Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
В. ХАСАНОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сургутского государственного педагогического университета
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Оценка компонентов трудового потенциала представляет собой особую сложность, обусловленную разногласиями исследователей по поводу понятия и компонентов трудового потенциала. В то же время, потребность в такой оценке необходима, прежде всего, для повышения эффективности использования трудового потенциала и своевременной корректировки требований к его компонентам.
Ключевые слова; трудовой потенциал, компоненты и показатели, оценка трудового потенциала.
Формирование теоретико-методологических основ категории «трудовой потенциал» и выявление ее социально-экономического содержания происходило в 1970-1980 гг. прошлого века в соответствии с закономерностями развития общества, производительных сил и производственных отношений.
Сущность трудового потенциала общества как экономической категории можно охарактеризовать как «запасы труда»; способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития; потенциальную трудовую дееспособность общества, его ресурсы труда; максимально возможную меру труда, которым обладает общество, и др.
Эти подходы отражают существующую социально-экономическую ситуацию в стране. Первоначально содержание понятия «трудовой потенциал» опиралось на категорию «трудоспособное население». Трудовой потенциал трактовался как интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которая определяет возможности человека, различных групп работников, трудоспособного населения в целом по участию в общественнополезной деятельности. При определении качественных характеристик трудового потенциала мы будем исходить из определения Ф.Энгельса, который, рассматривая качество населения, связывает его со «способностью использовать имеющиеся средства производства»1.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 170-176.
Согласно же современной концепции «трудовой потенциал представляет собой многоаспектную и многоуровневую категорию, вбирающую в себя структурные и мотивационные аспекты»2. Так, рассматривая человеческий потенциал, И.В. Соболева определяет трудовой потенциал человека понятием «производительные способности человека», а трудовой потенциал общества как «общественную комбинацию тех личностных свойств, способностей, знаний, навыков людей, которые они применяют или могут применять в общественном производстве на данном этапе его развития»3.
По мнению И.В. Соболевой, трудовой потенциал представляет собой лишь одну из подсистем более объемной категории - человеческий потенциал. «Человеческий потенциал экономики можно характеризовать как накопленный населением запас физического, нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей»4. «Статистический аспект отличия трудового потенциала от человеческого потенциала состоит в том, что носителями первого являются только трудоспособные граждане, в то время как второго - все население станы, в том числе и за пределами трудоспособного возраста»... «сфера реализации трудового потенциала ограничена производством материальных и нематериальных благ и услуг, т.е. трудовой деятельностью. В отличие от него человеческий потенциал реализуется в разнообразных видах деятельности, связанных не только с трудом, но и с проведением досуга, с межличностными отношениями, а также в сфере потребления. В экономической теории человеческий потенциал подлежит рассмотрению не во всем многообразии его характеристик, но лишь в той мере, в которой его развитие и реализация определяют социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов. Поэтому в фокус внимания попадают сфера трудовой деятельности и сфера потребления. Сферы реализации человеческого потенциала выступают одновременно сферами производства трудового потенциала5. Практически всеми современными исследователями признается, что трудовой потенциал является сложным и многоструктурным социально-экономическим образованием6.
2 Маслова И.С. Трудовой потенциал советского общества. Вопросы теории и методологии исследования. М.: ИЭ АН СССР, 1987.
3 Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. С. 11.
4 Там же. С. 12 -13, 202.
5 Там же.
6 Бреев Б.Д. Использование трудового потенциала России в условиях перехода к рыночной экономике // Общество и экономика. 1999. №12. С. 100-105; Иванов Н.А. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Н.А. Иванов, Ю.Г. Одегов, К.Л. Андреев.
Учеными санкт-петербургской социологической школы (Шкара-тан О.И., Стакановой О.В., Филипповой О.В.) была предложена концепция трехзвенного состава трудового потенциала, которыми выделены следующие компоненты трудового потенциала:
- психофизиологический, включивший в себя показатели состояния здоровья, типа нервной системы, работоспособности и выносливости;
- производственно-квалификационный, связанный с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, степенью развития способностей к систематическому труду, умению продуктивно работать и т.д.:
- личностный, отражающий степень социальной зрелости, целостной ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, желание и готовность трудиться добросовестно и с полной отдачей.
Н. Римашевская, рассматривая качественные характеристики человеческого потенциала, выделяет индикаторы трудового потенциала общества, а именно профессионально-образовательные ресурсы и интеллектуальный потенциал, «как основу творческой и инновационной деятельности, формирующейся в недрах развития науки и той части общества,
7
которая занята научным трудом» .
В Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН разработана методика измерения и оценки качества трудового потенциала, обобщающим индикатором которого является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства.
Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств:
- энергетический потенциал, или способность к труду, включающий психофизический (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциалы (когнитивный и творческий);
- социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативными возможностями (коммуникативность и культурный уровень) и социальной активностью (нравственный уровень, потребность в достижении).
Саратов: Сарат. гос. университет, 1988. С. 253; Одегов Ю.Г. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования / Ю.Г. Одегов, В.Б. Бычин, К.Л. Андреев; под ред. Н.А. Иванова. Саратов: Сарат. ун-т, 1991. С. 172; Скаржинский М.И. Трудовой потенциал социалистического общества. / М.И. Скаржинский, И.Ю Баландин, А.И. Тяжов. М.: Экономика, 1987. С. 101.
7 Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России. http:// spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm
Таким образом, обобщающим показателем качества, характеризующим производительную силу работника, является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях данного производства. Формирование социальной дееспособности происходит по двум направлениям. Первая группа свойств характеризует энергетические возможности человека: психофизиологический, составляющими которого является физическое и психическое здоровье, и интеллектуальный потенциал - уровень общих и профессиональных знаний, а также творческие способности. Вторая группа свойств характеризует его как субъекта общественных отношений, осуществляющего свои трудовые функции в рамках коллектива и общества: коммуникативный потенциал, т.е. коммуникабельность, культурный уровень и социальная активность, т.е. нравственный и культурный уровень личности.
С помощью специальных процедур сбора информации и алгоритмов расчета выявляется ряд индикаторов качества трудового потенциала, в том числе - «здоровье», «творческий потенциал», «трудовая активность».
«Здоровье» - интегрированный показатель полного физического, психического и социального состояния человека. По мнению ВОЗ, в медикосанитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Классическое определение здоровья было сформулировано в Уставе Всемирной организации здравоохранения в 1946 г. Согласно ему, «Здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия»8. Данная формулировка позволяет отойти от понятия здоровья только как набора физиологических характеристик организма и дает возможность перейти к связи здоровья как психофизиологического континуума с активной деятельностью человека, поскольку понятие «социальное благополучие» связано с реализацией человеком той или иной общественной активности.
Традиционными показателями здоровья населения, используемыми экспертами ООН для расчетов индексов человеческого развития и оценки достижений в охране здоровья, являются: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении, показатели уровня младенческой и материнской смертности9.
8 Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения. 2006. http://www.who. т^оуетапсе/еЬ/сошИиИоп/ги/.
9 Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие. Под ред. А.А. Сагра-дова. М.: МАКС Пресс, 2002.
Например, Е.М. Андреев развивает представление о здоровье и его связи с социально-экономическими факторами. Согласно предложенному подходу, здоровье определяется как «способность человека выполнять социальные роли, связанные с различными видами его экономической, демографической и общественной активности, а также через «совокупность ограничений и специфических потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни индивида»10. Е.М. Андреев предложил ряд новых показателей: продолжительность жизни в активном состоянии, продолжительность жизни с учетом заболеваемости и продолжительность жизни с учетом инвалидности11. Такое определение акцентирует внимание на связи между здоровьем человека как соматическим статусом и его активной деятельностью. Важной задачей становится не только увеличение продолжительности жизни как таковой, но и увеличение продолжительности жизни в активном состоянии, т.е. увеличение капитала здоровья.
Экономическую оценку здоровья следует рассматривать на различных уровнях. Так, если рассматривать ее на уровне общества (макроуровень), то можно говорить о недопроизводстве ВВП вследствие сокращения продолжительности трудовой жизни.
На уровне предприятия (микроуровень), следует отметить потери рабочего времени из-за болезней и травм, дополнительные издержки, связанные с выплатой по больничным листам, издержки, связанные с поиском замены заболевшего работника и т.п., что в свою очередь сказывается на экономических результатах деятельности предприятия.
На уровне домохозяйства также следует говорить о сокращении заработков или доходов от иной деятельности, вследствие временной нетрудоспособности отдельных индивидов.
Для оценки здоровья доступны и могут быть использованы следующие типы показателей:
- самооценка собственного здоровья;
- наличие каких-либо ограничений из-за состояния здоровья;
- наличие каких-либо других функциональных ограничений, например, связанных с самообеспечением в быту ;
- наличие хронических и других заболеваний;
- использование медицинского обслуживания, посещение врачей;
- наличие проблем, таких, как алкоголизм, наркомания и т.п.;
- антропометрические характеристики, характеристики качества питания;
- будущий или ожидаемый летальный исход;
10 Андреев Е.М., Школьников В.М. Продолжительность здоровой жизни // Вопросы статистики. 2002. №11. С. 16.
11 Там же. С. 20.
- интегральные показатели статуса здоровья, построенные на базе объективных показателей с помощью различных формальных методов, например факторного анализа.
Вышеуказанные показатели имеют ряд ограничений как теоретического, так и практического характера, поскольку требуют дорогостоящих специальных исследований. Следует также отметить, что одним из наиболее популярных показателей является самооценка, которая адекватно предсказывает последующие показатели дожития и смертности.
«Творческий потенциал» - следующий интегрированный показатель, характеризующий совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач, созданию чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью и уникальностью, а также к созданию условий на предприятии для проявления этих творческих способностей.
Творческий потенциал организации можно измерить при помощи следующих показателей:
- количество лицензий, патентов, изобретений, торговых марок, промышленных образцов в целом, а также в отношении к:
а) общей численности персонала;
б) численности руководителей, специалистов;
- удельный вес новой продукции в общем объеме продаж (к новой продукции относится продукция, которая освоена и выпускается в течение срока до трех лет; при исчислении данного показателя продукция берется в натуральном выражении по количеству ассортиментных групп);
- количество рационализаторских предложений по улучшению деятельности организации в отношении к численности персонала;
- количество ежегодно реализуемых мероприятий, предусмотренных организационно-техническими планами и программами.
На макроуровне дополнительно к показателям творческого потенциала (см. табл.) необходимо включить показатель «Нобелевская премия», присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или в развитие общества. В табл. 1 нами представлен рейтинг стран по наличию нобелевских лауреатов.
Количество российских Нобелевских премий составляет лишь 3% от общего их числа. На рис. 1. представлено распределение российских Нобелевских премий по областям знаний.
Для оценки и выявления показателя «творческого потенциала» личности разработаны тесты «Оценка уровня творческого потенциала личности»12. По результатам самооценки строится профиль творчес-
12 domovodstvo.fatal.ru/Page/Klass_rukovod/Ankety.../Test17.h
Таблица 1
Количество нобелевских лауреатов, по странам
Страна Период Всего
Советское время (1922-1991гг.) Постсоветское время (с 1992 г.)
Великобритания 72 20 92
Германия 53 12 65
Россия (СССР) 15 5 20
США 182 107 289
Франция 27 7 34
Швеция 21 1 22
Япония 7 11 18
ких качеств и есть возможность определить, к какому типу творческой личности относится тестируемый. Необходимо отметить субъективность такого метода оценки. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что творческий потенциал человека определяет его способность к генерации новых идей, для реализации которых необходим определенный уровень активности, которая в экономической литературе обычно трактуется как предприимчивость. Однако предприимчивость далеко не исчерпывает проявлений активности.
Следующей качественной характеристикой поведения работника как субъекта социально-трудовых отношений является «трудовая активность». Трудовая активность имеет сложное строение и многообразие сторон. Количественная определенность трудовой активности выража-
7
4
0 0 0
□ 1922-1991 гг.
□ с 1992 г.
1 1
0 0 0
Медицина Литература Физика Химия Экономика Премия
мира
Рис. 1. Российские Нобелевские премии по областям знаний
ется в достигнутом уровне производительности труда или объеме выполненной работы в единицу времени13.
Трудовую активность можно изучать на различных уровнях, в зависимости от субъекта деятельности: общество, регион, организация, личность. На уровне предприятия трудовая активность достаточно широко изучена и представляет самостоятельную область исследований. Она может быть охарактеризована рядом показателей, отражающих ее различные аспекты:
- показатели, характеризующие качество и количество выполненной работы;
- показатели использования оборудования, овладение передовыми методами и приемами труда;
- сроки и степень освоения новой технологии, видов продукции;
- соблюдение норм и правил внутреннего распорядка, технологической и трудовой дисциплины;
- участие работников в рационализаторстве, изобретательстве, совершенствовании организации производства и труда и т. д.
К объективным показателям трудовой активности относят следующие показатели: выработка, качество труда, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, т.е. показатели, характеризующие результаты трудовой деятельности и поведения в процессе труда.
К субъективным показателям относят: мотивацию, удовлетворенность; отношение к труду, а также личностную самооценку трудовой активности, реализацию потенциала в труде, то есть показатели, характеризующие установку личности. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает незавершенной, неполной.
Как видим, оценка трудового потенциала представляет собой особую, сложную, обусловленную разногласиями исследователей по поводу определения, как самого понятия, так и характеристики компонентов трудового потенциала проблему. В то же время, потребность в разработке такой комплексной оценки несомненна, прежде всего, для повышения эффективности использования трудового потенциала и своевременной корректировки требований к его составляющим.
13 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., БабынинаЛ.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. Т. 1. М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 760.