Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROBLEM ASSESSING PERSONAL RESULTS / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайдаш Д.Н., Матвеев Е.В.

В статье рассматривается проблема оценки личностных результатов обучающихся начального общего образования. Исследованы теоретические и практические подходы оценки личностных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайдаш Д.Н., Матвеев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASSESSING PERSONAL RESULTS OF STUDENTS IN PRIMARY GENERAL EDUCATION

This article discusses the problem assessing personal results of students primary education. Researched theoretical and practical sides assessing personal results.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371

Кайдаш Д.Н. студент магистратуры 2 курса

Матвеев Е.В. студент магистратуры 2 курса Воронежский государственный педагогический университет научный руководитель: Чудинский Р.М., доктор педагогических

наук

Россия, г. Воронеж ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблема оценки личностных результатов обучающихся начального общего образования. Исследованы теоретические и практические подходы оценки личностных результатов.

Ключевые слова: Проблема оценки личностных результатов, начальное образование.

Kaidash D.N.

Matveev E. V.

Master students, 2 course Voronezh state pedagogical University

Russia, Voronezh Supervisor: Chudinski R.M.

Doctor of Education

PROBLEM ASSESSING PERSONAL RESULTS OF STUDENTS IN PRIMARY GENERAL EDUCATION

Abstract: This article discusses the problem assessing personal results of students primary education. Researched theoretical and practical sides assessing personal results.

Key words: Problem assessing personal results, primary education.

В настоящее время проблема оценки личностных результатов обучающихся на уровне начального общего образования определяется тем, что переход нашей страны к инновационному развитию невозможен без перестройки системы образования, поиска новых стратегий педагогической деятельности, что стимулирует интерес к использованию разнообразных педагогических средств и современных технологий на всех этапах школьного образования.

Система общего образования призвана подготовить современного компетентного выпускника школы, способного жить, трудиться и

непрестанно образовываться в современных условиях. Этому процессу способствуют реформы в образовании и переход на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на этом уровне осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации учениками своей деятельности - умения ставить перед собой цели, следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учеб -ном процессе, что предъявляет особые требования к оценочной деятельности педагога [2].

Планируемые результаты рассматриваются как основа образовательной программы начального образования и являются, по сути, системой ведущих целевых установок, а также ожидаемых результатов освоения содержательной основы образовательной программы. Следует подчеркнуть, что планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В планируемых результатах в особые разделы выделяются предметные, метапредметные и личностные результаты, достижение последних при этом обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Проблемы оценивания личностных результатов обучающихся на разных уровнях общего образования посвящены труды таких авторов как Л. С. Выготский [5], Б. Г. Ананьев [3], Е. И. Перовский [11], и др. В свою очередь, Е. Д. Божович [4], Н. Ф. Талызина [12] и др. посвятили свои исследования проблемам формирования контрольно-оценочной деятельности и т.д.

В последние годы появились методические разработки педагогов-практиков по интересующей нас проблематике: Г. Р. Ломакиной [10], Е. В. Фоминовой [13], А. В. Ильиной, Ю. Ю. Барановой [8] и др. о методических аспектах введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; О. А. Карабановой [9] об оценке личностных результатов обучения, Е. В. Зволейко [7] о способах оценки личностных планируемых результатов освоения основной образовательной программе начального общего образования, И. В. Глуховой о безотметочном оценивании знаний учащихся [6] и др.

Таким образом, проведенный анализ теоретических и практических подходов к оценке личностных результатов обучающихся на уровне начального общего образования позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования на уровне начального образования основ умения учиться и способности к организации учениками своей учебной

деятельности и существующей на практике традиционной системой оценивания, которая не всегда дает полноценную возможность для формирования у учащегося оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной, часто имеет травмирующий характер.

Решение выявленных противоречий определяет актуальность разработки и апробации системы более эффективных и объективных способов оценивания результатов обучения, в том числе с использованием средств информационных технологий для оценки личностных результатов обучающихся на уровне начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [2] устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Личностные результаты обучающихся на ступени начального образования включают достижение:

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию,

• сформированности мотивации к обучению и познанию,

• ценностно-смысловых установок, которые отражают

индивидуально-личностные позиции обучающихся, а также

социальные компетенции и личностные качества;

• сформированности основ гражданской идентичности [2].

Таким образом, Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования предлагает такое понимание результатов, которые прямо связаны с направлениями личностного развития и которые должны формироваться на основе их учебной самостоятельности (умения учиться).

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяются основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. К основным результатам начального общего образования относятся результаты:

• формирования универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, которые обеспечивают продолжение образования в основной школе;

• воспитания основ умения учиться, т.е. формирования способностей учащихся к самоорганизации для достижения цели - решение учебно-познавательных и учебно-практических задач;

• индивидуального прогресса в таких сферах развития личности, как мотивационно-смысловая, познавательная, эмоциональная и волевая сферы; а также в сфере саморегуляции [2].

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Следует подчеркнуть, что личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, в том числе, внеурочной деятельности. Кроме того, нужно учитывать также, что на персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой влияют на решение о возможности продолжения обучения на следующем уровне общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты [8, с. 121].

Личностные результаты выпускников начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2] не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов осуществляется в процессе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, специалистами, которые обладают необходимой компетенцией в сфере психолого -педагогической диагностики развития личности. Еще одним методом оценки личностных результатов может быть оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, которое способствует формированию у детей культуры мышления, логики, анализа, обобщения, систематизации, классификации и т. д. [9]

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в такие основные блоки как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание [9].

Оценка, рассматриваемая в качестве средства обеспечения качества образования, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка, основанная на единой критериальной основе, предоставляет возможность ученикам осваивать эффективные средства управления собственной учебной деятельностью.

Еще одной особенностью современной системы оценки является уровневый подход к планируемым результатам. Достижение планируемого уровня фиксирует учебный успех ученика, выполнение им требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7, с. 67]. Такой подход дает возможность поощрять продвижение учеников, строить индивидуальную траекторию движения с учетом задач ближайшего развития.

Таким образом, система оценки, которая отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выполняет функции обратной связи и призвана ориентировать образовательный процесс на формирование и достижение обучающимся планируемых результатов.

Основными требованиями к процедуре оценки всех результатов обучения на уровне начального общего образования являются: критериальный подход (критериями являются планируемые результаты освоения образовательной программы); системно-деятельностный подход, который проявляется в способности к выполнению учебно-практических задач; уровневый подход (оценки динамики образовательных достижений детей); применение не только стандартизированных форм оценки, но и проектов, практических и творческих работ, самоанализа, самооценки и пр.

Использованные источники:

14.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/.

15.Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). С изм. и доп. от 31.12.2015. - URL: http ://base.garant.ru/197127/53f89421 bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

16.Ананьев Б. Г. Вопросы детской психологии / Б. Г. Ананьев. - URL: https ://poisk-ru.ru/s27567t8.html.

17.Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - Воронеж, 2005. - 172 с.

18.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.

19.Глухова И. В. Безотметочное оценивание знаний учащихся / И. В. Глухова // Концепт. - 2012. - №. 12 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezotmetochnoe-otsenivanie-znaniy-uchaschihsya.

20.Зволейко Е. В. Способы оценки личностных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального об-щего образования для обучающихся с задержкой психического развития / Е. В. Зволейко // Специальное образование. - 2015. - № 2. - С. 63-76.

21.Ильина А. В., Баранова Ю. Ю. Кадровое и методическое обеспече -ние введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - №. 1 (6). -С. 120-124.

22.Карабанова О. А. Об оценке личностных результатов обучения / О. А. Карабанова. - URL: www.gosbook.ru/document/65824/65859/preview.

23. Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практи-ческого применения / Г. Р. Ломакиной // Известия высших учебных заведе-ний. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 2-10.

24.Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. - М.: Психология, 2004. - 567 с.

25.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2010. - 288 с.

26.Фоминова Е. В. Прогнозирование и планирование результатов де-ятельности учащихся и их оценивание в начальной школе / Е. В. Фоминовой // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 1. - C. 9-11.

УДК 376

Щукина А.Ю. студент магистратуры 1 курса Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет»

Россия, г. Воронеж СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования познавательного интереса обучающихся на уроках географии

Ключевые слова: познавательный интерес, заинтересованность, любопытство, любознательность

Shchukina А. Yu., 1st year master's student, Federal state budgetary educational institution of higher education "Voronezh state pedagogical

University", Russia, Voronezh MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF INFORMATIVE INTEREST OF STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS Abstract: the article discusses the features of the formation of cognitive interest of students in geography lessons

Key words: cognitive interest, interest, curiosity, curiosity

В настоящее время особо остро стоит вопрос развития познавательного интереса у школьников. Исходя из этого, основной задачей современного учителя стоит модернизация учебного процесса, который должен быть направлен на совершенствование знаний и умение применять их на практике. Результатом решения задачи является познавательная активность учеников, где одним из основных механизмов ее работы представляет познавательный интерес.

Основу теоретического и методологического обоснования вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.