Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ / КОГОРТНЫЙ АНАЛИЗ / ПОДРОСТКОВЫЙ И РАННЕ-ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швец Ф.А.

В статье представлен когортный анализ оценки собственной взрослости школьников 80-х гг. XX века и их сверстников 10-х гг. XXI века. Установлен факт его снижения у школьников 10-х гг. XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

конфликтологов, 1997, №7.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /К.Н. Поливанова //- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184с.

5. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет / Прихожан А.М., Толстых Н.Н. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М. : МГППУ, 2011. - 297 с.

6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

Швец Ф.А.

Чувство взрослости у современных российских подростков: на основе сравнения с исследованиями 80х годов ХХ века

ст преподаватель кафедра психологии образования Дальневосточный федеральный университет

Школа педагогики Россия, г. Уссурийск ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Аннотация: в статье представлен когортный анализ оценки собственной взрослости школьников 80-х гг. XX века и их сверстников 10-х гг. XXI века. Установлен факт его снижения у школьников 10-х гг. XXI века.

Ключевые слова: оценка собственной взрослости, когортный анализ, подростковый и ранне-юношеский возраст, возрастно-статусное самосознание.

С конца прошлого столетия учёные мира стали говорить о глобальных изменениях в обществе [3], «исчезновении детства», «креолизации социального» [4]. С момента переломных исторических событий 90-х гг. наша страна, по выражению Ю.М. Лотмана, оказалась в ситуации «культурного взрыва». Отечественные учёные указывают на новую социальную ситуацию развития общества и нарастающем кризисе детства

[7].

Такие изменения не могли не отразиться на самосознании подростков. Согласно ряду исследований, в настоящее время наблюдается рост инфантилизма современных подростков и их нежелание взрослеть. Такие выводы, в частности, делает В.В. Абраменкова [1]. На основании эмпирических данных, автор пишет следующее: «в условиях современной России всё чаще наблюдается нежелание детей становиться взрослыми» [1, с. 102]. В.В. Терещенко отмечает, что сегодня мы наблюдаем нарастание таких негативных тенденций в подростковой среде, как инфантилизм, социальная апатия, агрессия [5].

В силу этого, нам представилось актуальным проведение сравнительного анализа оценки собственной взрослости у школьников 80-х гг. XX века и у их сверстников в новых исторических условиях, 10-х гг. XXI века.

Одним из решений данной проблемы является проведение когортных исследований, направленных на сравнение различных новообразований подросткового возраста в разных поколениях. «Демографическая когорта» -совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло определенное демографическое событие. Согласно А.В. Толстых [6], поколение соответствует интервалу между средним возрастом родителей и их детей. В современной России, как отмечает автор, он составляет 27 лет.

Цель исследования - проведение сравнительного анализа оценки собственной взрослости у школьников 80-х гг. XX века и у их сверстников в новых исторических условиях,10-х гг. XXI века.

Объект исследования - оценка собственной взрослости на этапе перехода от детства к взрослости.

Предмет - сравнительный анализ оценки собственной взрослости на этапе перехода от детства у школьников двух поколений.

Гипотеза наша состояла в том, что у современных школьников (учащихся 8-х - 11 классов 2014 г.) индекс оценки собственной взрослости значимо ниже, чем у их сверстников (учащихся 7-х - 10-х классов) в 1989 г.

Исследование проводилось (и в 1989 г., и в 2014 г.) на базе одной и той же школы рабочего посёлка Приморского края. В 1989 г. число опрошенных школьников было 233 человека. В 2014 г. - 120 человек. Общее число - 353 человека.

Оценка собственной взрослости осуществлялось при помощи модифицированной методики Будасси [2]. Испытуемым был представлен набор слов, обозначающих различные личностные качества и, с помощью них, было предложено составить портрет взрослого человека. После того, как данная работа выполнялась, школьникам предлагалось следующее задание - подчеркнуть в «портрете» те качества, которые они наблюдали у себя.

Индекс оценки собственной взрослости определялся путём расчета отношения «своих» качеств к качествам «взрослого». Для проведения сравнительного анализа оценки собственной взрослости у школьников двух поколений сначала вычислялись средние значения индексов оценки собственной взрослости по каждому классу внутри каждой когорты и их общий показатель. Далее, проводилось сравнение между когортами данных, полученных при анализе каждой когорты отдельно. Значимость различий между данными каждой когорты определялись с помощью критерия Манна-Уитни. Расчёты проводились на ПК с использованием программы статистической обработки SPSS.16. С помощью данной программы были повторно обработаны и результаты исследования 1989 г.

В результате проверки гипотезы, были получены следующие данные.

Сравнение индексов оценки собственной взрослости по каждому классу в разных поколениях выявило, что в 8-м и 11-м классах 2014 г. индексы оценки собственной взрослости значимо ниже, чем в соответствующих классах 1989 г.: 7-м и 10-м. В то же время, они одинаковы в 8/9 классах и незначительно отличается в 9/10 классах. Общий средний показатель оценки собственной взрослости в 2014 г. значимо ниже, чем в 1989 г.

Таким образом, оценка собственной взрослости у школьников 2014 г. значимо ниже, чем у их сверстников в 1989 г.. и, наиболее четко это различие проявилось на границах перехода от детства к взрослости (на нижней и на верхней).

На основании проведенного исследования мы можем сделать некоторые выводы.

Наше исследование показало, что оценка собственной взрослости у школьников 1989 г. выражена значимо выше, чем 2014 г. Причем, когортные различия в этом наиболее четко проступают на границах перехода от детства к взрослости.

Самым простым объяснением этого результата может быть предположение о росте инфантильности современных подростков. Однако, обнаруженный нами факт может быть также и результатом более адекватной самооценки своей взрослости у современных подростков, имеющих дело с более сложным образом российского взрослого, живущего в более неопределенную и динамичную эпоху по сравнению с советскими взрослыми конца 80 - х.

Еще одной причиной, возможно, является и наблюдаемая в настоящее время и отражённая в исследованиях ситуация продолжающегося процесса размывания границ между взрослыми и детскими мирами, о которой, в частности говорится в работе К.Н. Поливановой. Опираясь на исследования американских авторов, Н.К. Поливанова [4] пишет об этом следующее: «Детство было заповедным садом, отделенным от жизни высокой стеной родительской опеки и защиты. Такая изолированность далее невозможна: масс-медия и, конечно же, интернет разрушили стены этого заповедного сада. Культурные секреты взрослости (Н. Постман) открылись детям» [4]. Таким образом, возможно, подросткам всё тяжелее составить непротиворечивый образ взрослого человека и, соответственно, сложнее идентифицировать себя с каким-то одним возрастом.

Размывание границ между взрослыми и детскими мирами непосредственно связано с ещё одним наблюдаемым и отражённым в источниках явлением - исторической ситуацией удлинения и кризиса детства, связанной с переменами в обществе. Согласно Д.Б. Эльконину [8], с развитием истории общества, период детства удлиняется. Согласно Б.Д. Эльконину [7], в истории детства есть периоды, для которых характерна утрата форм участия детей и взрослых в жизни друг друга. Такими периодами являются ситуации исторического кризиса детства.

Исходя из этого, можно предположить, что, в условиях перехода к

информационному обществу, полученные нами данные свидетельствуют о наблюдаемой исторической ситуацией удлинения и кризиса детства.

Факт наиболее чётких когортных различий на границах перехода от детства к взрослости может свидетельствовать о более плавном характере перехода от одного возрастного статуса к другому в связи с ситуацией удлинения детства.

Проблема изучения оценки собственной взрослости в новых исторических условиях непосредственно связана с вопросом конструктивного, благополучного протекания подросткового возраста. Мы предполагаем, что исследование её с помощью понятия возрастно-статусного самосознания, включающего различные возрастные статусы, позволит более точно определить возрастную идентификацию подростков.

Использованные источники:

1. Абраменкова, В.В. Факторы влияния на становление детской картины мира современного школьника в процессе взросления /В.В. Абраменкова // Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века / под ред. О.В. Лишина. М. , Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. - 304 с.

2. Будасси, С. А. Самооценка личности / С.А. Будасса // Практические занятия по психологии / Под ред. акад. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1972. С. 30—37.

3. Обухова, Л.Ф. Современный ребёнок: шаги к пониманию / Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 5 -18.

4. Поливанова, К.Н. Практики развития: взросление в современном мире / К. Н. Пливанова - http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/scool

5. Терещенко, В.В. Теоретико - методологические основы личностного развития и взросления современного подростка /В.В. Терещенко // Психология обучения. 2010. № 11. С. 55 - 63.

6. Толстых, А.В. Опыт конктертно-исторической психологии личности / А.В. Толстых - СПб. , «Алетейя», 2000.

7. Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования детского развития /Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 8 - 13.

8. Эльконин, Д.Б. История детства /Б.Д. Эльконин // Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.