kim-Cohen J. с коллегами было показано, что влияние депрессии матери на поведение детей в значительной степени опосредуется средой (так, депрессивные симптомы до родов не влияли на риск развития проблем поведения у детей); семейная предрасположенность к антисоциальному поведению лишь на треть объясняла силу связи между депрессией матери и антисоциальным поведением детей [13]. В другом близнецовом исследовании выявлено, что длительность и частота эпизодов депрессии у матери напрямую связаны с проблемами поведения детей [7], что также указывает на средовой механизм влияния тревоги и депрессии матери на поведение детей.

Хотя пагубное влияние депрессии матери показано во многих работах [12], механизмы, приводящие к неблагоприятным исходам, изучены недостаточно. неизвестно, какие именно аспекты среды имеют решающее значение. Однако обнаружено, что депрессивные матери неадекватно воспитывают своих детей, плохо взаимодействуют с ними, недостаточно чутки и создают стрессирующую семейную обстановку

[15, 18]. Особый интерес для исследования представляют неправильные методы воспитания, поскольку эффективные программы помощи корректируют именно их, одновременно снижая уровень тревоги и депрессии у матерей. Случайно ли это совпадение?

По данным лонгитюдных исследований, непостоянная, непоследовательная дисциплина, жесткие наказания, а также недостаток надзора и похвалы со стороны родителей служат предикторами поведенческих проблем у детей и факторами риска расстройств поведения [8]. Цель нашей работы - выяснить, являются ли вышеуказанные методы воспитания промежуточным звеном в патогенетической цепи от тревожно-депрессивных симптомов матери к проблемам поведения у детей. полученные результаты помогут раскрыть механизмы развития проблем поведения и, значит, повысят эффективность работы с проблемными детьми и их семьями.

Методика

Участники. Обследование охватило детей, посещающих два детских сада, и учащихся первых-вторых классов пяти школ. Школы находились в различных районах города Новосибирска - более и менее благополучных. Размер выборки составил 388 человек (194 мальчика), возраст детей от 2 до 9 лет (6,7±1,6 лет; 69 дошкольников и 319 школьников).

Процедура. Педагоги и воспитатели предлагали основным воспитателям детей заполнить опросники дома, 60% согласились участвовать в исследовании и вернули заполненные опросники. 96% опросников заполнили матери, 4% - опекуны детей. Таким образом, выборку составили отчеты основных воспитателей детей. Оценивали уровень поведенческих проблем у ребенка и факторы риска расстройств поведения у детей: методы воспитания ребенка и психосоциальные показатели - характеристики семейной среды и уровень тревоги и де-

прессии матерей. Заполнение опросников занимало примерно 40 минут.

Воспитание. «Интервью о практике воспитания» (РР1 [1, 19] содержит 73 вопроса, с помощью которых оценивают шесть аспектов воспитательной практики родителей, как позитивных, так и негативных: непоследовательную дисциплину (например, «Грозите наказать ребенка, но не наказываете на самом деле, если ребенок плохо себя ведет»; а=0,80); обсуждение проблемы (например, «Если ваш ребенок ударит другого ребенка, то насколько вероятно, что вы обсудите с ребенком проблему и зададите вопросы»; а=0,77); физические наказания (например, «Если ваш ребенок ударит другого ребенка, то насколько вероятно, что вы отшлепаете ребенка»; а=0,88); адекватные наказания (например, «Если ваш ребенок ударит другого ребенка, то насколько вероятно, что вы лишите его некоторых привилегий»; а=0,79); поощрение (например, «Как часто вы хвалите или благодарите ребенка, если ребенок ведет себя хорошо или что-то хорошо делает»; а=0,74); и мониторинг (например, «Сколько часов ребенок провел без дома, без надзора взрослых за последние 24 часа, если вообще провел»; а=0,46). Респонденты отмечают, как часто они применяют тот или иной способ воспитания по семибалльной шкале от «никогда» до «всегда».

Поведенческие проблемы у детей оценивали с помощью двух стандартизованных инструментов. Скрининговый опросник «Сильные стороны и трудности» (SDQ) широко используется для оценки психического здоровья и благополучия детей 3-16 лет в разных странах [10] и ва-лидизирован в России [14]. В настоящей работе применяли две шкалы SDQ, содержащие по пять утверждений: проблемы с поведением (например, «Часто врет, обманывает»; а=0,56) и гиперактивность/ невнимательность (например, «Легко отвлекается, внимание рассеянное»; а=0,78). Родители отмечают каждое утверждение как верное, отчасти верное или неверное.

«Опросник детского поведения Ш. Эйберг» (ЕСВ1 [21]) разработан на основе диагностических критериев поведенческих проблем и широко используется в исследованиях и практической работе с проблемами поведения у детей. Недавно была проведена стандартизация ЕСВ1 на российской выборке, показавшая высокие психометрические характеристики русской версии [3]. ЕСВ1 состоит из 36 кратких описаний проблемного поведения детей (например, «Ворует»). Родители оценивают, как часто проявляется соответствующее поведение у ребенка по семибалльной шкале от 1 - «никогда» до 7 - «всегда»; суммарная оценка соответствует выраженности проблем (а=0,93). Помимо этого, родители отмечают, является ли это поведение проблемой для них в настоящее время (варианты ответов: 1 - «да» и 0 - «нет»); суммарная оценка соответствует проблемности поведения (а=0,90).

Комплексный показатель поведенческих проблем (КПП) вычисляли, суммируя z-оценки шкал SDQ (проблемы с поведением и гиперактивность/невнимательность) и ЕСВ1 (выраженность проблем и проблем-ность поведения).

Психосоциальные показатели определяли с помощью опросника «Стиль жизни» [7]. Респондентов просили указать на пол и возраст ребенка, размер и состав семьи, уровень образования и профессиональный статус родителей и доход на одного члена семьи в месяц. Сплоченность семьи определяли с помощью шкалы из 4 утверждений о взаимопонимании, доверии и взаимоотношениях в семье (а=0,72). Помимо этого, оценивали здоровье ребенка (отличное, хорошее, среднее или плохое) и отмечали, насколько сильно их обременяют имеющиеся проблемы со здоровьем у других членов семьи.

Тревогу и депрессию родителей оценивали с помощью скринингового «Опросника здоровья» Всемирной организации здравоохранения (SRQ [20]). SRQ состоит из 20 вопросов, охватывающих соматичес-

кие, поведенческие, когнитивные и эмоциональные признаки тревоги и депрессии (например, «Чувствуете нервозность, напряжение или беспокойство?», «Чувствуете ли Вы себя никчемным человеком?»). Возможные варианты ответов: 1 - «да» и 0 - «нет»; сумма баллов составляет итоговую оценку (а=0,81).

Результаты

демографические и семейные характеристики. средний размер семьи составил 4 человека (от 2 до 10); 65% детей проживали с обоими родителями, 10% - с отчимом, 25% жили только с одним родителем, в основном с матерью. 59% обследованных были единственными в семье детьми, 35% проживали вместе с бабушкой

и/или дедушкой. Средний возраст матерей - 33,2±5,3 лет, отцов - 36±6,7. Высшее образование имели 59% матерей и 45% отцов, среднее специальное - 35 и 48%, соответственно. Высококвалифицированной и управленческой деятельностью занималось 35% матерей и 39% отцов; работой, требующей средней квалификации, - 40% матерей и 53% отцов и неквалифицированным трудом - 4% отцов и 3% матерей. не имели постоянной работы 22% матерей и 4% отцов. Доход на одного члена семьи варьировал следующим образом: менее 2000 рублей - у 3,2% семей, от 2000 до 4000 - у 15,9%, от 4000 до 7000 - 34,4%, от 7000 до 12000 - 28,2%, более 12000 - 18,2%. Описательная статистика основных показателей, использованных в работе, и сравнение групп разного пола дано в таблице 1.

Таблица 1

описательная статистика основных показателей и межполовые различия

Общая выборка Мальчики Девочки

Шкалы (N=388) (N=194) (N=194) t Р

М М М

Тревога/депрессия матери 2,5 (2,8) 2,7 (3,0) 2,4 (2,7) 1,1 нд

Гиперактивность (SDQ) 4,8 (2,6) 5,5 (2,5) 4,2 (2,6) 4,8 <0,001

Проблемы с поведением (SDQ) 1,5 (1,5) 1,8 (1,7) 1,2 (1,3) 3,4 0,001

Проблемность поведения (БСВ1) 6,8 (6,4) 7,5 (6,3) 6,1 (6,5) 2,2 0,03

Выраженность нарушений (БСВ1) 94,1 (30,3) 97,5 (31,6) 90,8 (28,5) 2,2 0,03

КПП 6,0 (2,6) 6,5 (2,6) 5,5 (2,4) 3,6 <0,001

Методы воспитания (РР1):

- Физические наказания 1,5 (0,7) 1,6 (0,7) 1,4 (0,7) 2,6 0,009

- Адекватные наказания 2,9 (0,9) 3,1 (1,0) 2,7 (0,8) 4,3 <0,001

- Непоследовательная дисциплина 2,8 (0,9) 2,8 (0,9) 2,7 (0,8) 1,7 нд

- Поощрения 4,7 (0,8) 4,7 (0,8) 4,7 (0,8) 0,2 нд

- Мониторинг 5,8 (0,7) 5,7 (0,7) 5,8 (0,7) -1,1 нд

- Обсуждение проблем 5,8 (1,2) 5,9 (1,1) 5,7 (1,2) 1,5 нд

Примечание: SDQ - опросник «Сильные стороны и трудности», ЕСВ1 - опросник детского поведения Ш. Эйберг, КПП - комплексный показатель поведенческих проблем, РР1 - Интервью о практике воспитания

Связь проблем поведения с психосоциальными показателями. Все показатели поведенческих проблем были достоверно выше у мальчиков (см. табл. 1). Комплексный показатель поведенческих проблем (КПП) отрицательно коррелировал со здоровьем ребенка (г=-0,18, р<0,001), сплоченностью семьи (г=-0,14, р=0,009) и профессиональным статусом матери (г=-0,13, р=0,015) и не был связан с возрастом ребенка, размером, составом и типом семьи, возрастом, образованием родителей и профессиональным статусом отца. Регрессионным анализом установлено, что здоровье ребенка ф= -0,19, р<0,001; Г2=4,1%), его пол ф=-0,18, р=0,001; Г2=3,1%), профессиональный статус матери на ф=-0,12, р=0,018; Г2=1,7%) и сплоченность семьи ф=-0,10, р=0,047; Г2=1%) вносили достоверный независимый вклад, в целом объясняя 9,9% разнообразия комплексного показателя поведенческих проблем.

Взаимосвязи между воспитательными методами, проблемами поведения детей и тревогой/депрессией матери. Из

таблицы 2 видно, что уровень поведенческих проблем детей и выраженность тревоги/депрессии матери были взаимосвязаны и положительно коррелировали со всеми методами дисциплинирования (сильнее всего - с непоследовательной дисциплиной). С позитивными методами воспитания уровень поведенческих проблем и тревоги/депрессии были связаны слабее, при этом корреляции с поощрением и мониторингом были отрицательными. С обсуждением проблем их уровень коррелировал положительно, но слабо.

Далее мы провели серию регрессионных анализов для уточнения вклада различных факторов в комплексный показатель поведенческих проблем. Вначале проверили простую модель, где предикторами выступали методы воспитания. Анализ продемонстрировал, что значимыми предикторами поведенческих проблем были непоследовательная дисциплина ф=0,54; р<0,001), адекватные наказания ф=0,18;

Таблица 2 Взаимосвязи основных показателей исследования

КПП Тревога/ депрессия

Физические наказания 0,35*** 0,18***

Адекватные наказания 0,38*** 0,15**

Непоследовательная дисциплина 0,60*** 0,37***

Поощрения -0,14** -0,09

Мониторинг -0,14** -0,13*

Обсуждение проблем 0,10* 0,01

Тревога и депрессия 0,39*** -

Примечание: КПП - комплексный показатель поведенческих проблем. * р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001

р<0,001) и обсуждение проблем ф=0,10; р=0,014), объяснявшие 41% разнообразия КПП; наибольший вклад вносила непоследовательная дисциплина, объяснявшая 37% разнообразия КПП.

Затем исследовали модель, где предикторами служили тревога/депрессия и методы воспитания. Сама по себе тревога/ депрессия объясняла 15% разнообразия КПП ф=0,38; р<0,001), однако при учете значимых воспитательных методов (непоследовательной дисциплины, адекватных наказаний и обсуждения проблем), ее вклад стал значительно меньше (2,9% разнообразия; в=0,18; р<0,001). При этом прогностическая значимость всей модели, включающей в себя тревогу/депрессию и воспитательные методы, составила 43,9%. Следовательно, связь тревоги/депрессии с уровнем поведенческих проблем при учете методов воспитания уменьшается вдвое.

это позволяет полагать, что воспитательные методы опосредуют влияние тревоги/депрессии матери на поведенческие проблемы детей. Тест Собеля показал, что медиатором связи между уровнем тревоги/депрессии и комплексным показателем

поведенческих проблем была непоследовательная дисциплина, t=6,7, р<0,001; адекватные наказания не оказывали опосредующего влияния (р>0,9). Проверка полной модели, включающей в себя тревогу/депрессию, воспитательные методы и социальные факторы (пол и здоровье ребенка, доход и сплоченность семьи, образование и профессиональный статус матери), установила, что социальные факторы не вносят значимого вклада в уровень поведенческих проблем.

обсуждение

Проведенное исследование семей с детьми от 2 до 9 лет из разных социально-экономических слоев городского населения ставило целью проверить гипотезу о том, что методы воспитания опосредуют влияние тревоги и депрессии матери на развитие проблем поведения. Мы обнаружили корреляции между тремя изученными характеристиками: уровнем поведенческих проблем у детей, выраженностью тревоги/ депрессии у матери и методами воспитания, причем четко вырисовалась триада с самыми сильными взаимосвязями: поведенческие проблемы, тревога/депрессия и непоследовательная дисциплина. С помощью регрессионного анализа выявлено, что: 1) сама по себе тревога/депрессия матери объясняет 15% разнообразия поведенческих проблем у детей; 2) сами по себе методы воспитания объясняют 41% разнообразия поведенческих проблем (в основном за счет непоследовательной дисциплины); 3) совместно методы воспитания и тревога/депрессия матери объясняют 44% разнообразия поведенческих проблем, при этом вклад тревоги/депрессии падает до 3%, а сила связи с показателем поведенческих проблем уменьшается в 2 раза; 4) социальные факторы не вносят достоверного вклада в уровень поведенческих проблем при учете тревоги/депрессии и методов воспитания. Дальнейший анализ уточнил, что связь между выраженностью тревоги/

депрессии у матери и уровнем поведенческих проблем у детей опосредуется непоследовательной дисциплиной.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась; кроме того, установлено, что влияние тревоги и депрессии матери на поведение детей частично реализуется через непоследовательную дисциплину. Известные из литературы причинные факторы поведенческих проблем - физические наказания, недостаток надзора и поощрений [17], определенные при помощи «Интервью о практике воспитания», - не оказывали опосредующего действия, хотя и были связаны с уровнем поведенческих проблем и выраженностью тревоги и депрессии ожидаемым образом. Так, например, в лонгитюдном исследовании новозеландских детей непоследовательная дисциплина в сочетании с нестрогостью родителей была прогностическим фактором развития поведенческих проблем [9].

Сходные результаты получили Barry T.D. с коллегами в исследовании мальчиков 9-12 лет из США с помощью материнских опросников, отличных от наших [6]. Методы воспитания оценивали с помощью опросника Alabama Parenting Questionnaire по пяти шкалам: совместное времяпрепровождение, мониторинг, непоследовательная дисциплина, физические наказания и поощрения. Из них только непоследовательная дисциплина опосредовала связь между тревогой и депрессией матери и агрессивным поведением ребенка. В отличие от нашего исследования, достаток семьи оставался значимым предиктором поведенческих проблем мальчиков даже при учете всех остальных переменных [6]. Меньшая значимость социально-экономического положения семьи для психического здоровья детей в России по сравнению с другими странами отмечена ранее [11] и может быть обусловлена особенностью культуры или этапом развития общества. Сходство основных результатов нашего исследования с исследованием Barry T.D. с коллегами [6] говорит о том, что полу-

ченные нами данные не являются статистическим артефактом и обнаруженный механизм негативного влияния тревоги и депрессии мам на поведение детей через непоследовательную дисциплину может иметь универсальный характер.

Шкала непоследовательной дисциплины «Интервью о практике воспитания» включает в себя крик матери в случае плохого поведения ребенка, игнорирование непослушания, отсутствие обещанного наказания и его зависимость от настроения матери. Полученные результаты говорят о том, что тревожно-депрессивные матери чаще прибегают к крикам, чаще не выполняют обещания наказать или вообще никак не наказывают ребенка за плохое поведение, и именно эта воспитательная тенденция увеличивает риск развития проблем поведения у детей.

Исследованная модель не учитывает, что проблемы поведения детей провоцируют определенные методы воспитания [16] и расстраивают родителей сами по себе. В реальной жизни проблемы поведения, неверные методы воспитания и родительский стресс замкнуты в порочный круг [6], постоянно потенцируя друг друга. По-видимому, поэтому программы вмешательства, улучшающие воспитательные навыки родителей, уменьшают и выраженность проблем поведения и тревожно-депрессивные симптомы матерей, вмешиваясь в этот патогенетический цикл, особенное место в котором занимает непоследовательная дисциплина.

Заключение

Самым важным результатом проведенного исследования является установление следующего факта. Хорошо изученное негативное влияние тревоги и депрессии матери на поведение ребенка частично осуществляется через непоследовательную дисциплину, а не через какие-либо другие факторы воспитания (например, физические наказания). Это означает, что усилия

специалистов, работающих с такими семьями, следует в первую очередь направить на обучение родителей методам последовательного дисциплинирования детей. Дальнейшие исследования эффективности вмешательств могут проверить полученные нами результаты.

Авторы благодарны всем участникам исследования. Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 11-06-00517а.

Литература

1. Варшал А.В., Слободская Е.Р. «Интервью о практике воспитания» для родителей и его связь с проблемами поведения у детей // Психиатрия (в печати)

2. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия: практическое руководство. - М.: Триада-X,

2008. - 350 с.

3. Колесников В.Н. Стандартизация опросника детского поведения Ш. Эйберг // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. - 2008.

- № 1. - С. 5-20.

4. Менделевич Б.Д. Региональные особенности заболеваемости психическими расстройствами детей в Российской Федерации // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. - 2010. - № 7. - С. 48-52.

5. Слободская Е.Р., Ахметова О.А., Кузнецова В.Б., Рябиченко Т.И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. - 2008. - № 1.

- С. 16-23.

6. Barry T.D., Dunlap S.T., Lochman J.E., Wells K.C. Inconsistent discipline as a mediator between maternal distress and agression in boys // Child & Family Behavior Therapy. -

2009. - Vol. 31. - N 1. - P. 1-19.

7. Brennan P.A., Hammen C., Anderson M.J., Bor W., Najman J.M., Williams G.M. Chronicity, severity, and timing of maternal depressive symptoms: Relationships with child outcomes at age 5 // Developmental Psychology. - 2000.

- Vol. 36(6). - P. 759-766.

8. Dadds M.R. Families, children, and the development of dysfunction. - California: Sage Publications, 1995. - 119 p.

9. Feehan M., McGee R., Stanton W.R., Silva P.A. Strict and inconsistent discipline in childhood: consequences for adolescent mental health // British J. of Clinical Psychology. - 1991. - Vol. 30. - P. 325-331.

10. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // J. Amer. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. - 2001. - Vol. 40. - P. 13371345.

11. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. - 2005. - Vol. 14. - P. 28-33.

12. Huntsman L. Parents with mental health issues: Consequences for children and effectiveness of interventions designed to assist children and their families. Literature review. - Ashfield: NSW Department of Community Services, 2008. - 53 p.

13. Kim-Cohen J., Moffitt T.E., Taylor A., Pawlby S.J., & Caspi A. Maternal depression and children's problem behavior: Nature and nurture effects // Archives of General Psychiatry. - 2005. - Vol. 62. - P. 173-181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. McGuffin P., Rijsdijk F., Andrew M., Sham P., Katz R., Cardno A. The heritability of bipolar affective disorder and the genetic relationship to unipolar depression // Archives of General Psychiatry. - 2003. - Vol. 60. - P. 497-502.

15. Miller L., Warner V., Wickramaratne P., Weissman M. Self-esteem and depression: Ten year follow-up of mothers and offspring // J. of Affective Disorders. - 1999. - Vol. 52. - P. 41-49.

16. Moffitt T.E. The new look of behavioral genetics in developmental psychopathology: Gene-environment interplay in antisocial behaviors // Psychological Bulletin. - 2005. -Vol. 131. - N 4. - P. 533-554.

17. Scott S. Fortnightly review: Aggressive behaviour in childhood // Big Medicine J. -1998. - N 316. - P. 202-206.

18. Tebes J.K., Kaufinan J.S., Adnopoz J., Racusin G. Resilience and family psychosocial processes among children of parents with serious mental disorders // J. of Child and Family Studies. - 2001. - N 10. - P. 115136.

19. Webster-Stratton C. Training for parents of young children with conduct problems: Content, methods, and therapeutic processes / In: Handbook of Parent Training. - 1998. - P. 98-152.

20. World Health Organization A user's guide to the Self Reporting Questionnaire (SRQ). -Geneva, 1994. - 81 p.

21. Eyberg Child Behavior Inventory: [Электронный ресурс]. URL: http://vinst.umdnj.edu/ VAID/TestReport.asp?Code=ECBI (дата обращения: 14.10.2010).

the development of problem behavior in children:

AN EMpiRicAL study A.V. VARSHAL, E.R. SLOBODSKAYA FGBU «Scientific Research Institute of Physiology», SB RAMS, Novosibirsk

The study tested the hypothesis that mothers with high levels of anxiety and depression educate their children so that they are developing and/or behavioral problems are compounded. The sample consisted of 388 children 2-9 years and their main carers. Mothers and tutors filled out questionnaires on socioeconomic status families, their own anxiety and depression, child behavior problems and methods of education. Inconsistent discipline mediated the relationship between maternal anxiety and depression, taking into account other factors of problem behaviors of children. The results can improve the quality of care «problem» families.

Keywords: behavior problems, children, anxiety, depression, parenting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.